То, что в периоде между появлением второй зарии восходом солнца.
[Вторая заря (фаджр ас-сани) – это заря, рассеянная на горизонте. С появлением такой зари наступает время обязательной утренней молитвы, а постящийся должен прекратить есть. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть прекращается ваш предрассветный приём пищи (сухур) не с азаном Биляля и не с [появлением] продолговатой зари, а с [появлением] зари, рассеянной на горизонте» (ат-Тирмизи, № 701)].
О высокой значимости этого времени свидетельствует то, что Всевышний Аллах клянётся им в Коране: «Клянусь зарёй, когда она брезжит» (Св. Коран, 81: 18).
После пробуждения, мюриду* следует поминать Аллаха, говоря:
аль-хамду-ли-Ллаhи-ллязи ах’йа-на ба’да ма амата-на ўа иляй-hи-н-нушур!
«[Вся] хвала Аллаху, который оживил нас после того, как Он нас умертвил**, и к Нему наше возвращение!***». [Хузайфа б. аль-Йаман и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, передали, что так поступал после пробуждения Посланник Аллаха, мир ему и благословение. См.: «Сахих» аль-Бухари (№№ 5953, 5955, 5965, 5966, 6959 и 6960)].
*[Слово мюрид обычно у суфистов в терминологии это приходит применый смысл что этого слова у суфистов это ученик который следует по пути поклонения Алллаху под руководством своего шейха, поэтому не совсем понятно к чему эту терминологию ибн Кудама тут употребляет, возможно это осталось с той книги которую он скращал].
**[Абу Исхак аз-Зиджжадж сказал: «Такое образное, аллегоричное упоминание сна как смерти объясняется тем, что вместе со сном от тела отдаляются разум и движения»].
***[Хафиз Ибн Хаджар пишет: “слова «и к Нему наше возвращение» означают: «и к Нему возвращение для получения воздаяний, соответствующих земным заслугам». Под возвращением тут понимается воскрешение людей в День Суда”].
У Муслима приводится со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором последний сообщает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, обычно говорил по вечерам:
Амсай-на ўа амса-ль-мульку ли-Лляhи, ўа-ль-хамду ли-Лляhи, ўа ля иляhа илля-Ллаhу вахда-hу ля шарика ля-hу. Ля-hу-ль-мульку ўа ля-hу-ль-хамду, ўа hуўа ‘аля кулли шай’ин кадир. Рабби ас’алю-ка хайра ма фи hази-hи-ль-ляйляти, ўа хайра ма ба’да-hа, ўа а’узу би-кя мин шарри ма фи hази-hи-ль-ляйляти ўа шарри ма ба’да-hа! Рабби, а’узу би-ка мин аль-касяли, ўа су’и-ль-кибари, Рабби, а’узу би-ка мин ‘азабин фи-н-нари, ва ‘азабин фи-ль-кабри!
«Вечер настал для нас и для [всего] подвластного Аллаху! [Вся] хвала Аллаху, нет бога, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала и Он всё может. Господь мой, прошу Тебя о благе того, что будет этой ночью*, и благе того, что будет после неё, и прибегаю к Твоей защите от зла того, что будет этой ночью, и зла того, что будет после неё! Господь мой, прибегаю к Твоей защите от лени** и злополучия старости; Господь мой, прибегаю к твоей защите от мучений в аду и мучений в могиле!»
*[Ат-Тыби сказал: «Имеются в виду блага того, что активизируется в этом периоде, и того, что в нём упокаивается. Сказал Всевышний: “Ему принадлежит то, что покоится ночью…” (Св. Коран, 6: 13)». По мнению Ибн Хаджара, тут говорится о благе всего сотворённого Аллахом в этом периоде, со всеми присущими им как явными, так и скрытыми проявлениями. Плюс к этому Ибн Хаджар добавляет также блага поклонения, предписанного нам Аллахом и относящегося к этому периоду].
**[Ат-Тыби сказал: «аль-Каслю – это такая слабость, причиной возникновения которой служит не физическая усталость. При такой слабости у души отсутствует стремление к достижению блага, несмотря на наличие к этому всех возможных предпосылок»].
