Институт гуманитарных наук и искусств
Институт гуманитарных наук и искусств
Департамент «Факультет журналистики»
Кафедра русского языка и стилистики
Лексические средства выражения оппозиций «свой-чужой» по религиозному признаку в публикациях «Православного вестника»
Курсовая работа
студентки 1 курса
Гринь А.В.
Научный руководитель:
кандидат филологических наук
Автохутдинова О.
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основания исследования. 5
1.1. Отношения «своего» и «чужого». 5
1.2. Оппозиция «Свой - Чужой» в религиозном дискурсе. 5
1.3. Православная идентичность. 7
1.4. Религиозный дискурс и его язык. 8
1.5. Дискурс СМИ.. 9
Глава 2. Использование лексических средств для выражения оппозиции «Свой-Чужой» в публикациях «Православного вестника». 11
2.1. Лексические средства, которые используются для выделения области «Своих». 11
2.1.1. Выделение своих с помощью слов, ассоциирующихся с христианскими ценностями. 11
2.1.2. Естественность веры.. 13
2.1.3. Правильность веры.. 14
2.2. Лексические средства для обозначения области «Чужих». 15
2.2.1. «Чужие» как отрицающие православные ценности. 15
2.2.2. Грех как болезнь. 16
2.2.3 Грех как грязь. 17
Заключение. 19
Список использованной литературы.. 20
Введение
Актуальность данной работы обусловлена малым количеством исследований содержания религиозного дискурса. Не стоит забывать, что религия, как и СМИ, воздействуют на массового читателя, формируя самосознание людей и их представления, как о других группах людей, так и о событиях, происходящих в стране и мире. Нам считается важным изучения этой темы, чтобы лучше понимать, каким мир видит социальная группа «Верующие».
Объектом исследования выступает религиозная оппозиция «Свой - Чужой», представленная в религиозном дискурсе.
Предметом исследования мы ставим средства выражения этой оппозиции в публикациях журнала «Православный вестник».
Цель работы – выяснить, с помощью каких средств языка журналисты «Православного вестника» конструируют оппозицию «Свой - Чужой».
Задачи, которые ставит нам данная цель:
· Сформировать методологию исследования,
· Установить границы оппозиции «Свой - Чужой» внутри религиозного дискурса,
· Уточнить, какую оценку получает «Чужой» в религиозном дискурсе,
· Рассмотреть и описать лингвистические приемы создания образа «Чужого» в публикациях.
Материалом исследования выступили статьи из журнала «Православный вестник» в период с января по сентябрь 2009 года. В этот год издание перестало получать спонсорскую поддержку и перешло на самообеспечение, его выпуски стали доступны бесплатно в сети Интернет. Ограничение периода связано с изменением формата издания в октябре 2009 года, а также расширением аудитории. В октябре журнал из приходского издания превратился в издание Екатеринбургской епархии. Журнал состоит из интервью с прихожанами и рассказами о жизни святых. В среднем в каждом номере 60 страниц. Благодаря узкому, даже «семейному» по словам главного редактора, кругу читателей, мы изучаем самые естественные реакции и представления о мире. Это исключает появление в журнале «проплаченных» или агитированных публикаций, которые направлены на изменение картины мира у верующих. В этом состоит научная новизнаданного исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении информационной базы об оппозиции «Свой – Чужой» и лингвистических средствах ее создания. Полученные данные могут быть использованы журналистами, богословами, лингвистами, а также студентами различных гуманитарных направлений. В этом состоит практическая значимостьданного исследования.
Глава 1. Теоретические основания исследования
Православная идентичность
Современная православная идентичность имеет два уровня – культурный и религиозный [Рыжова]. Оба уровня имеют свое предназначение, культурный уровень соприкасается с социумом, а религиозный образует ядро самой православной идентичности. Частью религиозного уровня является воцерковление как образ жизни. Воцерковление выступает как критерий подлинной веры, это освоение христианских ценностей. Однако не все православные регулярно ходят в церковь. Многим достаточно принятия ценностей этой веры. Православная идентичность во многом становится культурной идентичностью россиян.
