Место религии в современной политической и идеологической борьбе
На протяжении всей истории классового общества церковные доктрины оправдывали социальное неравенство, классовый гнет, использовались для освящения политики эксплуататорских классов. Современные теологи не могут отрицать того, что церковь веками служила реакционным и антинародным силам. Но они объясняют это тем, что она попала якобы в зависимость от государства и в результате злоупотреблений отдельных церковных иерархов играла чуждую ей роль.
Связь религии и политики господствующих классов эксплуататорского общества всегда была очевидна. Проблема взаимосвязи религии и политики приобрела особенную остроту в последние десятилетия, когда значительная часть верующих трудящихся капиталистических стран активно включилась в политическую борьбу. Реакционная буржуазия нуждается в поддержке церкви в целях сохранения своего влияния на трудящиеся массы, воздействуя на сознание которых церковь ослабляет их сопротивление политике правящих кругов. Церковь в свою очередь также нуждается в поддержке буржуазно-
го государства, чтобы получить больше возможностей для внедрения религиозной идеологии в народные массы и тем упрочить свои позиции в обществе.
При оценке связи религии с политикой правящих классов не следует преуменьшать или преувеличивать ее значение. В последней трети XX в. религия, конечно, не играет такой роли в жизни общества, какую, скажем, она играла в средние века, когда была господствующей идеологией и церковь имела огромную власть в обществе. Но и во второй половинеXX в., несмотря на успехи секуляризации, религия еще не утратила свои позиции в капиталистических странах.
По каким направлениям идет взаимосвязь религии и политики?
Во-первых, религия связана со всеми надстроечными элементами капиталистического общества — политикой, философией, правом и т. д. Они взаимно влияют друг на друга, зависят от общего экономического базиса, в определенной степени воздействуя на него. «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии,— писал Ф. Энгельс.— Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис» '.
Во-вторых, связь религии и политики проявляется в том, что религия, являясь превратным мировоззрением, ориентируя на соответствующие превратные ценности, поведение, мешает широким массам верующих с верных позиций подходить к решению различных политических вопросов. Так, верующим внушаются определенные религиозно окрашенные политические формулы, например «о защите христианского Запада», оправдывающие политику империализма.
В-третьих, воздействие религии на политическую жизнь проявляется в том, что она обособляет верующих от неверующих, нередко противопоставляя одних другим. Это служит в конечном счете разобщению рабочего класса, подрыву его единства в экономической, политической борьбе. Ярким примером этого служит использование религии в борьбе против национально-освободительного движения Ольстера. Правящие круги Англии сознательно разжигают там вражду между протестантами и католиками, для того чтобы расколоть трудящихся по религиозному принципу. Другим конкретным про-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 175.
явлением связи религии и политики является союз иудаизма и сионизма, который используется империалистической реакцией для обоснования шовинистических и милитаристских планов.
В-четвертых, влияние религии на политику имеет место в тех случаях, когда исторически прогрессивные движения идут под религиозным флагом. Ф. Энгельс, давая оценку Крестьянской войны в Германии, писал, что «если интересы, нужды и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой, то это нисколько не меняет дела и легко объясняется условиями времени»2.
Религия оказывает воздействие на политику прежде всего через церковь и различного рода организации, партии, молодежные союзы и т. д. Церковь влияет на политику посредством пропаганды своих социальных доктрин, которые обычно защищают интересы господствующих и в буржуазном обществе классов.
Религиозные организации играют далеко не однозначную роль в социально-политических движениях. В зависимости от конкретной ситуации, от расстановки классовых сил и традиций церковные круги занимают различные позиции: от поддержки реакционных режимов до активного участия в борьбе за национальную независимость, демократию и социальный прогресс. Политическая роль религиозных лозунгов в современном мире, как неоднократно отмечалось в документах КПСС, определяется их классовым содержанием в каждой стране на конкретном историческом этапе ее общественно-экономического развития.
