Отношение Господа Иисуса Христа ко храму.

Иисус Христос часто бывал в храме, а перед страданиями - каждый день (Мт 26:55; Лук 22:53); жертвовал на благоукрашение храма и ученикам повелел делать то же (Мт 17:27); похвалил вдову, пожертвовавшую последние две лепты, при чем сказал, что ее жертва на храм есть "дар Богу" (Лук 21:4). Он признал за храмом (рукотворенным) высокое достоинство и святость, назвав его "Домом Отца," - "домом Своим," и ревностным охранением его от осквернения, засвидетельствовал его чистоту и священное значение (Ин 2:15-17; Мт 21:12-13; Мр 11:11, 15-17; Лук 19:45-46). Он учил, что храм есть место особого благодатного присутствия Божия (Мт 23:21). Так как жертвы, для принесения которых предназначен был храм ветхозаветный, подлежали упразднению, то Господь, хотя и говорил (Мт 24:2) о разрушении его (как ветхозаветного учреждения), но предуказал, что у христиан будут свои храмы: "не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?" (Мр 11:17). Следовательно, Он утвердил святость и ревновал о высоком значении не одного только ветхозаветного храма, но и храмов новозаветных, которые будут не для одного народа (подобно храму иерусалимскому - для евреев), а для всех народов, вступивших в Церковь Христову, "домами молитвы" и местами принесения бескровной евхаристической жертвы ("чистой жертвы" - Малах. 1:11): "если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой" (Мт 5:23-24). Эта заповедь Спасителя имела обязательную силу не для одних современников Его, а и для всех последующих времен. "Господь," - замечает святой Иоанн Златоуст, - "каждому слову придает особенную выразительность, устрашая и побуждая приносящего. В самом деле, сказал Он не только: "оставь дар твой," - но присовокупил: "пред жертвенником," чтобы напоминанием о священном месте привести его в страх; сказал не только: "пойди," - но присовокупил: "прежде примирись... и тогда приди и принеси дар твой." Этим Он показывает, что трапеза Господня не допускает к себе враждующих друг против друга. Да слышат это посвященные в таинства, но со враждою приступающие к алтарю; да слышат и непосвященные, потому что и к ним относится это слово." Самим делом Господь засвидетельствовал Свое учение о христианских храмах, как местах совершения бескровной жертвы, важнейшего священнодействия христианского богослужения. Для установления и совершения таинства причащения Он избрал "горницу большую, устланную" (Мр 14:15).

Христианские храмы.

Апостолы по примеру Иисуса Христа признавали святость храма иерусалимского, как "дома Божия," - "дома молитвы": "пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога" (Лук 24:53; ср. Деян 2:46; 3:1; 22:17; 24:11-12). По открытии Церкви Христовой в день Пятидесятницы мы видим, что христиане "пребывали в храме" иерусалимском, участвуя в богослужении иудейском, но для совершения христианского богослужения, т.е. Святого Причащения, собирались "в домах," за отсутствием особо устроенных храмов. Церковь состояла тогда из нескольких тысяч верующих (Деян 2:41; ср. 4:4); один дом не мог их вместить, почему упоминается в кн. Деяний (2:46) о многих домах. В Антиохии место христианских богослужебных собраний впервые именуется "церковью": "целый год собирались они в церкви" (Деян 11:26). Такое название входит в употребление. Апостол Павел, требуя благоговейного отношения к храму, где совершается "трапеза Господня," указывает на высокое значение "церкви," в сравнении с обыкновенным домом: "когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?" (1 Кор 11:18-22). "Самое место ты присвояешь себе," - замечает святой Иоанн Златоуст, - "пользуясь церковью, как бы своим домом. Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово "церковь" (ή εκκλησία - собрание)" - "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви" (1 Кор 14:34-35). В церквах были особые места для "простолюдинов" (1 Кор 14:16) и для "предстоятелей" (1 Фес. 5:12). Катакомбы являются свидетелями существования храмов у первых христиан. Таинство причащения, по слову апостола, будет совершаться до второго пришествия Господа Иисуса Христа (1 Кор 11:26), а, следовательно, и храмы будут у христиан до того времени, ср.: "сын погибели (антихрист)... в храме [εις τоν ναόν от ναός храм, место, где находится статуя бога (у греков); святое святых, часть τо υίερоύ - целого места, занимаемого святыней, храмом) Божием сядет" (2 Фес 2:3-4). Подобно тому, как скиния, храм Соломона, храм Зоровавеля устроены были по образцам, Богом показанным, так и христианские храмы по образу, показанному Богом (От 11:1, 19), имеют жертвенник (8:3, 5; 9:13), престол (4:10; 11:16), кадило (8:3, 5), семисвечник (4:5). Колокола заменили трубы, устроенные Моисеем по повелению Божию "для созывания общества... и для напоминания о вас перед Богом" (Чис 10:2,10; ср. Пс 88:16).

