Iv. юридические источники по социально-экономической истории

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИХ ГОРОДОВ

8. Морское право Дубровника (из Седьмой книги Дубровницкого статута 1272 года)

I

О том, как судовладельцы должны подготавливать свои корабли

Приняв решение, постановляем: все судовладельцы дол­жны держать свои корабли подготовленными, хорошо ос­нащенными и законопаченными с внешней стороны, это же касается бортов и палубы и шлюпки, и каждый корабль должен быть просмолен согласно договору между судовла­дельцами и нанимателями. И если корабль идет в плава­ние из доли прибыли[179], то обточка и окончательная отделка должны производиться за счет сообщества матросов[180] и вла­дельцев корабля, а все расходы на обивку, паклю и смо­лу несут судовладельцы.

II

О кораблях, которые должны иметь писаря

Постановляем, что всякий корабль вместимостью свы­ше 600 модиев[181] обязан иметь одного писаря, который дол­жен переписать всех матросов, идущих в плавание как из доли прибыли, так и за плату[182], а также рабов или наем­ников, все товары в отдельности и энтегу[183]. Судовладелец должен представить этого писаря князю и Малому совету для принесения присяги. Если такой корабль не будет иметь писаря, капитан с командой матросов обязан упла­тить 6 перперов[184] [штрафа], а корабль не платит ничего; половину этого штрафа получает обвинитель, а половину коммуна. Если же корабль будет вместимостью свыше тысячи модиев и не будет иметь писаря, он платит 20 перперов [штрафа], и если он идет за плату, этот штраф платит владелец или владельцы корабля.

О тех, кто отправляется на корабле в качестве [его] владельцев

Требуем, чтобы тот, кто отправляется на корабле в качестве [его] владельца, принес клятву, что будет соблю­дать статуты[185]. И если на одном корабле отправятся не­сколько владельцев, клятву должен принести только один из них.

Кто же выйдет из Дубровника на корабле, который не имеет полного оснащения и у которого что-либо отсутству­ет, то за каждый [недостающий] предмет, будут ли это канаты или якоря, он должен платить нашей коммуне 3 перпера [штрафа]. А за каждый [недостающий] парус — 5 перперов.

V

О кораблях, которые уходят в плавание без торговцев

Постановляем, если какой-нибудь владелец корабля пожелает предпринять путешествие без торговцев, а его корабль не будет оснащен согласно требованиям [морских] статутов, этот владелец должен явиться к князю и в Ма­лый совет с сообщением о недостающем [снаряжении] и после этого поступить так, как ему будет указано.

VI

Об ущербах, которые могут быть нанесены товарам на корабле

Постановляем, если будет нанесет ущерб товарам на чьем-либо корабле из-за того, что он был плохо законо­пачен, а судовладелец и его моряки, которые идут в пла­вание из доли прибыли, не смогут доказать, что тот са­мый ущерб приключился вследствие непогоды, то этот ущерб должен возместить судовладелец и моряки. И если при выгрузке корабля товаров оказалось меньше, чем за­писал писарь, этот убыток также должны восполнить су­довладелец и моряки. И если корабль идет в плавание с моряками, несущими службу за плату, и претерпит вы­шеперечисленные убытки, то их должны возместить судо­владелец или капитан, или уполномоченный из имуще­ства, принадлежащего кораблю.

VIII

О соглашении между владельцами судна и купцам

Постановляем: на всех кораблях, которые зафрахтованы в Дубровнике или вне его дубровницкими купцами, су­довладелец или его уполномоченный должны заключить со­глашение с купцами как о числе матросов, рулей, мачт, рей, так и о другом снаряжении. Это соглашение долж­но быть записано судовым писарем и предъявлено князю и членам Совета за восемь дней до выхода из Дубровни­ка; и если чего-либо будет не хватать [на корабле] в нару­шение состоявшегося между ними соглашения, князь с большей частью Малого совета должен обязать судовладель­ца выполнить соглашение. И если судовладелец не выпол­нит соглашение, а корабль выйдет из Дубровника, то су­довладелец должен заплатить за каждый милиарий[186] грузо­подъемности этого корабля один перпер; половина этого штрафа поступает коммуне, другая половина — купцам. А если сами купцы после возвращения в Дубровник в те­чение восьми дней не предъявят жалобу [на владельца ко­рабля], то они теряют право что-либо требовать, и выше­названный владелец впредь не должен иметь никакого ущерба от того соглашения.

О слугах торговцев

Никакой слуга торговцев не может осмелиться перево­зить ящики на каком-либо выходящем из Дубровника ко­рабле, арендованном для плавания дубровницкими купца­ми.

XI

Наши рекомендации