Хутба 65. Праздник жертвоприношения

Часть первая

Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик, Он превыше всего! Хвала Аллаху премногая, и Преславен Он утром и вечером! Аллах Велик! Аллах Велик, и Аллаху хвала!

«Аллах Велик!» каждый раз, когда паломники облачаются в ихрам с миката, каждый раз, когда они произносят тальбиййу, и каждый раз, когда совершаются новые благие дела!

«Аллах Велик!» каждый раз, когда паломники спокойно и степенно входят в Мекку, каждый раз, когда они обходят Заповедный Дом Аллаха, каждый раз, когда они совершают пробег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, поминая Аллаха и возвеличивая Его!

«Аллах Велик!» каждый раз, когда паломники стоят на Арафате, исполненные смирения, повторяя формулу Единобожия и взывая к Аллаху с мольбой!

«Аллах Велик!» каждый раз, когда они стоят в Заповедной долине, поминая своего Господа!

«Аллах Велик!» каждый раз, когда паломники бросают камешки и обривают головы или укорачивают волосы!

«Аллах Велик!» каждый раз, когда они совершают жертвоприношение, страшась наказания Всевышнего и надеясь обрести Его милость. Аллах Велик! Аллах Велик, и Аллаху хвала!

Хвала Аллаху, Который даровал Своим рабам Праздник, в который они поминают Его! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он знает о Своих рабах всё тайное и явное. И я свидетельствую, что Мухаммад — его раб и Посланник. Аллах послал к людям, чтобы он донёс до них Истину и разъяснил им её. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые переселились и сражались на Его пути, и поддерживали, и защищали Его Посланника *!

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и благодарите Его за Его великую милость, и знайте, что сегодня — День великого паломничества, который Аллах сделал праздником для мусульман. Он следует за днём ‘Арафа, в который паломники совершают величайший столп хаджа. Вспомните слова Пророка *: «Хадж — ‘Арафа» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].

День ‘Арафа — день прощения грехов и проступков для тех, кто выстаивает этот день в смирении, поминая Аллаха, прося у Него прощения, предаваясь на Его волю и раскаиваясь во всех своих грехах. В одном из хадисов-кудси Всевышний Аллах сказал:

« اُنْظُرُوُا إِلىَ هَؤُلاءِ ، جَاءُونِي شُعْثاً غُبْراً ، يَرْجُونَ رَحْمَتِي وَيَخِافُونَ عَذَابِي ، أُشْهِدُكُمْ يَا مَلائِكَتِي ، أنّي قَدْ غَفَرْتُ لَهُمْ »

«Посмотрите на них: они пришли ко мне с взлохмаченными волосами, покрытые пылью, надеясь на Мою милость и страшась Моего наказания… Я беру вас в свидетели, Мои ангелы, что Я простил их!» [Ат-Табарани; аль-Альбани назвал его достоверным].

Поэтому день, следующий за днём ‘Арафа, был сделан праздником для всех мусульман — и для паломников, и для остальных. Освобождение от Огня и прощение грехов в день ‘Арафа распространяется на всех, и точно так же Праздник жертвоприношения — для всех.

Паломники в этот день бросают камешки, выходят из состояния ихрама, исполняют свои обеты, совершают обход вокруг Ка‘бы. Мусульмане всего мира поминают Аллаха и возвеличивают Его, совершают праздничную молитву, а затем совершают жертвоприношение. Аллах повелел Своему Пророку * благодарить Его за дарованный ему Каусар, совершая молитву и жертвоприношение.

Одной из особенностей этих дней является жертвоприношение, совершаемое паломниками и другими мусульманами.

Жертвоприношение — сунна Ибрахима и Мухаммада (да благословит Аллах и приветствует их и остальных посланников). Как мы помним, Всевышний Аллах повелел Ибрахиму принести в жертву своего сына, и тот решительно намерился исполнить веление Господа. Всевышний сказал: «Когда они оба покорились, и он уложил его на бок…» (37:103). Тогда Всевышний заменил его овном.

Спешите же оживить сунну двух избранников Господа!

