Цели, задачи и функции религиоведения.
Главная цель религиоведения как науки является раскрытие сущности религии, достигаемое благодаря объективности, беспристрастности и систематичности научного исследования всех её сторон, связей и отношений, глубины силы влияния религии на все сферы жизни человечества. Вместе с тем религиоведение не только наука, но и учебная дисциплина, главная целькоторой — дать ту сумму и глубину знаний о религии в той форме и объеме, которые позволили бы сформировать у обучаемого адекватный образ религии и объективное отношение к ней. В процессе реализации данной цели решаются учебно-воспитательные задачи, имеющие важное значение для формирования мировоззрения молодежи, её гражданской позиции. А именно: во-первых, религиоведческий курс закладывает теоретическую и практическую основу для разумной, взвешенной, осмысленной реализации конституционного права личности на свободу совести и вероисповедания, на свободу исповедовать ту религию, которую она со знанием дела выбрала, или не исповедовать никакой. На базе знания о религии человек делает осмысленный выбор. Во-вторых,изучение религиоведения обеспечивает полнокровность гуманитарного образования молодежи, поскольку исключение знаний о религии из круга гуманитарного знания делает его урезанным, извращает понятие духовности, в значительной мере обесценивает историческое и социальное значение, а равно и знание политическое, эстетическое, этическое и философское. В — третьихрелигиоведение решает задачу гармонизации гуманитарного знания и формирования личности. Если богословие и атеизм как 2 крайности в исследовании религии страдают односторонностью в оценке ее содержания и сущности, места и роли в жизни человечества, создавая, таким образом, дисгармонию в знаниях, то религиоведение с его нейтральностью и беспристрастностью способствует гармонизации этих знаний в контексте культуры. В-четвертых, важнойзадачей религиоведения является активное влияние на формирование духовной нравственности молодежи.
Функции:
1. методологическая. Определяет те основные принципы и методы и способы, с помощью которых религиоведение познает, исследует свой предмет во всех своих ф-хи сферах его проявления. Так же она состоит не только в том, что оно определяет основные методы научного познания в религии, но и в том, что оно раскрывает, определяет основные законы и закономерности функционирования и развития религии.
2. Мировоззренческая. Мировоззрение есть цельная система взглядов на мир. Оно складывается под воздействием определенного типа культуры и отношения к ней человека как субъекта этой культуры. Одним из фактором человеческой культуры выступает религия, религиоведческие оценки которой становятся частью мировоззрения.
3. Образовательно-просветительская.Выражается в том, что она является важной составной частью гуманитарного образования. Знания о религии повышают общую образовательную культуру студента, обогащает его нравственно и духовно, активно влияют на формирование его жизненной позиции. Религиоведческие знания способствуют более глубокому пониманию студентом духовных, моральных, политических и социальных процессов истории человечества, более качественному усвоению других гуманитарных дисциплин, преподаваемых в вузе.
4. Интегративная.Состоит в поддержании единства людей в рамках той религиозной общности. Особенное выражение эта функция находит в национальных религиях: определенная этническая общность функционирует на основе общих верований и общего культа, иноверцы не могут быть членами общины.
5. Компенсаторная.Восполнение (в иллюзии) слабости человека как социально-биологического существа, проявляющейся и в социальных отношениях, и в отношении к природе. Возникновение религии непосредственно связано со стремлением человека защитить себя злых сил. Ограниченности человеческой природы, компенсируется религией. Между человеком и сверхъестественными существами заключается «Завет»: покровительство и защита в обмен на почитание; религия — воспринимается как путь спасения, избавления от страданий. Она осуществляет психологическое утешение, декларируя духовную свободу, равенство (перед Богом) и братство людей.
6. Регулятивная.Подразумевает формирование особой системы норм и ценностей. Религиозная идеология имеет дело не только со сферой вероучения и культа, но и с моральными и социальными доктринами; нормативное содержание религии составляет детально разработанный кодекс поведения человека, оформленный в виде ряда предписаний и запретов.
В числе прочих функций религии, реализующих на уровне общины индивида, следует назвать коммуникативную (общение между людьми, между человеком и сферой священной), сегрегирующую (разделение и противопоставление последователей разных религий), легимитизирующую (узаконение соц. Институтов), психотерапевтическую (преодоление индивидуальных негативных ощущений, эмоций, предчувствий).
9. Принципы религиоведения и методы познания.
