Бога нельзя найти вне Его Самого

Часто мне задают вопрос: "Не должен ли христианин, начинающий свой путь в вере, вначале искать Господа вовне, а затем, постепенно, переместить поиск Его вовнутрь?" Духовное начало вовсе не предполагает толь­ко внешнего поиска Бога! Допускать такое предположение — большая ошибка! Если моло­дой христианин ищет Бога вовне, то он будет искать Бога, Который далек и отделен. Это трагедия, если он будет искать своего Господа от одного конца неба до другого.

Каков же будет результат? Этот молодой верующий, вместо того, чтобы сделать свое хождение перед Богом глубоко внутренним, взывать к Нему из глубины своей внутренней сущности и предоставить все свое естество в присутствие Господне, может расточить и растратить свои силы в поисках своего Господа там, где Его нет.

Вы должно быть знакомы с методом, кото­рого придерживается художник, работая над картиной. Он проводит линии отовсюду к цен­тру холста, и постепенно начинает вырисовы­ваться задуманное изображение. Каждая линия видится четче по мере приближения к остальным. Линии движутся к определенной точке, находящейся где-то в центральной части холста. Глядя на изображение на холсте, мы видим, что каждая линия, по мере ее удале­ния от центра становится неясной имало раз­личимой. Точно так же и с верующим.

Верующий обращает внутренний взор к своему духу, и там, в этой духовной сфере, Господь встречается с ним. Чем чаще это происходит, тем сильнее становится влечение к Богу; таким образом верующий обретает силу, необходимую для исполнения Божьего труда.

Вновь бросив взгляд на холст, можно уви­деть линии, широко разбросанные, но посте­пенно соединяющиеся в одной центральной точке. Так и душа, приходя из многих разроз­ненных мест и соединяясь в одном, конкретном месте, где ничего нельзя разделить, и где ничто не подлежит разделению. Именно в этом контексте душа имеет особую силу и способ­ность находить Бога.

Чтобы христианин стал внутренним, и, более того, духовным, он должен начинать свой поиск Бога изнутри... посредством мыс­ленной концентрации. Если он не будет делать этого, он никогда не сможет достичь того цен­трального места, где обитает Сам Бог. Но очу­тившись там, он должен снова отправиться в путь (нет, он не должен опять возвращаться к прежнему состоянию, он должен пройти сквозь и дальше себя) и даже пойти глубже к центру своего Бога. Это истинное глубокое хождение еще дальше от самого себя. Когда ве­рующий уходит от себя, он уходит не наружу, но внутрь самого себя. Теперь это уже не просто концентрация мыслей и воли - теперь, сделав все это, христианин отправляется даль­ше, за пределы самого себя (от центра созда­ния) к центру Создателя.

Поразмыслим теперь о центре души, как о некоем пристанище для путников или придо­рожной гостинице. Путешественнику непре­менно придется проходить мимо такого места в своем путешествии. После того, как он пробудет в ней какое-то время и приготовится к отбытию, путник не возвращается туда, откуда пришел, — он продолжает свой путь. Чем дальше он удаляется от этой гостиницы, тем дальше он удаляется от самого себя, как зрительно, так и чувственно (имеются в виду внешние чувства).

Приблизившись к самому центру своей сущности, он найдет там Бога. Он приглашен выйти из себя и проследовать дальше, внутрь.

Когда мы достигаем этой точки, как раз именно в этот момент мы входим в нашего Господа. Мы встречаем Его прямо здесь, в центре нашей сущности. Но даже далее этой точки мы действительно находим Его в том месте, где больше не продолжается наше "я". Чем дальше мы идем, тем более мы преуспева­ем в Нем, тем дальше мы удаляемся от своего "я".

Глава 9

От себя — к Богу

Познание христианином Бога должно изме­ряться его отделением от своего "я".

Что я имею в виду, говоря "свое "я""? Какое определение можно ему дать? Это личные взгляды человека, его чувства, то, что он помнит; о чем думает; его личные интересы и самовосприятие. Это и есть "я". Когда верующий только при­ходит в присутствие Господне и начинает путь к центру своего естества, то будет сильно погло­щен самовосприятием и будет пребывать в пол­ном осознании своего "я". Но подбираясь к цент­ру своей сущности, где он встретится со своим Господом, он даже более того поглощен собой!

Когда же в конечном итоге он доберется до центра своего естества, то перестанет смотреть на свое "я". Его чувства, его память, его мысли, его интересы и самовосприятие станут постепенно слабеть. Пропорционально движению христиани­на от самого себя, он видит самого себя все мень­ше и меньше, — ведь его взор обращен в другом направлении.