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) в Новом Завете храмов не должно быть: "Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Мт 24:2; ср. Мр 13:2; Лук 21:6).

В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Зоровавеля). О новозаветных храмах. предсказывали пророки (Иез 37:26-28; Исаия 56:7; Амос 9:11; ср. Деян 15:16-17; Малах. 1:11) и Иисус Христос (Мр 11:17). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рождестве Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения Святого Причащения избрал особую "горницу большую, устланную" (Мр 14:15), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше).

2) "Всевышний не в рукотворенных храмах живет" (Деян 7:48; 17:24).

Святой Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел (Деян 17:24) говорит, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах - идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: "не в рукотворенных храмах живет." Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (ср. Исайи 57:15; 66:1; Иер 23:24; Пс 138:7-10; 3 Цар 8:27). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: "Я живу на высоте небес и во святилище" (Исайи 57:15). "Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем." (Мт 23:21).

3) Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин 4:24).

Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е. совершать общественное богослужение, на горе ли Гаризин (где был храм самарянский, разрушенный в 130 году до Рождества Христова) или в Иерусалиме (где был храм иудейский)? Господь сказал (стих 21), что христианское поклонение не будет приурочено ни к горе Гаризин, ни к Иерусалиму, которые перестанут быть исключительными местами поклонения Богу: иудейский храм будет разрушен, гора самарянская предана будет забвению, а поклоняться будут по всей земле (ср. Малах. 1:11). Следовательно, в споре о месте поклонения ни иудеи, ни самаряне не имеют преимуществ. Что же касается образа поклонения Богу, то в этом отношении преимущество на стороне иудеев (стих 22). Самаряне, хотя и приняли Пятикнижие Моисеево, были язычниками - идолопоклонниками (4 Цар 17:33), и их "поклонение" было ложным. Иудеи содержали ветхозаветное Откровение Божие в полноте и превосходили самарян более совершенным знанием о Боге: "ибо спасение - от "иудеев." "Слова эти," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "означают или то, что из Иудеи произошли блага для вселенной (так как здесь получило начало познание Бога, отвержение идолов и все другие догматы; да и ваше поклонение, хотя и неправильное, от иудеев ведет свое начало); итак, или это, или же Свое пришествие в мир Он называет спасением; а лучше, не погрешит тот, кто и то, и другое назовет спасением, которое, по словам Христовым, от иудеев (ср. Рим 9:5). Мы, говорит, превосходим вас, жена, образом нашего поклонения; но и оно, наконец, прекратится; изменится не только место, но и самый образ служения Богу, и это уже близко (стих 23). Словами "истинные поклонники" Он исключает иудеев вместе с самарянами. Хотя первые лучше последних. но гораздо хуже будущих поклонников настолько, насколько прообраз ниже истины. Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Ему."

"Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе," т.е. дух человека должен принимать участие в молитве, в противоположность поклонению самарянскому, исключительно внешнему, "и истине," - в противоположность поклонению иудейскому, символическому и прообразовательному. Богослужение самарян ограничивалось одними внешними обрядами и чувственными жертвами. Иудеи покланялись Богу истинному и, принося Ему чувственные жертвы, в тоже время возносились к Нему духом и верою в грядущего Мессию, исповедывали даже, что "жертва Богу - дух сокрушенный" (Пс 50:19); но самые их жертвы были тенью грядущих благ, а не истиною (Евр 10:1-3), прообразуя великую Голгофскую жертву. Новозаветное полонение соединяется с действительной, совершенной, истинной жертвой Христовой (Евр 10:10-14) - Телом и Кровью Его. Это поклонение, вопреки самарянскому, не ограничивается одними внешними обрядами, а есть вместе и духовное и, вопреки иудейскому, состоит в приношении не прообразовательных жертв, а Жертвы истинной, почему христиане православные есть "истинные поклонники," веруя, что Бог есть дух (стих 24), они поклоняются Ему духом и по связи души с телом, естественно, выражают свое поклонение во внешних формах - обрядах. "Так как самаряне," - говорит блаж. Феофилакт, - "ограничивая Бога местом, и говорили, что на этом месте должно поклоняться, а у иудеев все совершалось в образах и тенях, то против отличия самарян употребляет слово: "в духе," так что речь имеет такой смысл: вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить в духе, т.е. умом и душою... Не будут поклоняться под образом и тенью, как иудеи, но "в истине," так как обычаи и обряды иудейские будут отменены... Для отличия от образа и тени употреблено слова "в истине." Установленное Иисусом Христом поклонение "в духе истине" не отрицает, как умствуют сектанты, св. храмов и внешних форм поклонения. Сам Господь совершил таинство причащения в особой горнице (Мр 14:15), христиане во времена апостолов имели особые, отдельные помещения (церкви) для богослужений (1 Кор 11:22 и др.). Иисус Христос, молясь духом, "возводил очи к небу" (Ин 11:41), "преклонял колени" (Лук 22:41), падал "на лицо" (Мт 26:39), произносил слова молитв (Мт 26:39, 42-44; Мр 14:32-33; Лук 22:41-45; Ин. 11:41-48), дал образец молитвы (Мт 6:9; Лук 11:11), пел священные песнопения (Мт 26:30). Апостол Павел, служа Богу духом (Рим 1:9), ходил в храм (Деян 22:17; ср. 3:1), преклонял колени во время молитвы (Деян 20:36; 21:5; Еф 3:14; ср. Деян 9:40; 1 Кор 14:25; От 4:10).

Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте "молитвы," а - "поклонения." Здесь слово: "поклоняться" (πρоσκυνεΐν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (ср. Мт 2:11; Мр 5:6; Ин 9:38; Мт 28:9), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (ср. Ин 12:20) "из пришедших на поклонение" - ινα πρоσκυνησωσιν, Деян 8:27; 24:11). Господь восемь раз употребил выражение "поклоняться," - "поклонники," ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεύχεσθαι - Мт 6:5-б), чтить, почитать (σευεσθαι - Μт. 15:9; Деян 18:13).

4) Иисус Христос учил в храме, а не приходил для молитвы (ср. Мт 21:23).

Только сектанты могут допускать, что Иисус Христос, называя храм "домом молитвы" для всех народов, ревнуя о его святости, Сам не поклонялся, или не молился в нем. Неужели мог Он одно говорить, а другое делать?! Сам Он свидетельствовал: "кто из вас обличит Меня в неправде?" (Ин 8:46). Враги обвинили бы Его в нарушении закона, если бы Он не молился в храме, но "первосвященники и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти и не находили" (Мар 14:55). В беседе с самарянкой Он сказал: "мы знаем, чему кланяемся." - "Между поклоняющимися," - объясняет святой Кирилл Александрийский, - "как человек, ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение, как от нас, так и от святых ангелов. Поелику Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самим, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения со плотию... Каким образом Он был бы "подобным человекам" (Фил. 2:7), если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? Α наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение, как бы в качестве долга, воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он, как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцом, так как Он был, есть и будет Бог по природе и Истинный."

5) Храм есть сам верующий (1 Кор 3:16-17; 6:19), поэтому храмы-здания не нужны.

Наименование христиан "храмами Божиими," - "храмами Святого Духа" не устраняет святого храмов - зданий, а наоборот указывает, что храмы были у христиан, их (храмы) почитали, иначе апостол не назвал бы верующих таким именем. Апостол о себе сказал: "я имею Духа Божия" (1 Кор 7:40) и, следовательно, был "храм Святого Духа," но в храм (здание) ходил для молитвы и в нем удостоился видеть Господа (Деян 22:17; ср. 24:11-12).

6) Господь сказал: когда молишься, войди не в храм, а комнату и молись (Мт 6:6).