А когда наступало утро, [Пророк, мир ему и благословение,] говорил почти то же самое*, начиная такими словами:
Асбах-на, ўа асбаха-ль-мульку ли-Ллаhи…
«Утро настало для нас и для [всего] подвластного Аллаху…» и до конца [Муслим (№ 2723), Абу Дауд (№ 5071), ат-Тирмизи (№ 3450) и ан-Наса’и в «аль-Кубра» (№ 10408)].
*[Т.е. утром Пророк, мир ему и благословение, говорил то же самое, что и вечером, только вместо слов «амсай-на уа амса-ль-мульку ли-Ллахи», говорил: «асбах-на уа асбаха-ль-мульку ли-Ллахи». Соответственно, также и дальше заменял слово ночь на слово день, т.е. говорил: «Прошу у Тебя блага этого дня / ас’алю-ка хайрун хаза-ль-йаум»].
Также, желательно говорить:
Би-сми-Лляhи аллязи ля йадурру ма’а исми-hи шай’ун фи-ль-арди ўа ля фи-с-сама’и, ўа hуўа-с-Сами’у-ль-‘Алим!
«С именем Аллаха, с именем которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он – Слышащий, Знающий!» – три раза;
[Сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Ничто не навредит Рабу, который ежесуточно вначале дня и [перед наступлением] ночи по три раза обращается к Аллаху со словами: «С именем Аллаха, с именем Которого ничто… …Он – Слышащий, Знающий»
См. у Абу Дауда (№ 5088), ат-Тирмизи (№ 3448), ан-Наса’и (№№ 9843, 10178 и 10179) и Ибн Маджаха (№ 3869).
Ат-Тыби сказал: “Это, что-то вроде хадиса: «Пламя ада не коснётся того верующего, который лишился троих детей» (аль-Бухари, Муслим и др.). Т.е. слова «с именем Аллаха, с именем Которого ничто… …Он – Слышащий, Знающий» препятствуют возникновению какого-либо вреда точно так же, как и смерть троих детей препятствует прикосновению их верующего родителя к пламени ада”].
رَضِيتُ بِاللهِ رَبّاً، وَبِالإِسْلاَمِ دِيناً. وَبِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمْ نَبِيّاً وَرَسُولاً
Радъии-ту би-Ллаhи Раббан, ўа би-ль-ислями динан, ўа би-Мухаммадин, салля-Ллаhу ‘аляй-hи ўа саллям, набиййан ўа расулян!
«Доволен я Аллахом – как Богом, Исламом – как религией, и Мухаммадом, мир ему и благословение, – как Пророком и Посланником!».
[Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Если кто-нибудь скажет утром: «Доволен я Аллахом – как Богом, Исламом – как религией, и Мухаммадом – как Пророком», то я ручаюсь, что он будет взят за руку и введён в рай».
Хадис приводит ат-Табарани в «аль-Кабире» (№ 17225), а Хафиз ‘Али б. Аби Бакр аль-Хайсами (ум. 807 г.х.) в «Маджма’ аз-заваид» (№ 17005) классифицирует этот хадис как хороший.
Аль-Мубаракфури в «Тухфат аль-ахуази» пишет: «в данном случае слова «доволен я Аллахом» следует понимать как довольство Его решением, волей; довольство Исламом подразумевает довольство его законоположениями (ахкямами). Под довольством Мухаммадом, мир ему и благословение, понимается довольство следованием за ним»].
Еще сообщается, что когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил утреннюю молитву, он, перед тем как встал и заговорил с людьми, десять раз произнёс:
"لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهٌ وَحْدَهُ لاَشَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ، يُحْيِى وَيُمِيتُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ"
Ля иляhа илля-Ллаhу ўахда-hу ля шарика ля-hу, ля-hу-ль-мульку ўа ля-hу-ль-хамду, йух’ий ўа йумиту, ўа hуўа ‘аля кулли шай’ин кадир!
