Признак - Приписывание ложных воззрений пророкам.
Люди джахилийи приписывали ложные воззрениия своим пророкам, как об этом сказано в словах Аллаха:
﴿وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ﴾
«Сулейман не был неверующим». (Сура аль-Бакара, аят 102)
А также:
﴿مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيًّا وَلَا نَصْرَانِيًّا﴾
«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином». (Сура али Имран, аят 67)
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Одним из качеств людей джахилийи было то, что они относили свое неверие и заблуждение к пророкам. Как сказали иудеи: «Сулейман занимался колдовством. Он управлял джиннами и шайтанами посредством колдовства». Они не понимали, что шайтаны - это творения Всевышнего Аллаха и Он подчиняет их, кому пожелает. Он подчинил их Своему пророку Сулейману (мир ему). Таким образом, иудеи приписали колдовству Сулейману (мир ему), для того чтобы распространить его среди людей, для того чтобы сказать, что это делал пророк.
Также иудеи и хриситане относили свое неверие к Ибрахиму (мир ему), имаму единобожников, отцу пророков. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴿مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيًّا وَلاَ نَصْرَانِيًّا وَلَكِن كَانَ حَنِيفًا مُّسْلِمًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴾
«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был ханифом, мусульманином и не был из числа многобожников». (Сура али Имран, аят 67)
Это и есть религия Ибрахима (мир ему), который исповедовал таухид и отрекся от ширка и многобожников.
Также иудаизм и христианство возникли после Ибрахима (мир ему), через много веков. Как тогда можно назвать его иудеем или христианином? Это, конечно же, ложь! История опровергает это, так как между Ибрахимом и ними много веков. Тора была ниспослана Мусе (мир ему), а Евангелие - Исе (мир ему) уже после Ибрахима (мир ему). Всевышний Аллах сказал:
﴿يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لِمَ تُحَآجُّونَ فِي إِبْرَاهِيمَ وَمَا أُنزِلَتِ التَّورَاةُ وَالإنجِيلُ إِلاَّ مِن بَعْدِهِ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ ﴾
«О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима, ведь Таурат (Тора) и Инджил (Евангелие) были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?» (Сура али Имран, аят 65)
А также:
﴿كُلُّ الطَّعَامِ كَانَ حِلاًّ لِّبَنِي إِسْرَائِيلَ إِلاَّ مَا حَرَّمَ إِسْرَائِيلُ عَلَى نَفْسِهِ مِن قَبْلِ أَن تُنَزَّلَ التَّوْرَاةُ ﴾
«Любая пища была дозволена сынам Исраила, кроме той, которую Исраиль запретил самому себе до ниспослания Таурата (Торы)». (Сура али Имран, аят 93)
И в этой умме появились такие же люди, которые выдумывают различные хадисы, для того чтобы поддержать свою ложь. Есть люди, которые относят себя к имамам, но противоречат им в вероубеждении. Они относят себя к Абу Ханифе, Малику, аш-Шафи’и и Ахмаду, а сами придерживаются вероубеждения му’тазилитов и аш’аритов. Они относят свои заблуждения к имамам саляфов. Но эти имамы (да смилуется над ними Аллах) не были му’тазилитами и аш’аритами, а напротив, они сражались против них.
Разъясняет шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх: Люди джахилийи относили свою ложь к пророкам. Если они что-то делали, то говорили: «Так поступали пророки». Многобожники-арабы относили себя к Ибрахиму (мир ему) и приводили это как довод на правильность своей религии. Точно также иудеи и христиане. Всевышний Аллах сказал:
﴿إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلَّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ﴾
«Воистину, Ибрахим был вождем, покорным Аллаху и ханифом. Он не был одним из многобожников». (Сура ан-Нахль, аят 120)
А также:
﴿ وَمَا كَانَ مِنْ الْمُشْرِكِينَ ﴾
«Он не был многобожником». (Сура али Имран, аят 95)
А также:
﴿مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيًّا وَلَا نَصْرَانِيًّا﴾
«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином». (Сура али Имран, аят 67)
Вот так люди джахилийи относили к пророкам свою ложь и заблуждение, относили к ним то, чего они даже не приказывали. Как, например, иудеи отнесли колдовство к Сулейману (мир ему), но Всевышний Аллах сказал:
﴿وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ﴾
«Сулейман не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству». (Сура аль-Бакара, аят 102)
Поэтому колдуны до прихода Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) относили свое колдовство к Сулейману (мир ему). Но Сулейман (мир ему) не приказывал колдовать и не был доволен этим. Это было деянием шайтанов, как мы рассказали вам об этом в прошлой главе.