В указанном месте Господь говорит не против общественной (открытой) молитвы, а против злоупотреблений частной молитвой: когда частную молитву фарисеи делали публичной для того, "чтобы оказаться пред людьми." Общественные молитвы Он Сам установил (Мт 18:19; ср. Мр 11:17); молитву в храме Христос признавал: "сказал... притчу: два человека вошли (не в комнату, а) в храм помолиться" (Лук 18:10). Частная молитва не исключает общественной. Так православные и поступают: частную молитву совершают "в комнате," общественную - в храме. Блаженный Феофилакт, объясняя (Мт 6:6), пишет: "что же? ужели не должно мне молиться в церкви? Напротив, должно, только с чистым намерением, а не с тем, чтобы то видели люди: потому что не место вредит нам, но внутреннее расположение и цель. Многие и втайне молясь, делают это для того, чтобы нравиться людям."

7) Молитвы в храмах многословны, состоят из повторений, что Господь осудил (Мт 6, 7-8).

Господь осудил многословие язычников: "молясь, не говорите лишнего (βαττоλоγήσητε oт βαττоλоγέω - говорю вздор, болтаю), как язычники." Они своим вздорным многословием и частым повторением думали вызвать внимание и принудить божество к дарованию просимого (ср. 3 Цар 18:26-29). Иисус Христос не запрещает здесь продолжительных молитв или повторений их, а только требует, чтобы они не были пустыми и вздорными, чтобы христиане не полагались на продолжительность молитв, как на средство достигнуть просимого. Сам Господь молился всю ночь (Лук 6:12), повторял слова молитвы: "отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово" (Мт 26:41; ср. 5:42), учил, "что должно всегда молиться и не унывать... Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их?" (Лук 18:1-7; ср. 1 Фес. 5:17; Деян 1:14; 2:42, 46; 6:4 и др.). "Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду..." (стих 8). "Α если Он знает, - скажет кто-либо, - в чем мы имеем нужду, то для чего нужно молиться?" - "Не для того," - отвечает святой Иоанн Златоуст, - "чтобы узнать Ему твои нужды, но для того, чтобы преклонить Его; чтобы через непрестанное моление соединиться с Ним, чтобы смириться пред Ним, чтобы вспомнить грехи свои."

8) В храмах - мерзость запустения (Мт 24:15).

"Мерзость (τо βδέλυγμα - срам, мерзость) запустения" (της έρημώσεος - от ή έρήμωσις - опустошение), т.е. срам опустошения. "Когда же увидите Иерусалим ("святый град" - Мт 27:53), окруженный войском, тогда знайте, что приблизилось запустение (ή έρήμωσισ) его" (Лук 21:20). Здесь Господь говорит не о христианских храмах и не о храме иудейском, а указывает жителям Иудеи (Мт 24:16) признак, по которому они должны (для избавления от погибели) бежать в горы. Таким признаком будет появление неприятельского (языческого) войска около Иерусалима, предвещающее скорое его опустошение. "Тогда, говорит Он, находящиеся в Иудее да бегут в горы. Тогда: когда же? - Когда случится все это, когда мерзость запустения станет на месте Святом. Из этого, я заключаю," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "что Он говорит о войсках. Тогда бегите: вам не будет уже никакой надежды на спасение." Ориген "мерзостью запустения" также считал римское войско, осадившее Иерусалим, но сообразно с речью Господа, в которой говорится, как о разрушении Иерусалима, так и втором пришествии Христовом, и изречение о мерзости запустения исполнится, по мнению его (Оригена), дважды: буквально - в разрушении Иерусалима, и образно - во владычестве антихриста.

"Читающий да разумеет" (Мт 24:15), - замечание евангелиста, предвидевшего близкое взятие Иерусалима римскими войсками и поэтому указывающего читателю Евангелия на соответствие приближающихся событий с предсказанием Иисуса Христа.

9) "Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень" (Иер 7:4).

