Конспект урока для воскресных школ на тему: «Начался Великий пост»

Цель урока: формирование представлений о Великом посте как времени подготовки к празднику Пасхи.

Задачи урока:

1. Познакомить детей с особым временем православного календаря – Великим постом – периодом подготовки к празднику Пасхи;

2. Содействовать формированию представления о необходимости самоисправления: заботиться об очищении своей души; просить прощения у того, кого чем-то обидел, огорчил; не делать, не говорить, не думать плохого.

3. Воспитывать у детей стремление быть добрым, помогать людям; принимать участие в трудах и заботах близких.

Материал к уроку

Нарисованное на листе ватмана изображение «Лестницы Великого поста» (каждая ступенька лестницы соответствует одному из приготовительных к посту или великопостных воскресений).

Иллюстрация к «Притче о блудном сыне» (например, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»).

Ход занятия

Занятие проводится в форме беседы педагога с детьми.

- Вы, ребята, любите отгадывать загадки?

Сегодня я загадаю вам загадку. Вот эта загадка:

Стоит Цвет –

Всему миру свет,

Лестница к нему ведет,

По ней мы всходим

Каждый год.

Загадка эта непростая, но мы с вами попробуем отгадать ее на нашем уроке.

- Как вы думаете, в загадке говорится о настоящем цветке и о настоящей лестнице, по которой можно добраться до этого чудесного цветка, или что-то с цветком и лестницей сравнивается?

Скорее всего, говорится в загадке не о настоящих предметах, а что-то сравнивается с ними. Так часто бывает в загадках.

- Хотите узнать, что это за «Цвет», что за «Лестница» Загадка эта связана с одним праздником – ПАСХОЙ, Воскресением Христовым. Как так? А вот как: «Цветом», от которого «всему миру – свет», назван в загадке самый главный христианский праздник – Воскресение Христово, Пасха. Бывает этот праздник каждый год весной. Мы с вами еще будем о Пасхе Христовой говорить, будем радостно встречать ее, когда она подойдет. А «Лестницей», которая ведет к этому «Цвету», названо в загадке время, предшествующее празднику Пасхи, предназначенное для подготовки к нему. Даже не просто для подготовки – для восхождения к празднику.

- Скажите, пожалуйста, что труднее: идти по ровной поверхности или взбираться, восходить вверх, как будто к вершине горы?

Конечно, взбираться вверх труднее – на это затрачивается больше усилий. Если мы вернемся к разговору о нашей загадке, то вспомним, что в ней идет речь о том, что восходить по «Лестнице», ведущей к Чудо-цветку, нам приходится каждый год. Каждый год празднику Пасхи предшествует время подготовки к нему, которое называется «Великий пост».

Значит, в загадке:

«Цвет – всему миру свет» – это праздник Пасхи, а «Лестница», которая к «Цветку» ведет, и «по которой мы восходим каждый год», – время подготовки к Пасхе, называемое Великим постом.

Педагог показывает детям изображенную на листе ватмана «Лестницу Великого поста».

- Давайте рассмотрим с вами эту «Лестницу Великого поста». Видите, как много на ней ступенек. А на самом верху и вправду нарисован чудесный цветок, похожий на Аленький цветочек из сказки.

О Великом посте мы с вами уже начали говорить на Масляной неделе. Начали готовиться к нему, прося друг у друга и у наших близких прощения за причиненные беспокойства и обиды. Значит, мы уже начали подниматься по ступенькам «Лестницы Великого поста».

Великий пост – самый долгий из всех установленных Церковью постов и самый важный. Он уже начался и продлится целых семь недель, полтора месяца. Каждой неделе Великого поста на нашей картинке соответствует одна ступенька «Лестницы».

- Что же такое пост?

Пост – это время особенно внимательной духовной жизни, когда каждый христианин заботится об очищении своей души, просит прощения у Бога и у тех, кого обидел, кается в грехах, старается не делать, не говорить, не думать плохого, вести более строгую жизнь, чаще бывать на службах в храме Божием.

Все недели Великого поста (и даже три недели, предшествующие ему) учат всех людей и нас с вами тому, как приготовить себя к радостной встрече великого праздника Воскресения Христова.

- Прочитаем, что написано на первой ступеньке нашей «Лестницы Великого поста». Написано на ней: «Неделя о мытаре и фарисее». Что означает эта надпись?

