Когда возрастает любовь к Богу и человеку
Когда люди начинают любить Бога и человека подлинной любовью, мы можем быть уверены в том, что здесь действует Святой Дух. Вот что говорит апостол в одном из стихов рассматриваемой нами главы: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7). В то же время Иоанн указывает, что между людьми, которых влекут два противоположных духа, существует огромная разница. Любовь тоже дает возможность определить, кто обладает истинным духом.
Это становится особенно ясным, если мы обратимся к 12-му и 13-му стихам. «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин. 4:12-13). Здесь апостол говорит о любви и о Святом Духе почти как об одном и том же! Если в нас пребывает Божья любовь, значит в нас пребывает Святой Дух. То же сказано в 3:22-24 и 4:16. Любовь — последний признак, на который апостол указывает, желая научить нас точно определять прйзнаки работы истинного Духа, и, по-видимому, он самый важный. Ему он уделяет больше внимания, чем всему остальному. Он утверждает, что любовь к Богу и любовь к ближним для нас одинаково значимы. О любви к ближним он пишет в 7-м, 11-м и 12-м стихах, а о любви к Богу — в 17-м, 18-м и 19-м. Затем в 20-м и 21-м стихах он говорит об обоих видах любви, потому что хочет, чтобы мы поняли: любовь к людям проистекает из любви к Богу.
Итак, если у людей появляются возвышенные мысли о Боге и о Его славе, тогда здесь должен действовать Святой Дух. Если они (в какой-то мере) понимают величие Иисуса Христа и понимают настолько, что радуются этому, тогда здесь должен действовать Святой Дух. Они могут сказать, что Господь Иисус — «глава посреди десяти тысяч» и «всецело достойный любви». Он становится очень дорогим для них, и их сердца переполняются чудесной и открытой любовыо к Богу, Который отдал Своего единственного Сына насмерть ради иих. Конечно же, здесь Действует Божий Дух! «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши <...> И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог <...> Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:9-10,16,19).
Если дух именно поэтому побуждает нас любить Бога, то это Дух Божий. Если нам радостно думать о божественных свойствах, которые открывают Евангелия и Христос, если мы стремимся к общению с Богом и всеми силами хотим уподобиться Ему и жить так, чтобы это было Ему угодно, выражая Ему тем самым свое почитание, — тогда здесь присутствует Божий Дух. Если дух гасит ссоры между людьми, способствует укреплению мира и доброжелательности, а также многим добрым делам, обращенным к спасению душ, — тогда это Дух Божий. Если человеку приятно находиться среди тех, кто явно причислен к детям Божьим и умеет любить той любовью, которую я описал, мы можем быть совершенно уверенными, что здесь действует Святой Дух.
Однако существует и притворная любовь, которая может заявлять о себе среди тех, кого влечет дух лжи и обмана. И все-таки она совсем не похожа на истинную христианскую любовь, которую апостол описывает в этой главе. Самые неистовые фанатики нередко заявляют, что испытывают настоящее единение и взаимную привязанность, однако это всего лишь свидетельство себялюбия. Они любят друг друга, поскольку едины в том, что их отличает от других, в том, что заставляет всех остальных над ними смеяться. Так, например, древние гностики, а также фанатики, появившиеся во времена Реформации, хвалились, что испытывают взаимную великую любовь. Одна группа даже называла себя «семейством любви»! Однако рассматриваемый нами отрывок достаточно говорит о любви христианской, давая возможность отличить истину от лжи.
Истинная любовь исходит из осознания чудесных богатств, которые проявляются в свободной и верховной любви Бога к нам во Христе. Ей сопутствует наше понимание своего абсолютного недостоинства (стихи 9-10, 11 и 19). Истинная, благочестивая и великая любовь отличается от всяческих подделок, потому что в ней сияет христианская добродетель смирения. Эта истинная любовь сопровождается ненавистью ко всему худому и самоотречением. Христианская любовь — любовь смиренная. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего...» (1 Кор. 13:4,5)
Поэтому, когда мы видим, что любовь друг к другу сочетается с чувством личного недостоинства и нищеты духа, — это верный признак того, что здесь действует Божий Дух. Когда человек любит так, в нем пребывает Бог. Любовь, о которой Иоанн говорит, что она является великим признаком истинного Духа, называется Божьей или Христовой любовью (стих 12: «...и любовь Его совершенна есть в нас»). На примере Христа мы знаем, что это за любовь. Его любовь — любовь не только к друзьям, но и к врагам; это любовь кроткого и смиренного духа. «Научитесь от Меня, — говорит Господь Иисус, — ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Любовь и смирение — два качества, менее всего свойственные дьявольской природе; он же прежде всего исполнен гордыни и злобы.