Внутри институционального православного пространства существуют три типа православной идентичности. Групповая православная идентичность (выделение наше – А. Г.) сложилась через социализацию в православном социуме. Здесь акцент сделан на групповом переживании, в данном случае людям свойственно более четкое разделение на своих и чужих. Индивидуально-личностная православная идентичность складывается через личное общение с Богом. Здесь акцент сделан на духовной жизни человека и его религиозных переживаниях, следованию христианскому пути. Частью Социально-личностной православной идентичности является открытость миру и принятие его. Однако данная идентичности предъявляет жесткие требования к человеку. Каждый из этих типов имеет идентификационные мотивы, которые определяют поведение православного человека [Рыжова, 2004].
Дискурс СМИ
Журналистика посредством своих сообщений конструирует реальность для групп людей. При этом сообщаемые сведения, если человек не встречался в реальности с описанной группой людей, формируют у читателя первое впечатление, поддерживают существующие стереотипы [Автохутдинова, 2011]. Журналистика должна, хоть и не всегда это делает, поставлять истинные сведения. Для доказательства соответствия реальности используется публикация реальных имен, мест и дат, указание источников информации. Также гарантией служит им журналиста, если он авторитетен. Для правдоподобности журналист может встроить событие в хронологические и логические рамки, интерпретировать его с обывательской точки зрения с использованием стереотипов.
Для конструирования объектов дискурса журналист отбирает события из жизни специфическим образом. Это неожиданные события, либо события со значительными последствиями для общества. «Персонажи отбираются по степени общественной значимости их действий, а также с точки зрения возможности вызвать интерес аудитории действительно важными для общества или скандальными, курьезными, любопытными поступками» [Чепкина, 2011].
Для любого дискурса характерно наличие темы, значимой для коммуникантов информации, которую при отсутствии актуальности можно отодвинуть на задний план на некоторое время, и практик контроля, вокруг которых выстраиваются разные СМИ по принципу согласия/несогласия с данными запретами. Формат издания связан с концепцией СМИ, способом выбора информации и подготовки ее для читателя.
Для конструирования персонажа дискурс использует действия как самого персонажа, так действия, каким бы то ни было образом к нему относящиеся. В российском дискурсе существует несколько способов конструирования Других как негативных и даже потенциально опасных персонажей. Другой либо психически или физически болен, либо является преступником. При положительной конструкции «Другого», «Другого как своего», его выставляют «жертвующим собой ради других». Также существует практика «самопрезентации» [Автохутдинова, 2011].
Естественность веры
В текстах публикаций нам встречались обороты, характеризующие веру, как нечто естественное. Важно подчеркнуть, что в публикациях эта естественность предполагается для всех, даже если человек не верит.
«А потом подумал – а что, собственно говоря, это же огромнейшая честь! Это же я стану еще ближе к Богу! Ну и, естественно, согласился». (Я всегда знал, что должен буду сказать людям что-то важное, июль 2009). В данном случае поводом для согласия стало осознание возможности быть еще ближе к Богу, желание которое является естественным для любого человека.
«Вопрос: Есть такая расхожая фраза: «На войне неверующих не бывает». Согласитесь Вы с ней или нет?
Ответ: Сложно говорить абсолютно утвердительно, (...) Просто когда уже не ждешь никакой помощи, и не осталось даже гвоздя в кармане, и гильзы стреляной, а жить хочется, то инстинктивно ты начинаешь молить Бога. Что-то в крови – гены предков, может быть – начинает взывать к Нему, и губы сами произносят: «Господи, помилуй!». (О недавней войне и не только о ней, февраль 2009). В данном примере усилена характеристика православия как чего-то естественного. Инстинктивный – обусловленный врожденной способностью, непроизвольный. (Ожегов, 2010, с. 212). Усиление происходит благодаря заложенному в слове инстинкт значению безотчетного побуждения.
Правильность веры
В текстах можно встретить большое количество слов, которые помогают увидеть, что с точки зрения православных быть верующим и быть воцерковленным – единственно верный путь для человека. Для утверждения этого используется слово «Истинный» в значении «действительный, настоящий несомненный». (Ожегов, 2010. С. 217)
«Также можно удивляться, почему одним народам Господь открывает себя, а большинство народов так и пребывают вне истинного ведения». (Встреча с Богом, февраль 2009). Здесь под «истинным ведением» понимается «правильная вера», образ мысли, порядок совершения молитвы, образ жизни. Данный пример можно связать с утверждением, согласно которому русский народ – богоизбранный народ, поскольку только русскому народу доступна православная вера.