На первую ступеньку «Лестницы Великого поста» православные христиане вступают в воскресенье, за три недели до начала поста. В этот день на службе в православных храмах читается евангельская притча о том, как молились в храме два человека: гордый фарисей и грешный, но смиренный мытарь.

- Хотите узнать, о чем говорится в этой Притче, которую рассказал Своим ученикам Сам Господь Иисус Христос?

Педагог читает и поясняет детям Притчу о мытаре и фарисее из Евангелия от Луки (глава 18, стихи 10-14).

«Два человека вошли в храм молиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; отдаю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Завершил Спаситель Свою Притчу словами: «Сказываю вам, что сей (то есть, мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей): ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

После чтения педагог поясняет притчу детям.

Притча говорит нам, что первым шагом к нашему спасению должно быть смирение, чувство того, что даже добрые наши дела – не наша заслуга и без помощи Божией мы сами ничего сделать не можем. Мы должны учиться смирению у мытаря, просить у Бога помощи и милости, повторяя молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

- Прочитаем надпись на второй ступеньке «Лестницы Великого поста»: «Неделя о блудном сыне». Что это значит?

Второе подготовительное к Великому посту воскресенье учит нас, что следующим шагом в работе над своей душой должна быть решимость человека исправлять свою жизнь. Об этом говорит нам читаемая за две недели до начала Великого поста Притча о блудном сыне, который ушел из родительского дома, грешно жил, но одумался, раскаялся, решил вернуться, и отец его простил, принял радостно назад.

Педагог показывает детям иллюстрации к Притче о блудном сыне.

Мы поднимаемся на следующую ступеньку нашей «Лестницы». Жизнь свою каждому человеку надо стараться исправлять. Церковь подсказывает, как это сделать. За неделю до начала Великого поста на церковной службе читается отрывок из Евангелия, в котором говорится о том, что нужно быть добрыми, любить людей, помогать им, – этого хочет от нас Господь.

А вот и последняя «подготовительная» к началу Великого поста ступенька. Сможете ли вы вспомнить, как называется последнее воскресенье перед Великим постом?

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. И на службах в храме в этот день читается Евангелие о том, что мы не сможем получить прощение наших грехов от Бога, если сами не будем прощать своих ближних, не помиримся со всеми.

- Вспомните, пожалуйста, какой обычай связан в жизни православных людей с Прощеным воскресеньем?

В этот день, готовясь к посту, все верующие люди просят друг у друга прощения.

- Прости меня, Христа ради! – говорит один, низко кланяясь.
– Бог тебя простит, и ты меня прости! – отвечает другой тоже с поклоном.

Мы с вами тоже просили прощения друг у друга, у своих родителей, бабушек и дедушек.

Мы должны начать Великий пост с очищенной совестью. Отношения с каждым человеком должны как бы начаться заново, возродится, лишится зависти, неприязни, недоброжелательства. Мы не должны держать на душе зла ни на кого

Так мы поднялись на несколько начальных ступенек нашей «Лестницы» и вступили в Великий пост.

Первая неделя Великого поста начинается с понедельника, который в православной традиции называется Чистым понедельником, с этого дня и взрослые, и маленькие христиане начинают серьезно трудиться над своей душой.

Хотите послушать, как прошел первый день поста у таких же, как вы, ребят, героев стихотворения поэтессы Нины Орловой?

Вот и Чистый понедельник –

Первый день поста.

Мы помыли все игрушки,

В детской – чистота!

Вытирали пыль повсюду,

Мыли, чистили посуду,

Не шумели, не шалили,

Только чистили да мыли.

А потом мама нас

Мыла в ванной – целый час!

Сколько было фырканья!

Сколько было плеска!

И теперь мы чистые,

Чистые до блеска!

Будем чисто-чисто мыться

Каждый день под душем,

А поститься и молиться,

Чтоб очистить душу!

- Кто из вас сможет рассказать, как начали трудиться герои стихотворения, готовя свой дом и свою душу к празднику Пасхи?

Дети, вспоминая слова стихотворения, отвечают, что его герои «помыли все игрушки», «вытирали пыль повсюду», «мыли, чистили посуду», сами мылись и собираются поститься и молиться, чтобы очищать свою душу.

А как мы с вами будем вести себя во время поста?

Во время поста стараться очистится от грехов, изменить свою жизнь.

Стараться отказаться от удовольствий, не есть вкусной пищи, не поменьше смотреть телевизор, реже включать компьютер.

Стараться больше молиться, помогать другим людям, делать добрые дела.

А какое церковное таинство помогает нам очиститься от грехов?

