ДОГОВОР МЕЖДУ ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ И ТРАНСИОРДАНИЕЙ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В ИЕРУСАЛИМЕ. 20 февраля 1928 года

(извлечение)

На Каирской конференции британских дипломатов в 1921 г. было принято решение о создании на территории Трансиордании зависимого от Англии эмирата (княжества). В 1922 г. Совет Лиги наций утвердил мандат Англии на эту территорию. Договор 1928 г. закреплял зависимое положение Трансиордании от Англии.

Поскольку его британское величество в силу мандата, возложенного на него 24 июля 1922 года, имеет власть на территории, к которой настоящий договор относится;

и поскольку его высочество эмир Трансиорданский установил администрацию в той части подмандатной территории, которая известна как Трансиордания;

и поскольку его британское величество готов признать существование в Трансиордании независимого правительства под руководством... эмира... при условии, что это правительство будет конституционным и сделает для его британского величества возможным выполнение своих международных обязательств в отношении этой территории путем соглашения, имеющего быть заключенным с его высочеством;

посему ныне его британское величество и его высочество... решили заключить соглашение...

Статья 1. ...Эмир соглашается, что его британское величество будет представлено в Трансиордании британским резидентом, действующим по поручению верховного комиссара Трансиордании, и что сношения между его британским величеством и всеми другими державами, с одной стороны, и Трансиорданским правительством, с другой, будут делаться через указанных британского резидента и верховного комиссара...

Текущие расходы гражданского управления и администрации и жалованье и расходы британского резидента и его персонала буду полностью лежать на Трансиордании...

Статья 2. Права законодательства и управления, препорученные его британскому величеству как мандатарию над Палестиной, в той части подмандатной территории, которая известна как Трансиордания, будут осуществляться... эмиром через то конституционное правительство, о котором... говорится в органическом законе Трансиордании и во всяких поправках к нему, сделанных с одобрения его британского величества...

Статья 3. Эмир соглашается, что на время действия настоящего договора в Трансиордании не будут назначаться чиновники иного, чем трансиорданского, гражданства без согласия его британского величества.

Статья 4. ...Эмир соглашается, что будут приняты все необходимые законы, правила или предписания для полного выполнения международных... обязательств его британского величества в отношении Трансиорданской территории...

Статья 5. ...Эмир соглашается руководствоваться советами его британского величества, преподанными через верховного комиссара во всех вопросах, касающихся внешних сношений Трансиордании... Эмир обязуется следовать такой административной, финансовой и фискальной политике, которая могла бы обеспечить устойчивость и надлежащую организацию его правительства и его финансов. Он соглашается информировать его британское величество о предположениях и принятых решениях, могущих дать действенность этому обязательству, и далее соглашается не изменять системы наблюдения над публичными финансами Трансиордании без согласия его британского величества.

Статья 6. (Перечень законов, для издания которых требуется согласие Великобритании: о выпуске кредитных билетов, о дифференциальных пошлинах, о равенстве граждан стран членов Лиги наций с британскими подданными, о престолонаследии, о порядке получения эмиром даров в виде земли или денег, о порядке принятия эмиром суверенитета над другими территориями, о гражданской юрисдикции над иностранцами и об изменении органического закона.)

Статья 7. ...Не будет существовать таможенного барьера между Палестиной и Трансиорданией, а трансиорданский таможенный тариф будет одобрен его британским величеством... Торговля Трансиордании в Палестине будет пользоваться в портах равными льготами с торговлей Палестины.

Статья 8. Поскольку это совместимо с международными обязательствами его британского величества, не будет ставиться препятствий на пути соединения Трансиордании для таможенных или иных целей с теми из арабских соседних государств, которые пожелали бы этого.

Статья 9. ...Эмир обязуется, что он примет и введет в действие всякие разумные предложения, которые его британское величество признает нужными по судебной части для ограждения интересов иностранцев...

Эмир обязуется, что он примет и введет в действие всякие разумные предположения, которые его британское величество признает нужными по судебной части для ограждения закона и суда в отношении вопросов, вытекающих из религиозных верований различных религиозных общин.

