Уникальность влияния Библии на мировую литературу
В книге „Величайшее произведение английской классики Клеланд Макафи пишет: „Если бы все экземпляры Библии в каком-нибудь крупном городе были уничтожены, эту Книгу можно было бы в значительной мере восстановить за счёт цитат на полках городской публичной библиотеки. Существуют монографии по практически всем крупным писателям, посвящённые тому, насколько на этих писателей повлияла Библия".
Историк Филип Шафф в своей книге „Личность Христа" живо описывает эту уникальность Библии как книги о Спасителе:
„Этот Иисус из Назарета, без денег и без оружия, завоевал больше миллионов, чем Александр Македонский, Цезарь, Магомет и Наполеон:
без науки и учения Он пролил больше света на человеческие и Божественные предметы, чем все философы и учёные вместе взятые: без схоластического красноречия Он произносил такие слова Жизни, как никто до Него и после, и действие они имели такое, какого никогда не достигал ни один оратор или поэт; не написав ни одной строчки. Он привёл в движение больше перьев, и дал вдохновения на больше проповедей, речей, споров, учёных трудов, произведений искусства и хвалебных песен, чем целая армия великих мужей древности и современности."
Бернард Рамм добавляет, что „изучение Библии породило библиографические труды такой изощрённости, какой нет равных ни в одной другой области знания или науке. От отцов Церкви, писавших в 95 году н.э. до наших времён протекает великая река справочников, вдохновлённых Библией, — библейские словари, библейские энциклопедии, толковые словари, учебники библейской географии и библейские атласы. И это только начало! Мы можем затем упомянуть хотя бы обширные библиографии вокруг богословия, религиозного образования, гимнологии, миссионерства, библейских языков, истории церкви, религиозных биографий, книги религиозных обрядов, свидетельства, апологетические труды, и многое, многое другое. Количество книг вокруг Библии представляется бесконечным."
Кеннет Скотт Латурет, бывший историк Йельского университета, пишет: „Свидетельством Его важности, того влияния, которое Он имел на историю, и, по всей видимости, непостижимой загадки Его бытия, стало то, что ничья другая жизнь на этой планете не породила такого огромного объёма произведений среди столь многих народов, на стольких языках. И приток этих произведений не оскудевает, а напротив, набирает силу."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОЧЕВИДНО
Всё вышеизложенное не доказывает, что Библия есть Слово Божье. Однако из него мне ясна её уникальность.
Кстати: Библия была первой религиозной книгой, попавшей в космос (в виде микрофильма). Это была первая книга, прозвучавшая с Луны. (космонавты читали Бытие 1:1 — „В начале сотворил Бог...). Подумать только, что Вольтер предсказывал гибель Библии к 1850 году!
Это также одна из самых дорогих книг в мире, если не самая дорогая. Латинская Вульгата, отпечатанная Гутенбергом, сейчас стоит больше 100 тысяч долларов. Советский Союз продал Англии так называемый Синайский кодекс (древнюю копию Библии) за 510 тысяч долларов. И, наконец, самая длинная в мире телеграмма представляла собой один из переводов Нового Завета, посланный из Нью-Йорка в Чикаго.
Один профессор заметил в разговоре со мной: „Если вы умный человек, то при условии, что вы ищете истину, вы будете читать ту единственную книгу, которая привлекла к себе больше внимания, чем все остальные."
ГЛАВА 2. КАК СОЗДАВАЛАСЬ БИБЛИЯ
МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ ПРИ СОЗДАНИИ БИБЛИИ
Материалы для письма
Папирус
Причиной того, что до наших дней дошло сравнительно немного рукописных копий древних текстов, является непрочность материала, на котором они записывались.
„Все автографы, — пишет Ф. Ф. Брюс, — давно утрачены. Иначе и не могло быть, если они записаны на папирусе, который, как мы знаем, способен долго сохраняться лишь в исключительных условиях."
Кирсоп Лейк указывает, что „трудно удержаться от вывода, что переписчики священных книг обычно уничтожали оригинал".