Таинство Покаяния.

Будем же и мы с вами, «поднимаясь по «Лестнице Великого поста», помогать взрослым, стремиться делать добрые дела, стараться больше думать о других, а не о себе, не совершать плохих поступков, просить у Бога помощи и благодарить Господа за всё.

Михно О. С.,

педагог воскресной школы

храма во имя прп. Максима Исповедника,

г. Краснотурьинск

Разработка воспитательного мероприятия-экскурсии:

«Храм во имя преподобного Максима Исповедника»

Цель: объяснить детям что храм – это дом Божий, где мы встречаемся для личного общения (через молитву) с Отцем нашим и как родственники одного Отца, составляем одну семью (одну Церковь), по слову Спасителя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), а также рассказать об устройстве храма, смыслах и значениях святых икон.

Ход экскурсии

Весь класс с учителем собираются перед храмом.

У: Здравствуйте дети! Мы с вами уже знаем что Храм – это дом Божий, а как мы можем отличить его от других сооружений?

Д: На нем есть крест и купола.

У: Совершенно верно. Над храмом возвышается купол, изображающий небо, он завершается главою, на которой ставится крест (во славу Главы Церкви – Иисуса Христа). Над входом мы видим, построена башня, в которой находятся колокольня.

Перед входом в храм, необходимо перекрестится, смотря на образ Спасителя, и молясь про себя сказать:

Боже, буди милостив мне, грешному.

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.

Без числа согреших, Господи, прости мя.

(Дети с учителем перекрестившись, заходят в храм).

У: Не забывайте дети, что храм есть великое святое место, где невидимо присутствует Сам Бог и поэтому мы должны входить в храм с молитвою. Как нужно вести себя в храме?

Д: Не бегать, не шуметь.

У: Конечно, в храме нужно вести себя тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем более смеяться, переходить с одного места на другое. В внутри храм разделяется на три части: притвор – где мы с вами сейчас находимся, средняя часть – где стоят все верующие христиане, алтарь – где совершаются священнослужителями богослужения.

В притворе находится емкость со святой водой, вы можете в любое время прийти и набрать воды домой, принимать ее лучше всего по утрам натощак вместе со святой просфорой после прочтения молитвы: « Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

А сейчас давайте подойдем к аналое приложимся к иконе, и потом продолжим наш разговор (все проходят в основную часть храма и прикладываются к иконе).

У: Вокруг мы видим много икон, что изображено на иконах?

Д: Бог, святые, Дева Мария.

У: Правильно. Иконою называется изображение Самого Бога, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Сам Спаситель дал нам свое изображение. Умывшись Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил Его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Князь помолился перед Ним и выздоровел, так как он молился не образу, а Самому Господу. Так и мы, дети, стоя перед иконой будем молится Богу, Деве Марии – Божией Матери, святым ангелам и святым угодникам.

Сейчас мы с вами стоим перед иконостасом, который отделяет среднею часть храма от алтаря. Наш иконостас состоит из четырех рядов и имеет трое врат, средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в святых дарах при святом причащении. На царских вратах мы видим образ Архангела Гавриила и Девы Марии, что он изображает?

Д: ???

У: Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть, как называется праздник, посвященный этому событию?

Д: Благовещение, когда ангел сообщил Марии о рождении у неё Божественного Сына.

У: Ниже на царских вратах находятся образы четырех евангелистов, которые записали земную жизнь Иисуса Христа. Кто знает, как их зовут?

Д: Иоанн, Лука, Матфей, Марк.

У: По правую сторону находится икона Спасителя, далее располагаются южные двери, на которых изображен Архангел Гавриил, а после находится храмовая икона на которой изображено событие или святой в честь кого освящен храм. А в честь какого святого освящен наш храм?

Д: Максима Исповедника.

У: Далее по левую сторону от царских врат находится икона Божией Матери. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Бог много нам грешным прощает и во многом нам помогает. Рядом с иконой Богородицы расположены северные врата. Какой ангел изображен на них?

Д: Архангел Михаил.

У: Во втором ряду иконостаса расположены иконы изображающие земную жизнь Спасителя. До царских врат мы видим события последних дней земной жизни Иисуса: вход Господень в Иерусалим, молитва Иисуса в Гефсиманском саду, предательство Иуды, Суд над Иисусом (обсуждаем с детьми, что они знают об этих событиях). Над царскими вратами помещена икона Тайной вечери, на которой Иисус Христос впервые причастил своих учеников, дав им повеление: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22,19). Господь установил таинство Евхаристии, чтобы каждый христианин мог вкусить часть Тела и часть Крови Христа. Это таинство соединяет небесное с земным, воплощает Сына Божия на Земле. Почему эта икона находится в самом центре?

