Божий способ завоевания иерихона
У меня не очень хорошо получается слышать Божий голос. Я часто понимаю Его неправильно, и уже научился прикрывать себя, чтобы не оказываться в неловком положении. Когда же Он действительно обращается ко мне (это часто происходит, когда я размышляю, пишу и веду диалог), в моей жизни бывают моменты, когда во время дискуссии или когда я что-то пишу, мое
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
сердце начинает биться немного быстрее. Такое чувство, словно кто-то включил духовные усилители с колонками, и я знаю, что мои слова загадочным образом создают формы вокруг того, что говорит Бог.
Однажды Он обратился ко мне, когда я размышлял над стихом из книги Притч 16:9: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его». Когда я исследовал значение этого стиха, Бог вступил со мной в диалог.
«Пит! — сказал Он. — Поздравляю! Твой способ взятия Иерихона совершенно логичен...» Возникла тяжелая пауза, во время которой я угадал, что будет сказано потом: «Единственная проблема, сын, заключается в том, что твой способ не работает». Я знал, что это было правдой. После восьми лет упорного труда и теперь, когда мы думали об объединении новых церквей, как бы усердно мы ни старались, как бы ни планировали, наши результаты были всего лишь малой частью того, что мы хотели увидеть. «С другой стороны, — с наслаждением продолжал Бог, — в моем способе взятия Иерихона нет СОВЕРШЕННО НИКАКОЙ ЛОГИКИ». Он подчеркнул каждое слово, явно с удовольствием улыбаясь иронии всего этого: «И все же (и это меня добило) МОЙ СПОСОБ РАБОТАЕТ!»
Поблагодарив Бога за этот потрясающий вотум доверия, я стал задумываться о том, что же метафора Иерихона могла означать на практике. Неужели я должен был отбросить здравый смысл и начать ходить вокруг стен и кричать? Должен признаться, что если бы я был вместе с Иисусом Навином у стен Иерихона, то посоветовал бы ему сделать лестницы, построить боевые машины или попытаться осадить этот город-крепость вместе с молитвенной стратегией? Я, наверное, отсоветовал бы Иисусу Нави-ну кричать на стены. В качестве военной стратегии крики никуда не годятся. Но дикий и странный голос Бога сказал Иисусу Навину поднять людей и повелеть им кричать — и, конечно же, стены рухнули. Сила крылась не в методе, сила заключалась в послушании Иисуса Навина. Бог не занимается бездумной раз-
ВЗЯТИЕ ИЕРИХОНА
дачей советов по сносу крепостных стен, Он хочет иметь взаимоотношения с теми, кто осмелится вопреки всему довериться Ему.
Какой же была Божья «иерихонская» стратегия для этой появляющейся культуры? Что же для армии молодых людей, которую я видел в Португалии, могло означать продвижение не воинством и не силой, но в ногу со Святым Духом? Я знал, что нам предстоит узнать еще что-то, но прошло время, прежде чем я уловил дикий голос Бога, подталкивающий меня к Его странной стратегии прорыва.
ПОГОНЯ ЗА ДИКИМ ГУСЕМ
Согласно Писанию ожидание Бога— это не пассивное, пустое состояние, а активный процесс, в ходе которого мы просим, ищем и взаимодействуем с Его Духом. Мы с Сэми знали, что пришло время начинать ожидать именно так; мы также знали, что пришло время нарушить несколько правил. Часто говорят, что в древней кельтской церкви символом Святого Духа был не одомашненный голубь, а дикий гусь17. Поэтому мы решили пуститься в погоню за диким гусем, следуя Божьему ведению, проехать по Европе, стремясь просто заводить друзей, весело проводить время и при всем этом прислушиваться к тихому голосу Бога.
Когда мы плыли на пароме через пролив Ла-Манш, то понятия не имели о том, что нас ждет впереди. Но сейчас, спустя несколько лет, мы совершенно четко видим, что Бог готовил нас к этому моменту. Те битвы, которые я вел в собственном сердце, —
16. Это английское выражение означает «сумасбродная затея, погоня за не
достижимым, за несбыточным»
17. Впрочем, ученый Иэн Брэдли оспаривает эту мысль в своей книге «Кель
тское христианство: создание мифов и погоня за мечтами» (Celtic Christianity:
Making Myths and Chasing Dreams). Он не находит ни одной ссылки на фразу
«дикий гусь» как на символ Святого Духа до появления Джорджа Маклеода,
который в двадцатом столетии основал Айонскую общину (lona Community).
