Какое право имел Соломон отдавать обещанную Господом, предназначенную для евреев землю - НЕЕВРЕЯМ (гоям)?

Тем более что это земля первоначально была назначена в удел колену Неффалимову

(Книга Иисуса Навина, глава 21 стих 32)

32 от колена Неффалимова город убежища для убийцы — Кедес в Галилее и предместья его, Хамоф-Дор и предместья его, Карфан и предместья его: три города

а евреям был Божий завет про сохранение целостности своих родовых границ (Левит, глава 25, стих 8-17)?

Евреи настолько серьезно относились к полученным при жеребьевке уделам, что даже ввели понятие -«юбилейный год» чтоб раз в пятьдесят лет проданные земли могли вернуться к своему настоящему владельцу. А тут на тебе, земли ради которых их отцы покинули Египет, раздаются «на сторону»!

***

Куда делись несметные богатства Соломона, что он вынужден расплачиваться израильскими землями?

Ну и опять сейчас фантазии…

По большому счету эта ничего не значащая сделка может и заслужила себе место где-нибудь в бухгалтерских книгах торговцев недвижимостью, но никак не в Божьем Послании. Но факт остается фактом. В Божьем слове упомянуто что галилейские города сменили хозяина и наше дело разобраться чем такое мелкое событие заслужило право упоминаться в одной книге с пророчествами Моисея и Божьими заповедями (я имею ввиду полностью все Писание, а не только Третью книгу Царств).

Допустим что в данном стихе не просто фиксируется событие, а пророк пытался одной строчкой выразить свое отношение к этим землям (к городам), объяснить как они докатились до такого состояния.

Мы получим следующее (опять же, подчеркиваю, что это только предположения):

как уже упоминалось, царь Тира у христиан ассоциируется с образом дьявола (Книга пророка Иезекииля, глава 27 стих 2)

(Книга пророка Иезекииля, глава 28 стих 2-15)

13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ….
15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.

и получается что города взятые Хирамом, Тирским царем, это города взятые если не самим сатаной, то кем то очень к нему приближенным. После тирского приобретения, земли Неффалимского колена иначе как «ЯЗЫЧЕСКОЙ Галилеей» или «страной тени смертной» никто уже и не называет

(Книга пророка Исаии, глава 9 стих 1)

1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

(Евангелие от Матфея, глава 4 стих 15)

15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

И смысл упоминания этой мелочной сделки можно увидеть в желании автора подчеркнуть причину упадка моральных устоев галилейских жителей и отклонение их от путей истинного Бога.

Галилеяне были в презрении у иудеев за их смешение с язычниками и нечистую религию. Поэтому неудивительно что в будущем, во время прихода Иисуса Христа, евреи с таким недоверием отнеслись к заявлению что из галилейских земель может явиться кто-то путевый.

(Евангелие от Иоанна, глава 7 стих 41)

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

Именно из земли с такой подмоченной репутацией наберет себе апостолов Иисус Христос

(Деяния Апостолов, глава 1 стих 11)

11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

апостола Филиппа (он был родом из Вифсаиды Галилейской)

(Евангелие от Иоанна, глава 12 стих 21)

21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

апостолов Андрея и Петра

(Евангелие от Иоанна, глава 1 стих 44)

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Кана Галилейская - родина другого апостола - Нафанаила

(Евангелие от Иоанна, глава 21 стих 2)

2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

В Капернауме (Галилейском городе) Иисус обрёл братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея (также и упомянутых выше - апостолов Петра и Андрея)

то есть почти все ученики Иисуса Христа (за исключением Иуды Искариота) имеют происхождение из земель которые прозвали – «Кавул», негодные земли.
(Третья книга Царств, глава 9 стих 13)

да и самого Иисуса называли - «Иисус Галилеянин» по месту его рождения, опять же в галилейском городе - Назарете

(Евангелие от Матфея, глава 26 стих 69)

69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

***

(Третья книга Царств, глава 9 стих 12)

Так кто же кому дал города, Соломон -Хираму или Хирам -Соломону?

(Третья книга Царств, глава 9 стих 12) 12 И вышел Хирам из Тира посмотреть города, которые дал ему Соломон, и они не понравились ему.   (Вторая книга Паралипоменон, глава 8 стих 2) 2 Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых  

***

Хирам какой то нелогичный, вот он упрекает Соломона за то что тот подсунул ему «негодные города»

12 … они не понравились ему.

и тут же отправляет ему сто двадцать талантов золота

14 И послал Хирам царю сто двадцать талантов золота.

В чем прикол?

Логично предположить что Хирам должен был послать Соломону гораздо больше золота за отданные ему города, но после того как убедился в их запущенности высылает всего сто двадцать талантов, по шесть талантов за город. Много это или мало – сто восемьдесят килограмм золота за город уже никто не узнает.

***

(Третья книга Царств, глава 9 стих 13)

13… И назвал их землею Кавул, как называются они до сего дня.

Чтобы сделать такое заявление - «называются они до сего дня» надо жить гораздо позже описываемых событий. Чтоб названное сгоряча имя местности успело стать нарицательным необходимо чтобы прошло, как минимум, лет сто.

Фраза «до сего дня» уже встречалась в восьмой главе когда шло описание переноса ковчега (Третья книга Царств, глава 8 стих 8)

(Четвертая книга Царств, глава 17 стих 23)

23 доколе Господь не отверг Израиля от лица Своего, как говорил чрез всех рабов Своих, пророков. И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня

Сейчас она повторяется и мы можем с уверенностью сказать, что автор описывающий перенос ковчега и молитву Соломона САМ, лично, при описываемых им событиях не присутствовал и писал либо с чужих рассказов либо с чужих заметок.