«Жизнь до нашего знакомства была совсем другая – бездуховная, можно сказать, расслабленная. После встречи с Галиной жизнь потихоньку стала направляться на путь истинный. (…) Когда мы познакомились, Галина была крещенная, а я нет». (Счастье – это пасхальная радость, апрель 2009). В данном примере подразумевается, что жизнь стала правильной благодаря вере. Галина направляла героя интервью к вере, начала водить в храм, подтолкнула к крещению.
Данное характеризующее слово, «истинный», имеет антонимичную пару – слово «ложный»
«Марксисты-ленинцы знали, с чего начать, чтобы изгнать из душ человеческих стремление к Богу и направить их по пути ложному, ведущему в тьму духовного невежества, где управлять ими станет гораздо легче». (Святой преподобный Севастиан Карагандинский, исповедник (День памяти - 6 апреля), апрель 2009). В данном примере слово «ложный» имеет значение «содержащий ложь, ошибочный неправильный». Текст, из которого взят пример, рассказывает об одном из святых, жившем в ХХ веке на территории России. Часто для характеристики Советского Союза используется слово «ложный», чтобы дополнительно показать, что жизнь без Бога ошибочна.
В проанализированных нами материалах также содержалось много интересным примерам, описывающим, как православные описывают правильные и неправильные действия внутри своего сообщества. Нам не представляется возможным раскрыть этот аспект подробнее из-за большого количества информации.
Грех как болезнь
Большую популярность имеют слова, связанные с болезнью. Грех – это болезнь. В таких случаях иногда религию сравнивают с Врачом и говорят о ее исцеляющих свойствах. Согласно словарю Ожегова, болезнь – расстройство здоровья, нарушение деятельности органов. Из этого определения мы можем сделать вывод, что состояние безгрешности воспринимается как правильное, «здоровое».
«Только кажется, что человек, зараженный какой-либо страстью, живет в свое удовольствие. Ведь дьявол ничего не умеет кроме того, чтобы убивать и мучить. (Встреча с Богом, февраль 2009)». Зараза – болезнетворное начало (Ожегов, 2010). Чтобы раскрыть данный пример, нам придется обратиться к объяснению религиозного восприятия мира. Грех в некоторых случаях также именуется страстью. Страсти имею дьявольскую природу. Дьявол относится к области «чужих». Соответственно страсти тоже имеют отрицательную оценку.
«Наркомания рассматривается Православием как страсть, как духовная болезнь, исцелить которую может только Бог. Но для этого больной должен узнать своего Врача и обратиться к нему за помощью». (Жизнь без наркотиков, март 2009). В этом примере заключен полный спектр слов, обозначающих грех как болезнь.
«Мы находимся в состоянии болезни. Человек пал и повредился. От своего праотца Адама мы наследуем, рождаясь естественным путем, поврежденную грехом природу. У человека все больное: и чувство, и ум, и тело, и воля». (О милосердии и волонтерстве, апрель 2009). Болезнь воспринимается как нечто отрицательное. Здесь объясняется, почему, с точки зрения религии человек болен. Большое преимущество использования слова «болезнь» состоит в том, что ее можно вылечить. На это религия и напирает.
Грех как грязь
В публикациях «Православного вестника» встречается характеристика греха как некоей грязи. Употребляются выражения, характеризующие грех как грязь и избавление от него как очищение.
«И отношение к исповеди как к некоторой «бане», в которую человек сходил, омылся для того, чтобы снова пачкаться, совершенно неверное, вражеское, дьявольское». (Подготовка к исповеди, март 2009). Пачкаться – грязнить, пачкать себя. Мы опять сталкиваемся с обозначением грех как грязи.