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
растущее желание ожидать Бога, слушать Его голос и двигаться вперед только в силе Его Духа — эти желания, как мы теперь знаем, возрастали и в тысячах других сердец. Поколение с великим общественным делом слышало призыв к большей личной духовности, Божий призыв молиться.
Возможно, атеисты правы, и Бог — это всего лишь плод нашего развивающегося воображения. Если это так, то, выражаясь словами апостола Павла, «мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19)! Если Бога нет, тогда тот факт, что мы уже мобилизовали десятки тысяч человек на то, чтобы жертвовать сном и говорить со стеной посреди ночи, является верхом глупости.
Но если, — если! — Бог есть, тогда мы можем быть уверенны, что вступаем в контакт с величайшей силой во вселенной. И поэтому на протяжении многих лет упорной, жертвенной молитвы «мы не унываем...»
«... если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ' (2 Кор. 4:16-18).
ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗ КЕЛЛС
Пробуждение 1859 года в Ольстере (Северная Ирландия) глубоко коснулось девяти северных графств. Насилие на религиозной почве почти прекратилось, проституция и пьянство пошли на убыль. Одна пивоварня вынуждена была закрыться из-за падения объема продаж. Сто тысяч человек посвятили свою жизнь Христу. История гласит, что искрой, зажегшей этот огонь, стало пятничное молитвенное собрание, которое началось в 1857 году с четырех молодых людей в деревне Келлс. Первые три месяца на молитве были только эти четыре человека, но к 1859 году в приходе Баллимена проводилось по сто молитвенных собраний в неделю — по шестнадцать за ночь.
ВЗЯТИЕ ИЕРИХОНА
Бог снова и снова использует молодежь, чтобы помогать восстанавливать народы и формировать их судьбу. Это не утверждение надежды и не то, что Дитрих Бонхоффер назвал бы «мечтательным желанием». Это реальность исторического свидетельства, от которой нельзя отмахнуться. Молодежь находится в самом центре плана спасения.
Вы можете найти еще больше информации по этой теме на сайте www.redmoonrisingbook.comB разделе «Еще глубже».
ПУТЕШЕСТВИЕ
КАК ПЕРЕД БОГОМ
«Для Бога наши желания намного важнее, чем то, какими словами они выражены. Для ученого может быть естественным обратить внимание на точность ваших терминов, но Бог, прежде всего, обращает внимание на искренность вашей души. Нет другого такого места, где сердце должно быть более свободным, чем перед престолом милости. Там вы можете излить Богу всю душу, и это будет самой лучшей молитвой, какую вы можете вознести. Просите не о том, о чем вам велят просить люди, но о том, в чем вы испытываете нужду, о том, по чему Святой Дух возбудил в вас голод и жажду, — просите об этом». Чарльз Сперджен
(из проповеди «Молитесь, всегда молитесь»).
ПОГОНЯ ЗА ДИКИМ §
ГУСЕМ £
[Германия — Кения] Ш
CQ
Ш
«Д?* дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не
знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со
всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).
Парень из Лейпцига вырос, выкрасил волосы в синий цвет, проколол ухо и вдел туда английскую булавку и переехал в Дрезден. Именно там я и познакомился с ним. Он работал в ресторане в «готском» квартале города. Если Маркус Лагель и был христианином, то глубоко засекреченным. Тогда я ничего не знал о том, что он видел и пережил в Лейпциге на собраниях «Молитвы за мир». В тот вечер, находясь в немецком ресторане, я также совсем ничего не знал о том, что Бог приготовил для меня на следующий день, и как это соединит мою жизнь с жизнью этого парня с синими волосами и со многими другими, подобными ему.
Мы с Сэми и маленьким Хадсоном, пристегнутым к заднему сиденью машины, уже много дней путешествовали по Европе, продолжая свою «погоню за диким гусем» длиной в три тысячи миль. Первый день рождения Хадсона мы отметили одной свечкой на бельгийской булочке в доме южно-африкан-
ПОГОНЯ ЗА ДИКИМ ГУСЕМ
ского пастора, недалеку от Брюсселя. Оттуда мы отправились в Нидерланды, проехали Харлем и Амстердам и приехали в Германию.
Мы направлялись в Дрезден, потому что слышали о тамошней радикальной общине под названием «Крафтверк» (что значит «электростанция»), в которой было много обратившихся в веру панков. Пастором этой общины был бывший врач Карстен Вольф. Это показалось нам хорошим местом.
