Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
Если понаблюдать за душой, то мы увидим, что она постоянно занята какой-то деятельностью. Все действия души на можно разделить на три вида: на мысли, чувства и желания. Разум, волю и чувства еще называют тремя силами души. Область чувств часто называют сердцем. Заметим, что сердце это не всегда орган кровообращения, этим словом называют также область чувств человека.
Разум действует с помощью мыслей и образов.
Воля осуществляет свою деятельность с помощью желаний.
Сердце действует чувствами.
Особое место в душе занимает память. Она является архивом всей душевной деятельности, потому что способна сохранять и мысли, и образы, и чувства, и желания. При необходимости ее содержимым можно воспользоваться, если она не поражена склерозом и другими заболеваниями. Благодаря памяти возможно накопление знаний и опыта. Без памяти невозможен учебный процесс. Если человек с третьего раза не запоминает сказанное учителем, то процесс обучения продолжается уже в специализированной школе. Память бывает долговременная и кратковременная, что очень похоже на устройство компьютера. Разберем подробнее каждую из этих сторон душевной деятельности.
Сначала рассмотрим разум, или мыслительную деятельность. По каким законам она происходит? Вспомним, как дети расспрашивают взрослых о том, что они видят в первый раз: «а что это такое?», «а кто его сделал?», «а зачем он нужен?» С помощью таких вопросов и ответов на них душа познает окружающее, исследует, ищет, спрашивает у других, пока не изучит данную вещь или незнакомое явление. Готовые сведения, суждения, умозаключения складываются в архив, то есть в память. Так образуется область наших знаний, добытых собственным мыслительным трудом. Оттуда душа достает то, что ей нужно, по мере надобности.
Но не на всякий вопрос удается найти ответ, многие вопросы так и остаются нерешёнными. Думают-думают, да так и не придумают ничего определённого: может быть оно так, а может быть иначе. Так появляются на свет разные предположения, гипотезы. Гипотезы – правдоподобные предположения. Научные знания процентов на 70 состоят из гипотез, поэтому они довольно быстро меняются. То, что каких-нибудь 100 лет назад было передовым словом науки, сегодня уже считается ошибочным. Поэтому, на таблицу умножения вполне можно положиться, также на закон сохранения материи. А когда всерьез говорят о «большом взрыве» во Вселенной, черных дырах, о жизни в других галактиках – надо отдавать себе отчет, что это не очевидные истины, а научные гипотезы, от которых завтра наука может легко отказаться.
Всем знакомы слова «разум» и «рассудок». Есть ли между ними различия? Оказывается, есть. Разум (синоним – ум) это самое широкое понятие, оно включает в себя как вообще способность человека к мышлению, так и высшие проявления этой способности: познание нового, творческая деятельность, интуиция, генерирование новых идей, наконец, богопознание. А рассудок – это как бы меньший брат разума, одна из его способностей. Удел рассудка – логическое мышление в пределах уже существующих знаний. Он занимает достойное место в земной деятельности человека: в науках, в учебном и производственном процессе, в юриспруденции. Есть даже особая наука логика, изучающая законы логического мышления. Рассудок очень дружен со здравым смыслом. Под здравым смыслом понимают опыт, накопленный многими поколениями в рамках данной культуры. Здравый смысл незаменим в бытовой жизни, в повседневном общении с людьми, в делах по хозяйству.
Рассудок и здравый смысл очень полезны в жизни, но их возможности ограничены. Научные прорывы и новые открытия – это не их дело. Например, предположить то, что земля плоская и стоит на трёх китах, или слонах, или на крепких плечах атлантов – на это они вполне способны. А то, что земля круглая и висит в космической пустоте – уже нет, для этого нужен разум.
Не всегда мыслительная способность бывает занята чем-то важным и полезным. Часто наши мысли блуждают там и сям, движутся без всякой цели и порядка, они сходят в архив памяти и перебирают весь собравшийся там хлам, пользуясь помощью воображения и законом ассоциаций.
