Слово мудрости и слово знания
Часто действуют вместе
Изучая эти дары, мы обычно разделяем их и рассматриваем их по отдельности; однако, они часто действуют вместе.
Например, как мы указали в уроке 15, когда Господь заговорил с Иоанном на острове Патмос, это было в форме видения. Иисус явился Иоанну и рассказал ему о состоянии семи церквей в Малой Азии. Знание о тогдашнем состоянии тех семи церквей было проявлением слова знания.
Затем Господь дал Иоанну слово мудрости. Иисус дал наставление каждой церкви, что делать в будущем, согласно Его плана и целям для каждой из них.
Совместное действие этих двух даров мы видим на примере рядового верующего Анании.
ДЕЯНИЯ 9:10-16
10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! он сказал: я, Господи!
Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится
И видел в видении мужа именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтоб он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сём человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твоё.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать моё пред народами и царями и сынами Израилевыми;
И я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё.
В этом отрывке мы видим действие и дара слова знания и слова мудрости. Господь сказал Ананию пойти и найти Савла, и что Савл молился и видел видение. Господь даже точно назвал Ананию улицу, дом и человека, к которому нужно было пойти. Всё это были факты о настоящем времени. Дух Святой также раскрыл Ананию, что в видении, Савл увидел человека по имени Анания, который приходит и возлагает на него руки, чтобы Савл прозрел. И это было откровение, данное Ананию через видение, о состоянии Павла в то время. Следовательно, это было действие слова знания.
Но Ананию было дано и ещё одно откровение. Это было слово мудрости, потому что оно раскрывало план и цель Божию, как и написано в стихе 15: «Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать Моё пред народами и царями и сынами Израилевыми».
Господь дал ещё одно откровение: «И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё». Это не означало, что Савлу (позднее названному Павлом), предстояло болеть ради Иисуса, но что ему предстояло перенести сильное гонение и физические трудности. Так оно и случилось. Его побивали камнями почти до смерти. Пять раз Иудеи давали ему по тридцать девять ударов палками. Три раза он терпел кораблекрушение. Куда бы Павел ни шёл, против него поднимались люди, и он много пострадал за Бога. Это откровение, данное Ананию относительно великих страданий Павла, также было проявлением этого сверхъестественного дара, который называется словом мудрости.
В восьмой главе Деяний мы видим ещё один пример действия этого дара слова мудрости в жизни рядового верующего. В то время Филипп всё ещё был диаконом; он был поставлен на раздачу пищи. Позднее Бог призвал его на служение Евангелиста.
ДЕЯНИЯ 8:26-29
А Филиппу АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ СКАЗАЛ: встань и иди на полдень на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
Он встал и пошёл. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
Возвращался и, сидя на колеснице своей читал пророка Исаию.
Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
Бог раскрыл Свой план и цель Филиппу через ангела. В этом задании Бог указал Филиппу, что ему надо было сделать — точно так же, как кто-то мог быть водимым Духом. Бог сказал ему пойти в пустынное место, и Филиппу пришлось пойти верой. Сообщение ангела было откровением, раскрывающем что-то о цели и плане Бога; не обо всём плане Божием, но только частично — только слово. Следовательно, это было действие слова мудрости.
Природная мудрость
Слово мудрости часто путают с житейской мудростью, которая нужна в житейских делах. Но такая мудрость не является духовным даром Святого Духа.
В начале служения Иисуса Навина, Бог сказал ему, что ключом его успеха будет размышление над Словом Божиим: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис. Н. 1:8). В другом переводе читаем: «ты станешь обеспеченным и сможешь поступать благоразумно в делах житейских».
Да, благодаря знанию Слова Божия можно получить мудрость, но это не сверхъестественное проявление дара слова мудрости.
Некоторые люди думают, что мудрость Соломона была проявлением сверхъестественного слова мудрости. Но это не так. Бог дал Соломону его мудрость. Эта же самая мудрость обещана нам от Иакова 1:5: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему».
Иаков говорит здесь о житейской мудрости — мудрости знать, как поступать согласно своего звания как Христианина. Бог пообещал эту мудрость, которую я называю общей мудростью для житейских дел, для всех, кто попросит её. Бога даёт мудрость, но всё равно это не сверхъестественное проявление слова мудрости.
Обращаясь к верующим, Иаков сказал, что если у кого не достаёт мудрости, то пусть просит у Бога. А Павел говорит в нашем отрывке: «Одному даётся слово мудрости» — одному; не всем, но одному. Подразумевается, что эти проявления не могут быть у всех. Павел завершает, говоря, что проявления сверхъестественных даров Святого Духа даются только по усмотрению Духа.
Когда Бог считает нужным раскрыть Свой совет и цель и план человеку, Он делает это посредством сверхъестественного проявления слова мудрости. Дар слова мудрости нельзя смешивать с простой житейской мудростью, которую Он даёт всем, кто просит.
Текст наизусть: «Одному даётся Духом слово мудрости... » (1 Кор. 12:8).
ДЕВИЗ УРОКА: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только...» (Иакова 1:22).
Урок 18
Дар слова мудрости
(часть 2)
Тексты из Библии: Деяния 11:28-30; 21:10,11
Центральная Истина: через слово мудрости Бог раскрывает свою цель и план для будущего.
Иногда то, что мы называем пророчеством вовсе не дар пророчества. Если в том, что высказано, есть элемент откровения, то фактически это слово знания.
В простом даре пророчества нет откровения. Согласно 1-го Коринфянам 14:3, дар пророчества: «...говорит людям в НАЗИДАНИЕ, УВЕЩАНИЕ и УТЕШЕНИЕ». Если человек используется только в простом даре пророчества — если в его служении нет проявления других даров, тогда его пророчества будут связаны с назиданием, увещанием и утешением.
С другой стороны, в жизни ветхозаветных пророков должны были действовать дары Святого Духа, для того, чтобы они могли исполнить пророческое служение, потому что они предсказывали будущее. Как мы уже заметили, в простом даре пророчества нет предсказания. Поэтому, предсказания пророков, хотя они давались в пророчестве, фактически были словами мудрости. Например, мы едем в машине, но мы не машина. Точно так же, иногда слово мудрости передаётся пророчеством, но на самом деле это не пророчество. Это слово мудрости.