Когда мы прибыли в Дрезден, один из членов церкви радушно приютил нас у себя на диване, но когда мы проснулись на следующее утро, стало ясно, что Сэми плохо себя чувствует. Сейчас, оглядываясь назад, я знаю, что это было вызвано опухолью, которая росла у нее в голове и едва не убила ее. Из-за этого ее иммунитет и силы слабели с каждым годом.
За типично немецким завтраком, состоявшим из хлеба, сыра, колбасы и крепкого кофе, наш хозяин упомянул о том, что Гернгут — знаменитый дом моравских братьев — находился всего лишь в пятидесяти милях к востоку от Дрездена, и поинтересовался, не хотим ли мы съездить и посмотреть на него. Я знал эту невероятную историю молитвенного собрания, которое началось в Гернгуте в восемнадцатом веке и продолжалось сто лет, но совершенно не догадывался, что мы находились так близко от этого места. Сэми, которой нужно было отдохнуть в постели, велела нам ехать. Взяв с собой Хадсона, чтобы Сэми смогла спокойно отдохнуть дома, мы отправились смотреть Гернгут. В тот ясный и солнечный день я вышел из квартиры туристом, а вернулся паломником. Это было 30 июля 1999 года.
ГЕРНГУТ
Гернгут был основан моравскими братьями в 1722 году на территории поместья Бертельсдорф, принадлежавшего графу Цин-цендорфу. Сегодня это небольшая деревушка, расположенная на стыке трех стран — Германии, Польши и Чехии. Великолепный замок Цинцендорфа цвета охры, в котором некогда останавли-
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
вались такие люди, как Джон Уэсли, теперь заброшен. Мы прошли по безукоризненно ухоженным улицам, поднялись на молитвенную башню, возвышающуюся над окрестностями, и посмотрели надписи на надгробьях на кладбище. Мне стало ясно, что члены этой уединенной сельской общины были выпущены во все концы света подобно ракетам. На их памятниках упоминались Северная и Южная Америка, Гренландия и многие места Европы. Выходило, что сила молитвы превратила совершенно ординарную общину в экстраординарную группу первооткрывателей; оставаясь на этих тихих улочках и нежась под летним солнцем, эти необразованные мужчины и женщины коснулись концов земли.
После этого мы отправились в музей и увидели ту самую чашу Цинцендорфа, из которой моравские братья и по сей день по жребию выбирают библейские стихи для своих «Ежедневных текстов». «Ежедневные тексты моравских братьев» сегодня являются самой раскупаемой книгой в категории ежедневного духовного чтения. Желая посмотреть церковь, в которой началось то самое молитвенное собрание, мы проехали еще около мили до Бертельсдорфа. Там, в живописной церкви с красной крышей и рельефным двухъярусным шпилем, 13 августа 1727 года собрались верующие. Когда они посвятили себя единству, Святой Дух сошел так могущественно, что некоторые из прихожан, говорят, выходили из здания, шатаясь и едва держась на ногах.
Этот момент породил глубокое видение единства, молитвы и миссионерской работы по всему миру. Для моравских братьев это была не только кульминация процесса обновления (за три месяца до этого они составили «завет христианской жизни» — что-то вроде монастырских «жизненных правил»), но и начало движения, которому предстояло переписать современную историю. Я опустился на колени за одной из скамей и произнес короткую молитву, глубоко осознавая, что событие, происшедшее в этом здании почти ровно 272 года тому назад, и сегодня, в начале третьего тысячелетия, оказывает влияние на мою жизнь. Вскоре оно повлияло и на жизнь многих других людей.
ПОГОНЯ ЗА ДИКИМ ГУСЕМ
СИЛА НОРМАЛЬНОГО
По некоторым описаниям Гернгут предстает чем-то экстраординарным, «не от мира сего». Похоже, некоторые люди пережили здесь нечто чрезвычайное, и Бог могущественным образом обращался к ним. Что же касается меня, то в тот день я был поражен тем, каким обычным было все вокруг. Эта деревня не излучала радиоактивного сияния, и со мной не произошло ничего сверхъестественного. Я отправился туда просто потому, что мне было интересно, и в этот приятный солнечный день гулял там с сынишкой на плечах отчасти потому, что моя жена плохо себя чувствовала и хотела немного побыть одна. Наверное, я не самый способный парень в мире по части духовного различения. Когда я напрягаюсь и пытаюсь услышать Бога, то обычно ничего не слышу. Когда же я все-таки получаю слово от Господа, это часто происходит случайно, когда я занят чем-то другим. Именно так все и произошло: пока я просто бродил по Гернгуту, мне в голову пришла простая мысль. Не было ни скрипок в небесах, ни бородатых незнакомцев, бормочущих подтверждение — всего лишь мысль, которая не покидала меня.