Статья 10. Его британское величество может содержать в Трансиордании вооруженные силы и может призывать, организовать и контролировать в Трансиордании те вооруженные силы, которые, по его мнению, необходимы для защиты страны и помощи... эмиру в деле ограждения мира и порядка...

Эмир согласен, что он не будет призывать и содержать в Трансиордании или дозволять призывать или содержать какие-либо военные силы без согласия его британского величества.

Статья 11. ...Эмир признает принцип, что стоимость сил, потребных для защиты Трансиордании, ложится на доходы этой территории. При вступлении в силу этого соглашения Трансиордания будет продолжать нести одну шестую стоимости содержания трансиорданского пограничного корпуса и будет также нести, как только финансовые средства страны позволят, излишек стоимости содержания британских войск, стоящих в Трансиордании... сверх того, во что обошлось бы содержание таких войск, если бы они стояли в Великобритании, и все целиком расходы по содержанию сил, призванных полностью в Трансиордании.

Статья 12. Пока доходы Трансиордании недостаточны для того, чтобы вести обычные расходы по управлению... будут приниматься меры к тому, чтобы поступала субсидия от британского казначейства путем предоставления займа...

Статья 14. ...Эмир согласен следовать совету его британского величества в отношении объявления военного положения во всей Трансиордании или всякой ее части.

Статья 15. Его британское величество будет осуществлять юрисдикцию над всем личным составом вооруженных сил, содержимых или контролируемых его британским величеством в Трансиордании...

Статья 16. ...Эмир обязуется предоставлять во всякое время всякую помощь в смысле передвижения сил его британского величества (включая пользование беспроволочным и проволочным телеграфом и телефоном и право устраивать временные дороги), а также для перевозки топлива, продовольствия, аммуниции и снабжения по дорогам, железным дорогам, водным путям и портам Трансиордании и устройства для них баз.

Статья 17. ...Эмир согласен руководствоваться советами его британского величества по всем вопросам, касающимся предоставления концессий, эксплуатации естественных богатств, сооружения и эксплуатации железных дорог и... займов.

Статья 18. Никакая территория в Трансиордании не будет уступлена или сдана в аренду любой иностранной державе или каким-либо путем поставлена под ее контроль...

«Международная политика в 1 928 году».

Договоры, декларации и дипломатическая переписка, М., 1929, стр. 187 - 189.

БОРЬБА С СИОНИЗМОМ 1931 год

(

Из резолюции VII съезда Коммунистической партии Палестины)

2 ноября 1917 г. английское правительство опубликовало так называемую декларацию Бальфура о создании в Палестине еврейского национального очага. Националистическое движение еврейской буржуазии - сионизм, основываясь на этой декларации, организовало массовую еврейскую иммиграцию в Палестину. Английский империализм опирался на сионистское движение в целях укрепления своего господства в Палестине.

«Сионизм - выразитель эксплуататорских и великодержавно-угнетательских стремлений еврейской буржуазии, которая использует угнетенное положение еврейского нацменьшинства в Восточной Европе в целях империалистической политики, для обеспечения своего господства» (Открытое письмо Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала от 26 ноября 1930 г.). Для осуществления этой цели сионизм связался через мандат и декларацию Бальфура с британским империализмом. За поддержку, оказываемую ему британским империализмом, сионизм превратился в орудие британского империализма для подавления национально-освободительного движения арабских масс, одновременно превращая в свое орудие еврейское население Палестины вплоть до полупролетарских и пролетарских слоев.

2. Таким образом, в Палестине в добавление к империалистическому гнету сионизм в качестве боевого отряда империализма ведет истребительную, колонизаторскую борьбу с местными трудящимися массами. Эта борьба проходит три этапа:

