В конец, о изменяемых сыном Кореовым: в разум, песнь о возлюбленнем, 44
Этот псалом написан о Христе, ибо «Возлюбленным» назвал Пророк Сына Божия (см. Ис. 5:1). Да и Сам Отец возвестил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3:17), «Который красен добротою паче сынов человеческих». Он совершил великое «изменение» народов: «аще кто во Христе, новая тварь» (2 Кор. 5:17). Пророк «изрыгает» от вдохновения божественной благодати не из желудка, но от сердца. Что «отрыгает» ? Не пищу и не питие, но «слово благо» , слово о Единородном, потому что Он преимущественно благ. И отрыгает это потому, что имел очищенное сердце и благодать Святаго Духа, ею-то и «отрыгает слово благо» (Златоуст).
Пс.44:2. Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца.
Излилось из «сердца» моего слово «благо» ; я говорю: песнь моя о Царе (т.е. песнь мою я посвящаю «Царю» ). Язык Пророк называет «тростью» , чтобы показать, что не он пишет, но владеющая им рука «книжника – скорописца» , т.е. Духа Святаго, Который пишет на «сердцах» по мере чистоты их. Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовию ко Господу. Не все же чужими словами беседовать с Богом, а надо показать и свой ум, «отрыгнуть от сердца» и свое «слово благо» , притом, к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца – пересказать нельзя! Душа при своих словах к Богу трепещет радостию, вся разгорячается, оживляется, блаженствует (Василий В., Златоуст, Иероним, Иоанн Кронштадтский).
Пс.44:3. Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови тя Бог во век.
Даже один вид Христа исполнен был великой приятности. Пророк не сказал прекраснее, но «красен добротою» , указывая на особую благодать, премудрость, чудеса и учение Его. По отношению к человечеству Христову видно, что благодать дана Ему, как награда за Его подвиги. Он претерпевал обиды, презрения, гонения, преследования; проводил самую простую жизнь. Это делал Он для того, чтобы совершенно попрать гордость человеческую. Одна только душевная красота есть истинная красота, насколько украшена она богоподобными добродетелями: правдою, целомудрием, разумом, мужеством, кротостью, милосердием, благостью и человеколюбием, по каковым свойствам и Единородный Сын Божий воспевается словами. Красота Его заключается в«излиянии благодати» . Вот мысленная красота души! (Златоуст, Василий В., Максим Грек).
Пс.44:4. Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне.
Пс.44:5. Красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости, и правды: и наставит Тя дивно десница Твоя.
Этими чувственными выражениями Пророк изображает силу Христа, которою Он восстановил Вселенную в войне против бесов, нападающих и развращающих нас. Другие цари ведут войны за города и богатство по вражде и тщеславию, а Этот – чтобы насадить «истину» на земле, чтобы сделать людей«кроткими» и «праведными» . Показывает, что победа эта духовная. Ибо упомянув об оружиях, упоминает о кротости, а кроткому свойственно прощать обидевшим сделанное против него самого (Златоуст, Афанасий).
Пс.44:6. Стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг царевых.
«Стрелы» (слова евангельской проповеди) «изощрены» , попадают в самые«сердца враг царевых, людие» пред «Тобою падут» (уверуют), воздавая Тебе должное поклонение. Таков порядок слов и смысл должен быть в этом стихе, по словам Василия В., Златоуста и др. толкователей.
Пс.44:7. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего.
Окончив рассуждение о человечестве Христовом, Давид отсюда восходит к созерцанию божества Его. Апостол Павел эти слова относит прямо к Иисусу Христу (см. Евр. 1:8). Царство Божие вечно. «Жезл правости» указывает на чистую справедливость судебной власти. Поэтому не безумно ли спрашивать причины и требовать отчета у Промысла Божия – почему это так, а это вот так произошло? Род лукавый и неразумный, почему ты не осуждаешь самого себя и не обуздываешь языка своего? Посмотри на свои дела и бездну грехов своих, и потребуй от самого себя отчета в словах, которые ты говорил, и делах, которые ты делал? Как осмеливаешься судить Бога? Если ты не знаешь в точности всех дел Господа своего, то за это прославляй Его, за это особенно покланяйся Ему – за непостижимое Его промышление, за многообразное и премудрое Его попечение (Златоуст).
Пс.44:8. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих.
«Сего ради» и вочеловечился Бог, чтобы естество человеческое, оставившее правду и возлюбившее беззаконие в Себе Самом исправить и внушить людям любить «правду» и ненавидеть «беззаконие» . Так и мы не должны обращать внимания на лица, но должны исследовать их дела. Нельзя нарушать справедливость дела. Дух Святый называется «елеем радости» , а«причастниками» – все исполненные Духа. Горе душе, если она останавливается на своей природе и уповает на свои дела только, не сподобившись вечной божественной жизни... Ибо Бог и ангелы достойными слез признают те души, которые не вкушают небесной пищи Духа и не живут в нетлении (Златоуст, Василий В., Макарий В.).
Пс.44:9. Смирна и стакти, и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя.
Драгоценные благовония «от риз Твоих» (на одеждах Твоих). Благоуханными веществами «смирны, стакта и касии» Пророк указывает на погребение Христово; под «тяжестями слоновыми» подразумевает светлые и благолепные Церкви. Давид предсказывает, что страдание хотя и будет телесное, но всю вселенную наполнит благоуханием, так что народы воздвигнут Христу благолепные храмы (Златоуст, Феодорит).
Пс.44:10. Дщери царей в чести Твоей: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена.