Чаще всего древние рукописи создавались на папирусе, изготовлявшемся из тростника того же названия. Этот тростник рос в мелких озёрах и реках Египта и Сирии. Большие партии папируса поступали через сирийский порт Библос. Возможно, что от этого названия произошло греческое слово „библос" — книги. Английское слово „рареr" — бумага — происходит от греческого слова „папирус".
Очищенные стебли тростника разрезались на длинные узкие полосы, затем обрабатывались молотками и спрессовывались в два слоя, с перпендикулярным направлением волокон. После сушки желтоватая поверхность полировалась камнем. Плиний пишет о нескольких сортах папируса, и если более ранний папирус варьируется по толщине и качеству поверхности, то в эпоху Нового Царства листы папируса тонки и прозрачны.
Старейший известный фрагмент папируса относится к 2400 г. до Р.Х.
Древнейшие рукописи создавались на папирусе, и до наших дней сохранились лишь в сухих районах — в песках Египта, или в пещерах типа Кумранских, где были обнаружены Свитки Мёртвого моря.
Папирус широко использовался вплоть до 3 века после Р.Х.
Пергамент.
Так называются особым образом обработанные шкуры овец, коз, антилоп и других животных. Чтобы получить долговечный материал для письма, шкуры выбривали и выскребали. Слово „пергамент" произошло от названия города Пергам в Малой Азии, так как в какой-то период именно там производился этот материал.
Тонкий пергамент (vellum) изготовлялся из телячьей кожи, и нередко окрашивался в фиолетовый цвет. На таком фиолетовом телячьем пергаменте дошли до нас некоторые списки (рукописные копии) Библии. Буквы при этом были золотыми или серебряными.
Древнейшие рукописи на пергаменте относятся примерно к 1500 г до Р.Х.
Другие материалы для письма
Черепки. Неглазурованная обожжённая глина использовалась для письма простым народом. Множество черепков для письма обнаружено в Египте и Палестине (Иов 2:8).
На камнях писали с помощью „железного пера".
Глиняные таблички. Надписи на них наносились заострённым инструментом, после чего таблички высушивались для закрепления текста (Иер. 17:13; Иез. 4:1). Это был недорогой и один из самых долговечных способов письма.
Восковые таблички. По тонкому слою воска, нанесённому на деревянную дощечку, писали металлическим стилом.
Инструменты для письма
Долото — железный инструмент для нанесения надписей на камни.
Металлическое стило — трёхгранный инструмент с уплощённой головкой, для нанесения надписей на глиняные и восковые таблички.
Перо. Перья изготовлялись из тростника, длина их составляла 15-40 см. Конец пера обрезался так, чтобы иметь форму долота и давать возможность проводить тонкие и толстые линии в зависимости от того, широкая или узкая сторона пера касалась бумаги. Тростниковые перья использовались с начала первого тысячелетия в Месопотамии, откуда, вероятно, и были позаимствованы. Использование птичьих перьев для письма началось в Греции в 3 веке до Р.Х. (Иер. 8:8).
Тростниковое перо использовалось для письма по пергаменту и папирусу.
Чернила обычно изготовлялись из угля, смолы и воды.
ВИДЫ ДРЕВНИХ КНИГ
Свитки изготовлялись из склеенных один за другим листов папируса, наматываемых затем на палку. Размеры свитков ограничивались удобством использования. Текст обычно наносился только на одну сторону. Двусторонний свиток назывался по-гречески „опистограф" (Отк. 5:1). Некоторые свитки достигали в длину 40 с лишним метров. Средняя длина свитка составляла 6-10 м.
Неудивительно, что Каллимах, библиограф при Александрийской библиотеке, говорил, что „от больших книг — большие неудобства".
Книги („кодексы"). Чтобы облегчить чтение и делать книги не такими громоздкими, листы папируса складывались вместе, исписанные с двух сторон. Гринли пишет, что основной причиной появления таких книг было христианство. Античные авторы писали на свитках папируса вплоть до 3 века по Р.Х.
