Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух

Что же такое человек? Какие существуют об этом мнения? Материализм считает его высокоорганизованным животным. Но! Это животное отличается от других животных тем, что: имеет разум совесть, стыд, нравственность, знает что умрет, изобрело телефон, автомобиль, самолёт, компьютер, ядерное оружие, которое может уничтожить всё живое на земле, это животное вышло в космос. Странности в поведении данного животного дают основание некоторой части человечества не соглашаться с материализмом и верить тому, что написано в Священном Писании.

В Священном Писании говорится, что человека сотворил Бог. Тело создал из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, под которым Св. Отцы единогласно понимают бессмертную душу. Эта двухсоставность – отличительная особенность человека. Бессмертной душой он отличается от животных, а от Ангелов – тем, что имеет физическое тело. Такой состав сохранится у человека не только в земной жизни, но и в будущем веке. Церковь делает акцент на телесном Воскресении Иисуса Христа и обещает, что все умершие в День Господень воскреснут телесно, хотя тела людей по Воскресении приобретут новые свойства.

Тело каждому из нас достаточно хорошо знакомо, и его жизнедеятельность у нас всегда на виду. Оно имеет необходимые потребности в пище, одежде, жилище, в движении, в отдыхе, согревании. Поскольку тело является неотъемлемой частью человека, оно докучает душе своими требованиями, а душа считает телесные потребности как бы своими собственными, хлопочет обо всем необходимом для тела, чтобы оно было довольно. Оттого мы говорим: «я хочу есть, пить, я хочу спать, гулять». Но за это и тело должно служить душе, чем может, в ее делах. Так, если душа служит Богу, то и тело участвует в этом служениипоклонами, устной молитвой, постом, воздержанием в удовольствиях, участием в добрых делах, посещением храма, освящением Таинствами. Надо иметь ввиду, что тело в богоугождении – союзник ненадежный, склонный к обману, лукавству, переходу на сторону противника. Поэтому за ним нужен неусыпный присмотр.

Душу человек получает вместе с жизнью через рождение от родителей. Душа общается с материальным миром с помощью органов чувств. Органы чувств принадлежат телу и играют роль датчиков, передающих душе информацию о состоянии окружающего мира, как, например, это делает камера видеонаблюдения, микрофон, датчик температуры, газоанализатор.

Но сама способность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы, запахи принадлежат душе, и она, разлучаясь с телом, сохраняет эти способности. Поэтому душа способна чувствовать как страдания ада (огнь геенский, холод тартара, тьму кромешную, слышать плач и скрежет зубов), так и райские наслаждения в ином мире (притча о богатом и Лазаре).

В душе различают:

– низшую сторону (часть), которая печется о земном бытии, её деятельность и интересы не выходят за границы физического мира. К этой стороне относятся: отношения между людьми (бытовые, общественные, международные), науки, искусства, спорт, культура, трудовая деятельность. Однако всё это не выходит за пределы земного бытия и составляет область душевности.

– Есть ещё одна важнейшая часть (сторона) человеческой души, называемая духом. Её отличие – в устремленности к Богу, ко спасению, к вечной жизни. Она является носительницей образа и подобия Божия, а вместе с ними: творческого разума, свободной воли, духовных чувств, личности с ее индивидуальностью. Она скрыта в самой глубине человеческого естества. Её даже называют «душа души». Посредством духа человек способен общаться с Богом и духовным миром. Есть два богословских мнения, каким образом эта высшая часть души появляется в человеке. Первое мнение, что она передается через рождение от родителей вместе с низшей частью души, и второе – что творится Богом для каждого человека индивидуально. Хотя отцы Церкви приложили немало усилий для исследования этого вопроса, он все равно остался до конца не выясненным.

Слово «дух» может иметь несколько значений.

«…дух – высшая сторона человеческой души, влекущая его от видимого к невидимому, от временного - к вечному, от твари – к Творцу, отличающая человека от всех других земных тварей.

Еще духами называют ангелов – безплотных разумных творений Божиих. В этом смысле, мир безплотных духов называют иногда духовным миром.

В славянском языке слово «дух» может означать «ветер», «дыхание», «запах».

Наконец, под Духом может подразумеваться Святой Дух, Ипостась Святой Троицы. Тогда духовная жизнь будет иметь значение жизни в Духе Святом, под Его непосредственным влиянием и водительством.

Из-за смешения этих понятий возникает сложность в правильном понимании текстов.

Все знают, что тело надо питать, иначе оно умрет, но многим покажется необычной мысль, что душа тоже нуждается в пище. Разные люди нуждаются в разной телесной пище соответственно возрасту, состоянию здоровья, роду занятий, месту проживания, национальным особенностям. Если человек в результате длительного употребления привык к какой-либо телесной пище, ему трудно бывает переменить ее на другую, резко отличающуюся от привычной. Организм не сможет быстро перестроиться, а может быть, и вообще не сможет.