Самовосприятие полезно и важно в самом начале пути. Но именно в этот момент оно не полезно, а вредно.

Когда человек отправляется в путь, направля­ясь внутрь себя, его взгляды непременно будут самонаправлены и сложны. Так и должно быть. Но в конечном итоге они упростятся и сосредото­чатся на духе (при этом они все же не утратят элементов самонаправленности). Позже душа, все еще сохраняя прежнее направление, уже не сосре­доточивается на себе. В этом состоянии душа обретает дар видения.

Хочу вернуться к сравнению с гостиницей. По мере того как путешественник приближается к гостинице и видит ее, ему уже не нужно искать к ней дорогу или уточнять свое местонахождение. Он сосредоточивает свой взгляд на цели своего пути, то есть на гостинице, стоящей перед ним. Затем, входя в нее, он больше не думает о том, как найти к ней путь, даже не думает о самой гостини­це. Он достиг места отдыха. Он прибыл в центр. Трудности пути теперь позади.

Христианин учится переходить из этого состо­яния в такое, когда самовосприятие практически прекращается, и когда лишь восприятие Бога, пребывание с Ним, пребывание в Нем и даже, возможно, полная потеря себя в Нем преобладает над остальным. Все меньше и меньше самосозер­цания, все больше и больше — полного погруже­ния в Бога. Я бы даже сказала "потери себя в Божьей бездне". Христианин даже может достичь такого состояния, в котором он не знает и не различает более ничего, кроме своего Госпо­да. (Я бы даже сказала, что любой самоанализ в это время может серьезно повредить его отношениям с Богом.)

Спросим же теперь: "Посредством чего можно преступить грань своего "я"'. Вот ответ: посред­ством полного подчинения своей воли. Что я имею в виду под "полным подчинением воли"?

Воля управляет нашим пониманием и нашей памятью. И хотя это понятия определенно различные, по сути — одно целое. Когда же верующий достигает центра своей сущности (ког­да он приходит в гостиницу), его понимание и память подчиняются Богу. (Эти два элемента подвластны Богу и никому более, кроме Бога: ни самому себе, ни другим, но только Ему.)

Человек, перешагнувший этот рубеж (оставив­ший свое "я" и подчинивший свою волю), это уже совершенно не тот человек, что пускался в путь в стремлении достичь центра собственной сущности.

Ядолжна сказать, что верующему, ищущему Бога, необходимо перешагнуть этот рубеж.

Желая прочно утвердиться в Господе, он должен преодолеть огромное расстояние за этой гранью. Внутренний мир человека нелегко меня­ется и преобразуется. Видите ли, что прибытие в гостиницу, это единственное проникновение в глубины Господа ничуть не меняет нас. Если мы действительно меняемся, то должны последова­тельно пытаться вспоминать себя в своем центре.

Поэтому, я бы не останавливалась и не задер­живалась ни на чем из ранее сказанного в этой книге! Не следует учиться (и учить) снова и снова тому, что было сказано до сих пор. Это все равно, что пережевывать уже съеденную пищу! Это пред­вестие смерти. Нет! Придорожная гостиница — это лишь начало пути. Не оставайся в ней! И если ты учишь кого-то следовать внутрь, но доводишь его лишь до этого места, то ты сделал для него мало, если не сказать — ничего!

Обретя навыки, позволившие ему добраться до этой гостиницы, христианин должен теперь исследовать области, лежащие за ее пределами, — исследовать часто и последовательно.

Мы постепенно преобразуемся!

Глава 10

Истинное начало путешествия

Вступая на внутренний путь, христианин сталкивается со множеством препятствий, вроде приведенных в предыдущей главе в ана­логии с гостиницей. Но, когда христианин отважится перешагнуть этот рубеж, оставляя позади блуждающий разум, многие мысли и начнет приобретать первый опыт единения с Господом, он обретет огромную радость и глубокое удовлетворение. Он также может совершить грандиозную ошибку, заявив: "Вот, наконец, христианская жизнь". Ничто не может быть дальше от истины. В этот период жизни Господь привлекает христианина радо­стью, духовными ощущениями, многими благостями. Воистину, это незабываемое время в жизни верующего. Но истинные переживания все еще впереди, как, впрочем, и испытания!