Современный клерикализм. Одной из форм политики, утверждающей значение церкви и духовенства в политической и духовной жизни общества, является клерикализм (лат. clericalis — церковный).
В прошлом клерикализм был преимущественно притязанием церкви на политическую власть или господствующую роль в общественной, государственной и духовной жизни. В. И. Ленин отмечал, что феодальный клерикализм означает открытое отстаивание средневековья и «церковь требует себе первенствующего и господствующего положения»3. Современный клерикализм
2 Там же. Т. 7. С. 360.
3 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 431.
взят на вооружение монополистическим капиталом, выражает общий кризис капитализма, выступает политическим орудием и идеологической опорой реакционных сил империализма. Клерикализм поддерживается крупными политическими партиями, стоящими у власти во многих капиталистических странах; создавая свои профсоюзы, молодежные, женские и другие организации, он раскалывает ряды трудящихся. Поскольку клерикализм приобретает все большую роль в политическом и идеологическом арсенале империализма, борьба с ним является одной из актуальных задач коммунистических и рабочих партий.
Клерикальный антикоммунизм. Широко использует религию в идеологической борьбе современный антикоммунизм. Сложилось его особое направление — клерикальный антикоммунизм, специфика которого состоит в том, что атаки на социализм ведутся под флагом религии. Его основная задача — «дискредитировать политику и идеалы коммунистов в глазах народных масс, не допустить единства рабочего движения и сотрудничества демократических и народных сил»4. Клерикальный антикоммунизм стремится укрепить капиталистический строй, создать ему соответствующую идеологическую базу, убедить верующих в том, что для них неприемлем коммунистический путь развития человечества. Такая установка клерикализма выявляет классовый характер его деятельности.
Можно выделить три основных этапа борьбы антикоммунизма, в том числе клерикального, против марксизма и атеизма.
Первый этап развития антикоммунизма охватывает период от возникновения марксизма до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Религиозные организации сразу же заняли резко отрицательную позицию по отношению к коммунизму. Основная их цель сводилась к фальсификации его основных идей, искажению социальных и нравственных принципов, стремлению оторвать народные массы от революционной борьбы по преобразованию эксплуататорского общества. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» заклеймили папство как заклятого врага коммунизма, объединившегося со всеми силами старого мира
4 За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе... С. 32.
для его «священной травли». В 1864 г., как уже упоминалось, был издан «Силлабус» Пия IX. Папа Лев XIII в 1891 г. опубликовал энциклику «Рерум новарум», ставшую идеологическим фундаментом всей деятельности клерикализма в социальной области. Содержание энциклики было направлено против идей социализма.
Второй этап продолжался от возникновения первого в мире социалистического государства до образования мировой системы социализма. В это время клерикальные антикоммунисты объявили «крестовый поход» против марксизма и атеизма, нашедший выражение в папских энцикликах «Квадрагезимо анно» («В год сороковой», 1931) и «Дивини редемпторис».
Третий, современный этап развития антикоммунизма падает на послевоенный период борьбы двух мировых систем: социализма и капитализма. В конце 50-х годов заметно усиливается антикоммунистическая деятельность религиозных организаций, нацеленная на борьбу против марксизма и атеизма. Но рост классового сознания верующих, их активное участие в борьбе за социальную справедливость приводят к тому, что антикоммунисты вынуждены открыто отказаться от «крестового похода» против коммунизма и искать новые, «обезвреживающие» пути борьбы с его идеями. Как отмечалось на XXVII съезде КПСС, «буржуазная пропаганда обрушивает на людей во всем мире искусно подтасованную информацию, навязывает мысли и чувства, программирует выгодную для правящих сил гражданскую и социальную позицию. Какие знания, ценности, моральные нормы будут заложены в информирование населения и систему образования — проблема прежде всего политическая» 5.
Клерикальный антикоммунизм занимает значительное место в системе империалистической пропаганды. Классовый противник социализма «создал гигантскую машину массированной пропаганды, оснащенную современными техническими средствами, располагающую огромным аппаратом вышколенных ненавистников социализма»6. Клерикальный антикоммунизм спекулирует на религиозных убеждениях верующих, использует более чем вековой опыт антикоммунистической деятельности. Примеров тому предостаточно. В мае 1971 г. было изда-
5 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. С. 19.