Несколько слов о воображении. Воображение работает с образами. С помощью воображения мы можем вспоминать образы, создавать образы, думать образами. Это называется образным мышлением То есть воображение – это создание образов, образное мышление. Каждому из нас это знакомо. Например, эпизоды детства, экстремальные ситуации нередко вспоминаются нам как видеоклип. Мы вполне можем прокрутить в голове, как на видеоплейере, лучшие кадры из кинофильмов «Последний самурай», «Остров», «Гладиатор».
Что же такое ассоциации? Ассоциации – это непроизвольные воспоминания. Стоит нам услышать чей-то рассказ, шутку, как и мы тут же готовы вспомнить что-то подобное. Вы мне скажете, что бывали в Абхазии, – а я расскажу, что бывал в Крыму, потому что это тоже на Черном море; вы расскажете, что собирали грибы в лесу – а я готов вспомнить, как мои знакомые в лесу заблудились, попали в какое-то болото, и едва оттуда выбрались. В новостях сообщается, что в Казани задержан террорист, а у меня тут же всплывает в памяти Казанский вокзал в Москве и Казанский монастырь в Ярославле. Связующим звеном к новой ассоциации может послужить сходство сюжета, одинаковое место, тот же главный герой, похожесть цвета, вкуса, запаха. Так выстраиваются даже длинные разговоры.
Одно воспоминание может зацепляться сходством по какому-то признаку за второе, второе за третье, составляя длинные ассоциативные цепочки – а потом уже забывается, с чего собственно начался разговор и какая цель происходящей беседы. От бесцельного движения мысли по ассоциациям обычно нет никакой практической пользы, происходит только потеря времени и загрузка памяти мусором. А если разговор движется по плохим ассоциациям, то это ещё и душевредно. Замечено еще, что у человека такой, казалось бы, бесцельный разговор всегда выходит на излюбленную тему: у рыбака на рыбалку, у алкоголика на выпивку, у прихожанина на осуждение. Это наводит на мысль, что на самом деле движение мысли по непроизвольным ассоциациям управляется страстями.
Следующий предмет для рассмотрения – область наших желаний, которая называется волей. Прежде, чем давать определение, подумаем, кто такой волевой человек, какими качествами он должен обладать? Упорство, решительность, целеустремлённость. А если появится препятствие на пути, то он его преодолеет. То есть, воля – это способность души желать и добиваться осуществления своих желаний. То же самое иными словами – ставить перед собой цели и добиваться их достижения. Проявление воли всегда связано с какой-то деятельностью. Начальным моментом действия воли бывает появление желания. Но и желание возникает не на пустом месте. Поводом к появлению желания является стремление души к полезному, необходимому и приятному. А далее, когда на этой почве возникло желание или цель, любое дело развивается одинаковым порядком: решимость – составление плана действий – выбор средств – и самое дело. Воля неотделима от действия и преодоления препятствий. Рассмотрим весь этот механизм на примере рыбалки. У Петровича возникло желание поехать на рыбалку. А с чего бы это вдруг – не было, не было, и вдруг появилось? Здесь вспомним, что поводом к появлению желания бывает полезное, необходимое и приятное. Рыбалка конечно дело не сказать, что необходимое, но уж точно полезное и приятное: и с природой пообщаешься, и от работы отдохнёшь, а может и рыбешку какую-нибудь поймаешь. Но желание так и останется желанием, пока не появится решимость его осуществить. Решимость – это следующий этап. Далее необходим план действий: встреча в субботу в 6 утра у речного вокзала, потом на моторной лодке туда, где водится рыба. Далее возникает вопрос: «А что для этого нужно?» – т.е. выбор средств. Спиннинг или удочка, палатка, рюкзак, котелок, продукты, спички, соль. Ах, чуть не забыли самое главное! Все готово, теперь надо приступать к действиям, преодолевать возникающие трудности.
