Происхождение старца Иерофея Дидаскала

Триблаженный и богоносный отец наш Иерофей был уроженцем деревни Силивена, находящейся в епархии Коринфа на Пелопоннесе. Он происходил от благочестивых родителей, православных христиан, которые занимали в деревне не последнее место. Они не были очень богатыми, но не были и бедны. В общем, они были всеми любимы.

Родители его были всем известны своим благочестием: братолюбием, любовью к односельчанам, любовью к нищим и милостивостью. Они с большим уважением относились к служителям Церкви, священникам и монахам. С большой радостью они принимали клириков, приходящих к ним в дом, — совсем как ангелов Божиих.

Дед его по отцовской линии был иереем, я бы сказал, «священником Бога Вышняго». Он был весьма боголюбивый муж, относившийся с большой ревностью к своему служению Богу. Поскольку жители переселились в это село из другого места, в селе не было храма. Дед же его желал, чтобы христиане были собраны в единый приход, где бы они могли участвовать в богослужении и причащаться на Божественной Литургии. Движимый божественной ревностью, он отправился в Константинополь к патриарху и получил разрешение построить две церкви в селе. И построил их во славу Божию! И сам же служил в них до старости... Когда же пришло ему время перехода в лучшую Жизнь, он призвал своего старшего сына и постриг в монашество с именем Ефрем. И так в мире «преложился ко Господу». Родитель же Иерофея, Георгий, был его наследником.

Рожденный благочестивыми родителями сын в крещении получил имя в честь св. Иоанна Крестителя. Получение этого благодатного имени по Божественному произволению указывало на то, что мальчик своей жизнью будет подражать Честному Иоанну Крестителю, который, как известно, является основоположником монашеского жития и покровителем всех монахов.

Так, Иоанн, будучи ребенком, во всем был послушен своим родителям, подражая ап. Павлу: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость...» Родители поставили его пасти овец. И вот Иоанн подражал в этом древним праведникам, которые пасли овец своих родителей: Авелю, Иакову, Моисею и Иосифу... А может быть, и в этом проявился Божественный Промысел, как бы показывая, что Иоанну надлежит пасти словесных овец, которых к нему приведет Бог. Но не только это! Он должен будет стать на страже Животворящих и Спасительных Заповедей Христа, Бога нашего, Божественных догматов и священных канонов Святой Апостольской Церкви.

Однако враг истины, вечно враждующий на все доброе и поэтому называемый завистником, сатана, предвидя своим злым духом или даже, не побоюсь сказать, предчувствуя своим злым чутьем то, что в мальчике так сильны добрые начала, решил повредить ему. Но, скорее, враг боялся, что мальчик, когда вырастет, помешает ему в многообразных завистливых кознях против рода человеческого. В конце концов этот треклятый завистник решил умертвить мальчика...

Великое чудо Божией Матери

Однажды, когда мальчик пас овец вместе с другими детьми, они забрались на одну очень высокую скалу. Как бы в шутку дети его испугали. И вот он внезапно потерял равновесие и упал, ухватившись руками за ветку. И так повис над страшной бездной... Неожиданно ветка сломалась (в этом и проявилась кознь лукавого завистника), и мальчик покатился, ударяясь то слева, то справа о камни. Так он падал вниз до источника воды, называемого Авворос, из которого все жители села берут воду...

А в то время его чадолюбивая мама по извещению сердца увидела от своего дома, как ее сын покатился в обрыв. И тотчас возопила от всего сердца:

— Всесвятая моя Владычице, помози! Святый великомучениче Георгие, ускори на помощь мне! Спаси моего сыночка от страшной смерти! И я его посвящу Богу, чтобы он стал монахом в Твоем монастыре!!!

Она тотчас с рыданиями бросилась к источнику и схватила из воды свое еле дышащее чадо, совершенно изувеченное. Сжимая сына в объятиях, она тотчас побежала домой и, отмыв его от крови, положила на ложе и накрыла покровом.

Как она молилась! Обратив к Богу и глаза и весь свой ум, она умоляла о помощи Владычицу небесных и земных, Прибежище и Надежду всех христиан, Утешение скорбящих. Всю ночь мама только повторяла:

— Всесвятая Владычице, помоги мне! Богородице моя, помоги мне!

