Наше желание: от себя или от Бога?

Давайте теперь посмотрим на жизнь человека, который вручил свою жизнь Богу. Мне трудно поверить, что человек, который своё счастье, жизнерадостность, все свои переживания вложил в руки Господни, может при этом оста­ваться стремящимся обрести свое счастье, пусть даже приносимое Господу. Только тот, кто пребы­вает в Господе посредством любви, может иметь всё своё счастье в Нём Самом. Попытка найти своё счастье в Боге силой своей воли, или из-за страха, или даже из-за стремления "угодить Богу" — всё это ужасное состояние и жалкие мотивы.

Лишь любовь может заставить кого-либо вручить свою волю Богу целиком. Если подчине­ние не проистекает из любви, то оно в конечном итоге становиться лживым.

Когда христианин вручает свою душу, свою волю, всё, что принадле­жит ему в распоряжение Господа, ничего не желая для себя, и желая лишь одного Господа, ради Самого же Господа (и даже это — лишь в приступе безумной любви), лишь тогда мы сможем видеть доброе начало. Почему? Потому что это как раз то состояние, при котором пропадает всякое стремле­ние к наслаждению самим собой как к целью...

Небесная слава не может служить нашим моти­вом. Так же как и прекрасное чувство присутствия Божьего не может быть нашим мотивом. Конеч­ным объектом нашего страстного желания не может быть объект земной или небесный. Только бесконечная любовь к Нему, только погружение в любовь к Нему и поглощение любовью к Нему.

Кто-то мудро сказал: "Мотивация — это дитя любви". Если я люблю только Бога, моим желани­ем будет лишь Он. Если я люблю только Бога, ради Самого только Бога, без даже мысли о себе, то всё моё желание будет лишь только Он Сам. И позже, можно быть в этом целиком уверенным, всё, что придёт изнутри, будет чистым и не имеющим ложного эгоистичного мотива.

В этом желании любви не преобладает некая "торжественность и величие". Скорее оно содер­жит цемент тишины и покоя, упоённости и удов­летворения. Если любовь выражена предвечному Богу, и если сама любовь, начинается с Него, и если христианин не имеет никакой другой цели, кроме блаженства Божьего, то желания в сердце этого христианина не проявят себя в обычном беспокой­стве или неудовлетворённых желаниях. Чувство покоя должно быть обретено им, чувство, которое как бы говорит:

"У меня нет неудовлетворённых желаний, нет не восполненных личных желаний".

Поймите пожалуйста, что говоря об этом, следует подразумевать, что лишь такое чувство может быть истинным и единственным основани­ем — единственным непоколебимым основанием, на котором христианин должен строить свою духовную жизнь. Не забудьте, что большинство христиан любят Бога, находясь в ином состоянии, а вышеописанное — лишь в том числе. Их любовь к Богу содержит также и мысль о себе самом и о своих нуждах. Но бывает и хуже (и что в боль­шинстве случаев) -- христиане любят Бога лишь только для восполнения и удовлетворения своего личного переживания. Они любят Бога лишь из-за того, что они переживают, когда любят своего Господа. Когда такая любовь умирает (имеется в виду, что чувство, сопровождающее такую любовь, умирает), такой христианин практически теряет свой интерес к Богу!

Это состояние я назову поиском довольства для своего «я», и оно должно быть нами оставлено, если мы хотим познать истинный духовный рост.

Мы должны любить Его без какой-либо личной цели, и даже — как должно в последствии произойти — без чувства, служащего для ублажения нас! Мы должны любить Его с полным пренебрежением и к пустынным периодам нашей жизни, и временам духовного изобилия. Наша любовь должна превзой­ти все восполнения, которые мы получаем от любви к Богу... иначе мы строим свою жизнь на песке.

Это правда, что Бог может вложить в наше сердце желание. Он действительно сеет в сердце христианина божественные мотивы. С Павлом произошло нечто подобное, когда он воскликнул: "Я нахожусь меж двух огней: желаю разрешиться и быть со Христом, что несомненно лучше, хотя я знаю, что должен остаться с вами".

Но помните, что это тот же самый Павел, кото­рый плакал под влиянием своей любви во Христе к своим братьям, говорил: "Я желал бы быть отлу­ченным от Христа ради моих братьев". (Эти слова он произнёс с любовью, которую вложил в него Сам Бог.) Говоря эти слова, Павел был полностью свободным от всех личных предпочтений. Его "я" отсутствует. Здесь Павел выражает противоречивые чувства, тем не менее полностью соответству­ющие по глубине человеческому духу. Что-то происходит здесь в глубине духа, который никогда не изменяется.

Счастье верующего и все его интересы лишь только в благословении Бога, в Боге и ради Бога. Все насущные желания такого христианина растворились и были поглощены единственно Божьим желанием. И тем не менее, есть в нём желание, вложенное в него, которое берёт свое начало в Боге, — лучшее желание для Бога и Его Царства.