Таким способом воля приводит дела в исполнение, поэтому ещё одно определение воли: Воля – это деятельная сила души. Активность воли называется усердием, ревностностью. Бывает, и нередко, что действовать надо быстро, обдумывать, составлять планы и готовиться – некогда. Тогда рассмотренный порядок дела сокращается: за появлением необходимости сразу следует решимость и исполнение – по инстинкту, по прежнему опыту, по интуиции, без заранее приготовленного плана действий. Так таксист, проезжая мимо, спас четырех детей из горящего дома при пожаре.
Следующая сторона душевной деятельности – область чувств. Сердцем в духовной литературе обычно называют не орган кровообращения, а область чувств человека. Дело сердца – чувствовать всё, касающееся нашей личности: состояние души и тела, впечатления от окружающих предметов, происходящих событий и всего течения жизни. Но значение сердца не только в том, чтобы безучастно свидетельствовать о происходящем. Сердце естественно стремится к приятному и отвращается от неприятного. Ещё оно, что очень важно, поддерживает энергию всех сил души и тела. Как энергично и быстро делается дело, которое нравится, к которому лежит сердце. А если сердце не лежит, то руки не поднимаются и ноги не идут.
Усердие, ревностность – движущая сила воли – исходит из сердца. Поэтому сердце, область чувств – это центр жизни человека. Казалось бы, ему и следует отдать всё управление человеческой жизнью. Скорее всего, так и было до грехопадения. Но сейчас сердце находится в плену у страстей. Поэтому до той поры, пока страсти в силе, более надёжным руководителем к благочестивой жизни и ко спасению является разум. Когда же человек очистится от страстей и сподобится благодати Божией, то тогда можно будет снова руководиться сердечными чувствами: верой, надеждой, любовью к Богу, к ближнему.
Рассмотрим несколько подробнее, из чего состоит область чувств.
К этой области относятся телесные чувства, эмоции, настроения, состояния, переживания, аффекты, стрессы. В объяснении этих терминов будем придерживаться общепринятого понимания, с которым мы будем встречаться в практической жизни. Есть ещё их определение в психологии как науке, но они отличаются от общепринятых и имеют хождение среди профессионалов.
Итак, к простейшим чувствам относятся телесные ощущения: тепло- холодно, сухо-сыро, жестко-мягко, душно-свежо, больно, сладко-горько, темно-светло, тяжело-легко, тихо-громко, – и всё прочее, что доставляют нам органы чувств. Душа тесно связана с телом, поэтому воспринимает телесные ощущения как свои собственные и говорит: я хочу есть, я хочу спать, мне холодно, мне неудобно.
Другие чувства, которые с телесными ощущениями не связаны, называются душевными. Примеры душевных чувств: весело – скучно, радостно – печально, страшно, красиво, жалко, неожиданно, удивительно, обидно, стыдно, тревожно, спокойно. По продолжительности и силе душевные чувства можно разделить на эмоции, настроения, состояния.
Эмоция – наиболее короткая из них и является непосредственной реакцией на событие: удивление, гнев, испуг, смех. Эмоция необдуманна или мало обдумана и зависит от темперамента. Следов в душе почти не оставляет.
Наиболее полно и глубоко эмоции проявляются в важные моменты. Личность всегда эмоционально реагирует на то, что составляет предмет ее интересов, к чему она активно и настойчиво стремится. Возникающие эмоции обладают различной степенью силы и продолжительности.
Совсем коротенькая эмоция – мгновенная реакция на событие – называется эмоциональный отклик (наступили на ногу – ой! нельзя ли поосторожнее?). Более продолжительная, но всё же кратковременная и оченьинтенсивная эмоция называется аффектом. Аффект воздействует даже на тело: повышается пульс, давление, адреналин поступает в кровь, по коже бегают мурашки, бросает в дрожь, жар или озноб, симпатическая система возбуждается. Аффект может возникнуть при ссоре, нападении, опасности, чуде. В детском возрасте от испуга можно остаться на всю жизнь заикой. Разум в это время работает плохо, поэтому аффект служит смягчающим обстоятельством при нарушении закона.
