Главного Муфтия Королевства и Главы Комитета старейших учёных
Хвала Аллаху, Господу миров, благословение Аллаха, приветствие и благодарение рабу Аллаха и посланнику Аллаха Мухаммаду, благороднейшему из пророков и посланников, и всем его сподвижникам, и всем последовавшим за ним с искренностью вплоть до Судного дня, а затем:
В эту ночь мы прослушали очень полезную лекцию, и каждый мусульманин имеет нужду понять её, дабы поклонятся Аллаху на основе твёрдого знания, избавится от ложных воззрений и порицаемых слов, и иметь спутником Книгу Аллаха и сунну Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Название этой лекции «Истинная вера», и что есть истинная вера, на которую указывают айаты Корана и хадисы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует? Сказал Всевышний «те, которые веруют в сокрытое», и сказал Всевышний: «они истинно верующие», и сказал Всевышний: «нашим долгом было помогать верующим», и сказал Всевышний: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели». Так что же есть «вера»? И что есть «истинная» вера? Какова её основа? Это великий вопрос, и им задавали во времена Избранного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и во времена праведных халифов, - что есть крепкая вера? Они бы убеждены что вера - это убеждение в сердце, изречение языком и очевидные деяния, а деяния есть часть веры. И они не говорили что это условия полноценной веры, напротив - они были убеждены что деяния часть веры, и в понятие веры входят деяния, изречение языком и убеждение, и все они включены в веру, и от такой вере даётся суждение как о вере истинной, которая проявляется поклонением Аллаху на основе знания и проницательности, стремления к милости Аллаха и страхе Его наказания, и говорил бы человек на смертном одре: «Я уповаю на Аллаха и опасаюсь моих грехов. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если объединились два эти чувства в сердце раба, Всевышний простит его», и имеется ввиду состояние между упованием и надеждой на милость Аллаха и страхом за свои грехи. Но однако надежда и упование не есть самоуспокоенность, а страх за грехи не есть отчаяние и обречённость. Напротив, надеющиеся и страшащиеся это те, о ком сказал Всевышний: «тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа». В первые века Ислама считали того, кто совершает грехи, человеком, от которого не отнимается имя верующего, но однако вера его не является полноценной. Равно как и человек, в котором сохранились какие-то из черт времён невежества, либо же проявления малого неверия, всё равно остаётся верующим. Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Зарре, что порицал одного человека его матерью: «Поистине, остались в тебе черты времён невежества». И сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Зарре в другом хадисе: «не покроется пылью и остается в зелёной сени тот кто был дружен с Абу Заррой». Вера остаётся с мусульманином, пусть даже если и есть в нём нечто, противоречащее ей, равно как и описывается лицемерие применительно к верующему: «Черт лицемеров три: когда он рассказывает – лжёт, когда обещает – нарушает обещанное, когда ему доверяют – предаёт», и сказано также в хадисе: «не прелюбодействует прелюбодей, будучи верующим, не пьёт вино пьяница, будучи верующим, и не грабит грабитель прилюдно, будучи верующим». Но при этом ни грабитель, ни вор, ни пьяница не выходит из сени веры, но они имеют слабую веру и вера их недостаточна и неполна, но мы не обличаем грешников в неверии на основе их грехов. Хариджиты в конце правления халифа Али ибн Абу Толиба, да помилует его Аллах, выявили своё отвратное нововведение, заявив что всякий грешник неверующий, и дозволена его кровь и имущество, ибо нет частичной веры – она либо есть полная, либо отсутствует вовсе. Так пришло это нововведение заблудших, ставшее причиной убийств мусульман и объявления дозволенными их крови и имущества. Али ибн Абу Толиб и его сподвижники сражались с хариджитами по причине этого порицаемого нововведения, в котором обличали в неверии мусульман на основе их грехов и ошибок, почитали их неверующими и заблудшими. Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о хариджитах: «вы сочтёте ничтожной свою молитву по сравнению с их молитвой, и своё чтение Корана по сравнению с их чтением Корана, но однако вылетят они из религии, словно стрела, пронизывающая дичь». Но в след за первой появилась и другая группа в конце первого века Хиджры, которая заявила о отделении деяний от понятия веры, и более того, сказали они: нет никакой связи между верой и деяниями, деяния – одно дело, вера – другое дело, тем самым подразумевая что не входят деяния в веру. Это не было словами Абу Ханифы, ибо Абу Ханифа говорил: деяния изменяют веру, но однако вера остаётся, и это не слова об оставлении деяний, напротив – оставление деяний ошибочно. Не было сказано о том что деяния часть веры. Люди сунны говорят о впадении в нечестие совершающего грехи и ослушания, а мурджииты же внесли нововведение, сказав о том что вера и деяния разные вещи, не связанные друг с другом, и это опровергается текстами Корана. Более того, мурджииты, как было упомянуто в лекции, говорили что вера это то, для чего достаточно признания истиной, или достаточно познания, или достаточно устранения неведения. Однако, если бы задумались бы они о своих суждениях, ни один бы из них не обнаружил ничего подобного у тех кто предшествовали ему, но однако последующие мурджииты слепо повторяли сказанное предшествующими. Некоторые же говорили о знании в сердце о лицемерии и порочном. Убеждение людей сунны – срединное между заблуждениями хариджитов и мутазилитов с одной стороны, и заблуждениями мурджиитов с другой. Люди сунны говорят: вера – это убеждения, слова и деяния, и говорим мы – деяния часть веры, верующий не выходит из Ислама только по причине грехов, ибо выход из Ислама возможен по причине того что нарушает основу веры, а именно отрицание атрибутов Господа, лжепоклонство, почитание запретного дозволенным и дозволенного запретным в то время как община единогласна на запретности или дозволенности этого, и впадение в грехи и ошибки сами по себе не дают основания для обличения в неверии, а лишь в обличении в нечестии так как совершил этот человек то, что входит в запрещённое Аллахом, но тем не менее не выходит он из Ислама. Обличение в неверии, нечестии и нововведение происходит у людей сунны только на основе Шариатских доводов. Однако же у хариджитов и мутазилитов (прибегаем к Аллаху от их заблудшего пути), а также мурджиитов, что не обличают в неверии в этом мире, есть отклонение от Шариата Аллаха, грех и нечестие в отношении веры. «Неужели Мы мусульман уравняем с грешниками? Что с вами, как вы судите?», а судят они на основе своих мнений и страстей.
Шейх в этой лекции разъяснил наиболее важные основы и правила, желая осветить наиболее существенные проблемы, о которых не утихают дискуссии, однако шейх, да укрепит его Аллах, доступно и чётко рассказал нам о них, и разъяснил то, чем окутывается истина для правильного её понимания. Несомненно что в этом проявляется поспешествование Аллаха в сердце верующего. Ведом Аллахом тот кто наставлен к очевидной истине и правильному манхаджу, удалившись от дурных заблуждений, укрепившись на Книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо тексты Корана и сунны ясны и очевидны, и не имеют противоречий. Просим у Аллаха содействия для нас всех и благословения посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
Оглавление
1. Истинная вера в Шариатских текстах – стр.4
2. Истинная вера в понимании праведных предшественников (саляфов) – стр.8
3. Противоречащие относительно истинной веры – стр.9
4. Слова мурджиитов – стр.11
5. «Не обвиняется в неверии ни один на основе его деяний, или слов» - стр.12
6. Достоверность веры без деяний – стр.18
7. Обусловленность обвинения в неверии единодушием в нём общины – стр.19
8. Ограничение видов неверия только отрицанием веры – стр.20
9. Введение деяний в веру – стр.21
10. Вера, определяемая в момент кончины – стр.24
11. Увеличение веры – стр.26
12. Воля в понятии о вере – стр.28
13. Отрицание малого неверия – стр.29
14. Умножение большого неверия-стр.30
15. Отрицание вхождения дел сердца в веру – стр.31
16. Отказ от названия веры и неверия деяниями – стр.32
17. Ограничение мурджиитами веры лишь изъяснением языком – стр.33
18. Разъяснение веры в Шариатском понимании как признания истиной – стр.34
19. Толкование веры как познания – стр.36
20. Слова мурджиитов о Шариатских текстах о наказании – стр.37
21. Прочие нововведения мурджиитов – стр.38
22. Комментарий Его чести Абдулазиза бин Абдаллаха ал-Шейх, Главного Муфтия Королевства и Главы Комитета старейших учёных – стр.40
[1] Эта проповедь приведена у ибн Маджа, №1892; Абу Дауда, №2118; Тирмизи, №1105; Насаи, 89\6; Ахмада 1\432 (4116) в хадисе от ибн Масуда с достоверным иснадом.
[2] Основа этого послания – лекция, прочитанная в Университете им.Имама Турки бин Абдаллаха в Эр-Рияде 05.06.1422г.х. в присутствии Его Чести муфтия Абдулазиза бин Абдаллаха ал-Шейх, да укрепит его Аллах, и умножит его знания и богобоязненность.
[3] Бухари №2475, Муслим №45 в передаче от Абу Хурайры
[4] Бухари №13, Муслим №45 в хадисах от Анаса.
[5] Бухари №50, Муслим №9 в хадисе от Абу Хурайры. Муслим №8, в хадисе от ибн Умара с добавкой о вере в предопределение
[6] Бухари №53, Муслим №17 в хадисах от ибн Аббаса.
