Об уверенности в своём духовном отце
После того как ваши искушения ослабеют и вы обретете благодатный дар непрестанной молитвы, ваша уверенность в наставлениях своего старца возрастет до глубокого понимания их сути и ваша преданность ему выльется в горячих благодарных молитвах за его постоянную помощь и духовную поддержку.
Какие бы испытания в дальнейшем ни встречались на вашем духовном пути, ваша стойкость не будет поколеблема и смущена, а ваша молитва станет непрерывным сердечным устремлением к Богу; и все это придет к вам благодаря вашей уверенности в своем духовном отце и в истинности его наставлений и поучений.
О мнении и самомнении
Как бы ни были трудны и опасны духовные брани и искушения, все они не сравнятся с крайне изощренным искушением от диавола, если вы примите помысел, что вы обрели святость и можете руководить судьбами людей. И тем не менее, все это лишь диавольский помысел, понуждающий легковерных монахов попасть ему в услужение и так погубить всю свою духовную жизнь.
Всякое мнение и самомнение - от диавола, и святости не имеет. До тех пор, пока вы не освободились от помыслов, страстей и желаний и не обрели умение жить по велениям воли Божией, а не падших духов, пока ваше сердце не стало обителью Христа и не обрело благодать, лучше всего пребывать в смирении и покаянии.
Самым безошибочным будет решение пребывать в покаянии до последнего дыхания и какие бы духовные дары вы ни приобрели, покаяние остается неизменным до самого конца; в этом и есть непреложный закон духовного успеха и Спасения для монаха и мирянина.
Несведущие люди будут ублажать вас подарками, деньгами, похвалой и восторженными отзывами, все это подобно утренней росе или весеннему заморозку, которые исчезают без всякого следа. Но если сердце привыкнет к похвалам и лести, то двери Царства Небесного затворятся для него.
О моменте смерти
В духовной жизни монаха все решает момент смерти, а именно, как монах будет умирать.
Монахи, обретшие полноту благодати и святости, умирают с радостью.
Монахи, стяжавшие дар непрестанной молитвы и смирения, умирают без страха перед смертью и с великим устремлением соединиться со Христом.
Монахи, очищавшие свое сердце от грехов покаянием, молитвой, постами и трудами, умирают без всяких сожалений об оставленной жизни и с упованием на милость Божию.
Если сердце монаха очищено непрестанной молитвой, она переходит с ним в Жизнь вечную, и в этом случае нет прохождения посмертных мытарств, так как благодать вселяется в душу сразу после разрешения от тела.
ГЛАВА 14
О самообмане
«Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».
О самообмане
Если мы все знаем, что умрем, но думаем, что это произойдет не скоро, - это самообман.
Если мы все знаем, что можем погибнуть внезапно в катастрофе, но думаем, что с нами этого не может случиться, - это самообман.
Если мы все знаем, что можем заболеть тяжелой формой болезни, но думаем, что с нами такое никогда не произойдет, - это самообман.
Если мы все знаем, что нужно спастись от греха и смерти, но думаем, что займемся этим, когда наступит соответствующее время и в нас сами собой появятся решительность и устремление к духовной жизни, - это самообман.
Об обольщении
Обольщение миром - это состояние ума, когда мысли текут одна за другой безконечной чередой, превращаясь в прочные цепи рабства души.
Разорвать Иисусовой молитвой эти диавольские цепи мысленного обольщения - основная цель освовождения души от пленения этими помыслами и Спасения души в благодати Духа Святаго.
Чем больше держишься за мир
Чем больше держишься за мир, тем быстрее он уходит из рук.
Чем больше держишься за людей, тем быстрее они нас покидают.
Но чем крепче держишься за Бога и чем самоотверженнее отдаешь себя людям, тем больше в мире добра и тем спасительнее наши отношения с людьми, ибо основа жизни несомненно одна - Любовь.
О презрении и неприязни
Тот, кто уходит в уединение с презрением к людям, находит непреодолимые затруднения в стяжании непрестанной молитвы, ибо молитва основана на Любви.
Тот, кто уходит в уединение с неприязнью к людям, встречает непреодолимые духовные препятствия, ибо на неприязни невозможно построить духовную жизнь.
Тот, кто уходит в уединение со скандалом и гневом, не достигает никаких надежных результатов, ибо, имея за плечами огорчение и обиды ближних вместо их молитв, не сможет и сам обрести молитву.
Тот, кто стремится в уединение, поощряемый своей гордостью, не найдет там смирения и кротости, ибо из гордости вырастают лишь ропот и богоборчество.
Тот же, кто уходит в уединение с миром в душе и с Любовью к ближним, обретает милость Божию и содействие всех святых.
Тот, кто уходит в уединение с благословением своего духовного отца, обретает помощь его святых молитв и стяжает все его духовное наследие.