Принципы религиоведения —это основополагающие начала, исходные положения, имеющие наиболее общий характер, которыми религиоведение руководствуется при исследовании религии. К ним относятся, прежде всего принцип объективности, принцип научности, принцип историзма, принцип системности. Первый предполагает исключение субъективизма в оценках; их реальность и нейтралитет. Второй требует строго руководствоваться в оценках религиозных явлений требования ми научного знания. Третий обязывает подходить к явлениям религии исторически, т. е. С учетом конкретных исторических условий возникновения, функционирования и развития религии. Четвертый обязывает рассматривать религию системно, во всем многообразии её проявлений и то же время в тесном взаимодействии и обусловленности всех элементов её структуры.
Методыпознания религиоведения. Кроме известных общенаучных — анализа, синтеза индукции и дедукции и т.д — сущ. Специфические методы подхода к исследованию религии, которые будут рассмотрены далее. В познании религии существует несколько общих методов: религиозный (богословский),антирелигиозный (атеистический), философский и научный. Каждый имеет свою специфику, решает свои задачи и отличается от других.
Религиозный метод— это позитивное, по преимуществу некритическое исследование религии. Он исходит из признания Высшего начала всего сущего, непосредственного влияния этого Начала на происходящие мировые процессы и жизнь человечества, а также веры в Его возможность встречи с Ним и спасение в вечной жизни.
Атеистический метод —это метод по преимуществу критическое исследование религии, отрицание акта творения мира и наличие Творца, противопоставление вере, неприятие идеи бессмертия, небесного рая и ада.
Философский методпознания религии наиболее близок к научному. Он не занимает позицию игнорирования или же однозначного принятия между религиозным и атеистическим методами. В то же время философии не удается занять объективную нейтральную позицию в отношении религии, она не может избежать крайностей. Она то утверждает полное слияние с религией (философия и есть истинная теология, по Гегелю), то отрицает её как извращенное знание (материалистическая философия). Поэтому с помощью философского метода исследования религии не удается достичь необходимой объективности знаний о ней.
Научный методмаксимально приближен к реализации принципа объективности в исследовании религии. Наука обречена на объективность, т. к. главной задачей является выработка и теоретическая схематизация именно объективных знаний об окружающем нас мире и человеке.
10.Понятие религия. Происхождение религии
Рели́гия— особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).
Возникновение религии
На проблему возникновения религии три основные точки зрения: атеистическая: религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный чел. приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем чел., религиозная: человек был сотворён богом, когда-то общался с ним напрямую. После грехопадения общение с богом напрямую не разрешено, а необходимо прибегать к помощи посредников Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, промежуточная точка зрения, учитывающая современное состояние научных знаний , базирующаяся на главном постулате религии о сотворении Богом чел.а: чел. в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу
Типология религий
В науке существует множество различных классификаций религий. Каждая из них имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки. В самом общем виде все религиозные учения можно выделить в две большие группы.
1. Ритуальные религии, или религии жертвоприношения, которые можно назвать термином «Язычество».
2. Религии Откровения (спасения), которые можно назвать термином «Монотеизм».
В первый блок входят все древние и современные пантеистические религии. Во второй – так называемые мировые религии (Христианство, Ислам). Язычество – комплекс религиозных верований, имеющих в своей основе принцип обожествления сил природы, либо всей природы в целом. Все языческие религии составляют два направления:
1.Политеизм (многобожие) – куда входят все первобытные религии, религии древних цивилизаций, религии античного мира, дохристианские религии европейских племен и народов.
2.Пантеизм (от греческого Пан- все, Теос – Бог) – вид язычества, основанный на неразличимости Бога и природы, либо на их безусловной слитности.
Сюда относятся, в основном, религии Востока. Из религий прошлого это Брахманизм, Джайнизм. Из современных, это религии Индии и Китая – Индуизм, Конфуцианство, Даосизм, Буддизм в форме Махаяны, японский Синтоизм. К пантеизму также можно отнести некоторые доктрины иудаизма (каббалистическая традиция). Религии Откровения (спасения) – это религии, в которых Бог являет Себя человеку с целью сообщить ему Свою высшую божественную истину и дать людям дар в виде спасения их от тления и смерти. Всего в мире имеется три религии откровения: Христианство, Ислам, Иудаизм. Все эти религии имеют свои основания в так называемой Ветхозаветной религии, которая существовала до появления этих религий и выполнила свою миссию после появления христианства. Христианство в современном виде существует в трех конфессиональных формах:
1.Православное христианство, которое охватывает народы Юго-восточной и Восточной Европы – (русские, украинцы, белорусы, грузины, сербы, греки, болгары, румыны, черногорцы).
