Почитание священных изображений.
Бог особою заповедью внушил людям благоговейное почитание рукотворенной святыни: "они (левиты) не должны подходить, смотреть святыню (Святое Святых с ковчегом откровения), когда покрывают ее, чтобы не умереть" (Чис 4:20); и повелел совершать пред священными изображениями:
а) каждение:
"Сделай жертвенник для приношения курений... и поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения... где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением... И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ... и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый..; это будет святыня великая" (Исх. 30:1, 6-7:34-36).
б) возжигание светильников и лампад:
"Сделай светильник из золота чистого... и к нему - семь лампад" (Исх. 25:31-37). "И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон... пред лицом Господним" (Исх. 27:20-21; ср. Лев. 24:2; 1 Цар. 3:3 - "светильник Божий;" 3 Цар 7:49; 2 Парал. 4:7, 20).
Пред священными изображениями люди поклонялись :
"Иисус... пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы" (Иис. Нав. 7:6). Молитва их была Господом услышана. Если "Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лицо твое?" - то "встань" не потому, что Мне не угодно поклонение пред свящ. изображениями, а потому, что нужно немедленно действовать: "встань, освяти народ и скажи..." (стих 13). "И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания и пали на лица свои (на покрывалах скинии были иконы херувимов), и явилась им слава Господня" (Чис 20:6). "Приидите поклонимся и припадем, преклоним колена пред лицом Господа" (Пс 94:6), т.е. пред ковчегом откровения (ср. Исх. 27:21; Лев. 16:12-13). "Пошел в дом Господень... и молился Езекия пред лицом Господним" (4 Цар 19:14-15). "Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!" (Пс 98:5; ср. 131:7). Подножием Его называется ковчег (2 Цар. 6:2; 4 Цар 19:15; ср. Исх. 25:22).
Почитающих священные изображения Бог благословлял:
"И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его... ради ковчега Божия" (2 Цар. 6:11-12).
Не почитавших священные изображения Бог наказывал:
Два сына Аарона, "приступивши с чуждым огнем пред лицо Господне, умерли..; скажи Аарону... чтобы он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку (очистилище), что на ковчеге (откровения), дабы ему не умереть" (Лев. 16:1-2). "И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек" (1 Цар. 6:19). "Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия" (2 Цар. 6:6-7).
В храме Соломоновом были святые иконы:
"Сделал Соломон в давире (Святое Святых - 3 Цар 8:6) двух херувимов из масличного дерева... и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов... На двух половинах дверей (для входа в давир) из масличного дерева он сделал резных херувимов" (Эти двери соответствуют царским вратам в православных храмах). На дверях (для входа в храм) "вырезал на них херувимов" (3 Цар 6:23, 28-29, 32, 35). В день освящения храма Господь явил Свое благоволение к храму с его святынями: "облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень" (3 Цар 8:10-11; ср. 9:2-3).
В храме, построенном Зоровавелем (1 Езд 5:2), были святые иконы.
"Я буду показывать тебе... все, что увидишь, возвести дому Израилеву" (Иез 40:4). "Как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения: сделаны были херувимы..; у каждого херувима - два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма... На дверях храма херувимы... такие же, какие сделаны по стенам" (Иез 41:17-25).