Правовое обеспечение взаимоотношений правоохранительных органов с новыми религиозными движениями

Всеобщая декларация прав человека (ст.1, 18) провозглашает право каждого человека на "свободу мысли, совести и религии". Вместе с тем в Международном пакте о гражданских и политических правах сказано: "Свобода совести подлежит ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка здоровья, морали, а также свобод других лиц" (ст.18). Эта позиция развивается в Рекомендациях 1178 по сектам и новым религиозным движениям Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 февраля 1992 г. В них, в частности, сказано:

1. Ассамблея обеспокоена некоторыми проблемами, связанными с деятельностью сект и новых религиозных движений.

2. Она встревожена обращениями различных ассоциаций и семей, которые считают, что им нанесен вред деятельностью сект.

4. Она обращается ко всем государствам-членам с просьбой охарактеризовать методы работы, которым они следуют, и юридические проблемы, с которыми они сталкиваются.

6. Она считает, что для решения проблем, возникающих при деятельности сект, должны применяться как образовательные, так и законодательные и другие меры.

7. Информация о сущности и деятельности сект и новых религиозных движений также должна широко распространяться среди широких слоев населения.

Развивая указанные положения, Европейский парламент в Постановлении о сектах в Европе (1996 г.) указывает на то, что определенные секты постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как-то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность.

Европейский парламент призывает государства позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также более активно сотрудничали, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты, а также призывает Европейскую комиссию и государства быть бдительными для того, чтобы предотвратить возможность получения сектами государственной помощи[72].

Официальный пресс-релиз Совета Европы от 22 июня 1999 г. содержит призыв к правительствам государств-членов использовать процедуры уголовного и гражданского права против незаконной деятельности сект[73].

В странах Западной Европы (Германии, Греции, Франции и др.) указанные международные акты конкретизируются в постановлениях судов, парламентских слушаний, государственных нормативных актах.

Для сотрудников органов внутренних дел как международные акты, так и практика их реализации в различных странах должны служить ориентирами во взаимоотношениях с новыми религиозными движениями, не являющимися традиционными для России, и тем более с деструктивными тоталитарными сектами, деятельность которых может нанести вред физическому, психическому и духовному здоровью личности, семье, обществу.

В постановлении Государственной Думы Российской Федерации "Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" сказано, что "в Российской Федерации в настоящее время действует большое количество новых религиозных организаций, в том числе деструктивных и жестко руководимых из-за рубежа.

Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется действиям специальных служб. Особенно преуспела в этом американская "Сайентологическая церковь". Ее проникновение зафиксировано на режимных предприятиях города Омска, на предприятиях военно-промышленного комплекса.

Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание нравственных ценностей и принципов, адептов новых деструктивных религиозных организаций - авторитет "учителя". Эксперты МВД России определяют это как тоталитарность – культивирование слепого подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адептов.

Государственная Дума предлагает считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной"[74].

В Конституции Российской Федерации в ст. 28 сказано: "Каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповеданий..." При этом имеется в виду равенство граждан, а отнюдь не религиозных конфессий, движений, сект; в ст.17 подчеркивается, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц", что, как видно из вышеприведенных международных и отечественных документов, является отличительной чертой в деятельности деструктивных тоталитарных сект.

Первым законом в России, регулирующим отношения религиозных объединений и организаций с государством, обществом, был Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" (1990 г.), который представлял собой скорее не закон в подлинном смысле слова, а декларацию о намерениях, и послужил основой для распространения в России всевозможных иностранных и отечественных ("Белое братство", например) религиозных организаций и сект, никогда ранее на ее территории не существовавших.

Принятый в 1997 г. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" хотя и не решил в полном объеме указанную проблему, однако создал правовые предпосылки для ограждения граждан от дальнейшего "расползания" деструктивных тоталитарных сект, которые угрожают не столько Православию и православным (их души защищены верой), сколько обществу и государству в целом.

В преамбуле Закона признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Это положение отнюдь не умаляет другие религии (ислам, буддизм, иудаизм), которые также признаны составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Ниже приводится содержание тех норм упомянутого Закона, знание которых необходимо сотрудникам правоохранительных органов для правильной ориентации во взаимоотношениях с различными религиозными формированиями.

