Об уверенности в своём духовном отце

После того как ваши искушения ослабеют и вы обретете благодат­ный дар непрестанной молитвы, ваша уверенность в наставлени­ях своего старца возрастет до глу­бокого понимания их сути и ваша преданность ему выльется в горя­чих благодарных молитвах за его постоянную помощь и духовную поддержку.

Какие бы испытания в дальнейшем ни встречались на вашем духовном пути, ваша стойкость не будет поколеблема и смущена, а ваша молит­ва станет непрерывным сердечным устремлением к Богу; и все это придет к вам благодаря вашей уверенности в своем духовном отце и в истинно­сти его наставлений и поучений.

О мнении и самомнении

Как бы ни были трудны и опасны духовные брани и искушения, все они не сравнятся с крайне изощрен­ным искушением от диавола, если вы примите помысел, что вы обре­ли святость и можете руководить судьбами людей. И тем не менее, все это лишь диавольский помы­сел, понуждающий легковерных монахов попасть ему в услужение и так погубить всю свою духовную жизнь.

Всякое мнение и самомнение - от диавола, и святости не имеет. До тех пор, пока вы не освободились от помыслов, страстей и желаний и не обрели умение жить по велени­ям воли Божией, а не падших духов, пока ваше сердце не стало обителью Христа и не обрело благодать, луч­ше всего пребывать в смирении и покаянии.

Самым безошибочным будет решение пребывать в покаянии до последнего дыхания и какие бы духовные дары вы ни приобрели, покаяние остается неизменным до самого конца; в этом и есть не­преложный закон духовного успе­ха и Спасения для монаха и ми­рянина.

Несведущие люди будут ублажать вас подарками, деньгами, похва­лой и восторженными отзывами, все это подобно утренней росе или весеннему заморозку, которые исчезают без всякого следа. Но если сердце привыкнет к похвалам и лести, то двери Царства Небесно­го затворятся для него.

О моменте смерти

В духовной жизни монаха все решает момент смерти, а именно, как монах будет умирать.

Монахи, обретшие полноту благодати и святости, умирают с радостью.

Монахи, стяжавшие дар непре­станной молитвы и смирения, уми­рают без страха перед смертью и с великим устремлением соединить­ся со Христом.

Монахи, очищавшие свое серд­це от грехов покаянием, молитвой, постами и трудами, умирают без всяких сожалений об оставленной жизни и с упованием на милость Божию.

Если сердце монаха очищено непрестанной молитвой, она пере­ходит с ним в Жизнь вечную, и в этом случае нет прохождения посмертных мытарств, так как бла­годать вселяется в душу сразу после разрешения от тела.

ГЛАВА 14

О самообмане

«Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».

О самообмане

Если мы все знаем, что умрем, но думаем, что это произойдет не ско­ро, - это самообман.

Если мы все знаем, что можем погибнуть внезапно в катастро­фе, но думаем, что с нами этого не может случиться, - это самообман.

Если мы все знаем, что можем заболеть тяжелой формой болезни, но думаем, что с нами такое никог­да не произойдет, - это самообман.

Если мы все знаем, что нужно спастись от греха и смерти, но думаем, что займемся этим, когда наступит соответствующее время и в нас сами собой появятся реши­тельность и устремление к духов­ной жизни, - это самообман.

Об обольщении

Обольщение миром - это состоя­ние ума, когда мысли текут одна за другой безконечной чередой, пре­вращаясь в прочные цепи рабства души.

Разорвать Иисусовой молитвой эти диавольские цепи мысленного обольщения - основная цель освовождения души от пленения этими помыслами и Спасения души в бла­годати Духа Святаго.

Чем больше держишься за мир

Чем больше держишься за мир, тем быстрее он уходит из рук.

Чем больше держишься за людей, тем быстрее они нас покидают.

Но чем крепче держишься за Бога и чем самоотверженнее от­даешь себя людям, тем больше в мире добра и тем спасительнее наши отношения с людьми, ибо основа жизни несомненно одна - Любовь.

О презрении и неприязни

Тот, кто уходит в уединение с пре­зрением к людям, находит непрео­долимые затруднения в стяжании непрестанной молитвы, ибо молит­ва основана на Любви.

Тот, кто уходит в уединение с неприязнью к людям, встречает непреодолимые духовные препят­ствия, ибо на неприязни невозмож­но построить духовную жизнь.

Тот, кто уходит в уединение со скандалом и гневом, не достига­ет никаких надежных результатов, ибо, имея за плечами огорчение и обиды ближних вместо их мо­литв, не сможет и сам обрести молитву.

Тот, кто стремится в уединение, поощряемый своей гордостью, не найдет там смирения и кротости, ибо из гордости вырастают лишь ропот и богоборчество.

Тот же, кто уходит в уединение с миром в душе и с Любовью к ближ­ним, обретает милость Божию и содействие всех святых.

Тот, кто уходит в уединение с благословением своего духовного отца, обретает помощь его святых молитв и стяжает все его духовное наследие.

О подготовке к уединению

Прежде уединения обучись жить с ближними в кротости и смирении, для чего необходимо пребывать в общежительном мо­настыре.