«По-настоящему очищение произошло только во второй раз, когда князь, осознав свои грехи, вернулся к Февронии, исцелился и взял ее в жены. Покаяние, молитва и смирение освободили от струпьев не только его тело, но и душу. Не место грязной душе в чистом ее храме». (Река любви Петра и Февронии, июль 2009). Показательно, что в этом примере описывается отрывок из жизни святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Достаточно буквально описывается путь князя к становлению святым в сказании о Петре и Февронии. Здесь же посыл тоже легко считывается.
«Очищение – есть не простое воздержание от страстей, но искоренение оных из сердца. Вот в чем состоит истинное очищение!» (О хранении сердца, май 2009). Чистота – положительная вещь, к которой люди стремятся даже вне религии. Однако в религиозном дискурсе чистота приобретает большую ценность, поскольку обозначает свободу от греха.
Заключение
Список использованной литературы
1. Автохутдинова О.Ф. Практики конструирования Другого как персонажа журналистского дискурса [Электронный ресурс] / О.Ф. Автохутдинова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2011. - № 3 (92). Режим доступа: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/639 (дата обращения – 28.04.2017)
2. Балясникова О. В. Свой-чужой в языковом сознании носителей русской и английской культур [Электронный ресурс] : автореф дис. … канд. филол. наук / О. В. Балясникова ; Москва : [б.и.], 2003. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/svoi-chuzhoi-v-yazykovom-soznanii-nositelei-russkoi-i-angliiskoi-kultur (дата обращения - 27.04.2017)
3. Время веры или суеверий? [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. – 2016. - № 3096. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115677 (дата обращения – 28.04.2017)
4. Григоренко А. Ю. «Свой – Чужой» в истории религии [Электронный ресурс] / А. Ю. Григоренко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. - №146. Режим доступа: https://м.cyberleninka.ru/article/n/svoy-chuzhoy-v-istorii-religii (дата обращения - 27.04.2017)
5. Кожемякин Е.А. Религиозный дискурс: методология исследования [Электронный ресурс] // Е.А. Кожемякин / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2011. - №2 (97). – т. 15. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/religioznym-diskurs-metodologiya-issledovaniya (дата обращения – 28.04.2017)
6. Рахимбергенова М. Х. Лингвокогнитивные стратегии отражения образа этнически «чужого» в российской прессе [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. филол. наук / М. Х. Рахимбергенова ; Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/167/1/aref00180.pdf (дата обращения - 20.04.2017)
7. Рыжова С. В. Русское самосознание и православная идентичность: между миролюбием и экстремизмом [Электронный ресурс] // С. В. Рыжова / Россия реформирующаяся: Ежегодник. – Москва: Институт социологии РАН, 2004. Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html?id=1098 (дата обращения - 27.04.2017)
8. Рыжова С. В. Становление православной идентичности русских: традиционно культурные и гражданские основания [Электронный ресурс] // С. В. Рыжкова / Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/11/1214896884/Ryzhova_6.pdf (дата обращения - 27.04.2017)
9. Соломина В. В. Особенности реализации оппозиции «свой-чужой» в различных видах дискурсов [Электронный ресурс] / В. В. Соломина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - №3. – т.1. – 2014. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-oppozitsii-svoy-chuzhoy-v-razlichnyh-vidah-diskursov (дата обращения – 28.04.2017)
10. Тарасова А. А. Взаимоотношения «Свой-Чужой как базовый механизм процесса идентификации [Электронный ресурс] / А. А. Тарасова // Молодежь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. – Красноярск, 2012. Режим доступа: http://elib.stu-kras.ru/bitstream/handle/2311/7521 (Дата обращения - 27.04.2017)
11. Фельде В. Г. Оппозиция «свой-чужой» в культуре [Электронный ресурс] : автореф дис. … канд. филос. наук / В. Г. Фельде ; Омск. гос. пед. ун-т. – Омск, 2015. Режим доступа: http://www.omgpu.ru/sites/default/files/dissertaciya_felde_v.g.pdf (Дата обращения - 27.04.2017)
12. Чепкина Э.В. Журналистский дискурс: анализ практик [Электронный ресурс] / Э.В. Чепкина, Л.В. Енина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2011. - № 2 (89). Режим доступа: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/551 (дата обращения – 28.04.2017)
Институт гуманитарных наук и искусств
Департамент «Факультет журналистики»