ВИДЫ ПИСЬМА
Унциальное письмо отличалось тщательно выписанными заглавными буквами. Его называли ещё „книжным", „печатным" письмом. Ватиканская и Синайская рукописи Библии выполнены унциальным письмом.
Минускульное письмо вошло в употребление с девятого века. Оно было создано специально для переписывания книг и состояло из небольших связанных между собою букв.
Греческие рукописи не имеют промежутков между словами. До 900 г. по Р.Х. древнееврейский язык не записывал гласных звуков. Его реформа была проведена масоретами.
Брюс Метцгер так отвечал тем, кто находил непрерывно записанный текст трудным для восприятия:
„Не следует, однако, думать, что такие двусмысленности часто встречались в греческом языке. В этом языке, как правило, с немногочисленными исключениями, исконно греческие слова могут оканчиваться только на гласную (или дифтонг) или на одну из трёх согласных — „ню", „ро" или „сигма". Более того, даже для чтения непрерывный текст не представлял особых трудностей, поскольку в древности читали обычно вслух, даже в одиночестве. Таким образом, несмотря на отсутствие промежутков между словами, читающий произносил текст слог за слогом, быстро привыкая к непрерывному тексту."
ДЕЛЕНИЕ БИБЛИИ
Главы.
Деление на главы было впервые произведено в 586 г. до Р.Х., когда Пятикнижие было разбито на 154 главы (седарим).
Полвека спустя оно было разделено на 54 части (парашийот) и на 669 более мелких фрагментов, чтобы облегчить поиски ссылок. Это деление использовалось в ежегодном цикле чтения.
Греки разделили Библию на части около 250 г. по Р.Х. Древнейшее деление на главы относится к 350 г. по Р.Х. и проделано на полях так наз. Ватиканского кодекса. „Изменения в этом делении произведены не раньше XIII века. Современное деление на главы (около 1227 года) было проведено Стефаном Лангтоном (профессором Парижского университе- та, а затем — Архиепископом Кентерберийским).
Стихи.
Первыми указателями на то, что Библия состоит из отдельных стихов, были пропуски между словами, иногда — буквы или цифры. Они применялись далеко не всеми. Первое общепринятое деление на стихи относится примерно к 900 г. по Р.Х.
Латинская Вульгата была первой Библией, где и Ветхий и Новый Заветы разбиты как на главы, так и на стихи.
ГЛАВА 3. КАНОН
ВВЕДЕНИЕ
Значение слова “канон”
Слово „канон" произошло от корня, обозначающего „тростник" (ср. древнееврейское „ganet" и греческое „canon"). Поскольку тростник использовался в качестве мерного стержня, слово это в конце концов стало обозначать „стандарт".
Ориген называл каноном „правила веры, тот стандарт, по которому мы должны измерять и оценивать вещи..." Позднее это слово означало также „список" или „указатель".
По отношению к Святому Писанию слово „канон" обозначает „официально принятый список книг".
Не следует забывать, что церковь не создавала ни самого канона, ни книг, включённых в то, что мы называем Писанием. Церковь лишь признала книги, вдохновлённые Богом при их написании.
Как определялась принадлежность книг к канону?
Критерии, которыми пользовались отцы церкви при отборе книг для канона, нам в точности неизвестны. По всей видимости, существовало пять принципов для определения того, принадлежит ли та или иная книга Нового Завета к канону. Их приводят в своей работе Гайслер и Нике:
1. Заслуживает ли книга доверия, была ли она вдохновлена Богом? (Несёт ли она в себе повеления Господа?)
2. Пророческая ли это книга? Принадлежал ли её автор Богу?
3. Подлинная ли эта книга? (Отцы церкви были исключительно осторожны в выборе книг для включения в канон, и это лишь укрепляет наше доверие к каноническим книгам).
4. Несёт ли она преображающую силу Бога?
5. Была ли она получена, собрана, прочтена и использована верующими в Бога?
Пётр считал труды Павла Святым Писанием, параллельным книгам Ветхого Завета (2 Пет. 3:16).
КАНОН ВЕТХОГО ЗАВЕТА