Также иудеи и христиане говорят, что Ибрахим (мир ему) из них, хотя он был имамом единобожников и отцом пророков и посланников. Иудев говорят, что Ибрахим (мир ему) был иудеем, а христиане говорят, что Ибрахим (мир ему) был христианином. Но Всевышний Аллах опроверг их, сказав:
﴿مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيًّا وَلاَ نَصْرَانِيًّا وَلَكِن كَانَ حَنِيفًا مُّسْلِمًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴾
«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был ханифом, мусульманином и не был из числа многобожников». (Сура али Имран, аят 67)
Это качество людей джахилийи проникло и в эту умму. Люди приписывают свои ложные взгляды пророку (мир ему и благословение Аллаха). Какое бы заблудшее течение не появилось в этой умме, оно обязательно относит себя к пророку (мир ему и благословение Аллаха), потому что все знают, что нельзя следовать другой религии, помимо религии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому каждый заблудший относит свои взгляды к пророку (мир ему и благословение Аллаха).
Хариджиты сказали: «Мы придерживаемся пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), а сподвижники - неверные, так как они отошли от религии пророка».
Рафидиты сделали тоже самое. И так каждая группа относит свою ложь к пророку (мир ему и благословение Аллаха), для того чтобы усилить свои позиции. Точно также философы и суфии относят себя к пророку (мир ему и благословение Аллаха).
Приписывание лжи пророкам происходит двумя путями:
1 - Приписывание лжи напрямую, говоря, что они это делали и они имели такие убеждения.
2 - Приписывание лжи к их религии.
Это случилось и в нашей умме. Некоторые отнесли свои воззрения напрямую к пророку (мир ему и благословение Аллаха), сказав, что такими были его убеждения и дела. Например, последователи /каляма/ отнесли свои заблудшие убеждения к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Точно также и суфии говорят: «Поистине, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был на том, на чем стоим мы». Они делают тоже самое, что делали люди джахилийи. Они придумывают какое-то дело, а потом говорят, что так поступал пророк (мир ему и благословение Аллаха). А некоторые отнесли свои воззрения к его религии.
Поэтому 72 течения в этой умме обязательно относят себя к Корану и Сунне. Они говорят: «Поистине, мы на Книге и Сунне». Поэтому имамы этой общины добавили еще одну очень важную вещь. Это - следование Корану и Сунне в понимании саляфов этой уммы, так как каждое заблудшее течение приписывает себя к сунне. Кто следует за страстью, тому не составит найти себе оправдание в аяте или в хадисе. Имам Шатыби в своих трудах приводит в пример то, что христиане, пытаясь доказать, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был направлен только к своему народу, приводят аят:
﴿وَأَنذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ﴾
«Предостереги своих ближайших родственников!» (Сура аш-Шу’ара, аят 214)
В этой умме есть такие, кто говорит, что пить спиртное дозволено и приводят аят:
﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴾
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете». (Сура аль-Маида, аят 90)
То есть «сторонитесь» - будто бы это некатегоричный запрет.
Точно также поступают хариджиты и мурджииты в вопросах обещаний и угроз. Хариджиты перешли границы в вопросах /такфира/, а мурджииты ввели в число мусульман тех, кто ими не являются, и вывели деяния органов из имана.
Таким образом, все заблудшие группы приписывают себя к Корану и Сунне. Это - испытание от Всевышнего Аллаха. Есть такие аяты, которые понимают только люди, обладающие основательными знаниями, но не понимают их многие требующие знания. Поэтому Всевышний Аллах обязал людей следовать за сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если же что-то неясно в Сунне, необходимо обратиться к пониманию сподвижников. Если недостаточно слов сподвижников, то нужно спросить ученых. Всевышний Аллах говорит:
﴿هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ﴾
«Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными». (Сура али Имран, аят 7)
То есть есть аяты неясные /муташабих/ для некоторых людей, но они ясны для других. Поэтому необходимо возвращаться к ученым, которые объяснят тебе эти вопросы. Но приверженцы своих страстей приписывают свою ложь пророку (мир ему и благословение Аллаха), приводя неясные доводы /муташабих/. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите тех, которые следуют за неясным /муташабих/, то знайте, что они те, от кого приказал Аллах остерегаться». Абу Дауд, 4598.
Почему? Потому что они противоречат Писанию, приводя неясные /муташабих/ доводы. Все последователи страстей приписывают себя к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому эта умма испытывает огромную нужду в знании сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), потому что они разъяснили людям тексты Писания. Поэтому люди все время нуждаются в разъяснении сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха). Появилась нужда в названии, которое подчеркивает принадлежность к пути саляфов, для того чтобы отделиться от приверженцев своих страстей. На протяжении всей истории каждый заблудший относил себя к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Эти люди цепляются за некоторые контексты и за некоторые слова ученых, для того чтобы подтвердить свою ложь. Поэтому необходимо обращаться к обладателям знания, для того чтобы они разъяснили тебе эти моменты.
Поэтому имамы сунны уделяли самое большое внимание разъяснению основ, в которых пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники противоречат заблудшим. С помощью этих основ можно опровергнуть все ложные убеждения, приписанные пророку (мир ему и благословение Аллаха). Таким образом, разъясняется правильный путь и опровергаются все другие пути.