Когда мы еще были дома, то знали, что Бог призывал нас молиться. Мы также знали, что у нас с этим было плохо. На этот призыв прилежно отвечала только горстка достойных «ходатаев», а большинству из нас было трудно даже посещать еженедельные молитвенные собрания. Каждый раз, вспоминая об этом, мы понимали, что это неправильно, и поэтому старались об этом не думать. Но голос Духа в последнее время становился все более настойчивым. Кроме того, у меня в ушах до сих пор звучали Божьи слова о взятии Иерихона...
«Возможно, в этой моравской модели непрекращающейся молитвы есть что-то такое, что могло бы помочь нам дома молиться побольше», — думал я. Что бы ни ожидало нас с Сэми в будущем, я не видел никакого вреда в том, что мы побудим людей больше молиться. Там, в Гернгуте, я зашел в моравскую часовню с незамысловатым интерьером в стиле шейкеров и подсчитал,
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
что требуется двадцать четыре часовых смены, чтобы заполнить молитвой весь день. Возможно, кому-то понравится молиться в предрассветные часы. Если в этой маленькой деревне из тридцати двух домов люди могли безостановочно молиться на протяжении ста лет, то подобная нашей церковь наверняка сможет протянуть хотя бы месяц. И если Бог смог коснуться мира из такого места, как Гернгут, быть может, Он сможет сделать это и из такого старого английского города, как Чичестер!
Эта мысль была совершенно новой. В каком-то смысле поездка в Гернгут подтверждала кое-какие обсуждения, которые имели место раньше.
КЕНИЯ
Майк Браван остался сиротой, когда ему было восемь лет, его родители погибли в автокатастрофе. За ним никто не захотел присматривать. Все бросили его, оставив бороться за выживание на улицах города Элдорет в Кении. На протяжении следующих шести лет Майк спал под грузовиками и ел то, что удавалось найти в мусорных баках. В поисках тепла и крова он часто приходил на городской автовокзал. Там же он научился воровать у пассажиров, ожидающих своего рейса.
Когда Майку было четырнадцать, ситуация стала еще хуже. Его друг, с которым они вместе жили на улице, погиб под колесами грузовика, под которым он спал, когда грузовик тронулся с места. Майк был огорчен новой утратой, и вскоре был арестован за воровство. К тому времени, когда Майка выпустили на свободу, он уже пытался покончить с собой. Неужели для такого беспризорника, как он, еще оставалась какая-то надежда?
Отчаянно ища надежду, Майк отправился на евангельское собрание на городской стадион. «Мне казалось, что Господь Иисус обращался лично ко мне», — вспоминал он. В тот вечер этот беспризорник-сирота посвятил свою жизнь Христу.
Майк продолжал жить на улице и, в конце концов, отравился
ПОГОНЯ ЗА ДИКИМ ГУСЕМ
найденными продуктами. Какие-то добрые христиане отвезли его в больницу, но его состояние было критическим. Все думали, что этот беспризорник умрет.
Однако у Бога был другой план, и в ту ночь некий «сияющий доктор» (как впоследствии рассказывал Майк) появился в изножье кровати умирающего паренька. Утром Майк проснулся и врачи были потрясены — он был полностью исцелен. После выписки одна христианская семья пригласила его жить к себе. Они научили Майка читать, писать и посоветовали ему вернуться в школу. Это было первым настоящим проявлением заботы о нем с того дня, как он потерял своих родителей.
Я встретился с Майком через восемь лет, когда ему было уже двадцать два года. Он учился в Англии и собирался открыть в Кении служение для таких же беспризорников, каким когда-то был сам. Я был потрясен его свидетельством и с изумлением узнал, что он уже основал церковь. Его модель насаждения церквей произвела на меня большое впечатление, и теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что этот молодой африканец гораздо лучше понимал «Божью стратегию взятия Иерихона», чем мы с нашей классной музыкой и умными книжками.
Подход Майка к насаждению церквей был инстинктивным и простым. Он собрал десяток друзей, и они молились сорок дней без остановки. Двоим из них, которые не имели работы, приходилось самим молиться большинство ночей, а также привозить других на их молитвенные смены в старой разбитой машине. Тем не менее, они это делали. Они просто полагали, что именно так нужно насаждать церковь.
