Смена института не решает проблемы. Ключом к росту и зрелости является проявление выдержки в тяжелые времена и умение разобраться с проблемами.

Не так много лет тому назад были времена, когда традицион­ные взгляды на брак и семью держались в высоком почете и ува­жении в западном обществе. Развод практически был неслыхан­ным делом и, когда он случался, нес на себе тяжелое социальное клеймо позора. Но не теперь. За последние пару поколений биб­лейские понятия о браке и семье подверглись сильному напа­дению. Гуманистические философии, столь распространенные в наши дни, помогли убрать социальное и нравственное клеймо позора с развода. В результате развод и повторные браки стали не только привычным явлением, но также и приемлемым даже в глазах многих верующих. Некоторые люди зашли настолько далеко, что даже предполагают, что степень мужественности или женственности определяется тем, сколько разных половых партнеров у них было. Это понятие абсолютно извращенное, больное и сатанинское, но оно отражает то, что сейчас проис­ходит в нашем обществе.

Из-за того, что мирские философии в отношении брака и семьи проникают везде и всюду, многие верующие не имеют представления о Божьих стандартах. Нам снова нужно посмот­реть на слова Иисуса, когда Он сказал: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два од­ною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:6-9).

Эти стихи открывают две важные истины, которые нужно знать о Божьем браке. Во-первых, Бог сочетает только то, что Он может позволить сочетать. Бог не может и не станет одобрять грех в любой форме. Можете ли вы себе представить, чтобы Бог взял двух грешников, сочетал их и благословил? Это было бы равноценно благословлению и поддержке греха. «В начале со­здания», когда Бог сочетал Адама и Еву, они были чисты и свя­ты, незапятнанны и не развращены грехом. До грехопадения их брак был моделью того, что задумал Бог. Бог не может и не будет благословлять греховные отношения. Ни один одобренный Бо­гом союз не может существовать между неверующими или меж­ду теми, кто «вступает в брак» с неразрешенным грехом в своей жизни или кто пришел к ситуации, являющейся греховной или каким-то другим образом противоречащей Божьим стандартам.

Вторая истина, открывающаяся в словах Иисуса, что Бог со­четал, того человек да не разлучает. Человеческое гражданское правительство не владеет ни властью, ни силой разделять пре­допределенный Богом брак между двумя верующими. Обычно «гражданские» браки, созданные гражданским правом, могут этим же гражданским правом и отменяться. Люди, вступившие в брак вне Бога, могут также и разводиться вне Бога. В духов­ной сфере брак, который освятил Бог, не может быть расторг­нут человеческим указом. Это поднимает важный вопрос. Если верующие пришли к свадебному алтарю, чтобы их сочетал Бог, почему тогда столь многие из них идут в суд для того, чтобы развестись?

Человеческие суды не имеют никакой власти разлучать то, что сочетал Бог. Божий брак — это сплав, а не связь. Что Бог сочетал, только Он один может разделить. Но Он этого не сде­лает, потому что это нарушит Его собственные стандарты. Для верующих смена института не решение.

Благополучный брак зависит от знания

Решение заключается в знании. Благополучный брак имеет мало отношения к любви. Любовь не гарантирует благополу­чие в браке. Любовь очень важна для счастья в браке, но сама по себе она не придаст браку необходимую форму. Единст­венное, что придает браку необходимую форму, — это знание. На самом деле знание — это единственное, что может придать необходимую форму чему бы то ни было. Благополучие зави­сит от того, сколько мы о чем-то знаем, а не что мы чувствуем по этому поводу.

Большинство женатых людей любят и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу, но многие не знают, как эф­фективно общаться или правильно находить общий язык друг с другом. Знать, что чувствуешь, и знать, как разобраться с кон­фликтом, — большая разница. Некоторые люди воспринимают интеллект как умение решать сложные проблемы. Но более точ­ным определением является следующее: интеллект — это уме­ние смотреть в лицо реальности и разбираться с проблемами, сохраняя здравый ум. Разбираться с проблемами — это не обя­зательно то же самое, что разрешать их. Некоторые проблемы невозможно решить. Умный человек — это тот, кто может под­держивать свою твердость и чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах, оценивать ситуацию, эффективно разбираться с проблемами и выходить из них невредимым.

Сегодня существует большая необходимость в информации и знании о браке, чтобы компенсировать широко распростра­ненное невежество по этому вопросу. Даже христианская Цер­ковь, которая должна быть имеющим власть голосом в вопро­се брака, страдает, потому что многие верующие, в том числе лидеры, безграмотны в библейском плане, когда дело касает­ся брака и семьи. В наши дни, когда все старые ценности под­вергаются притеснениям справа и слева, как внутри, так и вне Церкви, многие люди находятся в замешательстве и в сомнени­ях, не зная, во что теперь верить. Корнем всего этого замеша­тельства является недостаток знания.

Знание — чрезвычайно важно для благополучия и выжива­ния во всех без исключения областях жизни. В Книге проро­ка Осии (4:6) Бог говорит: «Истреблен будет народ Мой за не­достаток ведения...» «Народ Мой» относится к детям Божьим. Даже христианам нужно знание. Величайшим знанием из всех является познание Бога. В Притчах (1:7) сказано: «Начало муд­рости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (курсив автора). Не имеет значения, как часто мы ходим в церковь или как часто мы славим Господа, без зна­ния у нас нет никаких гарантий благополучия.

Когда я был молодым христианином, меня сильно беспокоил тот факт, что столь многие христиане разводятся. Если после­дователи Христа терпят крах в браке, то какая надежда остается для всех остальных? Люди, которые вроде бы наполнены Свя­тым Духом, которые вроде бы знают Святого Бога, но и они ока­зываются не в состоянии жить вместе и ладить друг с другом. Если это так, то нам тоже пора бы все это выкинуть из головы!

Мне потребовалось некоторое время, чтобы узнать: благопо­лучие в браке зависит не только от того, являешься ли ты спа­сенным. Для благополучия требуется больше чем любовь. Быть верующим и любить — и то и другое важно для брака, но это не несет автоматической гарантии благополучия брака. Нам нужно знание библейских принципов, проектных характерис­тик, которые установил Сам Бог. Библейские принципы никогда не меняются. Принципы благополучного брака и семьи, кото­рые Бог дал Адаму и Еве, и по сей день являются действенными. Они универсальны в применении в любом веке и в любой куль­туре. Проблемы возникают, когда мы нарушаем или игнорируем эти принципы.

И наконец, брак не выживет только на одной любви или на чувствах. Рождение свыше само по себе недостаточно для того, чтобы гарантировать благополучие. Благополучный брак зависит от знания — знания и понимания Божьих принципов.

Наши рекомендации