«Нет бога (достойного поклонения), кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество и Ему – хвала! Он оживляет и умерщвляет и Он всё может»/
[Согласно хадису:
"مَنْ قالَ فِي دُبُرِ صَلاةِ الصُّبْحِ وَهُوَ ثانٍ رِجْلَيهِ قَبْلَ أنْ يَتَكَلَّمَ: لا إِلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ يُحْيي وَيُمِيتُ وَهُوَ على كُلّ شَيْءٍ قَدِيرٌ عَشْرَ مرَّاتٍ كُتِبَ لَهُ عَشْرُ حَسَناتٍ، ومُحِيَ عَنْهُ عَشْرُ سَيِّئاتٍ، وَرُفِعَ لَهُ عَشْرُ دَرَجاتٍ، وكانَ يَوْمَهُ ذلكَ فِي حِرْزٍ مِنْ كُلّ مَكْرُوهٍ وَحُرِسَ مِنَ الشَّيْطانِ ولَمْ يَنْبَغِ لِذَنْبٍ أنْ يُدْرِكَهُ في ذلكَ اليَوْمِ إِلاَّ الشِّرْكَ باللَّهِ تَعالى"
«Кто по завершении утренней молитвы, прежде чем встанет и заведёт какую-либо беседу с людьми, десять раз скажет: «Нет бога (достойного поклонения), кроме Одного лишь Аллаха, и нет у Него сотоварища, Ему принадлежит владычество и ему[вся] хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может», — тому запишется десять благих дел, а десяток плохих с него спишется; его возвысят на десять степеней, и будет в этот день он защищен от всех неприятностей; он будет охраняем от шайтана, и не зачтётся ему в этот день прегрешение, [если не считать] придания Аллаху сотоварищей».
Хадис приводят ат-Тирмизи (№ 3541) и ан-Наса’и (№ 9955). Только вот не пойму, почему шейх аль-Альбани счел этот хадис слабым («Джами’ ат-Тирмизи», № 3474). Все передатчики присутствующие в цепочке этого хадиса заслуживают доверия, если судить о них, исходя из того что о них пишут аз-Захаби, Ибн Хаджар и Ибн Аби Хатим ар-Рази.
Аль-Мугыра б. Шу’ба передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, по завершению молитвы обычно говорил:
"لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ، وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ حَيٌّ لا يَمُوتُ، بِيَدِهِ الْخَيْرُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، اللَّهُمَّ لا مَانِعَ لِمَا أَعْطَيْتَ، وَلا مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْتَ، وَلا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ"
«Нет бога (достойного поклонения), кроме Одного лишь Аллаха, и нет у Него сотоварища. Ему принадлежит владычество и Ему вся хвала. Он Живой и не умирает. Благо находится в Его Руках, и Он всё может. О Аллах никто не воспрепятствует тому, что Ты даешь, и никто не даст того, чему Ты воспрепятствуешь. Нет смысла полагаться на удачу, [ибо] удача [исходит только] от Тебя». Хадис приводит ат-Табарани в «аль-Кабире», № 17308.
По словам Хафиза аль-Хайсами, ат-Табарани приводит этот хадис со слов достоверных людей («Маджма’», № 16931)].
Также желательно поминать Аллаха наилучшей формой мольбы о прощении грехов (саййид аль-истигфар):
اللَّهُمَّ أنْتَ رَبِّي لاَ إِلهَ إِلاَّ أنْتَ خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ، وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ، أعُوذُ بِكَ مِنْ شَرّ مَا صَنَعْتُ، أبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ، وَأبُوءُ بِذَنْبِي، فاغْفِرْ لِي فإنَّهُ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ .
Аллаhумма, Анта Рабби, ля иляhа илля Анта, халякта-ни ўа ана ‘абду-кя, ўа ана ‘аля ‘аhди-ка ўа ўа’ди-кя ма стата’ту. А’узу би-ка мин шарри ма сана’ту. Абу’у ля-ка би-ни’мати-кя ‘аляййа, ўа абу’у би-занби, фа-гфир ли, фа-инна-hу ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!
«О Аллах, Ты мой Бог, и нет иного божества, кроме Тебя. Ты создал меня, а я Твой раб. Я буду хранить верность Тебе, в пределах своих сил. Прошу у Тебя защиты от того, что я совершил. Признаю милость Твою, которую Ты мне оказал, и признаю свой грех. Так прости же меня, ибо поистине никто не прощает грехов, кроме Тебя!»
[Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
"سَيِّدُ الاسْتغْفارِ أنْ يقُولَ العَبْدُ: اللَّهُمَّ أنْتَ رَبّي لا إِلهَ إِلاَّ أَنْتَ خَلَقْتَنِي وأنا عَبْدُكَ، وأنا على عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ ما اسْتَطَعْتُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرّ مَا صَنَعْتُ، أبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عليَّ وأبُوءُ بِذَنْبي، فاغْفِرْ لي فإنَّهُ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أنْتَ؛ مَنْ قَالَهَا بالنَّهارِ مُوقِناً بِها فَمَاتَ مِنْ يَوْمِهِ قَبْلَ أنْ يُمْسِيَ فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ، وَمَنْ قَالَهَا مِنَ اللَّيْلِ وَهُوَ موقِن بها فَمَاتَ قَبْلَ أنْ يُصْبحَ فَهُوَ مِنْ أهْلِالجَنَّةِ"
«Наилучшая форма просьбы о прощении – это когда раб говорит: “О Аллах, Ты мой Бог, и нет иного божества, кроме Тебя. Ты создал меня, а я Твой раб. Я буду хранить верность Тебе, в пределах своих сил. Прошу у Тебя защиты от того, что я совершил. Признаю милость Твою, которую Ты мне оказал, и признаю свой грех. Так прости же меня, ибо поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя”. Кто искренне скажет так днём, но не доживёт до вечера, тот из обитателей рая, и кто искренне скажет это ночью, но не доживёт до утра, – тоже из обитателей рая».
Хадис приводяталь-Бухари (№№ 5947 и 5964) и ан-Наса’и (№№ 7963, 9847 и 10298). См. также похожие хадисы у ан-Наса’и (№№ 9848, 10299 – 10302, 10415 и 10417), Абу Дауда (№ 5070), у ат-Тирмизи (№ 3453) и у Ибн Маджаха (№ 3872)].
Еще желательно говорить:
أَصْبَحْنَا عَلَى فِطْرَةِ الإِسْلاَمِ، وَكَلِمَةِ الإِخْلاَصِ، وَدِينِ نَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ صَلَى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمْ، وَمِلَّةِ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفاً مُسْلِماً ومَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ
Асбах-на ‘аля фитрати-ль-ислями, ўа калимати-ль-ихлясы, ўа дининабиййи-на Мухаммадин, салля-Ллаhу ‘аляй hи ўа саллям, ўа милляти Ибраhима ханифан муслиман ўа ма ана мина-ль-мушрикин.
«Мы встретили утро, придерживаясь Ислама и искреннего слова, религии нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и религии Ибрахима, истинно верующего [в единого Аллаха] мусульманина, и не отношусь я к многобожникам!».
[‘Абд Аллах б. Абза, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды, когда настало утро, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мы встретили утро, придерживаясь Ислама, искреннего слова, религии…… и не отношусь я к многобожникам!»
Хадис приводятан-Наса’и (№№ 9829, 9831 и 10175) и Ахмад (№ 15397). По словам аль-Хайсами(«Маджма’», № 17003), через достоверных людей этот хадис приводят Ахмад и ат-Табарани].
Также желательно обращаться к Аллаху с такой мольбой:
اللَّهُمَّ أَصْلِحْ لِي دِينِي الَّذِي هُوَ عِصْمَةُ أمْرِي، وَأصْلِحْ لِي دُنْيَايَ الَّتِي فِيهَا مَعاشِي، وأصْلِحْ لِي آخِرَتِي الَّتِي فِيهَا مَعَادِي، وَاجْعَلِ الْحَيَاةَ زِيَادَةً لِي فِي كُلِّ خَيْرٍ، وَاجْعَلِ الْمَوْتَ رَاحَةً لِي مِنْ كُلِّ شَرًّ
Аллаhумма, аслих ли дини аллязи hуўа ‘исмату амри, ўа аслих ли дунйайа алляти фи-hа ма’аши, ўа аслих ли ахырати алляти фи-hа ма’ади, ўа-дж’али-ль-хайата зийадатан ли фи кулли хайрин, ўа-дж’али-ль-маўта рaхатан ли мин кулли шарр!
«О Аллах, исправь мою религию, которая [служит] защитой моего дела! Приведи в порядок [моё положение] в том мире, в котором я живу и в том, куда я вернусь! Сделай для меня жизнь увеличением во всех благах, а смерть отдохновением от всего дурного!».
[Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что обычно Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «О Аллах, исправь мою религию, которая… Сделай для меня жизнь увеличением во всех благах, а смерть отдохновением от всего дурного!» (Муслим, № 2720)].
Еще следует призывать к Аллаху мольбой, которую довёл до нас Абу ад-Дарда:
اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي، لاَ إِلهَ إِلاََّ أَنْتَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَأَنْتَ رَبُّ العَرْشِ الْعَظِيمِ، مَا شَاءَ اللَّهُ كَانَ، وَمَا لَمْ يَشأْ لَمْ يَكُنْ، لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّبِاللَّهِ العَلِيِّ العَظِيمِ، أعْلَمُ أنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْماً، اللَّهُمَّ إِنِّي أعُوذُ بِكَ مِنْ شَرّ نَفْسِي، وَمِنْ شَرِّ كُلِّ دَابَّةٍ أنْتَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهَا، إِنَّ رَبِّي عَلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
Аллаhумма, Анта Рабби, ля иляhа илля Анта; ‘аляй-ка таўаккяльту, ўаАнта Раббу-ль-‘арши-ль-‘азыми; ма ша’а-Ллаhу кяна, ўа ма лям йаша’ лямйакун; ля хаўля ўа ля куўўата илля би-Ллаhи-ль-‘Алиййи-ль-‘Азыми; а’ляму анна-Ллаhа ‘аля кулли шай’ин кадирун ўа анна-Ллаhа кад ахата би-кулли шай’ин ‘ильман. Аллаhумма, инни а’узу би-кя мин шарри нафси ўамин шарри кулли даббатин Анта ахызун би-насыйати-hа, инна Рабби ‘алясыратын мустакым!
«О Аллах, Ты мой Бог, и нет иного божества, кроме Тебя. На Тебя я уповаю – Господа великого престола. То, что пожелает Аллах – осуществляется, а на что Он своего желания не изъявит – тому не быть. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха, Высочайшего и Величественного. Известно мне о том, что Аллах всё может, и о том, что Аллах охватывает каждую вещь своим знанием. О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите как от самого себя так и от других подвластных Тебе существ. Поистине Господь мой – на прямом пути!»/
[Сообщается, что как-то раз, некий мужчина подошел к Абу ад-Дарде и сказал:
— Абу ад-Дарда, а у тебя дом сгорел!
— Не сгорел! — ответил тот, — Аллах, величествен Он и могуч, благодаря кое-какой фразе так не поступает. Я слышал от Пророка, что того, кто произнесёт её утром, до вечера беда будет обходить стороной, а того, кто произнесёт её под вечер, она будет обходить стороной до утра. Звучит она так: «О Аллах, Ты мой Бог, и нет иного божества, кроме Тебе… … Поистине Господь мой – на прямом пути!»
Хадис приводится у Ибн ас-Сунни и у Ибн ‘Асакирав «Тарих мадина Димашк» (64 / 118 – 119).
Слабый хадис. Помимо того, что в иснаде этого хадиса присутствуют сомнительные люди, так там еще и аль-Агляб б. Тамим, которого ан-Наса’и охарактеризовал как слабого передатчика. Аль-Бухари классифицирует этот хадис как «мункар», т.е. отрицаемый (см.: ан-Навави Я. Аль-Азкяр / проверка и классификация хадисов: Бадиви Ю. – Дамаск: Издательство «Ибн Кясир», 2002 г. С. 143, сноска № 1).
Однако этот хадис передаётся и другим путём, от одного из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Там не уточняется, что это именно Абу ад-Дарда. Сообщается, что к этому сподвижнику неоднократно подходил некий человек и говорил:
— Постигло твой дом, и он сгорел!
Сподвижник же ответил:
— Он не сгорел! Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто произнесёт утром эти слова” — и сподвижник упомянул вышеприведённые слова, — “того самого, а в придачу и его семью, и его имущество, обойдёт стороной всё нехорошее!”Я же эти слова уже сегодня произнёс.
Потом сподвижник обратился к людям:
— Вставайте, пойдёмте со мною.
Люди поднялись вместе с ним, и отправились к его дому. Оказалось, что всё вокруг этого дома сгорело, а сам дом оказался невредимым (см.: там же, С. 143).