Спустя сорок дней они пошли к людям и начали проповедовать[r1] . «В первый день совершенно ничего не произошло, — вспоминал Майк. - Мы не собрали толпу народа, и никто не принял спасение, потому что я был всего лишь бывшим беспризорником, а не могущественным белым человеком на стадионе». В то время, как мы были бы этим разочарованы, особенно после стольких молитв, Майк был настроен иначе. «Мы знали, что
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
добились прорыва после всех этих молитв, — вспоминал он с типично африканским отношением, — и нам нужно было просто продолжать двигаться вперед, пока это не произойдет».
На следующий день они снова вышли на улицу и снова стали проповедовать. На этот раз к ним привязался какой-то сумасшедший бездомный, который не давал им покоя, пока не посвятил свою жизнь Господу. Он стал их первым новообращенным, и происшедшая в нем перемена была настолько поразительной, что за ним последовали многие другие люди. Церковь Майка, основанная на молитве, быстро выросла, и теперь в ней было уже несколько сот человек, в том числе один местный политик.
История Майка заронила семя в мой разум. Еще до этой поездки кенийский пример Майка стал для нас обличением касательно постоянной молитвы, и мы обсуждали возможность проведения подобного сорокадневного марафона. Но теперь, когда я был в Гернгуте, эта идея стала еще реальней, чем когда-либо раньше. Постоянная молитва неожиданно перестала казаться нереальной или смешной. Фактически, она стала совершенно естественным делом для церкви.
Спустя всего лишь тридцать семь дней была зажжена свеча, от которой совершенно неожиданно зажглось новое моравское движение молитвы и миссионерства. Но прежде нам предстояло проехать на юг до Праги, потому что по пути Бог снова нас похитил...
ГЛУБЖЕ
ОБЕТ ЦИНЦЕНДОРФА
В школе граф Цинцендорф, лидер общины в Гернгуте, основал молитвенную группу под названием «Орден горчичного зерна». Члены этой группы давали торжественный обет, который определял их судьбу до конца жизни. Они обещали:
• быть добрыми ко всем людям
ПОГОНЯ ЗА ДИКИМ ГУСЕМ
• быть верными Христу
• нести Евангелие миру.
Каждый член ордена также носил кольцо с надписью «Никто не живет для себя». Чтобы больше узнать о Цинцендорфе, зайдите на сайт www.redmoonrisingbook.com.
ПУТЕШЕСТВИЕ
МОЛИТВА ЦИНЦЕНДОРФА
«Пусть будут еще тысячи тех, кто в предписанном им плане и пути и в тех повелениях, к которым Ты призвал их, не оставляя своего обычая поклонения и не создавая для себя новую церковь, покажут свою внутреннюю сущность, как мужи Божьи, как члены Твоего невидимого и истинного тела перед всем людьми ради Тебя. Аминь»
(Из «Девяти публичных лекций»).
ПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦЫ
[Чехия — Австрия — Румыния]
<
<
«ИЦарь скажет им в ответ: истинно говорю вам:
«так как вы сделали это одному из сих братьев Моих
меньших, то сделали Мне»» (Мф. 25:40).
НА СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО ПОСЛЕ НАШЕЙ ПОЕЗДКИ в Гернгут Сэми стало немного лучше, и мы выехали из Дрездена и отправились на юг, в столицу Чехии, Прагу. Но когда, спустя час, мы пересекли границу, то оказались совершенно не готовы к тому шокирующему зрелищу, которое предстало перед нами.
Мы ехали по извилистой лесной дороге. Сквозь кроны деревьев пробивалось солнце, и нам было хорошо. Мы, наконец, добрались до прекрасной Чехии — таинственной страны сказочных замков и живописных деревень. Дорога вышла из леса и вскоре должна была привести нас к городу под названием Дуби. На окруженной деревьями площадке для отдыха возле нескольких припаркованных машин, бесстыдно уперев руки в бока, стояла высокая стройная девушка. Из одежды на ней было только бикини. Ее вид сразу же вызвал в моем мозгу другой образ — витрины, которые мы видели несколько
ПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦЫ
дней назад в квартале красных фонарей в Амстердаме. И бикини, ji поза были такими же, только там девушка сидела за стеклом, вдали от сосновых лесов и чешской границы. Подъезжая к Дуби, мы видели все больше и больше девушек, стоящих на обочине и предлагающих дешевый секс водителям-дальнобойщикам, одиноким путешественникам и немецким бизнесменам.
Некоторые девушки стояли поодиночке; другие толпились у борделей и секс-шопов, расположенных вдоль дороги, улыбаясь и выставляя себя напоказ водителям проезжавших мимо машин. Нам с Сэми было просто противно ехать там, а Хадсон в то время плакал, не переставая. Нам уже приходилось видеть кварталы красных фонарей, а несколько дней назад в Амстердаме мы даже оказались в одном из самых знаменитых подобных мест. Как оказалось мы были совершенно не готовы к тому, что увидели в этом маленьком грязном пограничном городке Дуби здесь, в Чехии. Казалось, что каждая дверь, витрина и стоянка были насквозь пропитаны сексом.
