Суббота - национальный иудейский праздничный день.
По выходе народа еврейского из Египта Бог дал ему повеление о соблюдении покоя в каждый седьмой, или субботний, день недели и об освящении его. (Исх. 16:23, 29-30; 20:8-10).
Выделение субботы из ряда других дней, как дня священного, основанием имело божественный покой после творения мира: "ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:11; ср. Быт. 2:2-3).
"Почему Бог благословил преимущественно седьмой день? Каждому из прочих дней, - отвечает блаженный Феодорит, епископ Киррский, - усвоено созидание чего-либо особенного. Поелику же до дня седьмого Бог создал всю тварь, то ему вместо созидания дал благословение, чтобы сей один день из всех прочих не остался не награжденным. Сказано же "освятил" его вместо "отделил." Ибо во многих местах можно найти, что так понимается это слово в божественном Писании. Притом же, писавши сие иудеям, по необходимости выразился Моисей: и освятил его, чтобы большую честь воздавали субботе."
"Бог благословил и освятил седьмой день не потому, что имел нужду в упокоении (ибо Он не утруждается), - говорить святой Ефрем Сирин, - и не для того только, чтобы народу еврейскому дать его для упокоения от трудов (ибо по освобождении от рабства не разбирал он дней). Бог дал седьмой день, чтобы рабы, даже против воли господ своих имели отдохновение... Сверх того, поелику нужно было установить седмицы дней, Бог возвеличил благословением тот день, который не был прославлен делами творения, чтобы данною ему через это честию сравнился он с прочими днями, и восполнилось седьмеричное число дней, потребное для мира."
Заповедь о субботе была обязательна только для народа еврейского. Эта обязательность обусловливалась освобождением его из египетского рабства: "помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его" (Втор 5:15).
Стих 14, 5 гл. Втор. "показывает, - замечает блаженный Феодорит, - какая цель субботнего покоя. Как ты всегда пользуешься их услугами, так пусть, хотя бы однажды в продолжение семи дней недели, насладятся покоем твои служители и служанки и скот твой. Α потом возбуждает сострадание воспоминанием о рабстве в Египте (стих 15). Опытом узнал горечь рабства; памятуя о сем, будь благосклонен и кроток к подчиненным, и каким покоем наслаждаешься сам всегда, такой и им давай вкусить в седьмой день. Недели."
Суббота, являясь знаком, отличающим Израиля от других народов, была в то же время знамением его завета с Богом. Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши... Это - знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исход. 31:13-17; ср. Иез 20:12, 20). "Знамение, - говорит проф. П. Горский-Платонов, - и в смысле отличительного знака, свидетельствующего о союзе между Богом и народом еврейским, и в смысле знака, свидетельствующего о верности народа Богу, и в смысле знака, свидетельствующего, что народ еврейский выделен из других народов и освящен Сущим."
"Дал им (иудеям) также субботы Мои, и не сказал, - объясняет блаженный Феодорит, - что сохранившие будут от них живы (ср. стих 11), но говорит: чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я - Господь, освящающий их (Иез 20:12). Ибо узаконил Я им субботний покой не потому, что может доставить им жизнь, но чтобы эта особенность в образе их жизни отделяла их от языческих начинаний и приводила им на память Мои благодеяния, потому что от плотского покоя - предстояния пред Богом и слушания божественных словес приобретали пользу, дознавая из Божиих словес, что Бог - Творец и Благодетель... Субботы служат некою отличительною чертою образа жизни. Посему: не прелюбодействуй, не убивай, не воруй и проч.... И других людей научал закон естественный, но в хранении субботы учителем - не природа, а законоположение. Поэтому в другом у Израильтян было нечто общее с другими народами, а по хранению субботы имели они, по-видимому, некий особенный образ жизни, потому что ни один из прочих народов не соблюдал субботнего покоя. Даже обрезание не отделяло их от прочих народов столько, как суббота, так как обрезание имели все идумеи... измаилтяне... египтяне... соблюдение же субботы хранил один народ иудейский."