6 Там же. С. 88.
но апостолическое послание Ватикана «Октогезима адвениенс» («Наступают восьмидесятые»), где имеется специальный раздел, посвященный марксизму и атеизму, и излагаются задачи по борьбе с ними. В Григорианском университете организован «Центр марксистских исследований», где студенты специализируются по критике марксистской идеологии, в том числе научного атеизма.
В целях координации антикоммунистической деятельности христианскими клерикалами созданы межконфессиональные объединения, центры, имеющие свои печатные органы. К таким центрам относятся действующие в Великобритании «Центр по исследованию религии и коммунизма», «Христианская восточная миссия» в ФРГ, «Бруклинский центр Свидетелей Иеговы» в США и т. д. Большую деятельность развивают они по изданию антимарксистских трудов.
При Ватикане существует особый секретариат по делам неверующих. Его отделения функционируют в странах Западной Европы, Азии, Латинской Америки. Секретариат занимается не только изучением атеизма, но и координацией борьбы против него. Большую активность в антикоммунистической деятельности также проявляют исламский антикоммунизм и сионизм.
В капиталистических странах действуют многочисленные радиостанции, такие, как Би-би-си, «Голос Америки», «Монте-Карло» и т. д., которые включают в свои передачи для широких масс клерикальные программы. Использование религиозных доктрин антикоммунистами преследует следующие основные цели.
Во-первых, они стремятся фальсифицировать и тем самым помешать верующим усвоить марксистско-ленинскую идеологию, воспрепятствовать их вступлению в ряды сознательных борцов за коммунистические идеалы. Марксизм объявляется несостоятельной идеологией, политической лжерелигией, стремящейся лишь к «земному благополучию», предающей забвению «истинное» религиозное предназначение человека в этом мире.
Во-вторых, всячески пропагандируя идеи общности людей на почве религии, клерикальные антикоммунисты притупляют тем самым классовое сознание трудящихся в борьбе за революционное преобразование общества, извращают саму сущность классовой борьбы народных масс за социальный прогресс. Она объявляется современными религиозными идеологами лишь одной из раз-
новидностей социальных конфликтов, а не результатом основного противоречия капиталистического общества. Классовая борьба выводится теологами не из коренной противоположности интересов труда и капитала и полярности их отношения к средствам производства, а из некоего будто бы «присущего человеку стремления к насилию». Так, католическая концепция классовой борьбы предлагает «сотрудничество труда и капитала», их «сосуществование и примирение». В папской энциклике «Лаборем экзерценс» негативно рассматривается классовая борьба как средство устранения социальной несправедливости. В ней говорится о «противоестественности» классовой борьбы трудящихся, исходя из буржуазной теории «общества благоденствия», затушевывающей сущность капиталистической действительности, и о постепенном слиянии различных слоев общества в «единый класс». В «Инструкции по проблемам христианской свободы и освобождения» (1986 г.) Священной конгрегации по делам доктрины веры Ватикана в очередной раз (как, например, в документе той же конгрегации 1984 г. «Инструкция относительно некоторых аспектов «теологии освобождения»») даются резкие критические замечания по теории и практике классовой борьбы в современном капиталистическом мире. Религиозные идеологи надеются на осуществление якобы «истинного» объединения людей в социальном плане только через «решающий», с их точки зрения, религиозный путь. Затушевывая истинные причины социально-политических, классовых антагонизмов в обществе, клерикальная пропаганда отстаивает иллюзорные решения общественных проблем, уводит трудящихся от реальных путей освобождения и развития личности, способствует консервации существующих в капиталистическом мире эксплуататорских отношений.