1) Водворение в страну еврейских иммигрантов под охраной британских штыков. Эта иммиграция лишь в незначительной своей части является стихийной. Она в первую очередь является иммиграцией кадров, специально воспитанных средствами еврейской буржуазии (так называемых «халуцим»), подготовленных специально для захвата страны и создания «еврейского государства». По сведениям гистадрута, больше 90% иммигрантов, вступивших в него за границей, являются членами разных сионистских партий: «поалей - цион», «гехолуц», «цеирей - цион» и т. д. Только 5% еврейских иммигрантов являются рабочими. Большинство же состоит из буржуазных, мелкобуржуазных элементов, в том числе высланных из СССР контрреволюционеров и проч. Фактом, однако, остается то, что за 40 лет существования сионизма в Палестину проникло лишь 2000 иммигрантов, а за 10 лет, прошедших со времени открытия еврейской иммиграции британским империализмом,- 130000 (из них осталось в стране 90 000); это показывает, что приезжающие в страну едут не «случайно» или «стихийно», но именно имея в виду создание еврейского государства для сионистов, т. е. завоевание для еврейской буржуазии преимущественных по сравнению с арабской буржуазией прав на эксплуатацию трудящихся масс Палестины при помощи изгнания из пределов страны части арабского населения и закрепощения остальной его части. Один из руководителей еврейского национального фонда в своей речи от 28 июня 1930 г. открыто заявил: «Если мы заберем у арабов землю в Палестине, то у них останется много земли в других арабских странах. Из-за нескольких тысяч феллахских семей мы не приостановим разрешения еврейского вопроса».

2) Второй этап сионистской оккупации - это экспроприация арабских крестьян и колонизация этих районов евреями, вытеснение арабских рабочих и замена их еврейскими, вытеснение арабских мелких торговцев и кустарей и усиление еврейского капитала.

3) Для того чтобы провести в жизнь эти два этапа - иммиграцию и колонизацию, которые являются необходимыми предпосылками создания «еврейского государства», еврейская буржуазия за границей собрала сравнительно крупные средства у широких масс еврейского населения (еврейской мелкой буржуазии) путем обмана и апелляции к религиозным чувствам и у крупной еврейской буржуазии.

Этот сравнительно крупный в условиях Палестины капитал плюс военные силы британского империализма и сильное влияние английского административного аппарата дали по сравнению с сионистскими планами еврейского государства ничтожные результаты (колонизация 6752 человек), но успели оказать катастрофическое влияние на арабские массы. Имущество еврейских обществ увеличилось за счет деревенской и городской земли с 300000 дунамов в 1929 г. до 1250000 в 1930 г. Миллион дунамов, т. е. 100 000 га, для массовой колонизации и «разрешения еврейского вопроса» ровно ничего не значит. Однако в условиях земельного голода феллахов и бедуинов при наличии тысяч безземельных и десятков тысяч малоземельных крестьян захват свыше миллиона дунамов, или около 13% годных для обработки земель, означает для феллахов и бедуинов пауперизацию в невиданных размерах и темпах. Общее число феллахских семей, согнанных с их земли сионистами, достигает 20 000.

Довоенная колонизация Палестины сионистами отличается от послевоенной, когда сионизм стал органической частью британского империализма, тем, что в довоенное время часть экспроприированных крестьян получала работу у еврейских колонистов, которые ихэксплуатировали, но все-таки не вытесняли. После войны же сионистская колонизация сопровождается истребительной борьбой против арабских феллахов и рабочих в осуществление лозунга «кибуш авода» (Сионистский лозунг «захват труда». - Ред.) Иммигрировавшие еврейские рабочие не только обосновываются на захваченных у феллахов землях, где они устраиваются за счет поддержки сионистских обществ, они не только ставят вопрос о еврейском труде во всех основанных еврейским капиталом предприятиях и о недопущении труда арабских рабочих, не только требуют от правительства увеличения числа еврейских рабочих и чиновников (на самом деле в правительственных учреждениях и предприятиях еврейские иммигранты получают работу не только наряду с арабами, но значительно больше их и обычно скорее), но также и вытесняют арабских рабочих из тех еврейских колоний, где они работали годами. По сионистским данным, например, в Иерусалиме за последний год число арабских строительных рабочих уменьшилось с 1500 до 500, в то время как число еврейских рабочих увеличилось с 550 до 1600; в еврейских колониях вместо 8000 арабских рабочих осталось лишь 4500, и теперь ведется борьба за вытеснение и этих оставшихся.

4. Сионистская деятельность пошла, таким образом, во вред всем слоям арабского населения, за исключением помещиков.

