Конспект урока пения для воскресных школ
Тема урока: Разучивание тропаря «Богородице Дево, радуйся», 4-й глас
Цели урока:
приобщение учеников воскресной школы к православной вере, духовным ценностям Православия посредством хорового пения;
воспитание любви к богослужению, благоговения и любви к Пресвятой Богородице и Господу нашему Иисусу Христу;
закрепление с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре; развитие интереса учащихся к хоровому пению, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя и ансамбля.
Задачи:
Разучивание 4-ого гласа (на примере тропаря «Богородице Дево, радуйся», пение 4-ого гласа по нотам, пение других тропарей 4-ого гласа);
обобщение и систематизация знаний, полученныхв процессе работы на уроке.
Оборудование и музыкальный материал: фортепиано; музыкальный центр и СД-диск с записью тропаря 4-гласа; карточки с нотами тропаря 4-го гласа «Богородице Дево, радуйся»;карточки со словами тропарей на 4-й глас; 2 упражнения на распевку «Лё-…», «До, ре, ми…»; тропари «Богородице Дево, радуйся», «Рождества Христова» и др.; песня «Во поле березка стояла»
Ход урока
Организационный момент
А) Музыкальное приветствие
Б) Проверка певческой посадки (правильную певческую посадку следует контролировать перед каждым эпизодом вокальной работы –распеванием, повторением и разучиванием песни, ее исполнением):
спина должна быть прямая;
плечи – развернуты, а подбородок приподнят;
руки лежат перед собой на столе или на коленях (прижимать локти к бокам не нужно);
дыхание берется ртом (не носом);
во время пения смотреть только на педагога, внимательно следить за его руками.
Распевание. Певческая установка.
Начинаем с упражнений на формирование певческой установки. Распевание у певца – то же, что разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, которые в дальнейшей работе будут участвовать при разучивании или исполнении произведений.
Все упражнения составлены по принципу «от простого – к сложному», с четко прописанными рекомендациями к исполнению. Стабильность и систематичность выполнения комплекса упражнений на распевание способствует достижению поставленной исполнительской цели в конкретных вокальных произведениях.
Упражнение 1.Распевка на «Лё». Данная распевка позволяет:
разогреть связки, «настроить» свой инструмент – приготовиться к пению;
правильно формировать гортань и рот во время пения.
Упражнение 2.Распевкапо гамме – до мажор со словами:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Кошка села на такси,
А за ней котята – малые ребята.
Повторение пройденного
Опрос детей по пройденному материалу:
кто помнит, что было пройдено на предыдущем уроке?
что было самое главное (основное)?
кто может спеть пройденный материал? (прослушивание, повторение как индивидуальное, так и коллективное).
4. Разучивание 4-ого тропарного гласа:
Постановка цели перед учениками
Небольшой рассказ о песнопении 8-ми гласов:
Глас– мотив (лад) в музыке Православной Церкви. По преданию, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8; вместе они образуют систему – осмогласие.
4 глас– «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.
Тропари, глас 4-й :
- Рождеству Христову «Рождество Твое, ХристеБоже наш»;
- Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
- свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Прослушивание на СД-плеере 4 гласа.
Пропевание на «лё» по нотам, по карточкам под «плюс», под «минус», со словами, в т.ч. со словами песни «Во поле березка стояла».
Обсуждение: О чем тропарь? Какие слова не понятны? (разбор непонятных слов) Какие чувства у вас вызывают мелодия, слова тропарей? Определите характер мелодии? (напевная, мелодичная, чувствуется торжественность, красота).
5. Подведение итогов:Что мы научились петь на занятии?
Домашнее задание: выучить тропарь наизусть.
Стоя пропеть «До свидания!» в мажорном трезвучии.
Пинаева Л. Н., Луткова Е. В.,
педагоги воскресной школы
прихода во имя Казанской иконы Божией Матери,
г. Карпинск