Некоторые учёные считают, что жертвоприношение обязательно для каждого состоятельного человека, а большинство учёных считают жертвоприношение сунной, и таково избранное мнение. Жертвоприношение — лучшее из того, что может сделать верующий в этот день. Совершить жертвоприношение лучше, чем подать милостыню, равную стоимости жертвенного животного, потому что жертвоприношение является сунной.

Чем упитаннее и дороже жертвенное животное, тем лучше. Человеку достаточно принести в жертву за себя и за свою семью одну овцу. А корова приносится в жертву от семерых.

Если в жертву приносится овца, её возраст должен составлять не менее шести месяцев, если же режут козу, её возраст должен составлять не меньше года. Наименьший возраст жертвенной коровы — два года, а верблюда — пять лет. Животное с изъянами не годится для жертвоприношения. Одноглазое, хромое, больное, истощённое (при условии, что эти изъяны хорошо заметны), а также животное, лишившееся большей части уха или рога, и животное с вырванными зубами не подходят для жертвоприношения.

Разрешается приносить в жертву животное с маленькими ушами или родившееся без ушей, а также животное с отрубленным хвостом или родившееся бесхвостым, а также кастрированное.

Согласно сунне, верблюды во время заклания стоят со связанными передними ногами. Им прокалывают часть шеи, прилегающую к груди, а овцам и коровам перерезают горло, предварительно уложив их на левый бок. Во время заклания человек должен произнести: «БисмиЛлях, Аллаху Акбар! Аллахумма хаза минка ва ляка» — а потом он говорит, от чьего имени он собирается принести в жертву это животное.

Необходимо проявлять жалость к животному и хорошо наточить нож, чтобы оно не мучалось. Животное следует резать в месте, где его не видят другие животные. При заклании нужно перерезать пищевод и дыхательные пути, а также одну или две артерии, расположенные по бокам шеи.

Согласно сунне, мясо жертвенного животного делится на три части. Одну человек оставляет себе и своей семье, другую дарит родным и друзьям, а третью отдаёт бедным. Жертвоприношение можно совершать, начиная с завершения праздничной молитвы до конца третьего дня после Праздника, то есть, в день Праздника и в течение трёх последующих дней. Время жертвоприношения заканчивается с заходом солнца тринадцатого числа месяца зу-ль-хиджжи, однако лучше всего совершить жертвоприношение в день Праздника и резать животное самому. Разрешается также поручать жертвоприношение другому человеку, и не обязательно присутствовать при этом. Если человек намерился совершить жертвоприношение, он не должен подстригать волосы и ногти с первой ночи из первых десяти дней зу-ль-хиджжи до завершения жертвоприношения.

Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик, и Аллаху хвала!

О люди! Сегодня — один из величайших дней. Это главный мусульманский праздник, а все праздники мусульман являются завершением одного из великих столпов ислама.

Сегодняшний праздник завершает собой хадж — паломничество к древнему Дому Аллаха. В день ‘Арафа на мусульман нисходит прощение и Аллах освобождает их от Огня. Это праздник не для тех, кто облачается в новую одежду и украшает себя, тогда как сердце его остаётся чёрным от грехов.

Это праздник для тех, кто повинуется Аллаху и в своих действиях и в своём сердце и страшится грозного Дня расчёта. В Праздник жертвоприношения верующий должен радоваться не еде и питью, и не дорогой одежде, и не шикарным автомобилям. Он должен радоваться прощению грехов, освобождению от Огня и своей покорности Всевышнему, ибо именно это делает праздник праздником. Если же всё упомянутое обошло человека стороной, то ему нечему радоваться в день Праздника. Аль-Хасан (да помилует его Аллах) сказал: «Каждый день, в который мы ни разу не ослушались Аллаха — праздник. Каждый день, который верующий проводит в покорности Аллаху, поминании Его и выражении благодарности Ему, — праздник для него».