[7] Бухари №9, Муслим №35 в передаче от Абу Хурейры.
[8] Эти слова не были произнесены, они разъясняют последующее.
[9] Как передал это его сын Абдаллах в «Книге сунны» (1\207)
[10] «Сахих» Бухари, книга веры
[11] Тамхид, 9\238. См.также «Шарх усуль иттикад» Лялякаи, 4\832. «Фатх уль-бари», 1\47.
[12] Тафсир ибн Кясира, 1\39, в разъяснение слов Всевышнего «и уверовали в сокрытое»
[13] Шарху сунна, 1\38
[14] Маджмуат уль-Фатава ибн Теймийи, 7\171.
[15] Бухари №6862 в хадисе от ибн Умара.
[16] Муслим, № 2521
[17] Абу Дауд № 4901, Ахмад 2\323, ибн Хиббан № 5712 в числе хадисов от Абу Хурайры с хорошим санадом.
[18] «Макалят исламия», стр.120
[19] «Таазым кудрати салята» 93\2, «Сарим маслул» стр.152
[20] «Шарх усули иттикад ахли сунна Лялякаи», 4\849
[21] Раздел 3\249
[22] Ахкаму Куран 2\976
[23] «Сарим маслул» стр.514
[24] «Маджмуат уль-рисалята ва масаили надждия» 1\380
[25] Шарх «Кашфу шубухат», стр. 102
[26] Как в акыда Тахавия
[27] Муслим №82 в хадисе от Джабира.
[28] Привели в хадисе от Бурайды: Тирмизи №2623, ибн Маджа №1079, «Сахих» ибн Хиббана №255, Хаким 1\7, и удостоверил его Захаби.
[29] Бухари № 136, Муслим № 246 в хадисе от Абу Хурайры
[30] Абу Дауд №1420, Насаи №1\230, Ахмад 5\315 в хадисе Убады.
[31] Абу Дауд № 425, Ахмад № 1\317 в хадисе от Убады
[32] «Маджмуат уль-фатава» 7\612.
[33] См. различение этих воззрений в книге «Твёрдое убеждение и суждение у учёных по основам толкования» 2\458
[34] «Роуда назир» ибн Кудамы с разъяснением, 1\147
[35] «Маджмуат аль-фатава» 7\612-616
[36] «Маджмуат аль-фатава» 7\142
[37] Муслим, №27
[38] Бухари №5827
[39] Бухари №3478
[40] Муслим №2766
[41] «Иман», стр.197
[42] «Фатава» ибн Таймийи, 7\296
[43] Маджмуат уль-фатава, 7\332
[44] Маджмуат уль-фатава, 7\553
[45] Бухари №7056 в хадисе от Убады
[46] Бухари №4492
[47] Бухари №4368, Муслим №17 в хадисе от ибн Аббаса.
[48] Муслим №35 в хадисах от Абу Хурейры, и основа этого хадиса есть у Бухари.
[49] Абу Дауд №4681, Ахмад 3\438 в хадисе от Абу Умама; Тирмизи №2523 в хадисе от Муаза бин Анаса
[50] Тирмизи № 2629, Насаи 8\104
[51] Шейх уль-Ислам ибн Теймийя, «Маджмуат аль-фатава» 7\297, 575. Ибн Абу Изза Ханафи в «Шарх Тахавия» стр.309.
[52] Бухари № 1038, Муслим №71 в хадисе Зейда бин Халида.
[53] Бухари №22, Муслим №184 в хадисе от Абу Саида
[54] Бухари №6497, Муслим № 143 в хадисе Хузейфы.
[55] Бухари №30, хадис от Айши.
[56] Сказано про это в суре «Ограды», 7:150
[57] Ахмад 1\271, Табарани № 12 451, ибн Хиббан №6213, признав его достоверным
[58] 1\27
[59] Бухари в комментариях к «Китаб уль-иман», гл.36.
[60] Бухари №48, Муслим №64
[61] Бухари №6868, Муслим №66
[62] Муслим №67 в хадисе от Абу Хурайры
[63] Бухари №34, Муслим №58
[64] «Тафрик усул ва фуруу», 1\280
[65] Бухари №13, Муслим №45
[66] Бухари №15, Муслим №44
[67] Бухари №16, Муслим №43
[68] Бухари №17, Муслим №74
[69] Бухари №6118, Муслим №36
[70] Сахих Муслим, №34
[71] Бухари №1519
[72] Бухари №6612, Муслим № 2657 в хадисе от Абу Хурайры
[73] Бухари №35, Муслим №17 в хадисах от ибн Аббаса.