Иудеи "крали," "убивали" (стих 5), "кадили Ваалу" (стих 9), потом приходили в дом Господень (стих 10) и думали, что Бог не допустит разрушения храма, Им освященного (3 Цар 9:3; ср. 8:11), и их не постигнут бедствия, предсказываемые пророками. Господь через пророка Иеремию обличает их заблуждение. Следовательно, если Господь не, являл Своего милостивого и спасительного присутствия в храме иудеям, современникам пророка Иеремии, и попустил сжечь его, то это зависело от греховности их, а не от того, что храм не был святыней и местом особенного присутствия Божия. Лишением храма-святыни Господь хотел вызвать у иудеев раскаяние и исправление. Когда Он увидел их покаяние, то Сам побудил царя Кира издать повеление о постройке нового храма (1 Езд 1:1-2) и через пророка Аггея призвал к тому иудеев (Аг. 1:2-12). "Лжепророки," - замечает блаженный Феодорит, - "обманывая их, говорили: возможно ли кому превозмочь Божий храм? Пророк же внушает им, не полагаться на эти слова, а заняться с усердием исправлением жизни своей..; а если отважитесь на противное сему и пойдете путем всякого беззакония, то соберете плоды, соответственные вашим начинаниям."

10) Исайи 66:3.

Бог осуждает лицемерное и бездушное служение беззаконных иудеев, которое, вместо ожидаемого ими оправдания пред Ним, влекло за собой еще большее осуждение. Человек приобретает благоволение Божие кротостью и смирением сердца (стих 2); жертвы и приношения, не соединяемые с таким внутренним настроением, Ему неугодны (ср. "дар Господу" Авеля и Каина - Быт. 4:3-5).

11) Осии 6:6; Мт 9:13.

Здесь говорится о том, что принесение жертв - богоугодное дело тогда, когда сопровождается милостью, т.е. любовью и состраданием к людям (Мт 5:23-24). Иудеи все свое служение Богу ограничивали одними жертвами, к ближним относились с враждой и несправедливо, без "милости."

12) В храмах православных продажа свечей есть торговля, которую Господь осудил (Мт 21:12-13).

Между торговлею при Иерусалимском храме, о которой говорит евангелист, и продажею восковых свечей в притворах православных храмов нельзя видеть ничего общего. Во дворе Иерусалимского храма, назначенном для язычников, устроено было нечто в роде лавок, в которых продавались для жертвоприношений животные и птицы, имелись особые места или столы меновщиков, для обмена монет греческих и римских на "полсикеля в приношение Господу" (Исх.30:13-15). Таким образом, во время земной жизни Иисуса Христа обширный двор язычников обратился в базарную площадь со всем шумом, спорами, обманами, с погонею за личною наживою, что неуместно в стенах зданий, причислявшихся ко храму. Продажа же восковых свечей в притворах православных храмов производится без шума, обмана и при полном отсутствии личных материальных выгод для продающих. Это, скорее, не торговля, а прием пожертвований на храм и дела благотворения, что дозволено (ср. 4 Цар 12:9-12; 2 Парал. 31:14; Втор 16:16-17). Господь похвалил усердие вдовы, назвав ее пожертвование "даром Богу" (Лук 21:2-4; ср. Мт 17:24-27). "Вы сделали его вертепом разбойников. Явно назвал их," - говорит блаженный Феофилакт, - "разбойниками, как наживающихся несправедливыми средствами. Ибо кто мало стоящую вещь ценит дорого и при случае извлекает себе выгоду от бедных и вдов (как обыкновенно делают скупающие необходимые предметы и потом продающие), что иное делает, как не разбойничает, извлекая себе выгоду из несчастия ближних?"

Святые иконы.

Понятие о святые иконах.

Слово "икона" есть слово греческое (ή είκών), по-русски - образ, изображение. Святые иконы суть изображения тех образов, в которых Бог являлся людям, Божией Матери, святым ангелам и святым угодникам Божиим.

Учение Церкви об иконах.

"Определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как изображение честного животворящего креста, будут ли они написаны красками или сделаны из мозаики или какого-либо другого вещества и будут ли находиться в святых церквах Божиих на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках или в домах и при дорогах, а равно будут ли эти иконы Господа Иисуса Христа или Владычицы Богородицы или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон делаются они предметами нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание и почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует только Божественному естеству. Все мы так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны. С любовью принимаем честные иконы. Поступающие иначе да будут анафема! Кто не допускает евангельских повествований, представленных живописью, тому анафема! Кто не лобзает икон, как сделанных во имя Господа и святых Его, тому анафема!" (Деян VII Всел. Собор.).

Наши рекомендации