Православно-католический «диалог» на фоне «евромайдана»
1 декабря на Украине после спровоцированного разгона «евромайдана» оппозиция начала массовые акции протеста, направленные на государственный переворот. УГКЦ полностью поддержала демонстрантов, ударной силой которых были радикальные националисты из партии «Свобода», «Патриот Украины», ОУН, КУН, ОУН-УНСО и необандеровские структуры. Храмы греко-католиков, католиков и УПЦ Украинского Патриархата стали обслуживать оппозиционеров, превратившись в центы мобилизации. На «евромайдан» прибыли греко-католические семинаристы Львовской, Ивано-Франковской и Дрогобыческой духовных семинарий, в полном составе присутствовала Киевская духовная семинария. 11 декабря Священный Синод УГКЦ обратился к участникам протеста с заявлением «о поддержке и солидарности со всеми, кто на майдане».
Священник УГКЦ (Ивано-Франковской области) Михаил Арсенич в своей проповеди 6 декабря, выложенной в сети, заявил: «В сегодняшний день мы реально способны на революцию. Терпели бы вояки из УПА сегодня Табачников и Януковичей?! С врагомне может быть другого языка, как шум леса – шум удавок, на которых повиснут коммунисты! Шум, который к каждому нашему сердцу взывает – возьми в руки оружие и отбрось страх! Мы хотим убедиться, что завтра ни китайский негр, ни еврей, ни москаль не придёт отбирать мой дом! Только от каждого из нас будет зависеть, насколько наша рука не дрогнет перед врагом, насколько наш глаз будет держать в прицеле сегодняшнюю власть. Так пусть нашу руку утвердит приклад! Слава Украине!». С осуждением этой позиции в итоге вынужденно выступили и глава УГКЦ Святослав (Шевчук), и главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх.
Открыто поддержали «евромайдан» и польские «братья». Глава Фонда духовной культуры Пограничья, униатский священник Стефан Батрук заявил, что поляки должны подключиться к ситуации на Украине: «Необходим непосредственный контакт с городами на Украине, где проводятся акции протеста… Необходимо напрямую поддерживать жителей (Украины) духовно и материально. Нужна юридическая помощь. Особенно молодые католики должны проявлять свою солидарность с молодыми украинцами».
На стороне «евромайдана» выступила и Конфедерация католических епископов Литвы. Вмешаться в «борьбу за власть на Украине» призвал и председатель Конференции католических епископов Германии Роберт Цоллич, обратившись с этим к федеральному правительству и лично канцлеру А.Меркель. Он подчеркнул, что Берлин несет ответственность(?!) за реализацию мирного диалога между противостоящими силами в Киеве и что канцлер Меркель является ключевой фигурой между Евросоюзом и Россией.
В итоге о своей откровенно прозападной политической позиции заявили и УГКЦ, и УПЦ КП, и отдельные представители автокефального крыла УПЦ МП. Выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», архиепископ Святослав (Шевчук) уверенно заключил: «Украина переживает период социальной трансформации… Мы называем это европейским вектором развития». Но речь здесь идет не только о политическом, но о цивилизационном выборе. И выбор этот подкреплен и поддержкой Ватикана, и всей мощью НАТО, которая уже готовит площадки для своих баз на территории Украины.
5 декабря митрополит Одесский Агафангел (Саввин) сказал в своей проповеди: «Непростые времена, смута. На майдан киевский собираются силы ада для того, чтобы сменить наш строй, принести зло, ненависть, разделение среди нашего народа».
А поднял ли ОВЦС свой голос в защиту православных? Язык дипломата должен отличаться от языка архипастыря, но в роковой, может быть, для православия на Украине день, митрополит-дипломат Иларион от мыслей достойного пастыря оказался бесконечно далек, потому что попросту он смотрит в другую сторону.
«Западный лагерь» свою позицию обозначил четко и однозначно, и эта позиция бескомпромиссна: Украина должна быть встроена в западную цивилизацию. Какова же в этих условиях позиция православных Украины?