В-третьих, учитывая тот факт, что религия поддерживает чуждые социализму элементы национализма, клерикалы пытаются посредством религии уничтожить существующее содружество социалистических стран. Предпринимаются также попытки отождествить национальное и религиозное, представить религию в качестве идеологии, сыгравшей чуть ли не решающую роль в сохранении и развитии национальной культуры народов СССР, навязать верующим советским гражданам националистические представления и ценностные ориентации. При этом атеистическое воспитание рассматривается как посягательство на национальное самосознание, как ди-
скриминация национальной культуры. Наибольшему извращению подвергаются исторический процесс преодоления религиозных пережитков в союзных и автономных республиках, существо национальных отношений в СССР, весь опыт создания многонационального государства.
Одним из средств буржуазно-клерикальной пропаганды, ведущей идеологические атаки на наш строй, является идеализация прошлого, фальсификация истории России. При этом особая значимость придается православной церкви, которая якобы сыграла исключительную роль в судьбах России и русского народа. Активизация подобных пропагандистских акций связана с 1000-летием «крещения Руси». Клерикалы пытаются доказать, что принятие христианства на Руси сыграло ведущую роль в ее историческом развитии, что христианская религия на протяжении веков оказывала решающее влияние на развитие отечественной культуры и национального самосознания. Отсюда делается вывод, что только в христианстве можно обрести счастливое будущее. Далее они заявляют, что в СССР происходит «религиозное возрождение», что православная вера всегда была присуща общественной психологии. Фальсифицируя историю православия, буржуазные идеологи стремятся доказать, что рост массового атеизма в СССР является преградой на пути проявления истинной сущности русского человека. В качестве программы клерикалы предлагают «восстановление идеала святой Руси». На самом деле это еще одна попытка путем искажения исторической правды внести раскол в ряды советских людей, разрушить их единство, доказать, что атеизм в СССР не имеет глубоких социальных и идейных корней.
В-четвертых, клерикальные антикоммунисты занимаются извращением политики КПСС и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим. Их цель — распространение клеветы о несовместимости социализма и свободы совести, о преследовании верующих в СССР. В действительности только в социалистическом обществе раскрываются все возможности для обеспечения подлинной свободы совести, гарантированной Конституцией СССР. В СССР существуют все необходимые материальные и культурные предпосылки для этого.
В-пятых, клерикальный антикоммунизм пытается посеять рознь между верующими и неверующими, подор-
вать их единство в борьбе за прогрессивное переустройство общественных порядков. Он пытается доказать, что различия между верующими и неверующими не позволяют им совместно решать экономические, политические и идеологические задачи. Дело доходит до того, что клерикалы объявляют верующих и неверующих политическими противниками, двумя классами в обществе.
Современный этап общего кризиса капитализма содержит предпосылки для укрепления союза рабочего движения с широкими массами верующих в антимонополистической и антиимпериалистической борьбе в условиях развития мирового революционного процесса. На Конференции европейских коммунистических и рабочих партий (Берлин, 1976) отмечалась важная роль в борьбе за права трудящихся, за демократию и мир широких католических масс и верующих других вероисповеданий, говорилось о том, что совместные действия коммунистических и рабочих партий с этими силами «являются неотъемлемой составной частью борьбы за развитие Европы в демократическом духе, в направлении социального прогресса»7.
Возможность совместных действий коммунистов и верующих во многом предопределяется усиливающейся дифференциацией последователей всех религиозных направлений в результате происходящих в мире социально-экономических сдвигов. Все большее число верующих в буржуазных странах активно участвует в антивоенном движении, возросла активность христианских профсоюзов в борьбе за мир. Миротворческая деятельность религиозных организаций отражает настроения верующих, которые испытывают нарастающую тревогу за свою судьбу и начинают понимать, что объединение людей с различными мировоззренческими и политическими взглядами есть та реальная сила, которая способна противостоять угрозе ядерной войны.
Степень расслоения в религиозных организациях во многом зависит от общей ситуации в той или иной стране, регионе, от наличия демократических традиций, активности классового движения, от всей совокупности социально-политических условий. Примером может служить значительный рост антиимпериалистического движения среди религиозных кругов Латинской Америки.