Немногие христиане стремятся к глубокому хождению со своим Господом. Не многие даже пытаются найти ту придорожную гостиницу; амногие из тех, что пытаются, остаются разочарованными. Те же немногие, что решили продолжить путь — освежившись множеством духовных благостей и великолепных открытий единения со Христом — очень часто отпадают чуть позже, по мере спада восторга и привыка­ния к духовным переживаниям. Блеск новизны тускнеет, да и сами они стареют с годами.

Наступает время в жизни верующего, когда Господь удаляет радость. Складывается впечатление, что Он также лишает нас Своих благостей. В это время христианин может ока­заться посреди преследований. Причем придут эти преследования со стороны именно религи­озных властей, христианских лидеров. Далее он будет терпеть многие трудности дома и в личной жизни. Его могут ожидать серьез­ные проблемы со здоровьем. Иными словами, во многом он будет терпеть великие боли и скорби, не говоря уже о бесчисленных поте­рях. Христианин будет переживать уникаль­ные ситуации, которые, как ему покажется, никто и никогда не переживал. Другие верую­щие, которым он доверял, могут быть к нему несправедливы, заставят его испытать чувство горечи. Он испытывает это не только по отно­шению к людям, но также и по отношению к Богу - ведь посреди всей боли и сумятицы ему покажется, что и Бог тоже оставил его!

Как раз в этом состоянии многие верующие и прекращают свой путь — видя, что Господь оставил их в духе и оставил их дух умирать в то время, когда мир и все вокруг рушится, друзья оставляют их, а великие страдания и боль изобилуют повсеместно в их жизни.

Вот теперь наступило истинное испытание ученичества. Только в таких обстоятельствах проверяется наша посвященность Христу. Мы прошли через переживания, энтузиазм, восхи­щение, возбуждение предвкушения неизведанного, а также радость обретения глубокого общения с Богом. Но истинная земля обето­ванная всегда находится за землей опустошен­ной. Обетование можно обрести, лишь дойдя до края бесплодной пустыни.

Когда христианин попадет в эту дикую мест­ность, это безжизненное пространство, эту темную ночь чувств, именно в этот момент он кос­нется истинного переживания Христа, воззвав: "Почему?!" - только в этот момент, когда верующий пойдет открытым в вере, он воистину ста­нет утверждать себя и укрепляться в Господе.

И лишь немногие продолжают — тихо и умиротворенно - стремиться к Нему. Тай­но. Смиренно. Незаметно. Бескорыстно. Не ожидая ничего, кроме славы Божьей! Не человеческой! Но Божьей!

Мы начинаем наш путь (внутри нашей ис­тинной сущности) только там, где теряем все... да, даже наше глубокое общение со Христом!

Когда ты сможешь подойти к придорожной гостинице без чувств, без желаний; когда ты сможешь пройти это место, и, не видя своего Господа, поверишь, что Он здесь, глазами только лишь своей веры; когда ты сможешь идти далее и далее во Христе без чувств и желаний, даже без малейшего соприкосновения с присутствием Божьим; когда ты сможешь предстать пред Ним, когда все вокруг тебя и в тебе либо рушится, либо уже умерло; когда ты сможешь предстать пред Господом без во­просов и требований, лишь только в вере, и там, пред Ним, благоговейно поклоняться Ему, уничижая себя, не ощущая духовно Его присутствия, но концентрируясь на Нем и вокруг Него, — тогда и начнется испытание твоей посвященности. Тогда и начнется истин­ное путешествие христианской жизни.

Глава 11

Духовное пристрастие, репутация и крест!

Христианская душадолжна каким-то таинст­венным способом принять, коснуться и объять божественные переживания. Путь христианской души— ничто иное, как постоян­ное, непрекращающееся соприкосновение с божественным крестом, с позором и смятением. Многие люди довольно успешно отрекают­ся от себя, сталкиваясь в определенной ситуа­ции скрестом, но отказываются отречься от себя во всех подобных столкновениях. Есть кое-что, чего они не могут себе позволить: это чтобы их репутация перед людьми была испор­чена. И тем не менее, именно здесь, в таких и подобных обстоятельствах, проявляется Его воля. Он приведет тебя даже сюда! И не ждет от тебя огорчений!

Твой Господь действительно желает, чтобы твоя душа по-настоящему умерла для тебя! Он иногда допускает, чтобы была совершена мнимая (не настоящая) ошибка, вследствие че­го твоя репутация полностью провалилась бы в глазах других людей.

Я как-то знала женщину, которая, идя внут­ренним путем сердца за Господом, столкну­лась со многими страшными крестами. Среди них была и потеря репутации. Она крайне рев­ностно относилась к своей безупречной репу­тации. Она не могла себе позволить потерять ее. Она умоляла Бога дать ей любой крест вме­сто этого, проявляя таким образом свое несо­гласие нести этот крест.

