Апостольские церковные правила скромности

Осуждение нескромности во внешнем виде также встречаются в трудах других церковных руководителей, таких как Кирилл Иерусалимский и Василий Кесарийский.[63] Ради краткости, упомянем лишь один документ – Свод церковных законов конца IV столетия, известного под названием «Апостольская конституция». В ней изложены правила об украшениях для мужчин и женщин.

Правила для мужчин включали следующее: «Не отпускать слишком длинные волосы, лучше подстригать их коротко … Не носить слишком прекрасную, вызывающую одежду, чтобы не соблазнить кого-либо; не поступать с греховным искусным намерением, влияя сверх-прекрасными носками и обувью; носить такую обувь, которая бы соответствовала приличию и полезности. Но носить золотые кольца на своих пальцах, ибо все эти украшения являются признаком сладострастия и похотливости; и если ты будешь страстно желать – поступать таким неприличным образом, - ты не будешь действовать, как подобает хорошему человеку».[64] Следует отметить, что мужчины не носили золотых колец. Согласно факта, что в более ранних документах, как мы увидим в главе 6, христианам было разрешено носить обручальное кольцо, - это запрещение подчеркивает, что с того времени простое обручальное кольцо открыло путь украшающим кольцам, поэтому их ношение было запрещено.

Наставление женщинам гласило: быть верными своим мужьям, избегая носить соблазнительные одежды и украшения: «Если желаешь быть верной и нравиться Господу, о, жена, не добавляй украшений к твоей красоте, чтобы понравиться другим мужчинам; не предпочитай носить прекрасные вышитые узоры, одежду или обувь, чтобы соблазнять тех, которые искушаются ими … Не приукрашивай свое лицо, являющееся делом рук Божьих; ибо в твоем теле нет ни одной части, нуждающейся в украшении, поскольку все, что сделал Бог – хорошо весьма. Добавлять соблазняющие украшения к тому, что уже очень хорошо – значит оскорблять Божий дар».[65]

Свидетельства, цитированные с первых четырех столетий, открывают постоянный интерес со стороны руководителей церкви, поощряя христиан сопротивляться нескромным модам своего времени. Первым христианам было нелегко в языческом обществе [83] поддерживать высокие нравственные стандарты скромности и приличия в одежде и украшениях. И сегодня не легко возвысить такой стандарт в нашем гедоническом обществе (где ценности определяются, исходя из удовольствий) и естественно скромность отвергается. Только с помощью благой вести Евангелия чрез Иисуса Христа можно достичь высокого нравственного уровня, ибо Он укрепляет нас. (Филип. 4:13)

Часть I. Одежда и украшения во времена Средневековья

После завоевания Западной Европы германскими племенами древнеримская культура пришла в упадок или вообще была уничтожена. В период с V до X столетия произошли два важные изменения в вопросе христианской одежды и украшений. Во-первых, одежда священнослужителей стала отличаться от одежды рядовых членов церкви. Во-вторых, экстравагантность в одежде и украшениях стала более проблемой духовенства и богатых зажиточных людей, преимущественно дворян, нежели простых христиан. Последние были слишком бедными, чтобы позволить себе дорогие одежды и украшения.

Одежды священнослужителей

В первые пять столетий христианства, одежда священнослужителей не отличалась от одежды рядовых членов Церкви. Важной причиной было демократическая природа первоначального христианства, в которой не было классового различия между священнослужителями и рядовыми членами. Но в VI столетии гражданская одежда священнослужителей автоматически стала отличаться от одежды рядовых членов церкви. Вся причина в том, что люди стали носить короткую тунику, брюки и плащ, подобно тевтонским завоевателям, в то время как духовенство сохранило длинную римскую тунику и тогу.

Папа Григорий Великий (590-604гг.) не разрешал никому из своего окружения одеваться в «варварские одежды», обязав их носить одеяния Древнего Рима. Начиная с VI века и впредь, мы находим каноны, запрещающие духовенству носить мирские одежды. Некоторые исследователи утверждают, что католическое духовенство заимствовало одежды ветхозаветных священнослужителей, но даже католическая энциклопедия говорит, что «они скорее исходят от мирской одежды греко-римского мира».[66] [84]

Эволюция церковного одеяния отражает эволюцию (развитие) сакраментальной власти священника у алтаря. Учение, по которому священник у алтаря превращает символы Вечери Господней в плоть и кровь Спасителя, представляет ему сверхъестественную силу и престиж. Облекаясь в литургические одеяния при праздновании мессы, священник в состоянии представить пастве вид божественной власти. «С помощью одежд священник облекается в божественные полномочия. Переодеваясь в различные одежды, он увеличивает божественную власть, проявляя ее в различных аспектах».[67] В сущности, литургические одежды возвышают их превосходство в глазах прихожан.



Наши рекомендации