Iv. юридические источники по социально-экономической истории
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИХ ГОРОДОВ
8. Морское право Дубровника (из Седьмой книги Дубровницкого статута 1272 года)
I
О том, как судовладельцы должны подготавливать свои корабли
Приняв решение, постановляем: все судовладельцы должны держать свои корабли подготовленными, хорошо оснащенными и законопаченными с внешней стороны, это же касается бортов и палубы и шлюпки, и каждый корабль должен быть просмолен согласно договору между судовладельцами и нанимателями. И если корабль идет в плавание из доли прибыли[179], то обточка и окончательная отделка должны производиться за счет сообщества матросов[180] и владельцев корабля, а все расходы на обивку, паклю и смолу несут судовладельцы.
II
О кораблях, которые должны иметь писаря
Постановляем, что всякий корабль вместимостью свыше 600 модиев[181] обязан иметь одного писаря, который должен переписать всех матросов, идущих в плавание как из доли прибыли, так и за плату[182], а также рабов или наемников, все товары в отдельности и энтегу[183]. Судовладелец должен представить этого писаря князю и Малому совету для принесения присяги. Если такой корабль не будет иметь писаря, капитан с командой матросов обязан уплатить 6 перперов[184] [штрафа], а корабль не платит ничего; половину этого штрафа получает обвинитель, а половину коммуна. Если же корабль будет вместимостью свыше тысячи модиев и не будет иметь писаря, он платит 20 перперов [штрафа], и если он идет за плату, этот штраф платит владелец или владельцы корабля.
О тех, кто отправляется на корабле в качестве [его] владельцев
Требуем, чтобы тот, кто отправляется на корабле в качестве [его] владельца, принес клятву, что будет соблюдать статуты[185]. И если на одном корабле отправятся несколько владельцев, клятву должен принести только один из них.
Кто же выйдет из Дубровника на корабле, который не имеет полного оснащения и у которого что-либо отсутствует, то за каждый [недостающий] предмет, будут ли это канаты или якоря, он должен платить нашей коммуне 3 перпера [штрафа]. А за каждый [недостающий] парус — 5 перперов.
V
О кораблях, которые уходят в плавание без торговцев
Постановляем, если какой-нибудь владелец корабля пожелает предпринять путешествие без торговцев, а его корабль не будет оснащен согласно требованиям [морских] статутов, этот владелец должен явиться к князю и в Малый совет с сообщением о недостающем [снаряжении] и после этого поступить так, как ему будет указано.
VI
Об ущербах, которые могут быть нанесены товарам на корабле
Постановляем, если будет нанесет ущерб товарам на чьем-либо корабле из-за того, что он был плохо законопачен, а судовладелец и его моряки, которые идут в плавание из доли прибыли, не смогут доказать, что тот самый ущерб приключился вследствие непогоды, то этот ущерб должен возместить судовладелец и моряки. И если при выгрузке корабля товаров оказалось меньше, чем записал писарь, этот убыток также должны восполнить судовладелец и моряки. И если корабль идет в плавание с моряками, несущими службу за плату, и претерпит вышеперечисленные убытки, то их должны возместить судовладелец или капитан, или уполномоченный из имущества, принадлежащего кораблю.
VIII
О соглашении между владельцами судна и купцам
Постановляем: на всех кораблях, которые зафрахтованы в Дубровнике или вне его дубровницкими купцами, судовладелец или его уполномоченный должны заключить соглашение с купцами как о числе матросов, рулей, мачт, рей, так и о другом снаряжении. Это соглашение должно быть записано судовым писарем и предъявлено князю и членам Совета за восемь дней до выхода из Дубровника; и если чего-либо будет не хватать [на корабле] в нарушение состоявшегося между ними соглашения, князь с большей частью Малого совета должен обязать судовладельца выполнить соглашение. И если судовладелец не выполнит соглашение, а корабль выйдет из Дубровника, то судовладелец должен заплатить за каждый милиарий[186] грузоподъемности этого корабля один перпер; половина этого штрафа поступает коммуне, другая половина — купцам. А если сами купцы после возвращения в Дубровник в течение восьми дней не предъявят жалобу [на владельца корабля], то они теряют право что-либо требовать, и вышеназванный владелец впредь не должен иметь никакого ущерба от того соглашения.
О слугах торговцев
Никакой слуга торговцев не может осмелиться перевозить ящики на каком-либо выходящем из Дубровника корабле, арендованном для плавания дубровницкими купцами.
XI