О причинах трагических событий в мире

Все трагические события, кото­рые происходят в мире, соверша­ются по трем причинам: ради на­шего покаяния, ради нашего сост­радания и Любви к ближним, ради нашего отречения от бренности мира.

Ради нашего покаяния - дабы мы успели покаяться и избежать гибе­ли душевной и телесной.

Ради нашего сострадания и Люб­ви к ближним - дабы мы учились сострадать погибшим и любить живых, претерпевающих различ­ные бедствия и скорби.

Ради нашего отречения от мира - дабы мы постигли бренность и тще­ту видимого мира и успели отречься от него ради мира невидимого.

О причинах трагических событий с нами

Все трагические события, кото­рые происходят с нами, совершают­ся по трем причинам: ради нашего обучения, ради нашего вразумле­ния, ради нашего исхода из этого бренного мира.

Ради нашего обучения - дабы мы учились избирать добро и отвер­гать зло.

Ради нашего вразумления - дабы мы постигли неотвратимость гибели от сближения со злом и посто­янную возможность выбора добра и покаяния.

Ради нашего исхода из этого брен­ного мира - дабы наша дальнейшая жизнь не стала горше нынешней и ради сохранения в нас остатков добрых наклонностей.

О причинах умирания

Причины умирания: в младен­честве - по грехам родителей, в зрелом возрасте - по причине силь­ной привязанности к миру, в ста­рости - по причине нежелания и невозможности души испытывать дальнейшие перемены.

О причинах долгой жизни

Причины долгой жизни - ради большего духовного возрастания души и ее твердого намерения пре­успеть в этом возрастании.

Ради большего духовного опыта души и ее намерения служить этим опытом ближним.

Ради обучения ближних состра­данию и Любви к немощным и пре­старелым.

ГЛАВА 7

О добре и зле

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».

О добре и зле

Тот, кто уверяет себя и других, что зло борет его и он безсилен перед ним, втайне знает, что сде­лай он только шаг в сторону добра, и зло будет безсильно.

Тот, кто уверяет себя и других, что он полностью утвердился в добре и отверг всякое зло, втайне знает, что сделай он только шаг в сторону зла, то потеряет все свое добро.

Зло - это нечеловеческая приро­да, добро - Божественная приро­да, наш - только выбор, и он всегда перед нами.

О своих и чужих ошибках

Свои ошибки возникают по сле­дующим причинам: из-за полного доверия к самому себе, из-за импуль­сивности принятия решений и из-за бездуховного видения ситуаций и обстоятельств.

Чужие ошибки - в любом случае есть только наши ошибки, и корень их в духовном невежестве; а чужих ошибок нет и быть не может.

О болезнях и здоровье

Тому, кто пускается во все тяжкие и не держит свой ум в узде, попуска­ются различные болезни, которые служат ограничением в неблагой активности и в уклонении от Про­мысла Божия.

Тому, кто постоянно утесняет себя в дурных желаниях и держит свой ум в узде, нет необходимости в болезнях, а если он заболевает, то быстро выздоравливает.

Моё и Божие

«Мое» - это слово царства зем­ного, и за это царство бьются его почитатели, забывая о том, что им придется погибнуть вместе с ним.

«Божие» - это слово Царства Небесного, где нет места слову «мое», ибо такое Царство наследу­ют лишь те, кто навечно отверг «мое» и стяжал Жизнь вечную и непреходящую, где Жизнь, Лю­бовь, Вечность, и мы сами - все­гда Божии.

В царстве земном все, что «мое», - не мое, а владение эгоизма, уби­вающего все живое.

В Царстве Небесном все - Бо­жие, и не имеет ни малейшего следа эгоизма; и потому то, что получило Небесную жизнь, сущест­вует как достояние Божие - вечно и неуничтожимо.

Самое удивительное

Самое удивительное то, что Небесная жизнь начинается на земле и никогда не заканчивается на Небе, а земная жизнь начина­ется на Небе и заканчивается на земле.

Царство земное существовать без Царства Небесного не может, хотя и борется с ним, а Царство Небесное без борьбы владеет всем и наделяет вечной Любовью всех любящих Его.

О телесном и душевном чутье

Когда тело очищено постом, воз­держанием от излишеств и целомуд­рием, в нем развивается телесное чутье, которое лучше всех докто­ров помогает избирать все здоро­вое и отвергать все вредное.

Когда душа очищена безгневием, кротостью и смирением, она обре­тает способность избирать чистоту Православия и истинный путь Спа­сения во Христе, отвергая без коле­баний всякое лжеучение.

Послушание и смирение

Так как основные качества пад­шего человека - непослушание и гордость, то все события и обсто­ятельства в жизни Промыслом Божиим ведут к осознанию душой необходимости послушания воле Божией и обретения смирения, что приносит душе благодать и Спасение.

Если мы добровольно не стре­мимся обрести послушание и сми­рение, то различные события и обстоятельства, рано или поздно, вынудят душу подчиниться воле Божией и смириться.

Непокорная душа встреча­ет непрекращающиеся скорби и неблагие обстоятельства, которые возникают по ее гордости и непо­слушанию и закрывают ей путь к Спасению.

ГЛАВА 8

Как узнать истинного монаха

«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немно­гие находят их».

Как узнать истинного монаха

Истинный монах всегда ровен и уважителен со старшими и младши­ми; и в келье, и вне кельи - всегда собран и сосредоточен; и в уедине­нии, и с людьми - всегда уравнове­шен и хранит молитву в сердце; к бедным - доброжелателен, с бога­тыми - осторожен, с представи­телями власти - не угодлив, при похвале - скромен, в скорбях - без­мятежен, в радости - спокоен.

Истинный монах - свет миру, проводник в Царство Божие, неис­черпаемый кладезь мудрости, ис­точник смирения и благодатный покров Божественной Любви.

Истинный монах ищет не друж­бы со старцем, а Спасения; ищет не денег, а благодати Божией; стре­мится не к славе, а к смирению; отвергает всякую ненависть и так обретает Любовь Духа Святаго в неизреченном свете Господа Иису­са Христа.

Не подобает

Не подобает монаху выглядеть надменно, подобно королю; дорого одеваться, подобно купцу; разговаривать повелительно, подобно пол­ководцу; хитрить и изворачиваться, подобно адвокату; учить ближних как жить, подобно надзирателю.

Тяжело видеть

Тяжело видеть, когда монах, полу­чив власть, возносится над ближни­ми, подобно языческому божеству; домогаясь должностей, льстит и изворачивается, подобно нищему на базаре; ища денег и связей с силь­ными мира сего, лицемерно выдает себя за чистосердечного простеца, подобно торгашу в лавке; встреча­ясь с прихожанами и паломника­ми, изображает из себя смиренного молитвенника, подобно актеру на сцене.

Монах и братство

Когда монах держится монашес­кого братства, он хранит себя в нем, подобно рыбешке в стае рыб.

Когда монах отбивается от брат­ства, его со всех сторон обступают опасности, как хищники мелкую рыбешку вне стаи.

ГЛАВА 9

Наши рекомендации