Искоренение безнравственности в церкви
Аморальное поведение и попустительство ему в церкви больше способствовало совращению христиан с истинного пути, чем распущенность неверующих.
5:6. Наиболее очевидное свойство закваски, или дрожжей, состоит в том, что она пропитывает все тесто, поднимая его перед выпечкой. Павел использует здесь это понятие как символ греха.
5:7,8.Павел говорит, что коринфяне должны оставаться «безквасными», как пасхальные опресноки. (После первой Пасхи евреи уходили из Египта с такой поспешностью, что им было некогда заквасить хлеб, и в память об этом событии всем последующим поколениям было заповедано отмечать праздник опресноков.) Евреи надеялись, что приход Мессии принесет им новое избавление, подобное их первому исходу из Египта; Павел верит, что Мессия уже пришел и что этот Мессия был новым пасхальным агнцем.
5:9,10.Евреи обычно считали «блудниками» язычников, и, вероятно, были близки к истине, особенно в отношении мужчин.
5:11.Исключение человека из иудейского общества (5:3) означало также, что он не мог участвовать в совместных трапезах, как об этом говорится в Свитках Мертвого моря.
5:12.Римляне разрешали местным еврейским обшинам производить суд над нарушителями иудейских законов. Судебные разбирательства и применение наказаний осуществлялись в "синагогах, общественных центрах местных религиозных групп (ср. коммент. ко 2 Кор. 11:24). Павел надеется, что христиане последуют этому примеру, исправляя поведение своих заблудших собратьев.
5:13.В Ветхом Завете народ Божий часто получал повеление истребить преступников из своей среды, обыкновенно посредством смертной казни (Втор. 13:5; 17:7; 19:19; 21:21; 22:21,24; 24:7). В противном случаенераскаявшийся грешник мог лишить все общество благословений и навлечь смерть на окружающих (Нав. 7:5,25). Здесь преступник отлучается посредством ссылки; ссылка была обычным наказанием в римский период. В иудаизме изгнание из общества было духовным эквивалентом смертной казни и применялось в новозаветную эпоху по отношению к преступлениям, требующим смертной казни по ветхозаветному закону (см. коммент. к 1 Кор. 5:2; смертные приговоры, вынесенные еврейскими судами, не могли быть приведены в исполнение без разрешения римских властей).
Христиане в светских судах
Обосновав право церкви действовать как суд в делах, касающихся сексуальных извращений (гл. 5), Павел обращается к необходимости учреждения церковных судов (6:1—8), а затем снова возвращается к вопросам аморального сексуального поведения (6:9,12-20). Не исключено, что в 6:1-8 речь идет о тяжбе между отцом и сыном из 5:1; если это так, то подобная тяжба, образно говоря, выставляет напоказ грязное белье церкви перед всем миром. Еаагол «отнимаете» (6:7,8) подкрепляет высказанное предположение (ср.: 1 Фес. 4:4—6), но вопрос «не лучше ли оставаться обиженными?» (6:7), пожалуй, противоречит ему.
Еврейские общины по всему Средиземноморью имели собственные суды в синагогах. Вынесение внутренних распрей иудейских и христианских общин на светский суд было роскошью, которую эти религиозные меньшинства не могли себе позволить; в обществе о них и без того ходило множество клеветнических слухов. См. коммент. кДеян. 18:12—17.
6:1. В римских судах постоянно разбирались разного рода тяжбы. Дела начинали рассматривать на рассвете и порой заканчивали прения на закате солнца. Судьи всегда выбирались из среды состоятельных людей, а большинство тяжб вращалось вокруг денежных вопросов.
6:2. С представителями высших классов обращались более снисходительно во всех юридических инстанциях; это предпочтение проявлялось даже в предписанных законом наказаниях. Кроме того, те, кто стоял на более низкой ступени социальной лестницы, не могли подвергать судебному преследованию представителей высших классов. Но Павел убежден, что даже верующие из социальных низов достойны судить.
6:3. Согласно многим еврейским преданиям, праведные будут судить народы; возможно, этому суду подвергнутся и ангелы, которые, как считалось, правили народами. «Дела житейские» были, как правило, связаны с собственностью, особенно у состоятельных людей; но прелюбодеяние (рассматриваемое как похищение жены) тоже могло в сознании древних подпадать под эту общую категорию (см. коммент. к 6:5).
6:4,5.Эти стихи, возможно, следует читать не как упрек, а как повеление: «поставляйте своими судьями ничего не значащих», в противоположность миру (см. коммент. к 6:2); такое прочтение подкрепляет мысль,что малейшие из христиан более компетентны в вопросах права, чем мудрейшие из язычников (ср.: 2:14,15).
6:6. Семейные споры по поводу наследства можно было уладить с помощью третейского судьи, хотя такими судьями обычно были знатные землевладельцы. Такие дела, как прелюбодеяние, убийство и измена, рассматривал суд присяжных; остальные дела находились в ведении муниципальных судов. Данный случай, вероятно, рассматривался светским судом присяжных, и, как явствует из контекста (5:1 — 13; 6:12—20), предметом разбирательства было прелюбодеяние или добровольный инцест.
Еврейские общины за пределами Палестины остро осознавали свое меньшинство в обществе, и чтобы не давать язычникам дополнительный повод судить о своей нравственности, обычно разбирались со своими внутренними проблемами сами. Христиан в этот период насчитывалось еще меньше.
6:7,8. Многие философы, считавшие, что собственность не имеет никакого значения, советовали пренебрегать обидами и не обращаться в суд. Павел предпочитает принятый у евреев способ разрешения конфликтов внутри общины, что служит делу справедливости и является хорошим свидетельством окружающему миру о царящем в общине духе.
6:9,10. Представление о том, что «неправедные Царства Божия не наследуют», было одним из основополагающих в учениях иудаизма и христианства. И евреи, и язычники обычно определяли неправедность «перечнем пороков»; Павел перенимает эту практику. Выражение «не обманывайтесь», встречающееся в древних нравоучительных писаниях, характерно и для Нового Завета. Богословы спорили по поводу значения слова «малакии», истолкованного в ряде переводов как «гомосексуалисты» (NASB), но, по-видимому, оно относится к лицам, исполнявшим пассивную роль в гомосексуальных актах, каковые были широко распространены у греков.
Подобно раввинам, Павел прибегает здесь к риторическому осуждению на вечные муки: хотя на практике он исключил из братства только самого злостного блудника (5:1—5), те, кто упорствует в пороках, перечисленных им в этом отрывке, не войдут в Царство.
6:11. В отличие от большинства древних моралистов, Павел переходит от обсуждения нынешнего состояния коринфян (под действием Божьим) к тому, как они должны жить, а не наоборот.