Как есть пища телесная, так есть и пища душевная. Почти то же самое, что сказано о пище телесной, можно сказать и о пище душевной. Любой душе в качестве пищи необходимы общение с себе подобными, с природой, познание нового, перемены внешние и внутренние, какое-то творчество, любимая музыка, новости.

Чем же ещё питается душа конкретного человека, какие у нее вкусы, что ей особенно нравится? Бытовые и политические новости, разговоры со знакомыми на самые разнообразные темы, хождение в гости, отдых на природе, работа, осуждение, ссоры, мщения и примирения, увлечения и разочарования, анекдоты и шутки, новые и старые знакомства, кинофильмы и телесериалы, модная одежда, удовольствие от похвал, приключения, хождение по магазинам, слушание современной музыки, коллекционирование, спорт и спортивные «боления», чтение детективов, газет, просматривание журналов с цветными картинками, решение кроссвордов, игры – это и есть душевная пища, которой человек питает свою душу каждый день в течение многих лет подряд. И ее не так-то легко вдруг сменить на другую.

Высшая часть человеческой души – дух, также имеет свою, духовную пищу. Пищей духа является духовная жизнь. Подобно тому, как полноводная река образуется из впадающих в нее притоков, родников и ручейков, духовная жизнь складывается из молитвы, чтения Нового Завета и творений св. Отцов, посещения храма, Причащения и исповеди, постов, любви к ближнему, благодарения Бога за все, веры в Промысл Божий, из терпения и смирения, памяти о смерти, исполнения Заповедей.

Греховная поврежденность человека проявляется и в духовной сфере, поэтому существует духовность благодатная и духовность демоническая. К последней относятся все религиозные заблуждения, верования и практики, соединяющие человека с отпадшими от Бога духами, такие как магия, колдовство, оккультизм..

В душе человека телесная, душевная и духовная жизнь текут одновременно, перемешиваясь друг с другом и оказывая взаимное влияние. Центр тяжести человеческого бытия смещается то на одну из них, то на другую в разные периоды жизни. Но назначение человека в том, чтобы духовная жизнь всегда была главной, подчиняла себе душевность и телесность. Когда духовное начало в человеке побеждает, тогда он становится способным сделать невозможное. Этим объясняются героические подвиги на войне и в экстремальных ситуациях, высшие достижения в спорте, гениальные открытия в науке, создание шедевров искусства. Существуют явления пограничные, они находятся на стыке духовной и душевной жизни. К ним относятся православное Отечество, православная культура, православная семья, иконопись, церковная музыка, и прочее.

Было бы ошибочно считать, что все телесное и душевное в человеке – плохо и грешно, одно только духовное хорошо и спасительно. Телесность и душевность даны человеку Богом при сотворении, и мы должны благоустраивать эти области нашего бытия: давать им необходимое, и очищать их от греховного. Послушаем как пишет об этом святитель Феофан: «Как ни будь кто духовен, он не может не давать должного душевности и плотяности, только пусть держит их не жирно и в подчинении духу». «Они, как замечено уже, безгрешны, как естественные нам; но человек, сформировавшийся по душевности или, еще хуже, по плотяности, не безгрешен. Он виновен в том, что дал в себе господство тому, что не предназначено к господству и должно занимать подчиненное положение».

Ипостась, персона, личность

Когда говорят о человеке в современном светском обществе, пользуются словами личность, индивидуум, персона. В церковном языке этих слов нет. Мы не найдем их в Евангелии, Псалтири, Минеях. Когда говорят о человеке в церковной среде, говорят о душе (греч. психи), духе (греч. пневма – дыхание), образе Божьем и ипостаси. Чтобы себя уверенно чувствовать в разговорах и дискуссиях, было бы неплохо знать смысл и происхождение всех этих понятий. У греков не было понятия личности, у них с глубокой древности были понятия сущность и ипостась.

Каждый объект в понимании древних греков, состоял из материи и сущности (по-греч. усия). Сущность – это было нечто нематериальное, которое придавало материи именно эту форму и свойства. Поясним это на примере части и целого. Возьмем котенка. Котенок ведь состоит из отдельных частей? И да, и нет. Представьте, что взяли котенка, разобрали его на части, все лежит у нас на столе: уши, хвост, лапы. Берем каждую часть, говорим: Котенок? Нет. Котенок? Нет. То есть, ни в одной из частей, взятых по отдельности, его нет. Наверное, надо собрать все вместе? Собрали все части в одну кучу – котенка опять нет. Чего-то не хватает! Вот это есть проблема части и целого. Значит, целое есть не просто совокупность частей. В целом присутствует что-то неуловимое, чего в руки взять нельзя, но оно соединяет, оформляет все части предмета или существа в некое единство. Это «оно» и есть сущность вещи, она невидима, нематериальна и неделима. Одни из философов называли ее формой, другие – идеей вещи. В латинском языке этому понятию соответствует слово "субстанция".