Обучись преданности и послу­шанию, для чего необходимо пре­бывать под началом духовного старца.

Обучись безкорыстно служить ближним, ревностно придержи­ваться молитвенного распорядка и проникнуть сердцем в суть Евангельских заповедей, для чего необ­ходимо неукоснительно пребывать в молитвенной практике.

Тот, кто собирается в уединение ради обретения Спасения во Хри­сте, несомненно обретет Спасение и соединится со Христом.

Тот, кто собирается в уедине­ние ради стяжания непрестанной молитвы, несомненно обретет ее и очистит свое сердце.

Тот, кто собирается в уединение ради отречения от мира, постиг­нув его тщету, несомненно обретет безстрастие и сподобится милости Божией.

Об искренности

Искренность - это предель­но чистое состояние сердца пред Богом и пред всеми людьми во всех действиях.

Искренность, соединенная с ра­зумностью, дабы не допустить не­правильных действий, не осно­ванных на Евангелии, есть муд­рость рассуждения и приносит пользу душе.

Искренность, соединенная с неразумием, есть нерассудитель­ность поведения и ввергает душу в многочисленные искушения.

О последствиях

Посеянное зло приходится пожи­нать с болью и против воли, а посе­янное добро - с радостью и без всякой боли.

Все, что окружает нас и кто нахо­дится рядом с нами, это послед­ствия нашего отношения к миру.

Различные обстоятельства, про­исходящие с нами, и наши отноше­ния с людьми - все это последствия наших прошлых поступков.

Все, что мы представляем собой в данный момент, это последствия наших предыдущих помышлений, желаний и страстей.

Если хочешь изменить свое окру­жение на более благоприятное и увидеть рядом с собой добрых и отзывчивых людей, измени свое отношение к миру и к людям; сделай его более добрым и от­зывчивым.

Если хочешь изменить обстоя­тельства, происходящие с тобой, и прийти к новым духовным от­ношениям с людьми, совершай только благие и духовные поступ­ки, основанные на Евангельских заповедях.

Если хочешь спасти свою душу, измени свои помыслы, страсти и желания, сделай их добрыми. Но еще лучше, если ты отречешься от них, ибо за ними могут таить­ся недобрые намерения, и стяжи в сердце непрерывную Иисусову молитву.

Если хочешь обрести благодать и возлюбить Христа всем своим сердцем, сделай его чистым от все­го мирского и оно наполнится бла­годатью и Любовью по дару Иисуса Христа.

О привязанности и Любви

Привязанность - это отношение к человеку, как к своей собственности.

Любовь - это отношение к чело­веку, как к созданию Божию.

Привязанность убивает и нас, и наших ближних, и становится пре­пятствием к Спасению.

Истинная Любовь охраняет, укрепляет, поддерживает и спасает и нас, и тех, кого мы любим.

Когда мы привязываемся к миру, из его пор проступает ядовитая горечь, которая убивает нашу душу.

Если мы даже выжмем мир, слов­но мокрое полотенце, то из него вытечет лишь разочарование; ни­чего другого он не содержит, ибо разочарование - это плод нашей привязанности.

Когда мы возлюбим Бога, от Пре­стола Божия истекают реки безсмертия - благодати и Любви к Богу и к нашим ближним, ибо плод Люб­ви - Жизнь вечная.

О покое души

Безграничный покой души, стя­жавшей Божественную Любовь, безконечно лучше всех наших действий, совершенных в привя­занности.

Никакие наши безчисленные дей­ствия и усилия не смогут заменить этот невыразимый покой Любви, ибо без нее невозможно никакое действие и никакое усилие.

О борющихся с помыслами

Борющиеся с помыслами разде­ляются на три категории:

Первая - слабые бойцы, которые поспешно отступают, устрашив­шись сильных браней.

Вторая - средние бойцы, которые борются с помыслами до конца, не уступая им, пока хватает сил.

Третья - искусные бойцы, к кото­рым помыслы даже не прибли­жаются.

ГЛАВА 15

Об отсечении воли

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

Об отсечении воли

Действительное отсечение воли уничтожает в корне эгоизм и спо­собствует обретению смирения и благодати.

Действительное отсечение воли, соединенное с молитвой и внима­нием, приводит к чистоте сердца и безстрастию.

Ошибочное одностороннее отсе­чение воли, выполняемое без стя­жания внимания и непрестанной молитвы, не очищает до конца сердце от эгоистических помыс­лов, желаний и страстей, вслед­ствие чего возникает непонимание сути Спасения, а внутренняя суета разрушает всю духовную жизнь.

Ошибочное одностороннее стя­жание молитвы, без отсечения воли, наполняет сердце тщеслави­ем и гордостью, вследствие чего начинает преобладать самомнение, раздражительность и гневливость, которые становятся непреодоли­мой стеной на духовном пути.

Правильная совместная практи­ка отсечения воли и неуклонное побуждение к стяжанию внима­тельной непрестанной молитвы в любых обстоятельствах уподобля­ют монаха умудренному путнику, твердо идущему на обеих ногах к Спасению.

Наши рекомендации