Мне трудно передать то состояние потерянности и грязи, которое висит над Дуби. В этом нет ничего эротического, а лишь пустое, кричащее, бездушное и печальное эхо того, что могло бы быть. За каждым поворотом дороги мы обнаруживали новый набор продажных девушек. Нас не покидало зловещее чувство, что там не было пожилых людей, а каждая девушка, казалось, была проституткой. Нам потребовалось некоторое время, чтобы разобраться в этом, а не смотреть как на знакомую комнату, в которой чего-то не хватает. Вокруг были только проститутки и молодые парни - строители, мальчишки на велосипедах, несколько полицейских и сутенеры. Мне показалось, что у всех этих мужчин был виноватый вид. Наверное, я презирал их даже за то, что они здесь жили.
Мы продолжали свой путь, герметически закрытые в нашей красивой, сверкающей машине, и все инстинкты кричали: «Убирайтесь отсюда!» Парень, ехавший перед нами, буквально полз на своей машине вдоль бордюра; мне хотелось обогнать его, вы-
ГЛАВА ПЯТАЯ
жать газ и умчаться отсюда прочь, на чистое скоростное шоссе, по которому мы доехали бы до Праги, где нас ожидал номер с белоснежными, накрахмаленными простынями.
Но когда я нажал на педаль газа, то стал жертвой последнего фатального удара, означавшего, что мы еще не могли уехать из Дуби, удара, который сделал Дуби для меня и Сэми больше, чем просто воспоминанием. На обочине стояла одинокая фигура, а за ней простирался освещенный солнцем сельский пейзаж, словно золотое «аллилуйя».
Приближаясь к этой последней одинокой фигуре, мы могли различить ее обтягивающие белые леггинсы, белую футболку и обесцвеченные волосы. Белая как ангел. Она была последним лицом, мимо которого предстояло проехать, последними глазами, которые предстояло проигнорировать, последней частичкой Дуби перед чистой открытой дорогой. Но в ней что-то было не так. Что-то в этой последней одинокой фигуре беспокоило меня...
Пропорции ее тела были совершенно неправильными. Ее тело было слишком маленьким, глаза слишком большими, лицо слишком округлым. Когда мы проезжали мимо, я встретился с ней взглядом и понял, что передо мной была не женщина, а ребенок. Ей было не больше двенадцати лет, и она пряталась за толстым слоем косметики. Ребенок, притворяющийся женщиной для мужчин, которые любят молоденьких.
Выскочив на открытую дорогу, мы с Сэми с облегчением вздохнули, а Хадсон почти сразу же перестал плакать. Нам казалось, что даже воздух здесь был чище. Но затем знакомый голос начал обращаться к моей совести, и это вызвало внутри меня такую же знакомую борьбу. Если бы только мне удалось не обращать внимания на этот голос еще несколько миль...
«Нам нужно вернуться», - сказал я, вспомнив слова Тони Кам-поло. - «Мы должны купить этой девочке мороженое!» Сэми недоуменно посмотрела на меня: «Разве ты не видел того неприветливого парня, который наблюдал за ней из машины? Он, на-
ПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦЫ
верное, ее сутенер. Останавливаться с ребенком и со всем нашим багажом опасно. Кроме того, Хадди уже пора кормить!»
Понимая, что она была права, мы поехали дальше и нашли поляну для пикника. Но, сидя на траве, мы почти все время молчали. Мы оба были взволнованы тем местом всего в нескольких милях от немецкой границы, в котором только .что побывали.
Пока мы молча ели свой обед, во мне росла убежденность в том, что для нас с Сэми это был определяющий момент, момент истины, возможно даже момент суда. Такие моменты обычно происходят в нашей жизни, когда мы меньше всего этого ожидаем, но когда это происходит, наши действия и реакции рассказывают о нас все на много недель, месяцев или даже лет вперед. Это испытания, моменты божественного кризиса, которые китайцы называют «опасными возможностями». Я знал, что если мы в тот день уедем прочь от Дуби, я навсегда останусь отчасти лицемером и не смог)7 гарантировать иную реакцию в следующий раз. Как мы можем ехать из Гернгута в Прагу через Дуби и заявлять, что слушаем Бога, рассуждать об армии молодых людей и в то же время игнорировать нужды бедных рядом с нами? Я знал, что извинения, принесенные Богу вечером того же дня в Праге, окажутся запоздалыми.