Заключение к двум первым разделам
Итак, я описал различные признаки, которые апостол считает свидетельствами работы Святого Духа.
Есть то, что дьявол не стал бы делать, даже если бы мог: он не стал бы пробуждать совесть и показывать людям, что они нуждаются в Спасителе. Он не стал бы вселять в них веру в то, что Иисус — Сын Божий и Спаситель грешников, или же пробуждать в них любовь к Нему. Он не стал бы никого убеждать, что Писания — это Слово Божье, и не стал бы вдохновлять людей на их усердное изучение. Он не открыл бы людям истину о том, в чем нуждаются их души, и не привел бы их из тьмы к свету.
Однако есть и то, что дьявол не может сделать и не сделает. Он не даст людям духа божественной любви, христианского смирения и сознания внутренней духовной нищеты; он не смог бы этого сделать, даже если бы захотел. Он не может дать другим того, чего сам не имеет; все это чуждо его природе.
Отсюда следует вывод: когда умы людей подвергаются сильному Воздействию, мы можем с уверенностью заключить, что Святой Дух совершает свою работу, если на самом деле обнаруживаются все перечисленные признаки. Это поистине так, что бы ни происходило попутно, какие бы люди ни становились орудиями в Его руках, какие бы средства ни использовались (ибо Бог обладает верховной властью, и мы не можем понять всего того, что Он совершает) и что бы ни влияло на человеческую плоть. Признаки, которые перечисляет апостол, самодостаточны и подтверждают друг друга. Они ясно указывают на воздействие перста Божьего и перевешивают тысячи мелких возражений, которые могут проистекать из странностей, непостоянства, ошибок в поведении или, в данной связи, из заблуждений и проступков тех, кто утверждает, что испытывает такое воздействие.
Достаточно ли этих признаков? Кто-нибудь скажет, что этих признаков недостаточно, и сошлется на слова апостола Павла: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:13-14). На первый взгляд, эти слова Павла доказывают, что невозможно выносить никакого суждения, раз уж сатана способен так обманывать.
Однако на самом деле речь идет не об этом. Лжепророки, о которых упоминает Иоанн, то же самое, что и лжеапостолы, о которых предупреждает нас Павел и вид которых принимает дьявол, чтобы походить на ангела света. Иоанн утверждает, что, несмотря на притворство, возможно отличить истину от лжи! Когда он говорит: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они», он, по сути дела, убеждает нас в следующем: «В мир пришли многие, которые суть служители дьявола, несмотря на то что называют себя пророками. В них дьявол принимает вид ангела света. Используйте правила, которые я даю вам, чтобы отличить истину от лжи».
Если мы захотим узнать, что еще в Новом Завете сказано об этих лжепророках и лжеапостолах, мы не найдем ничего, что противоречило бы указанным отрывкам. Например, дьявол принимает вид ангела света, когда кто-то очень хвалится чрезвычайными познаниями (Кол. 2:8; 1Тим. 1:6-7,6:3-5; 2 Тим. 2:14-18; Тит. 1:10,16). В раннюю эпоху существования церкви последователи этих людей называли себя «гностиками», они стремились доказать, что получили особое знание. Дьявол, пребывавший в них, стремился создать нечто подобное чудесным дарам Святого Духа, включая видения, откровения, пророчества и так далее. Поэтому такие люди назывались лжеапостолами и лжепророками (Мф. 24:24). Были те, кто говорил о своей большой святости и умении вести духовные беседы (Рим. 16:17-18; Еф. 4:14). Поэтому они назывались лукавыми делателями, безводными источниками и облаками (2 Кор. 11:13; 2 Пет. 2:17; Иуд. 12). Существовали также элементы суеверного богослужения, участники которого хотели показать, что они более святы, чем другие (Кол. 2:16-23). На самом же деле у этих людей было ложное и злое рвение (Гал. 4:17-18; 1 Тим. 1:6 и 6:4-5). Порой бытовало показное смирение, по существу очень далекое от истинного (Кол. 2:18,23). Но разве что-нибудь из этого как-нибудь влияет на то, что было сказано об истинных признаках Духа? Вовсе нет! Я сделал то, что намеревался сделать, то есть я показал, как нам с уверенностью различить, совершает ли Бог Свою работу или нет. А теперь перейдем к осмыслению сказанного.
Раздел 3