О причинах трагических событий в мире
Все трагические события, которые происходят в мире, совершаются по трем причинам: ради нашего покаяния, ради нашего сострадания и Любви к ближним, ради нашего отречения от бренности мира.
Ради нашего покаяния - дабы мы успели покаяться и избежать гибели душевной и телесной.
Ради нашего сострадания и Любви к ближним - дабы мы учились сострадать погибшим и любить живых, претерпевающих различные бедствия и скорби.
Ради нашего отречения от мира - дабы мы постигли бренность и тщету видимого мира и успели отречься от него ради мира невидимого.
О причинах трагических событий с нами
Все трагические события, которые происходят с нами, совершаются по трем причинам: ради нашего обучения, ради нашего вразумления, ради нашего исхода из этого бренного мира.
Ради нашего обучения - дабы мы учились избирать добро и отвергать зло.
Ради нашего вразумления - дабы мы постигли неотвратимость гибели от сближения со злом и постоянную возможность выбора добра и покаяния.
Ради нашего исхода из этого бренного мира - дабы наша дальнейшая жизнь не стала горше нынешней и ради сохранения в нас остатков добрых наклонностей.
О причинах умирания
Причины умирания: в младенчестве - по грехам родителей, в зрелом возрасте - по причине сильной привязанности к миру, в старости - по причине нежелания и невозможности души испытывать дальнейшие перемены.
О причинах долгой жизни
Причины долгой жизни - ради большего духовного возрастания души и ее твердого намерения преуспеть в этом возрастании.
Ради большего духовного опыта души и ее намерения служить этим опытом ближним.
Ради обучения ближних состраданию и Любви к немощным и престарелым.
ГЛАВА 7
О добре и зле
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
О добре и зле
Тот, кто уверяет себя и других, что зло борет его и он безсилен перед ним, втайне знает, что сделай он только шаг в сторону добра, и зло будет безсильно.
Тот, кто уверяет себя и других, что он полностью утвердился в добре и отверг всякое зло, втайне знает, что сделай он только шаг в сторону зла, то потеряет все свое добро.
Зло - это нечеловеческая природа, добро - Божественная природа, наш - только выбор, и он всегда перед нами.
О своих и чужих ошибках
Свои ошибки возникают по следующим причинам: из-за полного доверия к самому себе, из-за импульсивности принятия решений и из-за бездуховного видения ситуаций и обстоятельств.
Чужие ошибки - в любом случае есть только наши ошибки, и корень их в духовном невежестве; а чужих ошибок нет и быть не может.
О болезнях и здоровье
Тому, кто пускается во все тяжкие и не держит свой ум в узде, попускаются различные болезни, которые служат ограничением в неблагой активности и в уклонении от Промысла Божия.
Тому, кто постоянно утесняет себя в дурных желаниях и держит свой ум в узде, нет необходимости в болезнях, а если он заболевает, то быстро выздоравливает.
Моё и Божие
«Мое» - это слово царства земного, и за это царство бьются его почитатели, забывая о том, что им придется погибнуть вместе с ним.
«Божие» - это слово Царства Небесного, где нет места слову «мое», ибо такое Царство наследуют лишь те, кто навечно отверг «мое» и стяжал Жизнь вечную и непреходящую, где Жизнь, Любовь, Вечность, и мы сами - всегда Божии.
В царстве земном все, что «мое», - не мое, а владение эгоизма, убивающего все живое.
В Царстве Небесном все - Божие, и не имеет ни малейшего следа эгоизма; и потому то, что получило Небесную жизнь, существует как достояние Божие - вечно и неуничтожимо.
Самое удивительное
Самое удивительное то, что Небесная жизнь начинается на земле и никогда не заканчивается на Небе, а земная жизнь начинается на Небе и заканчивается на земле.
Царство земное существовать без Царства Небесного не может, хотя и борется с ним, а Царство Небесное без борьбы владеет всем и наделяет вечной Любовью всех любящих Его.
О телесном и душевном чутье
Когда тело очищено постом, воздержанием от излишеств и целомудрием, в нем развивается телесное чутье, которое лучше всех докторов помогает избирать все здоровое и отвергать все вредное.
Когда душа очищена безгневием, кротостью и смирением, она обретает способность избирать чистоту Православия и истинный путь Спасения во Христе, отвергая без колебаний всякое лжеучение.
Послушание и смирение
Так как основные качества падшего человека - непослушание и гордость, то все события и обстоятельства в жизни Промыслом Божиим ведут к осознанию душой необходимости послушания воле Божией и обретения смирения, что приносит душе благодать и Спасение.
Если мы добровольно не стремимся обрести послушание и смирение, то различные события и обстоятельства, рано или поздно, вынудят душу подчиниться воле Божией и смириться.
Непокорная душа встречает непрекращающиеся скорби и неблагие обстоятельства, которые возникают по ее гордости и непослушанию и закрывают ей путь к Спасению.
ГЛАВА 8
Как узнать истинного монаха
«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Как узнать истинного монаха
Истинный монах всегда ровен и уважителен со старшими и младшими; и в келье, и вне кельи - всегда собран и сосредоточен; и в уединении, и с людьми - всегда уравновешен и хранит молитву в сердце; к бедным - доброжелателен, с богатыми - осторожен, с представителями власти - не угодлив, при похвале - скромен, в скорбях - безмятежен, в радости - спокоен.
Истинный монах - свет миру, проводник в Царство Божие, неисчерпаемый кладезь мудрости, источник смирения и благодатный покров Божественной Любви.
Истинный монах ищет не дружбы со старцем, а Спасения; ищет не денег, а благодати Божией; стремится не к славе, а к смирению; отвергает всякую ненависть и так обретает Любовь Духа Святаго в неизреченном свете Господа Иисуса Христа.
Не подобает
Не подобает монаху выглядеть надменно, подобно королю; дорого одеваться, подобно купцу; разговаривать повелительно, подобно полководцу; хитрить и изворачиваться, подобно адвокату; учить ближних как жить, подобно надзирателю.
Тяжело видеть
Тяжело видеть, когда монах, получив власть, возносится над ближними, подобно языческому божеству; домогаясь должностей, льстит и изворачивается, подобно нищему на базаре; ища денег и связей с сильными мира сего, лицемерно выдает себя за чистосердечного простеца, подобно торгашу в лавке; встречаясь с прихожанами и паломниками, изображает из себя смиренного молитвенника, подобно актеру на сцене.
Монах и братство
Когда монах держится монашеского братства, он хранит себя в нем, подобно рыбешке в стае рыб.
Когда монах отбивается от братства, его со всех сторон обступают опасности, как хищники мелкую рыбешку вне стаи.
ГЛАВА 9