Установленные социологические факты

Возникновение и существование христианской церкви

В основу христианской церкви легло учение о воскресении Христа:

Деян. 1:21-22 - "Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоанна до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его..."

Деян. 2:23-24 - "Сего, по определённому совету и предведению Божиему преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его".

Деян. 2:31-32 - "Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели".

Деян. 3:14-15 -"Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мёртвых, чему мы свидетели".

Деян. 3:26 - "Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших".

Деян. 4:10 - "То да будет известно всем -вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы умертвили, повесивши на древе..."

Деян. 5:30 - "Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе..."

Деян. 10:39-41 - "И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесивши на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мёртвых..."

Деян. 13:29-39 - "Когда же исполнили всё написанное о Нём, то, снявши с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мёртвых;

Он в продолжении многих дней являлся тем, которые вышли с ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его пред народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам. Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором Псалме написано: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя". А что воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказано так: "Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно". Посему и в другом месте говорит: "не дашь Святому Твоему увидеть тление". Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление;

а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов, и во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий".

Деян. 17:30-31 - "Итак, оставляя времена неведения. Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых".

Деян. 26:22-23 - "Но получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чём пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть, что Христос имел пострадать и, восстав из мёртвых, возвестить свет народу Иудейскому и язычникам".

Церковь - это исторический факт

Существование Церкви объясняется её верой в воскресение. Все первые годы своего существования церковь подвергалась преследованиям со стороны как иудеев, так и римлян. Верующие принимали пытки и смерть во имя Господа только потому, что верили в Его воскресение из мёртвых.

Как отмечает Уилбур Смит, даже такой рационалист, как д-р Гиньебер, вынужден сделать следующее признание: "Христианства не существовало бы, не будь вера в воскресение упорядочена и поставлена на прочную основу... Вся сотериология и главные элементы учения христианства покоятся на вере в воскресение, и на первой же странице любого наставления в христианской вере следовало бы поставить в виде эпиграфа слова Павла: "А если Христос не воскрес, то тщетно и учение наше, и вера ваша также тщетна". Со строго исторической точки зрения вера в воскресение несёт именно такое важное значение... Учение о воскресении превратило веру в Христа и Его служение в основу новой религии, которая, отделившись от иудаизма, стала его противницей, а затем пошла в победное шествие по всему миру".

Пол Лнттл указывает, что церковь, созданная приблизительно в 32 г. по Р.Х., возникла не просто так, а по определённной причине. Христиан из Антиохин в те первые годы существования церкви назвали однажды всесветными возмутителями" (Деян. 17:6). "Возмущать" мир, то есть глубоко влиять на него, христиане могли благодаря воскресению.

Уилбур Смит цитирует слова Х.Мэйджора, директора колледжа Райпон Холл в Оксфорде, который говорил: "Если бы с распятием Христа окончилось Его общение с учениками, возникновение церкви осталось бы загадкой. Эта церковь была основана на вере в мессианское назначение Христа. Распятый Мессия никак не мог таковым считаться. Он был отвергнут иудейством и проклят Богом. Именно воскресение Христа, как подчёркивает Павел в Рим. 1:4, показало, что Он был "Сыном Божиим в силе".

"Именно уверенность в воскресений Иисуса вывела Его учеников из бездны отчаяния после Его смерти и привела к распространению начатого Им движения, - писал Кеннет С.Латуретт. - За их глубокой уверенностью в том, что Распятый восстал из мёртвых, что они видели Его и говорили с Ним, они, возможно, почти позабыли смерть Христа, а может быть даже и Его Самого" (цит. по Стратону).

Традиция воскресного дня в христианстве

Традиционным днём отдыха у евреев была суббота, поскольку говорилось, что Бог завершил Свои труды Создателя и отдыхал на седьмой день. Об этом было написано в священных законах иудеев. Суббота - один из краеугольных камней иудаизма, а её соблюдение - один из самых почитаемых обычаев для любого еврея. Христиане встретились для молитвы в первый день еврейской недели, чтобы отметить воскресение Иисуса. Этим христианам удалось изменить день отдыха: вместо освящённой богословами и соблюдавшейся веками субботы им стало воскресенье. Не забывайте, что они сами были евреями! Зная, какие страхи и сомнения их одолевали, следует заключить, что ими было принято одно из серьёзнейших решений, на которое способна группа верующих. Как объяснить переход от субботы к воскресению в качестве дня богослужений, если Христос не восстал из мёртвых?