Существует большая пропасть между временем, когда верующий таким путём и временем предыдущим, когда тот же верующий, но исполненный эгоизма, ещё не пришел к Богу.

Желание, рождённое своим "я", которое соот­носит себя с этим "я", является результатом дейст­вия воли, ещё не очищенной. Желание твоего Господа — привести эту волю к полному уничто­жению... до тех пор, пока она не станет одним целым с волей Господа. Поэтому твоему Господу часто понадобиться подавлять — даже уничто­жать — желания, рождающиеся в твоём "я".

По какому признаку можно узнать нахожусь ли я во власти желаний, рождённых в моем "я", или тех, которые рождаются в Боге.

Ответ невероятно прост и доступен для понимания! Христианин, подверг­шийся преследованиям и оставшийся полным горе­чи; христианин, претерпевший обиду от другого христианина (или мирского человека) и оставшийся с этим чувством; но более всего тот христианин, который разочаровался в Боге из-за того, что Бог сделал, и глубоко обижен на Бога, пребывая в уверенности, что он находится в руках такого несправедливого Бога... очевидно, что христианин, переживающий такие чувства, не находится в том состоянии, когда его воля глубоко сопряжена с волей Бога. Он скорее находится в состоянии, когда его "я" рождает желания его сердца.

Мы не всегда можем понимать волю Божью. Но мы можем полностью доверять Божьему провидению, и это совсем разные вещи.

Когда христианин сосредоточивается на опреде­лённом понимании того, каким Бог должен быть, а затем Бог не восполняет его ожиданий, конечно же, этот христианин будет переживать страшное разоча­рование. И можно вполне быть уверенным в том, что он не вручит своей души провидению Божьему! Он не ищет счастья и благополучия ради самого Госпо­да. Присутствует некая смесь. Эта смесь разрушит всё его внутреннее хождение с Господом.

По мере того, как христианин углубляет свою преданность Христу, внешние факторы (про­исшедшие из-за преследований, несправедливости и даже того, что называют "несправедливость со стороны Божьей”) более не воспринимаются и не удостаиваются реакции.

Глава 5

Его воля — твоя

Что означает утверждение: Господь сеет Свои желания в самом сердце верующего? В Божьей работе над нами наступает момент, когда Он хочет дать нам некое духов­ное благословение, переживание или даже нечто материальное.

В этот момент мы должны понять путь молитвы.

Господь готовит сердце христианина для получения благословения. Тогда Он дает ему желание, которое начинает расцветать из глубины его сердца (Псалом 36:4). Как же Господь это делает?

Дух Господень, живущий в тебе, начинает совершать ходатайство в тебе. И это ходатайство Он совершает за тебя... и ходатайст­во — по воле Божьей. Он ходатайствует, и Он просит (прямо изнутри тебя) того, что являет­ся желанием Его сердца! Теперь это уже не только лишь желание Бога и Духа. Это стало и желанием верующего в глубине его сердца.

Просьба на самом деле приходит от Духа Святого, а желание — от Отца. Воля христиани­на лишь становиться одним с этим желанием.

Желание унижения со стороны христиани­на на порядок ниже желания христианина любить Бога. Тем не менее, Богу иногда угод­но смирить христианина (часто посредством гонений), поэтому Он помещает в его сердце великую жажду унижения. Я называю это "жаждой". (Я преднамеренно употребила здесь слово "жажда", чтобы различать его с поняти­ем "желание".)

Наступают и другие времена, когда Господь побуждает верующего молиться о конкретных вещах. Христианин в этом случае полностью уверен в том, что такая молитва происходит не от его воли. Эта молитва и это желание рождаются в Боге. Верующему не позволяется молиться за того, за кого он пожелает или о том, чего он пожела­ет, и даже тогда, когда он пожелает!

В этом — лучшем — способе молитвы христианин не возносится, не гордится и не превоз­носится, если именно его молитва получает конкретный ответ. Он прекрасно знает, что в этом первоначально было именно Божье желание, и что на самом деле это Господь молился этой молитвой, и Сам Господь послал просимое! Всё это представляется мне несравненно более ясным, чем я могу описать на бумаге.

Глава 6

Сила простоты

Чем чище элемент, тем проще его строение. Из этого следует, что чем более полно самоотречение этого элемента, тем более он может быть полезен. Позвольте мне проиллю­стрировать это.

Нет ничего чище и проще воды. И ничего на этой земле не используется чаще, чем вода. Почему? Она — жидкая. Сама по себе вода не имеет вкуса и цвета. Но она готова безропотно принимать различные добавки. Сама она безвкусна, но, принимая разные примеси, может иметь различный вкус. Также неверно было бы сказать, что вода имеет какой-либо цвет - его придают ей вещества, которые добавляют в воду или растворяют в ней. Именно благодаря изначальному отсутствию цвета и вкуса, благодаря натуральной чистоте и простоте, вода применяется столь повсеме­стно, разнообразно и обильно!