Важная функция эмоций в нравственной жизни состоит ещё и в том, что с их помощью человек способен улавливать внутреннее состояние других людей, давать интуитивную оценку их поступкам и действиям.
Настроение – это более длительное, взвешенное и спокойное чувство, чем эмоция.Настроение связанно с каким-то важным событием и обобщённой оценкой своей жизненной ситуации. Может держаться несколько часов и даже целый день. Например: веселое, игривое настроение, хорошее настроение, мрачное настроение, бодрое, оптимистичное настроение. Событие, которое может послужить причиной смены настроения: день рождения, покупка ноутбука, сдача экзамена на водительские права и т.д..
Бывают чувства ещё более длительные, чем настроения. Они могут продолжаться месяцами и даже годами. В этом случае они называются душевными состояниями. Например, состояния, вызываемые болезнью, принятием священного сана, смертью родителей, паломническим путешествием. Сюда же относятся возрастные состояния: детство, юность, старость. Сюда же относятся черты характера, страсти и добродетели, хотя они называются чувствами по сложившемуся словоупотреблению: например чувство любви, чувство зависти, чувство гордости, чувство собственного достоинства, чувство одиночества.
Состояния оставляют в душе глубокие следы и влияют на формирование характера и на всё течение жизни.
Особую группу чувств составляют впечатления. Подобно тому, как после корабля довольно долго держится след на воде, происходящие события оставляют в сознании человека следы. Эти следы называется впечатлениями(впечатления детства, путевые впечатления, новые впечатления, впечатления очевидца, впечатление от разговора).Впечатления – это чувства, которые хранятся памятью.
Тема 12. Добродетели
Спаситель рассказал притчу о 10 девах. Что же означают в притче светильники и елей? Светильники означают веру, а елей – добрые дела. Наверное, вы помните и слова Апостола Иакова: «Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва есть». Самое простое определение добродетели – это делание добра.
Но отдельный добрый поступок еще нельзя назвать добродетелью. Добродетель, по определению Аристотеля, это внутренний строй души, обретаемый человеком в сознательном и целенаправленном делании добра.
Уже в глубокой древности люди заметили, что добродетельная жизнь благотворно влияет на человека, и даже делает его счастливым. Аристотель Высшее благо усматривал в счастье, а счастье он находил в созерцательной деятельности ума и в полноте душевных добродетелей. Отсюда, счастливый человек, по Аристотелю, тот, кто в своей жизни руководствуется разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель называет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. При этом добродетель всегда трактуется Аристотелем как золотая середина между двумя крайностями, «между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой — в недостатке»:
мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности).
щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).
остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.
Заметим, что выражение «золотая середина», дожившее до наших дней, принадлежитАристотелю. Хотя Аристотель насчитывал 11 добродетелей, но главными добродетелями всего дохристианского мира считались мудрость, справедливость, мужество и умеренность.Мудростью считалось знание философии и философское отношение к жизни,справедливостью – соразмерное воздаяние за добро и за зло, мужеством – умение преодолевать страх, и умеренностью – воздержание в удовольствиях и сознательное самоограничение. Пока христианское вероучение не было развито, первые христианские писатели также указываюли на эти 4 добродетели и призывали христиан к их исполнению, корректируя их понимание применительно к Евангельскому учению. Аристотель отметил, что для приобретения добродетели необходимо не только знание о ней, но и навык исполнения. Одно только знание добродетелью не является. Каждый должен сам потрудиться, чтобы сделать её своей собственностью.
Чем отличается добродетельная жизнь от нравственной жизни? Ничем, поэтому определение нравственности, которое мы дали на первом занятии, Есть так же определение добродетели:
Добродетель есть согласование своей воли и поведения с понятием о добре и голосом совести.Но это добродетель ещё не христианская, а добродетель естественная.