Дж.Н.Д-Андерсон отмечает, что большинство первых христиан было воспитано по еврейским обычаям, включавшим беззаветную преданность субботе. Для произошедшей перемены требовалось весьма незаурядная причина, и ею стало воскресение Иисуса.

Традиция святых таинств христианства

Причастие - Деян. 2:46; Иоан. 6; Матф. 26:26; Map. 14:22; Лук. 22:19; 1 Кор. 11:23-24.

Иисус причастил учеников на Тайной Вечере, связанной с Его смертью. Однако в Деян. 2:46 мы читаем, что причащение было временем радости. Есл" воскресения не было, о какой радости может идти речь? Память о трапезе, которая прями предшествовала преданию и распятию

Христа, их Господа, должна была бы в таком случае вызывать нестерпимую боль. Что превратило отчаяние Тайной Вечери во всемирное причастие радости?

"В этом таинстве они встречали Его, - пишет Майкл Грин. - Он был не мёртвым, но воскресшим и живым. И они праздновали эту Его смерть, в сознании Его живого присутствия "доколе Он придёт" в конце нашей истории (1 Кор. 11:26). До нас дошла краткая молитва, произносившаяся при причастии самыми первыми христианами, говорившими ещё по-арамейски (1 Кор. 16:22 и Дидахе, 10). Она состоит из одного-единственного слова "Маранафа!", что означает "Господь наш грядёт". Единственным объяснением этого праздника, на котором они отмечали причастие к Христу, может быть Его воскресение из мёртвых на третий день".

Крещение - Кол. 2:12; Рим. 6:1-6.

Церемонией посвящения у христиан было крещение. В исполнении этого завета Христа они бросали вызов иудеям, продолжавшим традицию обрезания. Человек должен был раскаяться в своих грехах, поверить в воскресшего Господа и принять крещение. Каково было значение этого обряда? Сомнений в этом мало. Как объясняет Павел, через крещение человек соединяется с Христом в Его смерти и воскресении. При вхождении в воду умирает его старая греховная природа, и вышедший из воды уже приобщён к новой вечной жизни Христа. Таинства - самая древняя традиция христианства - прямо связаны со смертью и воскресением Иисуса. Как можно объяснить значение христианского крещения, если не воскресением Господа?

Церковь как историческое явление

Церковь, следовательно, есть историческое явление, которое можно объяснить только воскресением Иисуса. Таинства, совершаемые христианами, служат постоянным свидетельством происхождения церкви.

Л.Л.Моррис пишет о первых верующих, которые были свидетелями воскресения Христа: "Они были евреями, а евреи известны преданностью своим религиозным обычаям. И тем не менее, люди эти соблюдали не субботу, а воскресение, в память о Христе, восставшем из мёртвых. В этот день они праздновали святое причастие, отмечавшее не смерть Иисуса, но благодарное воспоминание о благодати, ниспосланной живым и торжествующим Господом. Другое их таинство, крещение, напоминало о том, что верующие "погребены с Ним" и "совоскресли верою в силу Бога" (Кол. 2:12). Воскресение придавало смысл всем делам ранних христиан".

"Теории", выдвигавшиеся для объяснения воскресения

("Суета сует! Всё суета" Еккл. 1:2)

Ниже мы приводим собрание наиболее популярных теорий, призванных объяснить воскресение. Христа. Каждую из них мы

рассмотрим по очереди, приведя соответствующее опровержение. Изучение этого вопроса показывает, что верующий может разумно ответить на любой довод против воскресения.

Британский юрист Дж.Н.Д.Андерсон хорошо знает, насколько важно в судебном разбирательстве располагать надёжными свидетельствами. Об исторических свидетельствах воскресения он говорит следующее:

"Надо подчеркнуть, что все свидетельства следует рассматривать в их совокупности. Сравнительно нетрудно отыскать иное объяснение тому или иному элементу из числа составляющих данное свидетельство. Однако подобные объяснения лишены смысла, если они не согласуются с остальными элементами повествования. Ряд различных теорий, каждая из которых предположительно приложима к некоторой части свидетельства, но которые сами по себе не связываются в цельное единство, никак не может служить заменой единственному истолкованию, которое охватывает всю картину".