Господь же не посрамил боголюбивую и чадолюбивую мать и соделал ее, как в псалмах говорится, матерью «о чадех веселяещеюся». И вот наступает утро следующего дня... Неожиданно, когда уже была потеряна всякая надежда, Иоанн встает совершенно здоровый и просит кушать! Мама же, увидев, как сын ее встает, словно воскресший из мертвых, не могла насмотреться на здорового мальчика... И дивилась, постоянно спрашивая его:

— Сынок, не болит ли у тебя как-либо часть тела; может, побаливает рука или нога?

— Нет, мама, у меня ничего не болит!

Мама же, желая лучше удостовериться, стала рассматривать его голову, которая в предыдущий злосчастный день была сплошной раной. И что же она видит? Вся голова в шрамах! Она стала осматривать голову ребенка и вынула из шрамов более тридцати крошек от камней.

Поистине это было великое чудо Божией Матери, которая теперь уже стала второй, духовной матерью мальчика. А мальчик тем временем пребывал в послушании у своих родителей «до срока».

Поскольку отец постоянно болел, то вся забота о доме ложилась на многострадальную мать. Нужно было помогать по дому, сеять, обрабатывать виноградник, собирать урожай, молотить. И так они жили, довольствуясь малым, подражая ап. Тимофею: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем...»

Нищий ребенок

Как-то раз Иоанн играл на улице и вдруг увидел нищего ребенка, замерзающего на холоде в своих лохмотьях. Сердце его сжалось от боли. Он взял ребенка за руку и привел в свой дом, посадил у очага и отогрел. После этого мальчик говорит своей маме:

— Мама моя, если ты не против, давай возьмем в нашу семью этого ребенка. Он нагой и нищий. Куда ему идти?

— Конечно, дорогой мой! — в радости воскликнула мама, услышав такой совет и ликуя внутри себя. И молилась в умилении:

— Слава Тебе, Боже, что мои дети подражают мне! Как я этого хотела! Как я этого просила!

Тотчас она взяла одежду одного из детей, одела нищего ребенка. Так он и жил у них, кушал вместе с ними. А потом, через достаточное время, ушел из их дома и больше не возвращался.

Воспитание

Мать всегда наставляла детей благородству в поведении и прежде всего благочинию в Церкви.

— Детки, в храме нельзя расставлять широко ноги и болтать руками. Ступни должны быть собраны вместе, одна к другой. А когда вы делаете крестное знамение или кладете поклон, то делайте крестное знамение благоговейно: руку кладите на лоб, потом на одно плечо, на другое и коснитесь земли. А поклон кладите всегда до земли. И с перекрещенными руками стойте, как ангелы, пока не закончится служба...

Впрочем, и дома, когда дети ложились спать, они должны были прочитать «Святый Боже» и «Богородице Дево». А кто знал еще что- то, то читал и это.

Мама очень любила церковные праздники. Когда наступал праздник, то она поднимала детей после полуночи и готовила их, чтобы прийти в церковь раньше колокольного звона и подождать там иерея. Она говорила детям:

— Детки, храните не только великие праздники, но соблюдайте и все малые, ибо это угодно Господу.

И они тщательно это исполняли. Так что частенько односельчане спрашивали:

— Маламо, какой праздник у нас сегодня или завтра будет?

А когда духовник приходил в их село для исповеди, то мама брала детей с собой, приводила их на исповедь. Но поскольку дети были малы, то мама учила их только класть поклон перед духовником, брать благословение, целовать его руку.

Строгому соблюдению постов дети учились на примере обоих родителей. Однажды в Великую Пятницу, а может, это была Великая Суббота, дети готовились ко Причастию. Есть перед Причастием им не разрешалось. А чтобы дети не страдали от голода, мама послала их на работу, куда нужно было идти до двух часов пути, напутствуя:

— Детки, не кушайте и возвращайтесь после полудня, чтобы мы успели подготовиться, пойти в Церковь на Божественную Литургию и причаститься Святых Христовых Тайн.

Видя, как мать воспитывала детей, понимаешь, что не всуе говорит пословица: «Древо познается от плодов».

Наши рекомендации