Если бы нам удалось спросить у воды: "Вода, каковы твои свойства?" — вода ответи­ла бы: "Мои свойства заключаются в том, что я не имею никаких свойств. Я инертна" - "Да, но я вижу, что ты имеешь красный» цвет", — сказали бы мы. — "Посмею заявить, — ответи­ла бы вода, — что я вовсе не красная в соответ­ствии с моей природой, и я никогда не вопро­шаю о том, что делают со мной, когда придают мне цвет или аромат".

Далее, вода относится к форме точно так же как и к цвету. Она жидкая и податливая. Она мгновенно и предельно точно принимает фор­му сосуда, в который её помещают. Если бы во­да имела неизменные, постоянные свойства, она не смогла бы так идеально принимать ту форму, которая требуется от неё, точно так же, как не смогла бы приобрести вкус и цвет, требу­емый от неё.

Подобно этому действует и Дух Святой, живущий в нас; подобна воде и человеческая воля... когда она находится в состоянии простоты и чистоты. Вода не имеет собствен­ного цвета или аромата. Точно так же, как вода приобретает оттенки и свойства, привне­сенные другими веществами, податлива и воля человека, всецело преданная Богу! Бог являет­ся автором того, что с ней стало.

Явижу всё это как самое правильное состо­яние воли христианина. Душа более не разли­чает ничего и не понимает ничего из того, что имеет в себе. Воля не различает ничего принад­лежащего ей. Остается лишь чистота. Всё, что приходит в такую душу от Господа, принима­ется полностью. И ничего не удерживается для себя лично.

Какая личная потеря! Но взгляните же на приобретение! Какой невосполнимой была бы потеря, если бы не эта потеря!Сколь многому вода может научить нас!

Глава 7

Путь, которым часто следуют

Тот, кто наслаждается Богом в невырази­мой степени, приобретает утонченный вкус, и ему не так легко угодить чем-то земным. Тот же, кто познал это высокое состо­яние, а затем оставил своего Господа и позво­лил себе быть виновным в грехах против Него, это тот, кто искал Его только ради своего на­слаждения и благосостояния. Он не искал Господа ради Него же Самого.

Когда Господь отбирает приобретённое, когда Он допускает вжизни боль и страдания, когда кажется, что вокруг лишь несправедли­вость, тогда такой "ищущий христианин" несо­мненно уйдет и найдет свое удовольствие где-либо ещё. Когда Бог более не удовлетворяет его, он ищет удовлетворения в мире, в людях, даже в других верующих. Но помните следую­щее: его состояние никогда так и не изменилось. Он просто ищет и искал то, что принесло бы ему счастье. Это его постоянное состояние. Он заботится о себе, о том, что дало бы ему возможность почувствовать себя комфортно. Ко­нечно же, это ни что иное, как самовосполнение.

Почти каждая страдающая душа найдёт себя ищущей слишком большого утешения! Она всегда будет чрезмерно пристрастно искать выход из состояния страдания. Вместо того чтобы возжелать смерти, она ищет выход. Когда верующий достигнет этого состоя­ния, произойдёт одно из двух: он повернётся вспять, продолжая искать свои прежние пути, в которых он надеется получить исцеление и утешение от полученной боли и пережитых страданий, разыскивая то, что было потеря­но... своё утешение. Или (что хуже всего) он обнаружит, что не имеет более чувства и осо­знания Бога и станет пытаться заменить его чем-то ещё.

Раннее я утверждала, что такая любовь к Богу нечиста, что она чувственна и совер­шенно эгоистична. Если душа не находит более наслаждения в Боге, она отпадёт от Него! Она начнёт удовлетворять свои чувства духовными переживаниями, не являющимися духовным хождением!

Франсис де Сале утверждает: "Как только их наслаждение Богом прекратится, они тотчас обращаются к наслаждениям беззаконным. Если их вкус был утончен духовным наслажде­нием, то теперь они не могут удовлетворить себя чем-либо ещё, кроме непостижимо поощ­рённого беззакония и постыдного удоволь­ствия".

Таковые ищут полного сожжения своей со­вести (а возможно, также и раскаяния) посредством позволения себе постыдных промыслов. Если бы они любили Бога той любовью, которая чиста во всех отношениях, они не отпали бы от Него во времена страданий.

В действительности, это знакомство с вели­кой болью является самым опасным периодом всей духовной жизни. Когда Господь уберёт внутреннюю поддержку, то душа верующего, несомненно, возжелает обратиться к внешним источникам наслаждения и комфорта и снова пережить это чувство блаженства.