О подготовке к уединению
Прежде уединения обучись жить с ближними в кротости и смирении, для чего необходимо пребывать в общежительном монастыре.
Обучись преданности и послушанию, для чего необходимо пребывать под началом духовного старца.
Обучись безкорыстно служить ближним, ревностно придерживаться молитвенного распорядка и проникнуть сердцем в суть Евангельских заповедей, для чего необходимо неукоснительно пребывать в молитвенной практике.
Тот, кто собирается в уединение ради обретения Спасения во Христе, несомненно обретет Спасение и соединится со Христом.
Тот, кто собирается в уединение ради стяжания непрестанной молитвы, несомненно обретет ее и очистит свое сердце.
Тот, кто собирается в уединение ради отречения от мира, постигнув его тщету, несомненно обретет безстрастие и сподобится милости Божией.
Об искренности
Искренность - это предельно чистое состояние сердца пред Богом и пред всеми людьми во всех действиях.
Искренность, соединенная с разумностью, дабы не допустить неправильных действий, не основанных на Евангелии, есть мудрость рассуждения и приносит пользу душе.
Искренность, соединенная с неразумием, есть нерассудительность поведения и ввергает душу в многочисленные искушения.
О последствиях
Посеянное зло приходится пожинать с болью и против воли, а посеянное добро - с радостью и без всякой боли.
Все, что окружает нас и кто находится рядом с нами, это последствия нашего отношения к миру.
Различные обстоятельства, происходящие с нами, и наши отношения с людьми - все это последствия наших прошлых поступков.
Все, что мы представляем собой в данный момент, это последствия наших предыдущих помышлений, желаний и страстей.
Если хочешь изменить свое окружение на более благоприятное и увидеть рядом с собой добрых и отзывчивых людей, измени свое отношение к миру и к людям; сделай его более добрым и отзывчивым.
Если хочешь изменить обстоятельства, происходящие с тобой, и прийти к новым духовным отношениям с людьми, совершай только благие и духовные поступки, основанные на Евангельских заповедях.
Если хочешь спасти свою душу, измени свои помыслы, страсти и желания, сделай их добрыми. Но еще лучше, если ты отречешься от них, ибо за ними могут таиться недобрые намерения, и стяжи в сердце непрерывную Иисусову молитву.
Если хочешь обрести благодать и возлюбить Христа всем своим сердцем, сделай его чистым от всего мирского и оно наполнится благодатью и Любовью по дару Иисуса Христа.
О привязанности и Любви
Привязанность - это отношение к человеку, как к своей собственности.
Любовь - это отношение к человеку, как к созданию Божию.
Привязанность убивает и нас, и наших ближних, и становится препятствием к Спасению.
Истинная Любовь охраняет, укрепляет, поддерживает и спасает и нас, и тех, кого мы любим.
Когда мы привязываемся к миру, из его пор проступает ядовитая горечь, которая убивает нашу душу.
Если мы даже выжмем мир, словно мокрое полотенце, то из него вытечет лишь разочарование; ничего другого он не содержит, ибо разочарование - это плод нашей привязанности.
Когда мы возлюбим Бога, от Престола Божия истекают реки безсмертия - благодати и Любви к Богу и к нашим ближним, ибо плод Любви - Жизнь вечная.
О покое души
Безграничный покой души, стяжавшей Божественную Любовь, безконечно лучше всех наших действий, совершенных в привязанности.
Никакие наши безчисленные действия и усилия не смогут заменить этот невыразимый покой Любви, ибо без нее невозможно никакое действие и никакое усилие.
О борющихся с помыслами
Борющиеся с помыслами разделяются на три категории:
Первая - слабые бойцы, которые поспешно отступают, устрашившись сильных браней.
Вторая - средние бойцы, которые борются с помыслами до конца, не уступая им, пока хватает сил.
Третья - искусные бойцы, к которым помыслы даже не приближаются.
ГЛАВА 15
Об отсечении воли
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».
Об отсечении воли
Действительное отсечение воли уничтожает в корне эгоизм и способствует обретению смирения и благодати.
Действительное отсечение воли, соединенное с молитвой и вниманием, приводит к чистоте сердца и безстрастию.
Ошибочное одностороннее отсечение воли, выполняемое без стяжания внимания и непрестанной молитвы, не очищает до конца сердце от эгоистических помыслов, желаний и страстей, вследствие чего возникает непонимание сути Спасения, а внутренняя суета разрушает всю духовную жизнь.
Ошибочное одностороннее стяжание молитвы, без отсечения воли, наполняет сердце тщеславием и гордостью, вследствие чего начинает преобладать самомнение, раздражительность и гневливость, которые становятся непреодолимой стеной на духовном пути.
Правильная совместная практика отсечения воли и неуклонное побуждение к стяжанию внимательной непрестанной молитвы в любых обстоятельствах уподобляют монаха умудренному путнику, твердо идущему на обеих ногах к Спасению.