Помни день субботный, еже святити его: шесть дней дёлай и сотвориши въ нихъ вся дёла твоя, въ день же седьмый, суббота, господу богу твоему.

Помни день субботн\й, чтобы святить его (т. е. проводить его свято): шесть дней работай и дёлай, въ продолжен\е ихъ, всё дёла твои, а день седьмой - день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

Четвертою Заповёдью Господь Богъ повелеваетъ шесть дней работать и заниматься своими дёлами, къ какимъ кто призванъ; а седьмой день посвящать на служен\е Богу, на святыя и угодныя Ему дёла.

Святыми и угодными Богу дёлами являются: забота о спасен\и своей души, молитва въ храмё Бож\емъ и дома, изучен\е Закона Бож\я, просвёщен\е ума и сердца полезными познан\ями, чтен\е Священнаго Писан\я и другихъ душеполезныхъ книгъ, благочестивые разговоры, помощь бёднымъ, посёщен\е больныхъ и заключенныхъ въ темницё, утёшен\е печальныхъ и друг\я добрыя дёла.

Въ Ветхомъ Завётё праздновался седьмой день недёли - суббота (что по древне-еврейски значитъ «покой») - въ возпоминан\е творен\я Господомъ Богомъ м\ра («въ седьмой день Богъ почилъ отъ дёлъ творен\я») Въ Новомъ же Завётё, со времени св. апостоловъ, сталъ праздноваться первый день недёли, Воскресный - въ возпоминан\е Воскресен\я Христова.

Подъ именемъ седьмаго дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и друг\е праздники и посты, установленные Церковью, какъ и въ Ветхомъ Завётё подъ именемъ субботы разумёлись и друг\е праздники (праздникъ Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.).

Самымъ главнымъ христ\анскимъ праздникомъ является «праздниковъ Праздникъ и Торжество изъ торжествъ» - Свётлое Воскресен\е Христово, называемое Святою Пасхою, которая празднуется въ первый воскресный день послё весенняго полнолун\я, въ пер\одъ отъ 22 марта (4 апреля н/с), до 25 апреля (8 мая н/с).

Затёмъ слёдуютъ велик\е, такъ называемые двунадесятые праздники, установленные въ честь и славу Бога и Господа нашего Iисуса Христа и Пречистой Его Матери Дёвы Мар\и:

Рождество Пресвятой Богородицы - 8 сентября (21 сент. н/с).

2. Введен\е во храмъ Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря н/с).

3. Благовёщен\е, т. е. ангельское возвёщен\е Пресвятой Дёвё Мар\и о воплощен\и отъ Нея Сына Бож\я - 25 марта (7 апреля н/с).

Рождество Христово - 25 декабря (7 января н/с).

5. Срётен\е Господне - 2 февраля (15 февр. н/с).

6. Крещен\е Господне (Богоявлен\е) - 6 января (19 янв. н/с).

7. Преображен\е Господне - 6 августа (19 авг. н/с).

Входъ Господень въ Iерусалимъ (Вербное Воскресенье) - въ послёднее воскресенье передъ Пасхою.

9. Вознесен\е Господне - въ сороковой день послё Пасхи.

10.Сошеств\е Святаго Духа на апостоловъ (Пятидесятница), или день Святой Троицы - въ пятидесятый день послё Пасхи.

11.Воздвижен\е Креста Господня - 14 сентября (27 сент. н/с)

12.Успен\е Бож\ей Матери - 15 августа (28 авг. н/с)

Изъ другихъ праздниковъ наиболёе чтимые:

Обрёзан\е Господне (Новый годъ ст. ст.) - 1января (14 янв. н/с).

Покровъ Бож\ей Матери - 1 октября (14 окт. н/с).

Иконы Казанской Бож\ей Матери -- 22 октября (4 ноября н/с).

Рождество Iоанна Крестителя - 24 \юня (7 \юля).

Усёкновен\е главы Iоанна Крестителя - 29 августа (11 сент. н/с).

