Брат Иерофея приходит в скит

Через некоторое время в скит пришел его брат. Тогда они вдвоем еще усерднее предались посту, бдению и молитве. Иерофей так и говорил ему:

— Братик, пока мы еще юные, нам нужно подвизаться изо всех сил, чтобы победить злые помыслы и наши страсти!

Тот же по силе своей подражал Иерофею во всем. Обычно бывало, что они проводили службы по четыре-пять часов, а в пищу принимали фасоль или факи без масла, немного меда и сухари. А в субботу и воскресенье они добавляли немного растительного масла в пищу. Это и было праздничным угощением.

Иерофей наблюдал за братом и, когда убедился, что он пребывает в полном послушании, начал наставлять его, как устремиться к выходу из мира. Иерофей объяснял, как пребывать в подчинении и послушании без помыслов, показывая это с помощью различных примеров из своего опыта. Бывало

так, что, когда они принимали пищу, трапеза превращалась в «храм»: Иерофей брал какую-нибудь главу из Божественных Писаний и объяснял духовный смысл читаемого, потому что сам он больше всего любил размышлять о словах Христа. Несмотря на то что брат был, в сущности, еще новоначальным и испытывал трудности в понимании духовных вещей, потому что его еще сильно бороли мирские воспоминания, постыдные помыслы и прилоги, постепенно и брат возлюбил постоянное поучение в Писаниях. Но добиться этого было не просто...

Иерофей заметил, что брат не придает значения чтению Писаний, и постоянно наставлял его так:

— Частым поучением в Писании ум освобождается от мирских воспоминаний и ассоциаций и со- слагается с добрыми мыслями, научается таким образом постепенно входить в добро...

Он убеждал брата в том, что «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают Его...»: если в юности не приложить усилий, то в старости ты уже не сможешь это сделать. Объяснял это Иерофей так: внимательность в ежедневной жизни рождает устремление, устремление, в свою очередь, рождает доброделание, то есть ты не пропускаешь ни одной возможности к добру, всегда выбираешь из двух возможностей лучшую, а доброделание хранит чистоту жизни человека. По его поучению получалось, что в духовной жизни нет остановок, как это принято представлять, а есть соглашательство на меньшее. И это самая страшная ошибка.

Иерофей однажды сказал брату:

— У тебя нет желания читать Писание? Ну вот представь себе какого-либо тяжелого больного... Со временем он уже не может вставать от боли... Разве может он кушать с аппетитом и желанием? Конечно, нет! Но так он умрет. Тогда он понуждает себя жевать мало- помалу и постепенно начинает чувствовать аппетит. Проходит время, и вот он уже ест с удовольствием... Так и ты поступай, брате! А Господь тебе поможет, по молитвам всех Святых Отцов наших.

Однажды брат заметил ему:

— Батюшка мой, мне кажется, что для меня излишне поучение в Писании, потому что я чувствую, что полностью насыщен ежедневным наставлением моего духовного отца.

Иерофей ответил так:

— Хорошо, пусть будет так пока... Но все равно ты должен научиться поучаться в Писании так, чтобы ты смог сам находить в Нем, как в источнике, Живую Воду. Поверь слову Господа: «Испытайте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную».

А другой раз так подвиг брата:

— Насколько можешь, убегай умом любых воспоминаний о мире, старайся думать только о нашей каливе: что и где нам нужно сделать. Это тебе поможет — вначале. Так ум постепенно научится отбегать от мирского мудрования, а потом, по Благодати Божией, ты поймешь, как собирать ум в себя. Подумай, о чем говорит прп. Максим Исповедник и как это тебе применить: «Дай телу труд по силе, а ум обрати на внутреннее...»

Когда у брата стало получаться, то Иерофей передал ему молитву, которую сам принял от старца: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы и молитвами святого отца моего духовного, помилуй мя грешного».

Другой раз, когда они вместе читали о трезвении из «Добротолюбия», Иерофей объяснил брату образ умной молитвы: когда нужно молиться устами, а когда — умом, входя в сердце.

— Устами нужно молиться, если ты устал и не можешь удержать ум, а остальное время ты должен усиливаться удерживать внимание в сердце.

Время от времени брат стал чувствовать радость и желание к молитве. Так что однажды во время бдения, когда брат вошел в алтарь для помощи и стоял там в сторонке, молясь тайно — тем образом, который показал ему Иерофей, — и вспоминая свои согрешения, он вдруг почувствовал в своем сердце Божественную любовь, и ум его усладился деланием молитвы. Потом, когда он исповедовал помыслы и рассказал этот случай, Иерофей заметил: — Раз уж Господь открыл тебе нечто, дал почувствовать небольшое действие Благодати, используй это и подвизайся по силе. Делай то, что тебе будет помогать, сам найди это и почувствуй основные направления: прежде всего послушание, потом воздержание, а дальше смирение и самоукорение во всем. Для этого научись, как видеть себя худшим всех в мире, даже хуже демонов...

К Иерофею приходили и другие отцы учиться молитве. Примерно так же он наставлял всех, но объяснял, что каждый сам должен почувствовать и найти стратегически важные для него направления духовной жизни, заставляющие его сердце проснуться и переживать.

Наши рекомендации