Хафиз Ахмад б. Аби Бакр аль-Баусири сказал, что хадисом, где не упомянуто имя сподвижника, подкрепляется и хадис от Абу ад-Дарды (см.: «Итхаф аль-хайрат», № 6086)].
Мюриду нельзя пренебрегать заучиванием этих молитв.
Перед тем, как выйти из дому для совершения обязательной утренней молитвы в мечети, ему следует совершить [два рак’ата] дополнительной молитвы в доме, после чего направиться в мечеть, произнося по дороге такие слова:
أَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِحَقِّ السَّائِلِينَ عَلَيْكَ، وَبِحَقِّ مَمْشَاىَ هَذَا، فَإِنِّي لَمْ أَخْرُجْ أَشَرًا وَلاَ بَطَراً، وَلاَ رِيَاءً وَلاَ سُمْعَةً، خَرَجْتُ اتِّقَاءَ سُخْطِكَ وَابْتِغَاءَ مَرْضَاتِكَ، أَسْأَلُكَ أَنْ تُنْقِذُنِي مِنْ النَّارِ، وَأَنْ تَغْفِرَ لِى ذُنُوبِى إِنَّهُ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ
Аллаhумма инни ас’алю-кя би-хаккы ас-саилина ‘аляй-кя, ўа би-хаккы мамшайа hаза, фа-инни лям ахрудж ащаран, ўа ля батаран, ўа ля рийа’ан, ўа ля сум’атан, хараджту иттикаи сухты-кя, ўа-бтига’а мардати-кя, ас’алю-кя ан тункызу-ни мин ан-нар ўа ан тагфира ли зунуби, инна-hу ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!
«О Аллах, поистине я прошу у Тебя на правах обращающихся к Тебе с мольбами и по праву этого хождения. Поистине я вышел не из высокомерия и надменности, не ради показухи и не ради хорошей репутации. Я вышел остерегаясь Твоего негодования, стремясь к Твоему благоволению. Я прошу Тебя спасти меня от огня и простить мне мои грехи, ибо поистине никто не прощает грехи, кроме Тебя!».
[Ибн Маджах сообщает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
"مَنْ خَرَجَ مِنْ بَيْتِهِ إِلَى الصَّلاَةِ فَقَالَ: اللَّهُمَّ إِنَّي أَسْأَلُكَ بِحَقِّ السَّائِلِينَ عَلَيْكَ... إِنَّهُ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ -أَقْبَلَ اللَّهُ عَلَيْهِ بِوَجْهِهِ، وَاسْتَغْفَرَ لَهُ سَبْعُونَ أَلْفَ مَلَكٍ"
«Кто выйдет из своего дома для совершения [с коллективом] молитвы и скажет: “ О Аллах, поистине я прошу у Тебя на правах обращающихся к Тебе с мольбами… …ибо поистине никто не прощает грехи, кроме Тебя!” – тому Аллах будет благоприятствовать на его пути, и будут просить за него прощения семьдесят тысяч ангелов!» (Ибн Маджах, № 778).
В версии Ахмада говорится:
"وَكَلَ الله بِهِ سَبْعِينَ أَلْفً مَلَكٍ يسْتَغفرونَ لَهُ وأقْبلَ الله علَيهِ بِوجْهِهِ حتّى يفرغ من صَلاتهِ"
«… для того Аллах уполномочит семьдесят тысяч ангелов, которые будут просить за него прощения, и Аллах будет благоприятствовать на его пути, пока он не завершит свою молитву!»
Аль-Баусири («Итхаф аль-хайрат», № 979/1) пишет, что иснад хадиса слабый, присутствующие в иснаде ‘Атиййа и тот, кто передаёт с его слов (т.е. Фадыль б. Марзук. – примеч. перев.) делают этот хадис слабым (это по версии Ахмада, в версии Ибн Маджаха ‘Атиййа отсутствует в иснаде, но Фадыль есть. – примеч. перев.)].