Статья 2 (ч.2) устанавливает, что в случае противоречия настоящему Закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Закон.

В соответствии со ст.73 (ч.2) право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Часть 2 ст.3 запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

По статье 73 (ч.6) запрещается проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

Статья 6 (ч.4) устанавливает запрет на создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них (ч.5 ст.8 Закона).

В соответствии со ст.8 (ч.8) наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении своей деятельности.

В ст.13 определено, что иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей (ч.3 ст.16 Закона).

Часть 3 ст.17 определяет, что литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

В соответствии со ст.27 (ч.2) религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет... не пользуются правами, предусмотренными:

- п. 4 ст. 3 (отсрочка от воинской службы, замена ее на альтернативную);

- пп. 3 и 4 ст. 5 (создавать образовательные учреждения и обучать вне рамок образовательной программы);

- п. 5 ст. 13 (иметь при себе представительство иностранной религиозной организации);

- пп. 1 и 2 ст. 17 (распространять и печатать богослужебную литературу);

- п. 2 ст. 18 (создавать культурно-просветительские, образовательные и другие учреждения);

- ст. 19 (создавать учреждения профессионального религиозного образования);

- п. 2 ст. 20 (приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью).

Таким образом, на основании приведенных выше статей все "новоявленные" в России религиозные объединения, названные в главе 2 данной книги, не имеют права:

а) заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, в том числе и давать концерты религиозной музыки и песен;

б) распространять свою печатную продукцию, в том числе в публичных местах, метро, в домах;

в) внедрять свои образовательные программы в школы, лицеи, детские сады, учреждения уголовно-исполнительной системы;

г) приглашать иностранных граждан в целях пропаганды своих учений или занятий иной религиозной деятельностью.

Руководство правоохранительных органов на основании вышеизложенного должно оказывать содействие муниципальным органам, представителям государственных органов и общественных организаций в соблюдении указанных законодательных положений и принятии мер административного или уголовного воздействия, если они нарушаются.

Так, руководство учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет законное основание не допускать в исправительные колонии, тюрьмы представителей практически всех "новоявленных" религиозных организаций и сект. Кроме того, следует иметь в виду, что представители даже такой традиционной секты, как баптисты, не имеют права требовать обязательного доступа в учреждения. Закон лишь разрешает (а не обязывает) сотрудничество и указывает его пределы. Кроме того, в ст.14 УИК РФ сказано, что деятельность представителей религиозных организаций не должна нарушать правила внутреннего распорядка, а священнослужители приглашаются по просьбе осужденных. Полагаем, что адептам таких тоталитарных сект, как "Свидетели Иеговы", "Адвентисты седьмого дня", "Общество Сознания Кришны", всегда можно на основании ст.14 упомянутого Закона отказать от посещения учреждения потому, что, во-первых, просьб осужденных не поступало; во-вторых, к осужденным приглашаются священнослужители, а в сектах таковых нет; в-третьих, допуск невозможен из-за угрозы личной безопасности адепта со стороны отдельных осужденных или их групп.

При контактах с представителями религиозных организаций и объединений (кроме, естественно, представителей традиционных для России религий - православия, мусульманства, буддизма) необходимо требовать от них документ о регистрации. Если общество, которое они представляют, не имеет регистрации в России (иностранные организации), то от них можно принимать только гуманитарную помощь.

Таким образом, у руководителей и сотрудников правоохранительных органов есть все возможности способствовать противостоянию религиозной агрессии тоталитарных и деструктивных сил, была бы только политическая воля и осознанный государственный подход к проблеме.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Религиозная ситуация в мире в конце ХХ - начале XXI в. сложна и многообразна. Религиозный экстремизм и терроризм обусловливают выдвижение на первый план проблемы национальной безопасности всех цивилизованных государств, в том числе и России. Однако было бы глубочайшей ошибкой бороться только с явными, крайними формами проявления сектантства, когда под угрозой физического уничтожения оказываются целые государства и тысячи людей, ставших жертвами терроризма. Все эти явления - только видимая часть айсберга, подводная же его часть включает в себя действия "новых религиозных образований", деструктивных, тоталитарных сект, к которым, несомненно, принадлежат агрессивные группы и движения, направленные на разрушение личности, общества и государства путем посягательства прежде всего на духовную сферу личности.

