Правовое регулирование и особенности назначения и проведения ревизий в деятельности правоохранительных органов

Ревизии по требованию правоохранительных органов являются важнейшим средством обнаружения признаков преступления и способом собирания доказательств. Как показывает практика, расследование преступлений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, не обходится без назначения ревизии.

Правовой основой для назначения ревизии по требованию дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора до возбуждения уголовного дела является ст. 144 УПК РФ «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении». Такая ревизия назначается после регистрации сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, срок её проведения – до 30 суток (ст. 144, пп. 1, 3).

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 7 ФЗ РФ «О Следственном комитете» № 403 от 28 декабря 2010г. при осуществлении процессуальных полномочий сотрудники Следственного комитета имеют право требовать от руководителей и других должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов.

В целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики издан Приказ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ и ФСБ при назначении и проведении ревизий (проверок)» (далее – Положение «О порядке взаимодействия»).

Согласно п. 2 Положения «О порядке взаимодействия» приоритетным направлением в деятельности Росфиннадзора во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.
В соответствии со ст. 268 БК РФ, а также п. 6 Приказа Минфина N 75н и п.7 Положения «О порядке взаимодействия» Росфиннадзор вправе проводить ревизии и встречные проверки в организациях любых форм собственности, получающих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности (например, организации, арендующие федеральное имущество).

Согласно п. 8 Положения «О порядке взаимодействия» ревизия назначается постановлением (требованием) правоохранительных органов в котором излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание - перечень конкретных и входящих в компетенцию контролирующего органа вопросов ревизии (проверки).

Контролирующий орган со дня получения мотивированного обращения правоохранительного органа в течение 10 дней обязаны подготовить и направить письмо инициатору проведения ревизии (проверки), в котором сообщается о возможности ее проведения и о дате начала предварительного изучения документов, подлежащих ревизии (проверке).

При подготовке к проведению ревизии (проверки) контролирующий орган осуществляет комплекс подготовительных мероприятий (подбор и изучение законодательных и иных нормативных документов) по вопросам, поставленным в постановлении правоохранительного органа, в том числе предварительное изучение документов ревизуемой организации изъятых правоохранительными органами или имеющихся в организации в целях решения вопроса о достаточности и документальной возможности проведения намечаемой ревизии (проверки).

В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов Росфиннадзор вправе принять мотивированное решение о приостановлении проведения ревизии (проверки) до полного восстановления бухгалтерского учета. Решение направляется в правоохранительный орган для принятия мер к должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета.

По итогам предварительного изучения документов и в рамках постановления (требования) о проведении ревизии (проверки) составляется программа проведения ревизии (проверки), которая согласовывается с лицом, вынесшим постановление (требование) о ее назначении, и утверждается руководителем контролирующего органа. При согласовании указанной программы уточняются вопросы, относящиеся к компетенции Росфиннадзора, круг должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо в ходе ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов) других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию Росфиннадзора.
Правоохранительный орган, назначивший ревизию (проверку), привлекает этих специалистов и получает материалы их проверок с последующей передачей проверяющему, как правила, руководителю ревизионной группы (п. 16 Положения «О взаимодействии»).

При возникновении необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения ревизии (проверки) программа ревизии (проверки) может быть изменена руководителем контролирующего органа по согласованию с руководителем правоохранительного органа.

На основании решения о назначении ревизии (проверки) оформляется удостоверение на ее проведение, в котором указывается:

- наименование органа, назначившего ревизию (проверку);

- наименование проверяемой организации;

- проверяемый период;

- тема ревизии (проверки);

- основание проведения ревизии (проверки);

- персональный состав ревизионной группы;

- срок проведения ревизии (проверки).
Удостоверение подписывается лицом, назначившим ревизию (проверку), и заверяется печатью контролирующего органа.