Не о чувственных одеждах говорит здесь Писание, но об облачении добродетелью, потому что «вся слава» их «внутри» . В царскую одежду облечена Церковь Христова, которую можно подразумевать в двух видах: или как собрание верных (Церковь видимая), или духовно: в значении человека, как душевный состав (Церковь невидимая). «Дщери царей» есть благородные души;«царица» – душа, сочетавшаяся с Женихом – Христом и испещренная дарами Святаго Духа. Одежда Церкви есть жизнь Церкви. Хотя эти слова относятся к Пресвятой Богородице, но приличествуют и Церкви. Сын Божий воплотился от Девы и родился от Нее телесно... и эту же самую пренепорочную плоть, которую Он принял от Пресвятой Богородицы, Он преподает нам в Таинстве и нас обоготворяет. Огонь божества Его от существа и естества Отца, а плоть Его от Пречистой плоти Пресвятой Девы и от пречистых кровей Ее. Как первый Он родился в Святом Духе от Пресвятой Богородицы, а от Него – все святые, так Матерь Божия есть Матерь всех святых, Госпожа, «Царица» и Владычица. Как Христос сделался Сыном Ее и нашим Братом, так и мы делаемся сынами Богородицы и братьями Христа. Слово это истинное: ибо плоть Господня есть и плоть Богородицы (Златоуст, Василий В., Макарий В., Симеон Н. Богослов).
Пс.44:11. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего.
Здесь все духовно, и нет ничего чувственного и телесного. Ведь как дочь может быть невестою одного и того же лица? Сам Бог родил Церковь крещением и Сам сделал ее невестою. Пророк говорит о добродетели души, – а это зависит от воли. Душа была безобразна не от природы, но от воли, а благообразною сделалась через послушание, предав совершенному забвению прежние злые дела (Афанасий, Златоуст).
Пс.44:12. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему.
Подлинно блаженна и счастлива такая душа, уязвленная любовью к Богу – Слову: ибо не обладает скверными помыслами, и не любодействует с лукавым, – но желает мысленного и таинственного соединения с Ним. Ибо Царь, «возжелав доброты ея» , сподобил ее наименования не только Храмом Божиим (как усвоившуюся Духу Святому), но и «дщерию» (как принявшую усыновление от Отца Светов), так и «царицею» (как сочетавшуюся с божеством славы Единородного) (Макарий В.).
Пс.44:13. И дщи Тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии.
С этих слов до конца речь идет о призвании в Царство Небесное всех язычников; таков был ранее город Тир, жители которого славились своим нечестием и богатством. Но «дщерь Тирова» поклонится Христу и принесет Ему«дары» . Не сказал: тебе поклонятся с дарами – но «лицу Твоему» . Ведь не Церковь принимает поклонение, но глава Церкви – Христос, Которого Писание называет «Агнцем. Богатии людстии» – стяжавшии богатство благодати, так как добродетель, за которую дается Божественная благодать, выше всякого богатства (Василий В., Златоуст, Афанасий).
Пс.44:14. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена.
Вся слава «Дщере Царевы» – души человеческой – «внутри» . Не о чувственной красоте говорит Пророк, но о внутренней добродетели. Под поясом ( «ряснами» ) ты должен разуметь целомудрие, которое связывает похотную часть души, и от которого зависят многие добродетели. Желающий сподобиться сыноположения, должен иметь не тело только непорочное, но и непорочную душу. Каждый из нас подобен как бы мысленной смоковнице, на которой Господь ищет внутреннего плода, а не лиственного украшения (см. Мф. 21:19). Не внешнее одеяние потребно к этому, но внутренняя «слава» – потаенный сердца человек, в кротости и смирении, терпении и любви... А если «слава» вся внутри нас, то зачем нам искать благодать где-либо вне? Благодать Божия вселяется в самую глубину души – в ум (Макарий В., Макарий Оптинский, Иероним, Диадох, Палама, Иоанн Кронштадтский).
Пс.44:15. Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе.
Пс.44:16. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев.
Да слышат же давшие обет Господу девства, что «приведутся Царю девы» (души, чистые от страстей), но девы, которые не по принуждению и не от скорби соблюли девство, но те, которые «в веселии и радовании» услаждаются таковым преуспеянием – т.е. «введутся в храм Царев» . Ведь эти священные сосуды, которых не осквернило человеческое употребление, будут внесены во Святая Святых, и дано им будет право иметь доступ в самое святилище, которого не будут попирать ноги нечистые. «Искренния» – это вдовицы и воздерживающиеся в супружестве. А как важно быть введенным в «храм Царев» , показывает Пророк: «едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего» (Пс. 26:4) (Василий В., Иероним, Симеон Новый Богослов).
Пс.44:17. Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли.
Это Давид говорит Церкви Христовой: в награду за послушание вместо отец (будут тебе) «сынове твои» , которые поставятся «князьями по всей земли» : апостолы «вместо отец» (праотцев) и все святые, которые есть «князие всей земли» . Смотри, как велика власть Церкви – это власть поставлять князей по всей земли (Василий В., Златоуст, Феодорит, Афанасий, Иероним).
Пс.44:18. Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века.
Эта речь предлагается как бы от лица самой Церкви и верной души, прославляющей Христа за столь великие дела Его; за обуздание зла и насаждение добродетели, за обручение Себя нашему естеству. Святые отцы относят эти слова и к Богородице, потому что и Она не перестает во все веки благотворить всей твари. Сверх этого, слова: «помяну имя Твое во всяком роде и роде» сказываются и от лица Богоматери, почему и поются в богородичных прокимнах перед Евангелием, так как содержат пророчество, на Ней исполнившееся: «се бо, отныне ублажат Мя еси роди: яко сотвори Мне величие Сильный и свято имя Его» (Лк. 1:48–49) (Златоуст, Василий В., Палама, Марк Ефесский).