Св. Перв. Апостоловъ Петра и Павла - 29 \юня (12 \юля н/с).

Св. Апостола Iоанна Богослова - 8 мая (21 мая н/с) и 26 сентября 9 октября н/с).

Св. Чудотворца Николая - 9 мая (22 мая н/с) и 6 дек. (19 дек. н/с).

Нарушаютъ четвертую заповёдь какъ тё, кто лёнятся и въ будничные шесть дней не работаютъ, такъ и тё, кто работаютъ въ праздникъ.

Не меньше нарушаютъ ее и тё, которые, хотя и прекращаютъ въ эти дни м\рск\я занят\я и работы, но проводятъ ихъ въ однёхъ забавахъ, играхъ и предаются разгулу и п\анству, не думая о томъ, чтобы послужить Богу. Особенно грёшно предаваться развлечен\ямъ подъ праздникъ, когда мы должны быть у всенощной, а утромъ - за Литург\ей. У насъ, православныхъ христ\анъ, праздникъ начинается съ вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцамъ или другимъ развлечен\ямъ, значитъ - издеваться надъ праздникомъ.

ВЪ ПРАЗДНИКИ РАБОТАТЬ ГРЁХЪ

Въ августё 1860 года былъ случай, въ которомъ до очевидности ясно вразумлен\е Бож\е виновному въ нарушен\и праздничнаго дня.

Крестьянинъ Н., привыкш\й праздники Господни проводить не въ храмё Бож\емъ и благочестивыхъ занят\яхъ, приличныхъ святымъ днямъ, а въ работё или безсмысленной праздности, 6 августа, въ день Преображен\я Господня, непремённо хотёлъ дожать съ домашними начатое наканунё ржаное поле. На возражен\е жены, намёревавшейся сходить въ церковь, онъ отвёчалъ съ запальчивостью: «Пусть попы молятся. Намъ некогда, благо погода хорошая. Не пошлетъ Богъ золотой дождь, коли будешь лежать на боку да прогуливаться!» Бёдный Н. не разумёлъ, что всякое даян\е благо, и всяк\й даръ, какъ душевный, такъ и вещественный, свыше низпосылается отъ отца святыхъ, и что только при благословен\и Бож\емъ успёваетъ всякое дёло.

Позавтракавъ, Н. вышелъ на поле съ женой, дочерью и двумя сыновьями въ самый часъ Св. Литург\и. Часа черезъ три съ южной стороны засинёло, и Н. изъ выжатаго хлёба поставилъ два суслона (кучи). Вскорё образовалось мрачное облако, а грозные перекаты грома становились сильнёе и сильнёе.

Туча быстро налетёла, жгучая струя молн\и, при оглушительномъ ударё грома, разсёкла ее, ударилась внизъ, и два новопоставленныхъ суслона въ мгновен\е были размётаны въ прахъ. Н. только что отошелъ отъ нихъ...

Семёйство Н. попадало, отдёлавшись, впрочёмъ, однимъ изпугомъ, а самъ онъ какимъ-то чудомъ устоялъ, но болёе часа послё этого страшнаго событ\я былъ нёмъ и въ положен\и обезумёвшаго. Наконецъ онъ пришелъ въ себя и приказалъ, но не повелительнымъ тономъ, какъ прежде, а тихимъ голосомъ, какъ уличенный на мёстё преступникъ, вести себя и идти всёмъ домой. Скажутъ, это одно изъ обыкновенныхъ явлен\й борьбы стих\й? Но Кто правитъ стих\ями, всемъ м\ромъ? А понятно всякому, у кого есть разумъ, что Высочайш\ий правитель м\ра во всемъ дёйствуетъ по премудрымъ цёлямъ и намёрен\ямъ, что у Него всё власы наши изочтены, что цвётокъ полевой не вянетъ, воробёй не падаетъ безъ Его воли (Лк., 12, 24-27). Равно и губительные молн\и идут путями, Имъ предначертанными и предназначенными (Иов., 38, 23-33).

Наши рекомендации