Уже в античные времена слово сущность было неоднозначно. Кроме рассмотренного нами понятия «сущность», еще было понятие сущности как реально существующего объекта, будь то неодушевленный предмет, или растение, или животное, или человек. Всякое обособленное единичное существование, которое нельзя было разделить далее без его уничтожения Аристотель называл первичной сущностью. В понятие первичной сущности входили и индивидуальные свойства объекта. Например, первичной сущностью мог быть стул, но обязательно стул конкретный: с характерными царапинами, сучками, интересными надписями шариковой ручкой. Но кроме стула конкретного существует еще понятие стула вообще, а есть и еще более широкое понятие – мебель. Они относятся к конкретному стулу как вид и род. Аристотель называл виды и роды различных предметов и существ вторичными сущностями. Сущности первичные Аристотель считал более важными, потому что они могут существовать сами по себе, на них можно указать пальцем. Поэтому для их обозначения существовало еще слово «ипостась» (в переводе с греч. на русский - основание, фундамент). В латинском языке его синонимом было слово «индивидуум» (с лат.- неделимый). Виды и роды без первичных сущностей самостоятельно существовать не могут и пальцем на них указать невозможно, потому что это общие понятия, а не конкретные объекты.

Как же появилось на свет понятие «личность»? Современное слово «личность» имеет корни в католическом богословии и в западном гуманизме. В латинском языке есть слово "персона". Это слово со времен античности имеет два значения. Первое – маска. Маска театрального актера. Славянские синонимы – личина, харя.

Другое значение термина «персона» – полноправный член общества, человек, обладающий определённым общественным статусом и правами. Образ Божий и душа до 16 века считались обязательной принадлежностью персоны.

Когда настала пора христианству выразить догмат Троичности Божества, восточно-христианские богословы для этого избрали термин "Ипостась". Западные же богословы избрали для обозначения Ипостасей Святой Троицы термин «Персона».

В эпоху Возрождения (16-17вв.) на Западе зарождаются учения гуманизма и материализма, которые начинают изучение человека с научных позиций. В этот период зарождается понятие индивидуума - свободного человека, важного самого по себе, рассматриваемого вне контекста религиозных отношений, что было важно для гуманизма. Высшим достоинством человека был провозглашен разум в противоположность учению Церкви, считавшую таковыми веру и добродетель. Естественно, гуманисты и материалисты не могли и не хотели пользоваться понятиями Церкви.

Как же дальше изменялся термин «персона»? За эпохой Возрождения наступила эпоха Просвещения (18в.). Из понятия персоны исключили образ Божий и душу как ненаучные. Что же от него осталось? Западный человек с большим трепетом относится к правопорядку, к юридическому взгляду на всякую вещь. В области права человек становится заметен только в том случае, если он входит в отношения с другими. Право не замечает человека, когда он один и когда убеждения человека не проявляются в его действиях; или когда внутренние переживания и события, происходящие внутри человека, не касаются других людей. Таким образом, под влиянием юридизма главным содержанием персоны осталась роль, которую человек играет в общественной жизни, в отношениях с другими людьми. Отсюда знаменитый тезис Маркса: сущность человека есть совокупность общественных отношений. А внутренний мир человека на Западе стал считаться вторичным явлением, возникающим в процессе отношений между людьми! Так слово персона приобрело тот смысл, который сейчас применяется в психологии и общественных науках. Что же дальше? Дальше рождается идея: если изменить способ взаимоотношений между людьми, тогда появится новая личность, новый человек и новое человечество.

Теперь перенесемся в Россию. Во времена Петра Первого понятие "персона" появились в русском языке, обозначая важный социальный статус человека. Слово «личность» поначалу, в 17-18 вв., имело иронический и даже оскорбительный смысл как происходившее от слова «личина», маска, и совпадало с первым смыслом слова «персона».

Но в первой половине 19 в. русское слово «личность» изменило смысл. С проникновением в русское общество идей гуманизма и материализма, оно стало синонимом западной «персоны» времен так называемого Просвещения, и было с энтузиазмом подхвачено революционерами. Слово «личность» берут на вооружение Белинский, Герцен, Чернышевский, Некрасов. Весь исторический процесс в России стал рассматриваться как освобождение личности из-под гнета религиозных, общинных и семейных отношений. (Для революционеров было бы странно требовать освобождения души – образа и подобия Божия – от гнета религиозных отношений)

А далее, под воздействием философии, обществоведения, правоведения, психологии понятие "личность" углубляется и развивается, входя в качестве полноправного члена в семью основных терминов Российской культуры.

Наши рекомендации