Попытки православной общественности Украины заявить о своей приверженности «Русскому миру» было квалифицировано руководством Украинской Православной Церкви МП как «политическое православие», осуждённое в 2007 г. (за «политическое православие» в 2011 г. был отлучен от Церкви глава Союза Православных Братств Украины Валентин Лукияник). Было официально заявлено: «Церковь не делит своих верных по политическому или геополитическому принципу. И призывает не использовать религиозную риторику и символику в политической борьбе».
Ватикан в эти дни был беспристрастен и сдержан, что характерно для иезуитов, действующих чужими руками. Между тем, именно позиция Св. Престола обусловила такое уверенное поведение прокатолических сил на Украине. Зная, что за их спиной мощная сила «экуменического консенсуса», униаты и не нуждаются в каких-либо заявлениях папы.
Иезуитский орден, овладевший Св. Престолом, прикрываясь принципом «всехристианской любви», ведет своё тихое, но решительное наступление на Русь. Это наступление не атакующее, но всепроникающее, и осуществляется оно на всех уровнях – церковном и государственном, идейном и политическом, образовательном и культурном, финансовом и экономическом. Как выразился миланский архиепископ Анджело Скола, «можно говорить о рождении «народного экуменизма» между Римско-католической и Русской православной церквями». Вспомним и слова иезуита М. Жуста, отвечавшего до недавнего времени за «диалог» Ватикана с православными: «Для нас важно, чтобы принятие совместных документов или возможная будущая встреча Папы и Патриарха не вызывали серьезных протестов». Именно над этим и работают иезуиты.
Благодарим М. Жуста за подсказку: православным нужно «серьезно протестовать» – и не против католиков, а против «своих», которые давно уже переметнулись. Они избрали тактику бездействия и тихого подвывания лидерам мирового интеграционного процесса.
В этот критический для православных Украины момент митрополит Иларион дал интервью газете «Коммерсант» (10 декабря), в которой заявил, что тема прозелитизма католиков «в значительной степени снята», что для них (видимо, для ОВЦС) «главной темой является сегодня защита христиан, проживающих на Ближнем Востоке», что требует «совершенно особых и экстраординарных усилий со стороны наших (РПЦ и римо-католики) Церквей». И дальше он вновь, но уже более подробно, рассказал о встрече с папой римским: «Мы ведь о встрече Патриарха с Папой уже много лет говорим. Но мы говорим о том, что эта встреча должна быть хорошо подготовлена. И мы готовим ее». Главной проблемой митрополит Иларион назвал ситуацию на Западной Украине. «Правда, в последнее время у нас появились добрые вести с Западной Украины. Появилась надежда на то, что Львовская епархия Украинской Церкви Московского Патриархата получит участок и здание для создания духовного центра… Если это событие произойдёт, оно, несомненно, скажется на скорости подготовки встречи».
Такие весы держит рука нашего главного церковного дипломата: на одной чаше здание с участком земли, подачка, на другой – встреча папы и Патриарха.
Повторим, что это было сказано тогда, когда на Украине решался вопрос о цивилизационном выборе народа, в котором греко-католики играют одну из ведущих ролей. Но об этом митрополит Иларион даже не упомянул.
15 декабря в рамках реализации папской программы экуменизма в Россию прибыл главный специалист по межхристианским отношениям и главный «переговорщик» Ватикана кардинал Курт Кох.Программа его пребывания в нашей стране оказалась очень обширной. В Санкт-Петербурге он посетил католическую семинарию, православную духовную академию, где рассказал о современном состоянии православно-католических отношений. В Москве состоялась его встреча с митрополитом Иларионом в сфере культурного сотрудничества и студенческого обмена. Наконец, состоялась его встреча с Патриархом Кириллом.
Сотрудник секретариата ОВЦС А. Дикарев так оценил главный итог визита Коха: «Эти визиты внесут свой опосредованный вклад в копилку будущей встречи патриарха с папой». Сам же Кох подчеркнул: «Подготовка к встрече важнее, чем сама встреча. Это событие исторического измерения, и нуждается в подготовке, это очень важно».
То, что происходит сегодня на Украине, это и есть «подготовка» к завершающим атакам католицизма, когда православные будут покинуты своей иерархией и изолированы от помощи из России. Такова «мягкая сила» по-иезуитски, или иезуитизм в действии.