Д: Причастие – самое главное в жизни человека.

У: Конечно, это суть жизни Церкви, ее сердцевина, ведь соединяясь с Божеством в этой жизни мы имеем возможность соединиться с Ним и в жизни вечной.

Далее во втором ряду мы видим иконы изображающие крестные страдания Иисуса, Его смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа на апостолов. Злые люди распяли Иисуса на Кресте. Они прибили Ему руки и ноги гвоздями. Так наказывали только страшных разбойников. Иисус Христос был лучше всех на земле, но многие этого не понимали, потому что завидовали Ему. Ведь Его все любили, а их нет.

Иисус Христос умер на Кресте. Небо потемнело, солнце перестало светить, и земля потряслась. Деревья и камни плакали об умершем Господе. Один человек, по имени Иосиф, снял с Креста тело Иисуса, обернул в белую ткань и положил в пещеру, в каменный гроб, высеченный в скале. Пещера находилась в большом саду. Вход в пещеру закрыли огромным камнем, чтобы никто не мог войти. Но что же произошло дальше?

Д: Иисус воскрес.

У: Да в третий день Он воскрес. Каждый год мы празднуем это великое событие, и праздник этот называется…

Д: Пасха!!!

У: Конечно, Пасха! По слову св. Григория Богослова, Пасха – «Праздников праздник и Торжество торжеств». Иисус Христос своим воскресение и вознесением открыл двери Неба и теперь все верующие в Него и соблюдающие заповеди Его могут войти в Царство Небесное.

А вы помните, когда мы стояли перед храмом, мы видели с вами колокольню. Так вот каждый год в течение недели после праздника Пасхи, каждый желающий может подняться на колокольню и поделиться своей радостью Христова Воскресения через колокольный звон. Кто-нибудь поднимался на колокольню в Пасхальную неделю?

Д: (Те, кто был на колокольне, делятся своими впечатлениями).

У: В нашем храме есть еще два предела: правый предел освещен в честь Николая Чудотворца, левый предел в честь Александра Невского, о них мы поговорим с вами в следующий раз. А сейчас вы можете пойти поставить свечки.

За умерших свечи ставят на канун у Распятия (подходим к кануну), мысленно произносим молитву: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии или в какой нужде можно свечи ставит Спасителю, Божией Матери, святым угодникам Божиим, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнесите: «Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь)». Затем надо подойти и приложиться к иконе (поцеловать). Чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца. (Дети ставят свечи, встречаемся все перед притвором).

Итог: Церковь – Божия Семья для всех верующих в Него. В этой семье все мы – братья и сестры. В этой Семье для всех нас Бог – Отец, а Богородица – Мать. И собирается Божия семья вместе, чтобы молиться Богу, в особом месте в Храме Господнем. Храм – это великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, поэтому мы должны входить в храм с молитвою и крестным знамением и вести себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужений нельзя разговаривать, а тем более шуметь, бегать, смеяться. Ведь тогда вы будете мешать стоящим рядом людям молиться, а батюшке вести службу. А самое главное, Сам Господь будет видеть ваше поведение в Своем доме. Плохое поведение детей Его огорчает. Не забывайте, храм – Дом Божий, святое место.

Рекомендации детям: почитать житие преподобного Максима Исповедника, в честь кого освящен храм.

Темы следующих экскурсий:

- Левый и правый пределы храма.

- Краткое житие святых, изображенных на стенах храма (от 1 до 3 экскурсий).

- История храма (посещение музея находящегося при храме).

Молитвы перед входом в храм Боже, буди милостив мне, грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя. Молитвы перед входом в храм Боже, буди милостив мне, грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя.
Молитва на принятия святой воды и просфоры Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь Молитва на принятия святой воды и просфоры Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь
Молитва о усопших Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное. Молитва о усопших Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
Молитвенное призывание святого Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь). Молитвенное призывание святого Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).
Иисусова молитва Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную). Иисусова молитва Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).

Все молитвы дети вклеивают в свои блокноты, которые они завели в начале учебного года.

Михно О. С.,

педагог воскресной школы

храма во имя прп. Максима Исповедника,

г. Краснотурьинск

Конспект урока для воскресных школ на тему: «Чудеса Христовы:

Наши рекомендации