5. Третьим этапом в захватническом наступлении сионизма является создание государственных привилегий для евреев по сравнению с арабским населением. Это выражается в облегчении для евреев получения права гражданства, в предоставлении еврейскому «агентству» совещательных функций, еврейским муниципалитетам - привилегий, в официальном признании древнееврейского языка и пр. Все это создает для еврейской буржуазии возможность продолжать вздорный обман еврейских масс идеей «еврейского государства» и усиливать гнет арабских масс. Поэтому борьба с сионизмом является таким естественным и неизбежным проявлением возмущения арабских масс, что ни одна из арабских партий, даже представляющих эффендийские и компрадорские слои, не может отказаться от использования антисионистских лозунгов. Поскольку же подавляющее большинство еврейского населения Палестины находится под непосредственным влиянием и руководством сионистов, которые свою империалистическую политику ведут от имени еврейской нации за еврейское государство, антисионистское движение выявляется в формах антиеврейского движения и дает возможность английским империалистам и еврейской буржуазии вместе с арабскими помещиками отвести недовольство арабских масс в русло борьбы с еврейским национальным меньшинством в целом.

«Программные документы коммунистических партий Востока», М., 1934, стр. 195 - 198.

ЕГИПЕТ

РЕЗЮМЕ ЕГИПЕТСКИХ ТРЕБОВАНИЙ 1918 год

(Обращение Вафда к представителям иностранных держав)

(извлечение)

13 ноября 1918 г. группа национально-буржуазных политических деятелей Египта направила делегацию верховному комиссару Англии в Египте, которая имела с ним беседу по поводу послевоенного статуса страны. Эта делегация (Вафд) явилась ядром наиболее значительной политической партии в Египте периода 1923 - 1952 гг.

6 декабря 1918 г. Вафд обратился к представителям иностранных держав, сообщая им о создании Вафда, о целях, требованиях и первых шагах его деятельности, а также о позиции английских военных властей в отношении Вафда. Вафд направил свое обращение также и президенту США Вильсону, одновременно с этим прося у него содействия в допущении представителя Вафда на мирную конференцию.

1. Египет требует полной независимости -

а) ибо независимость является естественным правом каждой нации;

б) ибо Египет всегда выступал с требованием предоставления ему такой независимости, а кроме того, его сыны пролили немало своей крови в борьбе за независимость. Те усилия, которые затратила страна на пути к независимости, те победы, которые она одержала на полях сражений ради осуществления этой цели, были бы уже вполне достаточными, чтобы восстановить ее суверенитет, если бы великие державы в 1840-1841 годах не оказали ей противодействия и если бы они не заставили ее удовлетвориться минимумом, а именно - автономией. Но эта автономия тогда была почти равносильной полной независимости;

в) ибо Египет в настоящее время считает себя свободным от каких-либо связей с Турцией, а именно - от номинального господства (суверенитета) Турции, так как последняя в результате войны уже не может сохранять свое господство;

г) ибо Египет считает, что ему уже пришло время объявить свою полную независимость, которая подкрепляется его географическим положением и его материальным и моральным состоянием.

2. Египет желает, чтобы правление в нем было конституционным, и обязуется учесть особые обстоятельства в стране в отношении гарантии интересов иностранцев, а также проводить экономические, административные и социальные реформы, пользуясь при проведении их консультацией западных специалистов, как это обычно имело место в прошлом.

3. Египет объявляет, что интересы иностранцев в стране будут предметом всяческого внимания. Если потребуют обстоятельства, будут проведены некоторые изменения в соответствии с состоянием страны в целях содействия ее прогрессу с соблюдением интересов иностранцев.

В проведении этих мероприятий Египет покажет великодушие, искренность и необходимую уступчивость.

4. Египет обязуется обсудить вопрос о методах финансового контроля, который для заинтересованных иностранных государств создаст условия, обеспечивающие их интересы не хуже, чем условия, существовавшие до соглашения 1904 года. Важнейшим пунктом будет учреждение Кассы государственного долга.

5. Египет готов принять все меры, которые державы сочтут полезными, для охраны нейтралитета Суэцкого канала.

6. Египет сочтет величайшей честью для себя установление гарантии его независимости со стороны Лиги наций и будет принимать посильное участие в осуществлении принципов справедливости и права в их современном понимании.

Абдаррахман ар-Рафии, Восстание 1919 года в Египте, М., 1954, стр. 142 - 143.

Наши рекомендации