Даже человек нехристианин может делать такое добро, руководствуясь голосом совести и своими понятиями о добром. Как нам относиться к такому естественному добру? этот вопрос рассматривался в послании Восточных Патриархов. «Добро, которое человек по природе может делать, будучи естественным, делает человека только душевным, а не духовным, и одно добро без веры не достаточно ко спасению, хотя оно и не есть зло и не служит к осуждению». Иными словами, естественное добро есть дело хорошее, но без веры такое добро спасти человека не может. Почему же? Потому что христианин, делает добро во славу Божию, и Богу же приписывает свои успехи. А если человек в Бога не верит, то, делая добро, он думает, что делает его своими силами, он придаёт добру иной смысл, делает его с другой целью. Хотя внешне добрые поступки христианина и нехристианина схожи, но внутреннее содержание их различно. Потому ап. Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно».
Вот мы и подошли, наконец, к понятию христианской добродетели.
Христианская добродетель – это исполнении воли Божией с помощью благодати Божией.
И ещё одно хорошее короткое определение. Христианская добродетель – это исполнение Заповедей Христовых.
Пожалуй, первое, что необходимо в делании добра, это знать волю Божию в каждом конкретном случае. Как же узнать Волю Божию?
В главных чертах Воля Божия открыта человеку в Его Заповедях. Сложность состоит в том, как применить их к самому себе или в конкретной жизненной ситуации? Что делать, когда Заповеди не дают прямого ответа? Чтобы точнее узнать волю Божию, мы можем воспользоваться:
1. Голосом совести.
2. Примерами из истории Церкви и жизни канонизированных святых.
3. Советом духовника, священника.
4. Советом рассудительных и благочестивых людей.
5. Личным опытом в исполнении Заповедей.
6. Рассуждением о своих жизненных обстоятельствах, через которыераскрывается Промысл Божий о нас.
7. Молитвою об открытии Воли Божией через вразумление, событие или жребий.
Последним средством, жребием, нельзя злоупотреблять. Им можно пользоваться только в крайних случаях, испросив благословение духовника. А можно ли раскрывать наугад Евангелие или Псалтирь? Нет, это не приводит к познанию воли Божией. Однако в житиях святых и подвижников благочестия встречаются примеры, когда случайно прочитанная или услышанная фраза из Священного Писания послужила им указанием на Волю Божию. Случайно это может произойти и в нашей жизни.
При пользовании всеми вышеуказанными средствами бывают погрешности и ошибки, которые потом приходится исправлять, однако этих средств вполне достаточно для спасения верующего. Познанию Божией Воли христианин учится всю свою жизнь, постепенно понимая ее все лучше и лучше.
Люди святые Волю Божию познают иначе, чем прочие христиане, а именно Духом Святым. Иоанн Лествичник пишет: «Рассуждение в общем смысле в том состоит и познавается, чтобы точно и верно постигать Божественную Волю во всякое время, на всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами» (Лествица, гл.26, 2).
В Православии есть термин синергия( от греч. συνεργός), что означает совместное действование, соработничество. Рассмотрим два изречения из Евангелия. Первое говорит: «Царство Божие нудится, и употребляющие усилие получают его». Это говорит о том, что для спасения необходимы личные усилия человека. А вот второе: «Без Меня не можете творить ничего». Здесь сказано о том, что для достижения каждой добродетели и спасения в целом необходима помощь Божия. Вот мы и получили понятие синергии: для исполнения Заповедей и для спасения необходимы личные усилия человека и помощь Божия, или, другими словами, для спасения необходимо совместное действование Божественной благодати и человеческой свободы.
Иллюстрацией этой мысли является почти вся 17 кафизма (Пс. 118: 17, 18, 33, 34, 73, 94, 117, 125, 133). В истории Церкви не обошлось без заблуждений и споров по этому вопросу. Одной крайности придерживался еретик Пелагий (5 век), считавший, что человек спасается лишь собственными усилиями. Другую крайность представлял блаж. Августин, утверждавший, что спасение зависит только от Благодати. Правильное учение о синергии было изложено прп. Кассианом Римлянином.