Другие общины придумывают себе различные праздники и отмечают их, порой устраивая праздник по ничтожному поводу. А все праздники мусульман установлены Самим Аллахом и сопряжены с очень важными событиями, знаменуя собой окончание благословенных периодов времени. Они завершают исполнение столпов ислама и сопровождаются прощением грехов и ниспосланием блага и милости…

Восхваляйте же Аллаха и благодарите Его! ‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений [или религиозные обряды], чтобы они поминали Имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог — Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным, сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили. Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их [верблюдов] вам, — быть может, вы будете благодарны. Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (22:34–37).

Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик!

Часть вторая

Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик, и Аллаху хвала!

Хвала Аллаху, Который сделал так, что пятницы и праздники повторяются, чтобы облагодетельствовать нас. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и это свидетельство я хочу приберечь для Судного дня. И я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он послал в качестве милости для миров и примера для верующих, и он донёс послание Всевышнего до людей и выполнил возложенную на него миссию. Он трудился ради Аллаха, не покладая рук. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и благодарите Его за то, что Он привёл вас к исламу, который Он завершил для вас и посредством которого довёл до конца Свою милость к вам.

В обоих «Сахихах» приводится такой хадис: «К повелителю верующих ‘Умару ибн аль-Хаттабу пришёл один иудей и сказал: “О повелитель верующих! В вашем Писании есть один аят. Если бы он был ниспослан нам, иудеям, мы бы сделали праздником тот день, в который он был ниспослан”. ‘Умар спросил: “Что же это за аят?” Иудей ответил: “‹Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам в качестве религии›”. ‘Умар сказал: “Поистине, я знаю день, в который был ниспослан этот аят, и место, в котором он был ниспослан. Он был ниспослан, когда Посланник Аллаха * стоял на ‘Арафате, и было это в пятницу”».

О рабы Аллаха! Этот великий аят был ниспослан в пятницу. Задумайтесь ненадолго, и вы поймёте, что велик не только аят, но и день, в который он был ниспослан, и осознаете, какую великую милость оказал нам Всевышний, ниспослав этот аят именно нашей общине и сделав пятницу праздником для нас.

В этом аяте Всевышний упомянул о том, что Он завершил для Своих верующих рабов их религию, и в её законах и предписаниях не осталось пустот и недостатков, и они не подвержены изменению и искажению. К их источникам — Корану и Сунне — никогда не будет ничего добавлено, и от них никогда не будет ничего убавлено. Всевышний Аллах гарантировал, что сохранит их: «Поистине, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).

А Пророк * сказал:

« إنِّي تَارِكٌ فِيكُمُ مَا إِنْ تَمَسَّكْتُمْ بِهِ ، لَنْ تَضِلُوا: كِتَابَ اللهِ وسُنَّتِي »

«Поистине, я оставил вам то, придерживаясь чего, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это — Книга Аллаха и моя Сунна» [Аль-Хаким; хадис с хорошим иснадом].

Ислам — совершенная религия, и все её составляющие гармонично сочетаются и дополняют друг друга. Это — всеобъемлющая система, учитывающая интересы людей и регулирующая их жизнь, пригодная для любого места и времени. Её основы и ответвления, обряды поклонения и нормы, регулирующие взаимоотношения людей, совершенны. Ислам упорядочивает жизнь отдельного человека и общества, заботится о благе человека, оберегает его от любого вреда, охраняет права людей, преграждает путь преступникам, улаживает разногласия и конфликты и даёт своим последователям безупречную модель внешней и внутренней политики. Всевышний Аллах сказал:

«Ложь не подберётся к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достойного хвалы» (41:42).

Аль-Бухари и Ахмад приводят такой хадис о хутбе, которую произнёс Пророк * во время стояния на Арафате: «Пророк * спросил:

« أَتَدْرُونَ أَيُّ يَوْمٍ هَذَا ، قُلْنَا: اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ ، فَسَكَتَ ، حَتَّى ظَنَنَّا أَنَّهُ سَيُسَمِّيهِ بِغَيْرِ اسْمِهِ ، قَالَ: أَلَيْسَ يَوْمَ النَّحْرِ؟ قُلْنَا: بَلَى ، قَالَ: أَيُّ شَهْرٍ هَذَا؟ قُلْنَا: اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ ، فَسَكَتَ حَتَّى ظَنَنَّا أَنَّهُ سَيُسَمِّيهِ بِغَيْرِ اسْمِهِ ، فَقَالَ: أَلَيْسَ ذُو الْحَجَّةِ؟ قُلْنَا: بَلَى ، قَالَ: أَيُّ بَلَدٍ هَذَا؟ قُلْنَا: اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ ، فَسَكَتَ حَتَّى ظَنَنَّا أَنَّهُ سَيُسَمِّيهِ بِغَيْرِ اسْمِهِ ، قَالَ: أَلَيْسَتْ بِالْبَلْدَةِ الْحَرَامِ؟ قُلْنَا بَلَى ، قَالَ: فَإِنَّ دِمَاءَكُمْ ، وَأَمْوَالَكُمْ ، عَلَيْكُمْ حَرَامٌ، كَحُرْمَةِ ، يَوْمِكُمْ هَذَا ، فِي شَهْرِكُمْ هَذَا ، فِي بَلَدِكُمْ هَذَا ، إِلَى يَوْمِ تَلْقَوْنَ رَبَّكُمْ ، أَلا هَلْ بَلَّغْتُ؟ قَالُوا: نَعَمْ ، قَالَ اللَّهُمَّ اشْهَدْ ، فَلْيُبَلِّغْ الشَّاهِدُ الْغَائِبَ ، فَرُبَّ مُبَلَّغٍ ، أَوْعَى مِنْ سَامِعٍ ، فَلاَ تَرْجِعُوا بَعْدِي كُفَّارًا ، يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ »

“Знаете ли вы, что это за день?” Мы промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не день жертвоприношения?” Мы сказали: “Да”. Затем он спросил: “А что это за месяц?” Мы снова промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не зу-ль-хиджжа?” Мы сказали: “Да”. Затем он спросил: “А что это за город?” Мы снова промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не Мекка?” Мы сказали: “Да”. Тогда он сказал: “Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь, ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными[49], сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе! Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, но, поистине, может получиться и так, что присутствующий известит того, кто, возможно, усвоит это лучше него самого. И не становитесь после меня неверующими, которые рубят друг другу головы!”».

Пророк * разъяснил, что неприкосновенность жизни и имущества так же священна, как и священный месяц в священном городе.

Бойтесь Аллаха, о мусульмане, и остерегайтесь нарушать Его запреты. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, не присваивайте незаконно имущества друг друга, отдаляйтесь от ростовщичества, взяток и вероломства, воровства, обмана и мошенничества, ибо, поистине, кто обманывает мусульман, тот не имеет к ним отношения. Неуклонно совершайте молитву, посещайте пятничные и коллективные молитвы в мечети, уважайте клятву Аллахом, не давайте её впустую, и не прикрывайте ею ложь в тяжбах. Опасайтесь лжесвидетельства, ибо, поистине, в Книге Аллаха оно упоминается сразу после ширка. Всевышний Аллах сказал: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (22:30).

Опускайте взоры и оберегайте половые органы от запретного. Оберегайте честь своих женщин и следите за тем, чтобы они выходили из дома только в хиджабе, и когда в этом действительно есть потребность, и чтобы они не украшали себя перед выходом из дома, не общались с посторонними мужчинами и, тем более, не оставались наедине с ними.

О рабы Аллаха!

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56).

О Аллах! Благословляй Своего раба и Пророка Мухаммада *. И будь доволен его праведными халифами Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али и всеми сподвижниками! (Аллахумма салли ‘аля ‘абдика ва расулика Мухаммад ва-рда ‘ан хуляфаихи-р-рашидин Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва ‘ани-с-сахабати аджма‘ин).

О Аллах, возвеличь и укрепи ислам и мусульман! О Аллах, сделай все страны и города мусульман мирными, спокойными и благополучными, о Господь миров! (Аллахумма, а‘изза-ль-исляма ва-ль-муслимин, Аллахумма-дж‘аль хаза-ль-баляд аминан мутмаиннан ва саири биляди-ль-муслимина йа Рабби-ль-‘алямин!).

О рабы Аллаха!

«Поистине, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помянете назидание. Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Поистине, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (16:90–91).

Наши рекомендации