Когда же он войдёт в мечеть, то пусть говорит то, что передано в «сахихе»Муслима: “Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
"إذَا دَخَلَ أحَدُكُمُ الْمَسْجِدَ فَلْيُسَلِّمْ عَلَى النَّبيِّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، ثُم ليَقُلِ: اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أبْوَابَ رَحْمَتِكَ، وَإذَا خَرَجَ فَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ"
“Когда войдёт кто-нибудь из вас в мечеть, пусть попросит [у Аллаха] благословения для Пророка, мир ему и благословение, затем скажет: «Аллаhумма, афтах ли абўаба рахмати-ка / О Аллах, открой для меня врата Твоей милости!», – а когда выйдет, пусть скажет: «Аллаhумма, инни ас’алю-кя мин фадли-кя / О Аллах, поистине я прошу у Тебя Твоей благодати!»”
[Муслим (№ 713), Абу Дауд (№ 465), ан-Наса’и (№№ 808 и 10005) и Ибн Маджах (№ 772).
Слова «… пусть попросит [у Аллаха] благословения для Пророка» отсутствуют в версии Муслима, но имеются у других передатчиков].
Затём пусть найдёт место в первом ряду, и, ожидая пока соберутся люди, взывает к Аллаху вышеприведёнными способами. После коллективного совершения обязательной утренней молитвы (фаджр), будет предпочтительно, если он останется на месте совершения своей молитвы до восхода солнца.
Анас, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
"مَنْ صَلَّى الفَجْرِ في جَماعَةٍ ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ تَعالى حتَّى تَطْلُعَ الشَمْسُ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كانَتْ كأجْرِ حَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ تامَّةٍ تامةٍتامةٍ"
«Кто совершит утреннюю молитву (фаджр) в коллективе, затем будет сидеть, поминая Всевышнего Аллаха до восхода солнца, затем совершит [еще] два рак’ата*, тому будет подобное награде за хаджж и ‘умру полностью… полностью… полностью»**.
*[Ат-Тыби сказал: “т.е. совершит молитву после того, как солнце поднимется на высоту копья и закончится промежуток времени, в котором исполнение каких-либо молитв является нежелательным (промежуток времени от восхода солнца до достижения им, примерно, высоты копья. – примеч. перев.). Эта молитва называется «ишрак», и она предшествует молитве «ад-духа»”].
**[ат-Тирмизи, № 583, а Мухаммад Аль-Мубаракфури пишет в своём комментарии: “Ат-Тирмизи признал этот хадис хорошим. Присутствующий в его цепочке Абу Зыляль является слабым передатчиком, но всё же у этого хадиса есть две опоры:
1) Хадис от Абу Умамы, о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
«Кто коллективно совершит утреннюю молитву, а потом будет сидеть до восхода солнца, поминая Аллаха, а потом встанет и совершит два рак’ата, - тот превратится [в человека] с наградой за хаджж и ‘умру». Приводится он у ат-Табарани, а аль-Мунзири в «ат-Таргыбе» пишет, что иснад его хороший;
2) Хадис от Абу Умамы и ‘Утбы б. ‘Абда:
«Кто коллективно совершит утреннюю молитву, а потом останется в мечети, восхваляя Аллаха [и совершит] молитву «ад-духа», – тому будет подобное награде совершившего хаджж и ‘умру в совокупности». Этот хадис также приводится у ат-Табарани, а аль-Мунзири сказал: «Некоторые версии этого хадиса различаются [по тексту], а в подтверждение достоверности его смыла известно множество доводов».
Изложив этот хадис, ат-Тирмизи пишет: «я спросил у Мухаммада б. Исма’ила (т.е. у аль-Бухари) об Абу Зыляле, так он мне ответил, что хадис переданный от него имеет приближенный текст», – т.е. слова там немного изменены.
Сам же Абу Зыляль, более известный как Абу Хиляль, характеризуется как слабый передатчик у Ибн Хаджара, аз-Захаби, ан-Наса’и, аль-Узди, Ибн ‘Ади, Ибн Хиббана и у аль-Бухари”].
Этот промежуток времени имеет четыре назначения: мольбы (ду’а), поминание Аллаха (зикр), чтение Корана (кыраат), размышление (фикр). И пусть мюрид совершает эти действия в пределах своих возможностей.
Что же касается фикра, то ему следует усердствовать в этом всегда, независимо от того свободен ли он от совершения каких-либо благих дел, либо занят их совершением. Надо усердствовать в этом в процессе всех дел текущего дня. Размышлять же надо о благах дарованных Всевышним Аллахом, а соответственно, мюриду необходимо и в изобилии благодарить Аллаха за Его дары.