Она сказала мне, что с тех пор в ее духовной жизни не было никакого прогресса. Она оста­валась там же, где и была! Настолько фаталь­ным и всеобъемлющим было ее противостоя­ние этому росту, что с тех пор Господь ни разу не дал ей унизиться перед людьми, и за все это время Он ни разу не благословил ее духовным ростом.

Бог иногда призывает христиан вернутся от внутреннего к внешнему. Почему? Потому что этот человек слишком привязался к своему внутреннему убежищу. Большинство верующих почти уверены в том, что им не придется нести этот крест; но, если для того, чтобы столкнуться с этим крестом, верующему необходимо покинуть свое внутреннее убежище, Господь заставит покинуть его. И иногда Он действительно отлучает христианина от того духовного, к чему, иногда сам того не замечая, он пристрастился или которым гордится. (Да, довольно часто христиане начинают гордить­ся своей внутренней жизнью, даже не замечая того!)

Глава 12

Темная ночь духа

Существует ночь, мрачная ночь, духа. Что это за мрачная ночь духа, о которой упо­минал Иоанн? Это Божий путь очищения.

Наступает момент в духовном паломниче­стве, когда многие из пороков человека внут­реннего кажутся устраненными. Но они появ­ляются вновь! Теперь уже не в душе человека, но снаружи. Они снова появляются в человеке внешнем! И проявляются даже сильнее, чем раньше. Я имею в виду вспыльчивость, резкие замечания, необдуманные действия и реакции, крамольные мысли, капризы... Христианин обнаруживает, что не может более с легкостью оставаться праведным и добродетельным.

Все его недостатки, кажется, возвратились вновь!

Бог простирает Свою тяжелую руку над таким человеком. Окружающие осуждают его. Он становится объектом неожиданных гоне­нии. Его собственные мысли начинают бунто­вать. Такое впечатление, что он под властью самого сатаны. Но именно этому ужасному на­бору орудий распятия, внутренний человек должен поддаться и уступить смерти. Если хоть одна из этих составляющих утеряна, то глубокое несовершенство внутреннего человека останется прежним.

Говоря о пороках, я имею в виду не нечто осмысленное, но скорее то, что внутри нас, и что мы не вполне осознаем. Однако отсутствие Божьего водительства воспринимается верую­щим как следствие его личных просчетов, при­ведших к исчезновению Божьего присутствия.

Верующему кажется, что он отстранен, и теперь разделен с Богом. Его уничижение свершилось. Кажется, что Господь выставил эту бедную душу за дверь (но сделал это по Своему усмотрению). В такой момент верующий часто ощущает себя выброшенным в мир. Он не хотел там оказаться, но был помещен туда.

Давайте посмотрим, что происходит. Это несчастное создание чуть ли не ежечасно обна­руживает собственные пороки. Он незыблемо пребывает под сильнейшей рукой Бога. Он переживает собственную немощь, людское коварство и козни дьявола. Это Бог достигает Своей цели. Тот, кто противится этому умерщвлению плоти, обречен всю оставшуюся жизнь сосуще­ствовать с порочным внутренним человеком.

(Иногда Господь одним мощным ударом освобождает верующего от всего ненужного и принимает его, очищенного, обратно к Себе. Но не часто!)

В этот момент душа кажется изгнанной и не ощущает от Господа ничего, кроме негодова­ния. Где же в такое время верующий найдет помощь? Есть два варианта. Один — обратить­ся к Господу, а другой — взглянуть на искуше­ния, несчастья, нищету, несовершенство.

В начале духовного путешествия мы часто наблюдаем, что душа переносит гонения хлад­нокровно и твердо. Откуда такой потенциал? Верующий ясно осознает и остро ощущает, что происходящее с ним он не заслужил! Но в опи­санном мною случае, это больше не является правдой! В эту темную ночь единственное, что он чувствует, оценивая происходящее, это только пустыню, к чему добавляется невообра­зимая сумятица и унижение. Все это служит лишь одной цели: указать ему на его острую нужду во Христе; нужда быть полностью отре­занным от собственного воображения и даже от духовного наслаждения, и понять, чем он является без Христовой благодати! Незаметно для себя, несмотря на земные привязанности, бремя забот, боль агонии, обрушивающиеся на него тысячу раз в день, и ощущение того, что Бог перебрался в какую-то другую вселенную... он начинает расти!

Глава 13

Наши рекомендации