2.Католическое христианство, охватывающее, за редким исключением, народы Юго-западной Европы и Латинской Америки;
3.Протестантское христианство, приверженцами которого являются, в основном, народы Центральной и Северной Европы, Северной Америки.
Ислам в наше время имеет два направления:
Суннизм, приверженцами которого являются 80 процентов всех мусульман мира.
Шиизм, приверженцами которого являются, в основном, персидские народы ( Иран, часть Ирака, часть Афганистана, Таджикистан).
Современный иудаизм также включает в себя два направления:
Раввинизм– традиционный иудаизм.
Хасидизм– новое направление, возникшее 200 лет назад.
Особняком в этой классификации стоит буддизм. Дело в том, что буддизм в его классическом виде невозможно классифицировать как религию. Это скорее религиозно-философское учение, причем, как это ни парадоксально звучит, атеистического характера. Это, конечно, не тот атеизм, который обычно понимается в европейской традиции, но, тем не менее, атеизм. Разумеется, в последствии, он подвергся столь существенной трансформации, что современные формы буддизма имеют весьма мало общего с учением Будды и, например, буддизм в Тибете и Монголии можно отнести, скорее всего, к политеизму. Тем не менее, буддизм будет рассмотрен в силу традиционного отнесения его к религии. Наряду с христианством и исламом буддизм составляет так называемыемировые религии, которые называются так не по распространенности, как обычно принято думать, и не по количеству приверженцев, что прежде всего приходит в голову. Так, например, китайцев-конфуцианцев больше буддистов. А евреи живут в большинстве стран мира. Но ни конфуцианство ни иудаизм в число мировых религий не входят. Мировыми же вышеизложенные религии являются в силу их безразличия к цвету кожи и национальности тех людей, которые являются приверженцами христианства, иудаизма, ислама и буддизма. Именно наднациональность и есть главная составляющая мировых религий.
9. Ранние формы религиозных верований
Тотемизм
Понятие «тотемизм»(от слова «тотем» индейского племени оджибве Северной Америки, означающего «его род») как религиозной формы одним из первых получило распространение в науке и литературе. Под этим термином принято понимать деление племени на группы, связанные родством по женской или мужской линии, притом, что каждая из них верит в свое таинственное родство с тем или иным классом материальных предметов - «тотемом» группы, чаще всего видом животных или растений; связь с тотемом обычно проявляется в запрете убивать его и употреблять в пищу, в вере в происхождение группы от своего тотема, в магических обрядах воздействия на него.Тотемизм, таким образом, - это вера в сверхъестественное родство между человеческой группой и легендарным предком-прародителем, имеющим вид животного, растения, или, реже, какого-либо природного явления, неодушевленного предмета. Тотемическое животное - это священное животное клана, кровь которого символизирует единство клана, единение его со своим божеством; ритуальное умерщвление и поедание тотемического животного - это прототип всякого жертвоприношения - есть не что иное, как заключение «кровного союза» клана с его богом. В тотемизме человек переносит на природу черты своего общественного устройства: природа здесь делится на группы, общества по типу человеческих обществ.
Фетишизм
фетишизм(от португ. abretas - амулет) - вера в сверхъестественную силу обожествленного предмета. Обнаруженный, впервые, португальскими моряками в Западной Африке, фетишизм в ходе его изучения был признан универсальным явлением в религиях самых различных народов, на всех стадиях развития. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, оружие, ювелирное изделие. Считается, что на основе фетишизма в дальнейшем возникает и развивается идолопоклонничество. В основе же этого феномена лежит наделение тех или иных предметов сверхъестественными свойствами (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он мог посчитать, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-либо неудача, то фетиш мог быть наказан или даже уничтожен.
Анимизм
анимизм - (лат. anima - душа) - вере в существование души у любого предмета и явления. Впервые детальный анализ анимистических верований предпринял английский антрополог Тайлор в работе “Первобытная культура”. Согласно теории Тайлора эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса, обморока и галлюцинации. “Первобытные философы” вырабатывают понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Для первобытных людей вся окружающая действительность была одухотворена. Древний человек рассматривал все явления и предметы мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда вера в отдельно существующих духов гор, леса, пустыни, грозных сил природы - бури, грома и молнии, болезней , растений, животных.
Магия
Магия- деятельность, основанная на вере сверхъестественные способности человека общаться с духами и с их помощью влиять на людей и на явления природы. С магией связаны специфические обряды. Магические действия имеют своей целью достижение конкретного результата. Это получение нужного результата особым, не “прямым” способом. Например, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые для сбора урожая.