Именно такого подхода мы будем придерживаться, рассматривая нижеследующие теории.

ТЕОРИЯ ОБМОРОКА

Точка зрения: Христос не умер на кресте, а только потерял сознание

Христос, помещённый в гробницу Иосифа из Аримафеи, был ещё жив. Через несколько часов Он пришел в Себя под действием холодного воздуха гробницы, поднялся и ушёл.

Профессор Дж.Н.Д.Андерсон пишет, что эту теорию "...впервые выдвинул некто Вентурини лет двести тому назад. В несколько изменённом виде её недавно возродила реформаторская группа мусульман, называющая себя "Ахмадия". Их штаб-квартира находится в городе Кадиан, а английское отделение - в Патни, одном из районов

Лрндона.

Объяснение, согласно этой теории, лежит в следующем. Христа действительно прибили гвоздями к кресту. Он ужасно страдал от шока, потери крови и боли. Он потерял сознание, но всё-таки не умер. Медицина в то время была не слишком развита, а апостолы подумали, что Он скончался. Разве нам не сообщают об удивлении Пилата при новости о такой скорой смерти Христа? Можно предположить, таким образом, что Его сняли с креста в состоянии обморока, приняв за мёртвого, а затем положили в усыпальницу. Холод н покой склепа произвели на Него такое благотворное действие, что Он в конце концов смог подняться из могилы. o Невежественные же ученики не смогли поверить, что это был просто приход в чувство, и настаивали, что имеют дело с воскресением из мёртвых".

Согласно этой теории, Христос пришёл в чувство ещё и под "живительным действием благовоний, в которых было забальзамировано Его Тело" (Проф. Кеван).

Опровержение

Андерсон заключает, что эта теория ее выдерживает критики. Спэрроу-Симпсон характеризует ее как "...уже совершенно

устарелую..."

Нижеследующие соображения, как мне кажется, покажут, почему данные исследователи пришли к этому мнению.

Христос действительно умер на кресте, как заключили и солдаты, и Ннкоднм, и Иосиф.

Касаясь теории обморока. Пол Литтл отмечает, что "...ни одной подобной гипотезы не было выдвинуто в древние времена, когда христианство подверглось особенно яростным нападкам. Все древние записи подчёркивают факт смерти Иисуса". '

Профессор Торберн перечисляет страдания Христа в руках Пилата:

"...тоска в Гефснманском саду, полночный арест, жестокое обращение в зале дворца первосвященников и в претории Пилата, изнурительные переходы от Пилата к Ироду и обратно, бесчеловечное римское бичевание, дорога к Голгофе, когда напряжение лишило Его всех сил, смертельная пытка распятия, жажда и лихорадка на кресте".

"Трудно представить даже самого сильного человека, - замечает Торберн, - который, перенеся всё это, остался бы в живых. Более того, история показывает, что даже в самых благоприятных обстоятельствах распятые, как правило, умирали". '

Заключая свой анализ, профессор Торберн приводит в качестве лучшего опровержения этой теории слова Кейма: "И вот происходит совершенно немыслимое: бедный, слабый Иисус, с трудом держащийся на ногах, прячущийся, переодетый и наконец умирающий - такой Иисус становится предметом веры, возвышенных чувств, торжества Его последователей, воскресшим Победителем, Сыном Божьим! Здесь эта теория явно становится жалкой, нелепой, достойной только опровержения".

Проф. Ф.Годэ (цит. по Кевану) писал: "Перед распятием Христос уже много страдал и физически, и духовно. Он прошёл через предчувствия гибели в Гефсиманском саду. Он прошёл сквозь бесчеловечное римское бичевание, после которого на теле жертвы оставались глубокие шрамы, и которые почти равносильно смертной казни. Затем Его руки и ноги пронзили гвоздями. Даже остатки сил, которые могли у Него быть, исчезли после шести часов невероятных страданий, через которые Он прошёл. Измученный жаждой, изнурённый. Он наконец испустил Свой дух с последним криком, который записали евангелисты. Добавим, что римский солдат пронзил Его рёбра копьём. Без пищи и воды, без единой души, которая могла бы перевязать Его раны или иным образом облегчить страдания. Он провёл целый день и две ночи в пещере, куда Его положили. И вот, на рассвете третьего дня. Он вдруг появляется снова, живой и исполненный радости!"

