Иисус никогда не делал чего-то для Бога
Однажды я прочитал в церкви надпись, гласившую: "Твоя жизнь — это Божий дар тебе. То, что ты делаешь с нею, — твой дар Богу”. Ничто не может быть столь далеким от учения Библии. Если бы мы могли добиться чего-нибудь своей жизнью, Христу не нужно было бы отдавать Себя нам и вселяться в нас, когда мы обретаем спасение. Нашему человеческому самолюбию лестно думать, что мы можем сделать что-нибудь для Бога. Однако правда состоит в том, что мы не можем этого. Только Бог может делать что-либо для Себя. В Своей безграничной благодати Он позволяет нам принимать участие в том, что делает, наполняя нас Своей жизнью и выражая эту жизнь через нас. Если мы действуем иначе, то все, что мы делаем, сводится к нулю.
Как жил в этом мире Иисус? Не сделал ли Он нечто великое для Бога? Нет. Иисус пришел, чтобы явить миру Отца Своего, но Он достиг этой цели не за счет собственных сил и способностей. Из беседы Иисуса с Филиппом ясно видно, как Он по-человечески действовал в этом мире. В Ин. 14:8-10 написано:
"Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела".
Позвольте мне перефразировать и более подробно изложить этот отрывок: Филипп сказал Иисусу: "Господи, Ты, конечно, много рассказывал об Отце Своем. Так почему бы Тебе просто не показать нам Его, чтобы мы удовлетворились?". Иисус ответил: “Филипп, ты, похоже, ничего не понимаешь. Я был с вами так долго, и ты так и не понял? Если ты видел Меня, ты видел Отца. Почему же ты просишь Меня показать тебе Отца? Разве ты не знаешь, что Мы с Отцом — одно целое? Филипп, слова, которые ты от Меня слышишь, — не Мои слова. Отец Мой произносит эти слова через Меня. Так же, когда ты видишь, что Я делаю какие-то дела, — не Я это делаю. Это Отец Мой, пребывающий во Мне, делает эти дела".
Иисус совершенно ясно утверждал, что не Он был источником Своих слов и дел. В Ин. 14:24 Он говорит о Своей речи: "Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца". Именно Отец, составляющий единое целое с Иисусом, жил в Нем.
На протяжении веков, пытаясь объяснить взаимосвязь человеческого и божественного в Иисусе, богословы обсуждали то, что называется теорией "кенозиса". Это слово происходит от греческого кеноо, означающего "опустошить" или "лишить". Когда Иисус пришел в этот мир, Он добровольно сложил с Себя божественные полномочия. На все сто процентов сохраняя Свою божественность, Он решил жить не как Бог, а как человек, полностью полагающийся на Бога Отца. Это правда, что во время своего пребывания на земле Он оставался Богом, но во всех отношениях Он действовал как человек. Он хотел совершенно ясно показать, что был таким же человеком, как и мы.
Если бы земную жизнь Иисуса можно было описать в понятиях Его Божественной природы, это дало бы нам мало утешения. Мы могли бы просто взглянуть на образ жизни Иисуса и сказать: "Хорошо, конечно, что Он так жил. Но ведь Он — Бог!". Я еще раз подчеркиваю важность осознания того, что жизнь Иисуса не может быть объяснена, исходя только из Его божественности. Позвольте мне сказать это по-другому. Знаете ли вы, сколько чудес смог бы сотворить Иисус, если бы Отец Его, пребывающий в Нем, не творил дела? Ни одного. Он не смог бы сделать ничего. Иисус мог совершить только то, что делал через Него Бог Отец. Не верьте мне на слово, послушайте, что должен был сказать об этом Сам Иисус: "Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также" (Ин. 5:19). Иисус сказал, что Он не может делать ничего. Что-либо может произойти, только если Отец выражает Свою могущественную жизнь через Сына. Иисус ничего не сделал для Бога. Напротив, Он признавал Свое единство с Отцом, и Бог делал все через Иисуса Сам.
Иисус неоднократно заявлял, что Его поведение определяется не Им. Он ничего не делал независимо от Отца Своего — ничего. Обдумайте слова Иисуса в следующих примерах, взятых из Евангелия от Иоанна:
• "Я ничего не могу творить Сам от Себя" (Ин. 5:30).
• "Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня" (Ин. 7:16).
• “Я... ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю" (Ин. 8:28).
• "Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня" (Ин. 8:42).
• "Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить" (Ин. 12:49).
Вы улавливаете, в чем дело? Иисус жил, как обычный человек, совершенно беспомощный во всем, кроме того, на что уполномочил Его Отец. Он принял решение жить, всякий миг полностью полагаясь на Отца Своего небесного.
Двадцать веков спустя
ЕслиИисус как человек считал необходимым полагаться на выражение в Нем жизни Отца Его, то что побуждает нас полагать, что мы можем сами управиться со своими делами? Перед возвращением к Отцу Своему Он ясно объяснил ученикам, что они должны быть связаны с Ним так же, как Он был связан с Отцом. В Ин. 15 Господь использует метафору лозы и ее ветвей для иллюстрации того, как следует в будущем жить верующим. Он сказал:
"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (ст. 4-5, выделено автором).
Определяющим вопросом современной плодотворной христианской жизни служит осознание нашего единства с Христом. Он провозгласил, что мы ничего не можем сделать для Него. Таким же образом, как Отец явил Свою жизнь через Иисуса, и мы должны пребывать во Христе, позволяя Ему являть Свою жизнь в нас. Пребывать в Иисусе значит каждую минуту жить, полностью полагаясь на Его жизнь в нас, дабы мы были именно такими, какими Он призвал нас быть и делать то, к чему Он нас предуготовил. Не усложняйте вопрос о пребывании Его в нас. Под этим просто следует разуметь, что мы решили дать Ему возможность жить в нас во всякий миг нашей жизни.
Иисус вновь и вновь утверждал, что ничего из того, что Он делал, не исходит от Него. Первопричиной Его поступков была жизнь Отца. Он жил жизнью другой Личности. Так же следует жить сегодняшним верующим. Каждый наш поступок должен исходить из пребывающего в нас Христа. Мы призваны не делать что-либо для Него, а просто обрести единство с Ним.