Через неко­торое время становиться ясным, что человек ищет выхода из этого неудобного состояния. Многие духовные паломники разбили свою жизнь навсегда именно в этом состоянии. Это проблемы, которые я постоянно и с особой тщательностью описываю в своих трудах.

Конечно же, в начале пути Господь привле­кает нас к себе великими услаждениями и оби­лием небесного утешения. Он привлекает нас чем-то сильным и могущественным, иногда да­же превозмогающим. Но поскольку страда­ния, несправедливость, безысходность и боль этой жизни часто сильно влияют на христиа­нина, мы как бы делаем вывод: благословения Божьи вовсе не имеют силы. Память о самых впечатляющих небесных наслаждениях, когда-либо пережитых нами, стирается на фоне не­справедливости, преследований, страданий и боли! Вот почему так важно для христиани­на, терпящего страдания в своей жизни не бе­жать от них, но принимать их с благодарнос­тью. Более того, он не должен стремиться к облегчению страданий, к тому, чтобы облег­чить их посредством поиска утешений и удо­вольствий.

Христианин должен достигнуть состояния, в котором он более не подвержен веянию всех этих ветров. Затем — он не должен быть под­вержен колебаниям. Он должен достичь того состояния, в котором не споткнется в час, ког­да ему придётся довольствоваться меньшим, чем небесное наслаждение. (Тем не менее, это состояние не должно быть лишь только упраж­нением сильной человеческой воли.)

Жить в отсутствии небесного блаженства, это значит быть в ожидании. Такое случается с христианами. Более того, потеря небесного услаждения совершается часто посредством того, что святой Иоанн Креститель называл ночью чувств — когда чувства погружаются во мрак. Ощущение духовного исчезает совсем! Да, это страшная пора для верующего. Но вовсе не обязательно, что это произойдёт, если он вытерпит всё до конца и не будет искать выхода из этого сложного положения.

Христианин, который ищет Бога ради Самого Его, чаще может казаться брошенным, нежели востребованным. Тем не менее, он не брошен Богом! Со временем этот христи­анин поймёт, что для него лучше бояться небесных благословений, чем принимать их. И он полюбит крест без страха перед тем, для чего крест предназначен.

Есть место, которого душа может достичь. Называется это место полной смертью. Душа верующего становится настолько поглощён­ной Богом, что не находит более никакого удовольствия в теле. Оставить Бога после достижения этого состояния означает, что душа эта - самое ничтожное создание во всей Вселенной. Почему? Потому что она знает, что не сможет никогда уже найти удовлетворения ни в одном из внешних источников. Всё ос­тальное выглядит таким мелочным в сравне­нии с небесными усладами. Услаждать же себя чем-то внешним — лишь усугублять мучения.

Можно только представить себе, в какой агонии мучился Люцифер, когда, будучи низверженным с небес, вынужден был обитать вмиру, зная при этом, что он уже никогда не вернётся к небесным обителям. Преуспеваю­щий христианин может чувствовать, что если он не последует за Господом, его собственное состояние может оказаться очень похожим на вышеописанное. Поэтому он не посмеет отпасть. Это христианин, почивающий в Боге, который не нуждается в наслаждениях (и даже во внешних видах утешения), чтобы следовать за Господом.

Вот почему, повторяясь, я говорю, что более преуспевающему христианину труднее отпасть от Господа. Он видит конечный результат того, что может произойти. Посте­пенно он утверждает себя в постоянстве. В конце концов лишь гордыня и ожесточение смогут увести его от взаимоотношений с Господом. Конечно же, он тоже сможет отпасть, как отпал и ангел света. Но посмотри­те, как трудно таковым теперь возвратиться к Богу. Ябы даже сказала, что и отпасть, и вер­нуться к Богу — одинаково трудно. Отпадение и возвращение — практически невозможные действия. В любой ситуации, в которой мы оказываемся, Господь подсказывает нам путь ко спасению, но, в силу нашей озлобленности, покаяться невероятно трудно. И, говоря языком человеческим, такая потеря будет более болез­ненна для Бога, чем миллионы других.

Но теперь давайте обратим наши взоры к тем, кто только вступает на стезю духовной жизни, и, возможно, переживает "ночь своих чувств". Таковые души не утверждены прочно в Господе. Они ещё не пережили смерть своего "я" (хотя на кресте Иисуса это уже произошло). Когда они находят, что не переживают более тех услад, которые были приобретены ими при первом познании Бога, то обращаются к тем наслаждениям, которых не находят в Боге! Но очень скоро осознают, что мирские наслаж­дения мимолетны и устремляются на поиски переживаний, которые удовлетворили бы их. Если таковые когда-либо вернутся к Богу, это будет чудом. Ведь если они однажды вкусили небесного, Божественного, а затем отреклись от этого, возвращение будет трудным.

Глава 8

Наши рекомендации