7 За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе... С. 33.
Одновременно здесь развиваются левые религиозные течения, выступающие против буржуазного строя, террористических режимов, за элементарные человеческие права.
Формой практического сотрудничества социальных сил, различных по мировоззренческим установкам, в сферах, где есть общность интересов — и политических и социальных, является диалог. В процессе диалога обсуждаются задачи предотвращения ядерной войны, ликвидации расизма, создания единого антиимпериалистического фронта. Но в этом диалоге марксисты никогда не отказываются от революционных принципов своего мировоззрения.
Теологические и буржуазно-идеалистические позиции в отношении к диалогу разделяются на три группы.
Первая группа предполагает сотрудничество по конкретным вопросам, не затрагивая урегулирования идеологических разногласий, существующих между религиозной идеологией и научным коммунизмом.
Вторая группа — это консервативная часть теологов, которая вообще выступает против какого-либо сотрудничества с марксистами, выражая настроения наиболее консервативных кругов церкви.
Для представителей третьей группы характерно рассмотрение диалога как способа защиты своих теологических доктрин. Они заявляют, что для единства действий в политической области прежде всего необходимо выработать единую философскую основу, произвести идеологическую конвергенцию марксизма и христианства, так как, по их мнению, расхождения между марксистской и религиозной идеологией являются препятствием для утверждения прочного мира. К этой группе примыкают и те клерикальные антикоммунисты, которые предлагают сблизить марксизм и религию, «обогатить» марксизм христианскими ценностями, избавить его от атеистического содержания. Они идеализируют роль религии в истории общества, преувеличивают ее значение в жизни и культуре, в утверждении гуманистических принципов, заявляют, что в изменившихся социально-политических и общественных условиях XX в. марксизм должен пересмотреть свое отношение к религии.
Проблема диалога ставилась в папских энцикликах «Пацем ин террис», «Экклезиам суам» («Своей церкви», 1964). На II Ватиканском соборе была принята конституция «Гаудиум эт спес» («О церкви в современном мире»,
1965), в которой отмечается, что католическая церковь, отвергая атеизм, считает, что дальнейшее развитие общества невозможно осуществить без диалога между верующими и неверующими. Однако в процессе диалога церковь продолжает защищать частную собственность на средства производства.
Папа Иоанн Павел II в своих энцикликах «Редемптор гоминис», «Лаборем экзерценс» и других также затрагивает проблему диалога в связи с вопросами борьбы за мир. В них четко проходит идея рассмотрения диалога как формы распространения концепций идеологического сосуществования, как средства внедрения буржуазных и клерикальных идей в коммунистическое и рабочее движение.
Сотрудничество между марксистами и верующими основано не на совпадении научных и религиозных принципов понимания природы и общества, а на тождестве объективных, классовых интересов всех трудящихся в борьбе за мир, демократию, социальный прогресс. Участие верующих в прогрессивных, демократических движениях в капиталистическом обществе совершенно не обязательно происходит именно под влиянием религии. Политическую деятельность верующего формирует не столько религиозная вера, сколько воздействие всего комплекса материальных и духовных факторов, действующих в процессе развития общества. Многие верующие в капиталистических странах участвуют в борьбе за мир не по религиозным соображениям, а потому, что видят свой долг в уничтожении войн, расизма и т. д.
Марксизм и религия в мировоззренческих основах противоположны друг другу. Но это не мешает политическому сотрудничеству марксистов и верующих. Марксизм не требует в качестве диалога отказа от своих воззрений. Для коммунистов основной барьер проходит не между верующими и неверующими, а между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Как отмечал В. И. Ленин, «единство... революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе»8. Диалог является для марксистов не временным мероприятием, а одной из форм классовой борьбы пролетариата, борьбы за объединение рабочего класса, всех демократических, антиимпериалистических и миролюбивых сил планеты во имя решения насущных задач общественного прогресса.
8 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 12. С 146.
Раздел третий