Согласно п. 12 Положения «О взаимодействии» требования специалистов Росфиннадзора, связанные с выполнением ими служебных обязанностей, являются обязательными для должностных лиц ревизуемой организации. В случае отказа должностных лиц представить необходимые документы или в случае возникновения иных препятствий при проведении ревизии (проверки) Росфиннадзор сообщает об этих фактах в правоохранительный орган, по поручению которого проводится ревизия (проверка). Правоохранительный орган способствует беспрепятственному и своевременному представлению проверяющим необходимых документов, в соответствии с законодательством РФ принимает меры по обеспечению личной безопасности специалистов Росфиннадзора и близких к ним лиц, предупреждает возможное противодействие со стороны ревизуемой организации. Кроме этого, правоохранительный орган должен обеспечить поиск адресов местонахождения ревизуемой организации по запросам контролирующего органа, присутствие должностных, материально ответственных лиц либо лиц, выполняющих управленческие функции ревизуемой организации, работающих как во время проведения ревизии (проверки), так и в другие периоды, и получение объяснений от них.

При необеспечении правоохранительным органом условий, указанных в п. 12, 17 Положения «О взаимодействии», руководство Росфиннадзора вправе принять доводимое до правоохранительного органа решение о приостановлении проведения ревизии (проверки) как в целом, так и относительно отдельных ее вопросов, до устранения препятствий.

При необходимости, и по согласованию с правоохранительным органом, в рамках своей компетенции контролирующий орган вправе проводить встречные проверки в предприятиях и организациях, осуществляющих взаимные расчеты с ревизуемой организацией. В случае если такие проверки выходят за рамки постановления правоохранительного органа, выносится новое постановление.

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который составляется в трех экземплярах, с приложением к нему документов, копий документов, объяснений должностных и материально ответственных лиц, на которые делаются соответствующие ссылки в тексте акта. Один экземпляр остается в проверяемой организации, второй у контролирующего органа, третий направляется в пятидневный срок в правоохранительный орган, по поручению которого проводилась ревизия.

Акты ревизий (проверок), проводимых в соответствии с планом контрольной деятельности Росфиннадзора, в которых выявлены факты правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в десятидневный срок после завершения их оформления (п. 31 Положения «О взаимодействии»).
В соответствии с п. 32 Положения «О взаимодействии» передаваемые материалы должны содержать:
письменное сообщение за подписью руководителя (заместителя) Росфиннадзора или его территориального органа, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства РФ;
подлинник акта ревизии (проверки), оформленный и подписанный надлежащим образом, другие ревизионные материалы (приложения к акту), подтверждающие выявленные нарушения;
объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии (проверки);
письменные заключения проверяющих (при наличии возражений по акту).

Получив акт документальной ревизии, следователь тщательно изучает его с учетом уже имеющихся доказательств по делу. После чего, принимается решение о приобщении акта ревизии к делу или назначении дополнительной или повторной ревизии в случае признания ревизии недоброкачественной.

Недоброкачественность проведённой ревизии может выражаться в неприменении ревизором необходимых приёмов и методов проверки, в умышленном искажении данных учета или в заинтересованности ревизора в исходе дела.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ правоохранительные органы при получении материалов по результатам проведенных ревизий обязаны проверить и принять по указанным материалам решение, предусмотренное ст. 145 УПК РФ, в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения, а также информировать Росфиннадзор о принятых мерах.

По результатам проверки, ревизии принимается одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

Действующее законодательство не содержит каких-либо указаний о взаимодействии аудиторов с правоохранительными органами, в связи с чем аудиторские проверки по заданию (поручению) правоохранительных органов могут проводиться только при согласии на проверку экономического субъекта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите роль консультанта-экономиста в выявлении и расследовании экономических правонарушений.

2. Каким образом оформляются консультации специалиста-экономиста?

3. Что понимается под ревизией и документальной проверкой?

4. Назовите основные виды ревизий?

5. Чем отличаются ревизии:

а) сплошная от полной;

б) дополнительная от повторной;

в) выборочная от тематической;

6. Назовите основные задачи ревизии.

7. Назовите документы, которыми оформляется решение о назначении ревизии, их содержание.

8. Каким документом оформляется результат ревизии, его содержание.

9. Что такое аудиторский контроль? Назовите обязательные условия для осуществления аудиторской деятельности.

10. Назовите субъектов обязательного аудита.

11. Перечислите отличия ревизии от аудита.

12. Назовите правовые основы назначения ревизии правоохранительным органами.

Тест

1. Установлена ли фигура аудитора в процессуальном законодательстве Российской Федерации?

а)

Наши рекомендации