Длительность деятельности антихриста.
Гонения антихриста и страшные преследования им верующих во Христа будут продолжаться сорок два месяца, или три с половиной года: даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца (От 13:5; ср. 12:6, 14; Дан. 7:25). Хотя брань антихриста против Церкви Христовой будет яростной и жестокой, но врата ада не одолеют ее (Мт 16:18). Господь не оставит верующих без Своей помощи и для укрепления их во дни великой скорби пошлет двух свидетелей (От 11:3-12), которые будут отклонять людей от обольщения антихриста и проповедовать скорое наступление дня Господня.
"Господь, по милосердию Своему, - говорит святой Ефрем Сирин, - пошлет Илию фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: это лесть, о человеки! никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх, потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, Святой Господь идет с неба судить всех поверивших знамениям его. Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди пророков. Спаситель же делает это, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие; потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут не понесет никто ответственности на Суде."
Антихрист обольстит погибающих (2 Фес 2:10), а не верных сынов Церкви. Глава ее Господь Иисус Христос, пребывающий в ней со Святым Духом (ср. Мт 28:20; Ин 14:16) до скончания века соделает ее неодоленною и она пребудет непоколебимой до конца мира. Так в ней не прекратится до второго пришествия Христова евхаристическая жертва (1 Кор 11:26), а, следовательно, будут до конца дней совершители таинств (священство) и верующие, принимающие их (таинства). По любви к верным чадам Своей Церкви Господь сократит время брани антихриста: ради избранных сократятся те дни (Мт 24:22). Из числа живущих во дни антихриста христиан избранные будут собраны от четырех ветров ангелами (Мт 24:31) и восхищены на облаках в сретение Господу (1 Фес. 4:17).
О погибели антихриста говорит апостол: "Господь Иисус убьет (его) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес 2:8).
"Подобно тому, как огонь, - замечает святой Иоанн Златоуст, - когда только приближается, еще прежде пришествия своего приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся, так точно и Христос одним Своим появлением и пришествием убьет антихриста. Достаточно явиться Ему, и все это погибнет."
"Апостол, сколько можно было, - говорит блаженный Феодорит, - показал величие Владычнего могущества. Ибо, пришедши с небес, скажет только и тем предаст конечной гибели губителя."
Тайнозритель так изображает гибель антихриста и его лжепророка: "схвачен был зверь и с ним - лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми от обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению; оба живыми брошены в озеро огненное, горящее серою" (От 19:20), т.е. антихрист и лжепророк до страшного суда (От 20:10, ср. ст. 11-13) перейдут непосредственно из этой земной жизни в геенну (озеро огненное, горящее серою), так как для всех будет очевидным, что они заслужили вечные мучения. Обыкновенный порядок тот, что сначала наступает смерть, а потом - суд, а для людей последнего времени - изменение и суд, но для антихриста и лжепророка, чрезвычайных противников Божиих, эта последовательность не будет соблюдена, и они не будут судимы. Хотя тайнозритель не говорит, что они будут брошены в геенну после изменения тел, однако и не отрицает этого; здесь лишь неполнота откровения, но не противоречие другим местам Свящ Писания (напр. 1 Кор 15:51-52 и др.)
На основании изложенного учения православной Церкви об антихристе становится очевидным, что утверждение адвентистов о явлении антихриста в лице римских пап, противоречит Священному Писанию. Оно учит, как мы видели, что антихрист - не целый ряд личностей, а какое-то определенное лицо, пришествие которого будет самым близким событием пред концом мира и парусией, когда Господь Своим явлением истребит беззаконника.
Второе пришествие Христово.
Православная Христианская Церковь верует, что Господь Иисус Христос в первый раз приходил на землю, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мт 20:28; ср. Ин. 12:47; нас ради человек и нашего ради спасения - 3 чл. симв. веры), во второй раз явится для суда над миром: судить живых и мертвых (2 Тим 4:1; ср. Мт 16:27; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым - 7 член. Симв. веры), и таким образом признает только два чувственно-видимых пришествия Христа.
В Священном Писании указываются следующие черты этого пришествия: "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мт 24:30).
"Знамение Сына Человеческого, - объясняет блаженный Феофилакт, - есть крест, который, для обличения иудеев, явится на небе в сиянии, превосходящем солнечный свет. Ибо Господь придет на суд иудеев, имея крест, как бы некое великое оправдание для Себя, подобно тому, как пораженный камнем показывает камень. Знамением Господь называет крест, как победное и царское знамя. Тогда восплачутся все племена земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, кто по земному мудрствует, хотя бы то были и христиане."
"Когда все увидят на высоте явившийся сей царский Его скипетр, тогда каждый, - говорит святой Ефрем Сирин, - узнает, что в след за ним явится Царь царствующих. В час тот каждый будет размышлять, как встретиться ему с Судиею... Тогда будет великий вопль; возопиют и скажут: се Жених грядет, се приближается Судия, се открывается Судия судей, се грядет Бог всяческих судить всю вселенную и воздать каждому по делам его."
Явится Иисус Христос в воспринятой Им и прославленной человеческой плоти: "сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян 1:11).
"Слова "придет таким же образом" означают, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - то, что Он придет с телом, - так же, как это они желали услышать, и что опять придет на суд таким же образом - на облаке."
Вслед за Своим знамением (святым крестом) придет Господь в Божественной славе и величии, окруженный сонмами святых ангелов, как Владыка неба и земли, следовательно, не в том смиренном образе, когда приходил в первый раз.
"Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою" (Мр 13:26; ср. 8:38; Лук 9:26; Мт 16:27; 24:30; 25:31).
"И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мр 14:62; Мт 26:64).
Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба (1 Фес 4:16), т.е. сойдет среди раздающихся гласов и труб, сопровождаемый небесным воинством.
Для чего же будут трубы и глас? Для возбуждения, - отвечает святой Иоанн Златоуст, - для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, которые оставляются."
Иисус Христос в Своем величии и славе придет для того, чтобы произвести над миром окончательный суд: "придет Сын Человеческий во славе Отца Своею с ангелами своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Мт 16:27; 25:31-46). "Идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми" (Иуд. 1:14-15; 2 Фес 1:5-10; 2 Тим 4:1).
Второе пришествие Господне будет при кончине века сего (Мт 13:40), посему день, в который оно последует, называется последним днем (Ин. 6:39-40, 44-45), днем суда (Мт 10:15; 11:22-24; 12:36; Мр 6:11; 2 Пет. 2:9; 3:7; 1 Иоан 4:17), днем Господним (2 Пет. 3:10; 1 Кор 1:8; 2 Кор 1:14 и др.), днем Христовым (Фил. 2:16; 2 Фес 2:2).