Поэтому мы решили вернуться, найти эту девочку, купить ей мороженое и, возможно, позволить ей на минутку побыть ребенком, пока не появится следующий клиент. Эта затея была совершенно бессмысленной, но рациональному уму и молитва, и поклонение кажутся именно такими. Какими бы пустыми оказались мои завтрашние молитвы, если бы я не сделал этого сегодня!
Заставив себя развернуться и направиться обратно в Дуби, мы с Сэми стали обсуждать, как это лучше всего сделать, и в конце концов решили, что я пойду один — мужчина, который подойдет к девочке с простым подарком в знак любви, а не в качестве платы за похоть.
Остановившись у въезда в город, я выбрал две порции мороже-
ГЛАВА ПЯТАЯ
ного — одну для девочки, а вторую для ее сутенера. Я также купил в магазине самую большую коробку шоколадных конфет в форме сердца и самый большой букет цветов. Принимая от меня деньги, продавец подмигнул и сказал: «Вы, должно быть, по-настоящему влюбились, дружище!»
Но когда мы подъехали к стоянке, девочки там не оказалось. Мы подождали ее, но она так и не появилась. Неужели она сейчас была с мужчиной? Ее место заняла другая проститутка. Она была уже в возрасте, но притворялась молодой. Расстроившись, что упустили ту девочку, мы поехали дальше, высматривая ее и молясь о том, чтобы Бог направил нас.
Посмотрев на цветы и на мороженое, которое уже начало таять, я припарковал машину, внезапно почувствовав себя дураком. В зеркале заднего вида мне было видно один из множества публичных домов и двух женщин, которые стояли на улице, опершись на его стену. Возможно, они знают, где сейчас эта девочка, и скажут мне, если я опишу им ее.
Мое сердце выскакивало из груди, когда я вышел из машины и направился к ним. Я прошептал: «Боже, помоги мне смотреть на них так, как Ты смотрел на блудниц — чисто, в глаза и с любовью».
Я чувствовал себя глупо и неловко, приближаясь к паре чешских проституток с большим букетом цветов и коробкой шоколадных конфет в форме сердца. Они уже заметили, что я направляюсь к ним, и следили за мной. Мои конфеты явно позабавили их, и они уже приготовились перейти к делу. На долю секунды я заколебался, и они, словно по сигналу, начали демонстрировать себя и заигрывать со мной. У одной из них был средиземноморский загар, и она была в солнцезащитных очках 70-х годов.
Я спросил, говорят ли они по-английски, но они покачали головами. «Deutsch?»18— с надеждой поинтересовалась одна из них.
18. «Немецкий?» (нем.).
ПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦЫ
Я понял, что не смогу узнать у них о девочке. Но пока я смотрел на лица этих женщин и думал, что мне делать, мое сердце начало таять, как мороженое, которое я держал в руках. Вблизи они не казались бездушными, грязными или даже чем-то опечаленными. Они просто выглядели как люди, живущие в другом мире. Теперь уже было неважно, где была девочка со стоянки; я должен был обратиться к этим двум женщинам. Глупо улыбаясь, я вручил одной из них букет цветов, а другой большую, в форме сердца коробку шоколадных конфет. Женщины засмеялись взяли также и мороженое.
«Jesus Hebe du»19, — запинаясь, произнес я на ужасном немецком. Увидев на их лицах выражение недоумения, я повторил фразу еще раз. «А-а, — с пониманием произнесла девушка со Средиземноморья. - «Liebe. Liebe, ja?»20- и она начала соблазнительно подвигаться ко мне.
«Nein!»21 — воскликнул я немного поспешно. «Jesus, - Я произнес это слово медленно, указывая на небо, -Jesus, liebe...» — тут я указал на свое сердце, - du», — и показал на каждую из них.
Выражение их лиц медленно изменилось. Они показали на небо, затем посмотрели на свои подарки, а затем непонимающе посмотрели на меня. Флирт закончился, и я подумал, что теперь они улыбались по-другому. Я глупо улыбнулся им в ответ и пошел обратно по дороге, а Сэми, наблюдавшая за происходящим из машины, увидела, что девушки понюхали цветы, в недоумении обменялись парой слов и просто начали смеяться.
Уезжая с места этой абсурдной встречи, мы с Сэми почувствовали, что только что помолились молитвой, которая была угодна Богу. На сердце у нас стало легче, но мы до сих пор думаем о Дуби. Год спустя на первой странице «Нью-Йорк Тайме» появилась
19. «Иисус любит тебя» (нем.).