Дж.Н.Д.Андерсон считает гипотезу о том, что Христос не умер на кресте, "весьма изобретательной". "Однако, -добавляет он, - критики она не выдерживает. Прежде всего, было сделано, очевидно, всё, чтобы Он действительно умер - именно ради этого Его рёбра пронзили копьём. Но предположим, для целей нашего спора, что Он не вполне умер. Неужели вы и впрямь верите, что многие часы без медицинского ухода в гробнице, вырубленной в скале, в Палестине во время Пасхи, когда стоят весьма

холодные ночи, оживили бы Его, вместо того, чтобы положить конец этой едва теплящейся жизни? Неужели Он смог Сам размотать погребальные пелены с десятками килограммов благовоний, откатить камень, который не под силу было сдвинуть трём женщинам, и пройти несколько километров на израненных ногах?"

Неужели нам следует поверить, пишет Джон Р.У.Стотт, что "после всех страданий и испытаний на суде, после насмешек, бичевания и распятия Он смог прожить ещё тридцать шесть часов в каменной усыпальнице, в холоде, без ухода и пищи? Что после этого Он смог собрать достаточно сил, чтобы совершить непосильный подвиг - откатить огромный камень, загораживающий вход в гробницу, причём не потревожив римских стражников, что после этого, ослабевший, больной и голодный. Он смог явиться ученикам в таком виде, что они поверили в Его победу над смертью? Как поверить, что Он смог заявить о Своей смерти и воскресении, послать их проповедовать по всему миру, пообещать быть с ними, когда настанет конец света? После этого Он якобы, сорок дней где-то скрывался, изредка появляясь на людях, а затем исчез без всяких объяснений? Подобную доверчивость куда труднее себе представить, чем неверие Фомы".

Е.Лекамю пишет о современных рационалистах, отрицающих воскресение Христа:

"По их мнению, если Он воскрес, то не был мёртвым, а если был мёртвым, то не воскрес.

Два одинаково достоверных факта проливают свет на эту диалемму.

Во-первых, в пятницу вечером Иисус был мёртв. Во-вторых, Он явился, исполненный жизни, в воскресенье, а также в последующие дни.

В его смерти в пятницу вечером никто не сомневался - ни в Синедрионе, ни в претории, ни на Голгофе. Только Пилат удивился, что Он так быстро испустил дух, но изумление правителя лишь заставило свидетелей лишний раз подтвердить предположение тех, кто просил о Его теле.

Таким образом, друзья и враги, смотря на Распятого, явно видели, что Он умер. Для полной уверенности сотник пронзил Его своим копьём, причём Тело осталось неподвижным. Из раны вытекли кровь и вода, что указывает на быстрое разложение элементов жизни. Известно, что кровотечение при обмороке смертельно; не убить оно может только того, кто уже мёртв. Обстоятельства происходившего показывают, что Иисус скончался за несколько мгновений до удара копьём. Даже самые умные из Его врагов, включая первосвященников, нисколько не сомневаются в реальности Его смерти. Они боятся лишь обмана со стороны учеников, которые могут украсть Тело, но никак не обмана со стороны Иисуса, испустившего дух у них на глазах. Его сняли с креста, не увидев и при ударе копьём никаких признаков жизни. Недвижимое холодное Тело лежит на любящих руках, которые поднимают Его, уносят, бальзамируют, заворачивают в погребальные пелены, и кладут в гробницу, осыпав Его знаками своего отчаяния и любви. Можно ли представить обморок более глубокий или случившийся в более подходящий момент? Добавим ещё, что это был бы самый маловероятный конец жизни, которая сама по себе уже отличалась такой изумительной святостью и оказывала такое плодотворное влияние. Мы имели бы дело с совпадением невозможным, ещё- более чудесным, чем само воскресение!"

Наши рекомендации