Об опыте социального проектирования в «Кадетской школе»
Среди форм организации практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования существенное место принадлежит технологии социального проектирования. Её позитивной чертой является универсальность, так как деятельность учащихся может реализовываться как в образовательной, так и во внеурочной деятельности.
Социальные проекты дают возможность учащихся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект является первым знакомством учащихся с элементами гражданского общества. Он имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде.
Кадеты 21-й школы уже несколько лет занимаются проектной деятельностью, а метод проектов прочно прижился в методической копилке наших учителей. В работе над реализацией социального проекта происходит формирование социальной компетенции, развитие коммуникативной культуры, приобретение навыков социальной самоорганизации. Задача учащихся и координатора определить объекты социальной практики, заключить договоры с социальными партнёрами. При таком подходе изменяется и роль самого учителя в образовательной деятельности.
Представим варианты организации социальных проектов в нашем образовательном учреждении:
1. В ходе реализации проекта «От сердца к сердцу» наша школа уже многие годы сотрудничает с социальным приютом «Улыбка». За это время установилось много добрых традиций: ежегодный сбор вещей, игрушек, настольных игр, книг, канцелярских товаров, средств гигиены и других необходимых вещей для детей из социального приюта. Помимо этого юные кадеты ставят мини-спектакли, различные праздники для малышей. С раннего возраста дети учатся быть неравнодушными к чужой беде.
2. Цель проекта «Книжкина больница» – сохранение фонда библиотеки, воспитание бережного отношения к книге, усиления роли книги в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и внешкольных учреждений.
3. Проект «Мыс героев» заслуживает особого внимания. В кадетской школе № 21существуют тимуровские отряды в каждом классе. У каждого класса есть свои подшефные ветераны. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь. Конечно, ни одно школьное мероприятие не обходится без участия ветеранов Великой Отечественной войны. Они приглашаются на классные часы и линейки. Также проводятся мероприятия по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения: 23 февраля, День Победы, «А, ну-ка, парни», «Зарница» и др. Различные выставки, конкурсы рисунков, плакатов и т. п.
4. Воспитать любовь к природе учителя начальной школы решили через реализацию проекта социальной практики «Покормите птиц». Основная цель деятельности – вовлечение в систематическую работу учащихся, учителей, родителей и общественность, направленную на экологическое воспитание.
5. Интересен нам показался проект «Огнедышащий дракон». Цель проекта: пропаганда правил пожарной безопасности среди жителей поселка Кирпичный. Постоянно проводятся акции по пожарной безопасности среди жителей поселка, ребята раздают листовки, сделанные своими руками. А также активно проводится профилактическая работа в начальных классах школы и в детском саду №197.
6. Привлечь внимание общественности и жителей посёлка к проблемам загрязнения улиц посёлка, несанкционированным свалкам взялся отряд волонтёров «Пусть будет чистым наш посёлок».
Социальные проекты могут научить обучающихся самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем.
Девяшина С. Г.,
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детство» детский сад №190
г. Нижний Тагил