20. «Любит. Любит, да?» (нем.).
21. «Нет!» (нем.).
ГЛАВА ПЯТАЯ
статья об этом городе и его секс-бизнесе. В ней говорилось о том, что девушки из Болгарии, Беларуси, Украины и России приезжают туда, польстившись на обещание предоставить им работу, но становятся пленницами этого порочного ремесла, оказываясь по уши в долгах. Чтобы они не могли вернуться домой, у них отбирают паспорта. В статье также говорилось: «Если соскрести глянец, которым Дуби прикрывает секс-индустрию, вы обнаружите мир, полный насилия, ненависти, венерических болезней, отчаяния и детей-сирот, которых проститутки оставляют неподалеку, в детском доме в Теплице»22.
В статье также говорится о том, что имеются и случаи детской проституции.
Мы знали, что Иисус сделал бы больше, чем просто купил цветы. Он дружил с блудницами. Он сидел и ел с ними, а одной даже позволил помассировать Ему ноги. Он слушал и не боялся любить, несмотря на то, что могли подумать люди. Относясь к ним с достоинством, Он отказывался осуждать их за их грех и даже записал их имена в Писании.
МОЛИТВА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
В Евангелии от Луки (18:7) Он задает риторический вопрос: «Неужели Бог не восстановит справедливость для избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?» (пер. с англ.).
Существует важная связь между справедливостью и молитвой — особенно постоянной молитвой тех, кто подобно моравским братьям, «вопиют день и ночь». На пути к Праге детали головоломки медленно вставали на места, хотя в то время я этого не осознавал. Вчера в Гернгуте я своими глазами увидел, какое влияние люди могут оказать на мир своей усердной молитвой. Но сегодня в Дуби Бог неожиданно заговорил с нами о справедли-
22. «Нью-Йорк Тайме», 19 сентября 2000 г., «Чехия: на улицах Дуби полно публичных домов и проституток» (The New York Times, September 19, 2000: "Czech republic: Streets of Dubi Lined With Brothels And Prostitutes").
ПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦЫ
вости и милосердии, о том, что ходатайство невозможно до тех пор, пока мы не допустим, чтобы наши сердца разрывались от тех вещей, от которых разрывается Божье сердце.
Именно это и говорил пророк Исайя израильскому народу, который стал «супердуховным» и отделил свою молитвенную жизнь от неотложных вопросов справедливости в отношении бедных.
«Если ты будешь щедр с голодными и будешь отдавать себя обездоленным, тогда твоя жизнь засияет во тьме, и то, что было в тени, озарится солнечным светом» (Ис. 58:10, «The Message»).
Пророк Амос с очевидным гневом обличал лицемерие социально неактуальной духовности:
«Я терпеть не могу ваши религиозные собрания. Я сыт по горло вашими конференциями и съездами. Я не хочу иметь ничего общего с
вашими религиозными проектами, с вашими претенциозными лозунгами и целями. Меня тошнит от ваших методов сбора средств, вашего пиара и имиджмейкерства. Я больше не в силах терпеть вашу шумную эго-музыку. Когда вы последний раз пели Мне? Знаете, чего Я хочу ? Я хочу справедливости - океаны справедливости! Я хочу честности-реки честности! Вот чего Я хочу». (Амос 5:21-24, «The Message»),
По мере развития молитвы «24-7» у меня часто появлялся повод поразмышлять над симметрией этих двух дней: первого, проведенного в мирной деревне, которая была местом молитвы, и второго, проведенного совсем близко, но в месте, полном боли и разврата. Союз молитвы, миссионерства и справедливости должен был стать неотъемлемой частью нашего будущего, особенно когда начали открываться наши первые кельтские молитвенные дома. Но до всего этого было еще далеко.
«Араб» был своего рода легендой. Внешне это был совершенно обычный микроавтобус «Форд-Транзит» темно-синего цвета, который ездил по Восточной Европе. Обычно в нем находились
ГЛАВА ПЯТАЯ
трое беззаботных молодых туристов с Запада. На самом деле он был искусно переделан, чтобы на нем можно было перевезти тонну христианской литературы — Библии, Новые Заветы и трактаты — в страны, страдающие под гнетом коммунистической тирании. Библии прятали за двойными стенками, под двойным полом и даже в специальных полостях за фарами. На протяжении одиннадцати лет «Араб» совершал две-три поездки в месяц, проникая за «железный занавес» со стороны Австрии, чтобы доставить свой контрабандный груз преследуемым верующи