Долгие годы, да и в настоящее время обеспечение национальной безопасности России рассматривалось как проблема оборонная, политическая, экономическая, технологическая. В последние десятилетия много внимания уделяется и проблеме экологической безопасности. Однако духовной безопасности отводится весьма скромное место. Чаще всего она понимается только как сохранение обычаев и традиций народов России, их культуры, истории и языка. Несомненно, что указанные направления являются необходимым, но явно недостаточным условием решения проблемы. Не могут "целостность и внутренняя стабильность" (ст.3 Закона о безопасности Российской Федерации) быть обеспечены в стране, население которой разделено на секты и религиозные образования, вступающие между собой в конфликты, однако выступающие единым фронтом против российской государственности (почти все сектанты провозглашают себя гражданами мира), против Русской Православной Церкви, без которой, по словам Президента В.Путина, "не состоялась бы Россия"[75].

Несомненно, что деятельность любых сект, даже таких "благонамеренных", как баптисты, представляет собой угрозу национальным ценностям, национальным традициям, национальному образу жизни как отдельных граждан, так и государства, всего общества в целом. Эта закономерность прослеживалась во всей истории существования человечества. И гностики в Греции, и манихеи в Персии, и альбигойцы и тамплиеры во Франции и в других странах средневековой Европы, и секта ассасинов на Ближнем Востоке, и секта "жидовствующих" в России при Иване III, и многие другие всегда стояли в оппозиции государству, развращая своих членов, отдавая их в беспрекословное подчинение своему харизматическому лидеру, вырывая из мира творчества, созидания, нормального социального существования. По сути своей современные тоталитарные деструктивные секты мало чем отличаются от своих древних предшественников, только действуют более тонко, завуалированно, изощренно, прикрываясь идеями и атрибутикой христианства или других мировых религий, отвергая на самом деле их основные ценности и догмы. И прежние, и теперешние сектанты твердо верят в свою вседозволенность, считают возможным использовать любые средства по отношению к нечленам секты, отрицают нравственность как условность, допускают убийства, клятвопреступления, разврат. Особенно характерны эти качества для сатанинских сект и примыкающих к ним сектам из движения "Нью Эйдж".

Обеспечение духовной безопасности России должно предполагать выработку стратегии и тактики борьбы с этой "чумой" ХХI в., для чего необходимо: провести анализ роли и места "новых религиозных образований" в контексте религиозной ситуации в России; выявить сферы наиболее активной деятельности сектантов (например, использования их влияния в политической борьбе); дать оценку характера реальных и потенциальных угроз, исходящих от сект, и определить ресурсы и возможности для их нейтрализации; выработать варианты мер, средств и способов противодействия деятельности тоталитарных деструктивных сект.

До сих пор активную позицию в разоблачении так называемых "новых религиозных образований" занимает в основном Русская Православная Церковь, поскольку православным иерархам, священнослужителям, ученым и просто людям верующим, обладающим высоким уровнем духовного развития, а также знанием двухтысячелетней истории христианства, наиболее ясна та угроза личности, обществу и государству, которая исходит от тоталитарных деструктивных сект. Именно личности, обществу и государству Российскому, а не Русской Православной Церкви опасны секты, поскольку православные надежно защищены от их тлетворного влияния своей верой.

Решение этой проблемы требует государственного подхода, т.е. создания государственных структур, способных поставить заслон распространению тлетворного влияния сект в России, а также активного участия общественных деятелей, представителей науки, культуры, образования, СМИ в деле обеспечения духовной безопасности народа и Российского государства. Без возрастания духовности населения, без целенаправленной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения на своих исконных традициях, культуре, вере невозможно обеспечить ни военной, ни экономической, ни политической, ни экологической безопасности России.

С Л О В А Р Ь

Наши рекомендации