Ну и что с того? А то, что автор представляя в уме описываемое время видит его уже по своему и пишет опираясь на те традиции и обряды которые приняты у его современников. Из-за этого и возникают такие спорные моменты как происхождение коленопреклоненной позы Соломона, про которую говорят что она появилась только после вавилонского плена (типа не молились во времена Соломона на коленях) ссылаясь на ситуацию когда такого же поклонения требовали от трех еврейских пленников в Вавилоне..

(Книга пророка Даниила, глава 3 стих 5а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

5 в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.
6 А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем.

или что в стихе (Третья книга Царств, глава 8 стих 46)

46 Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую

а в стихе (Третья книга Царств, глава 8 стих 33)

сказано не ЕСЛИ они согрешат, а сразу «КОГДА», потому что дееписатель уже точно знал как поведут себя евреи в ближайшем будущем. И на основе подобных стихов некоторые исследователи делают вывод что что молитву Соломона дописывали уже после вавилонского плена (Третья книга Царств, глава 8 стих 47)

47 и когда они в земле, в которой будут находиться в плену,)

***

(Третья книга Царств, глава 9 стих 16)

16 Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой.

Вопрос про Газер уже поднимался при разборе (Третья книга Царств, глава 3 стих 1)

и поэтому я повторюсь. С чего бы это египетский фараон вместе с армией проделывает неблизкий путь от Египта до Израиля и сжигает еврейский город уже лет четыреста принадлежащий левитам и служащий городом - убежищем в Ефремовом колене?

(Книга Иисуса Навина, глава 21 стих 21)

20 И племенам сынов Каафовых, левитов, прочим из сынов Каафовых, по жребию их, достались города от колена Ефремова;
21 дали им город убежища для убийцы — Сихем и предместья его, на горе Ефремовой, Гезер и предместья его,

Пускай дальновидные израильтяне, вопреки приказу Господа об уничтожении Хананеев,

(Второзаконие, глава 7 стих 16)

16 и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя

и сделали жителей Газера своими данниками

(Книга Судей, глава 11 стих 31)

28 Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками, но изгнать не изгнал их.
29 И Ефрем не изгнал Хананеев, живущих в Газере; и жили Хананеи среди их в Газере [и платили им дань].

это не значит что город расположенный на территории Израиля и полностью подчиняющийся израильтянам не считается еврейским.

Да, Иисус Навин погорячился начав раздавать города которые еще не были завоеваны

(Книга Иисуса Навина, глава 21 стих 21)

21 дали им город… Гезер и предместья его,

(Книга Судей, глава 11 стих 31)

28 … изгнать не изгнал их.

но с тех пор прошло уже около четырехсот лет. Прошло время израильских судей с их народным ополчением, прошло время Саула с его трехсоттысячной армией

(Первая книга Царств, глава 11 стих 8)

8 Саул осмотрел их в Везеке, и нашлось сынов Израилевых триста тысяч и мужей Иудиных тридцать тысяч.

прошло время Давида с его блистательными военными успехами,

(Вторая книга Царств, глава 5 стих 25)

25 И сделал Давид, как повелел ему Господь, и поразил Филистимлян от Гаваи до Газера

(Первая книга Паралипоменон, глава 20 стих 4)

4 После того началась война с Филистимлянами в Газере. Тогда Совохай Хушатянин поразил Сафа, одного из потомков Рефаимов. И они усмирились

и вряд ли начиная войны с моавитянами и филистимлянами никто из царей не навел порядок у себя дома и не подчинил себе хананейский город?

А если подчинил, (как сказано в (Третья книга Царств, глава 4 стих 21)
21 Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его.

то за что же Соломону говорить «спасибо» Египетскому фараону если тот перебил его данников (и тем самым лишил налогов собираемых с этого города) и подарил ему, его же, Соломоновский, город, но уже изрядно разрушенный и пожженый?

16…и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой.

***

(Третья книга Царств, глава 9 стих 17)

17 И построил Соломон Газер и нижний Бефорон,

«Построил» - это, наверное, слишком громко сказано. Особенно по отношению к городам уже давным давно существующим.

(Первая книга Паралипоменон, глава 7 стих 24)

24 И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру.

(Книга Иисуса Навина, глава 18 стих 13)

13 оттуда предел идет к Лузу, к южной стороне Луза, иначе Вефиля, и нисходит предел к Атароф-Адару, к горе, которая на южной стороне Беф-Орона нижнего

гораздо точнее указывает на его заслуги Вторая книга Паралипоменон, глава 8 стих 5

где Соломон только «ОБСТРАИВАЕТ» Вефорон

5 Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний,

Зато если в (Третья книга Царств, глава 9 стих 17)

Соломон построил только нижний Бефорон, то в (Вторая книга Паралипоменон, глава 8 стих 5)

пишется что Соломон приложил руку как к нижнему, так и к верхнему городу

(Вторая книга Паралипоменон, глава 8 стих 5)5 Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, города укрепленные, со стенами, воротами и запорами,

***

(Третья книга Царств, глава 9 стих 19)

19 и все города для запасов, которые были у Соломона, и города для колесниц, и города для конницы и все то, что Соломон хотел построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле своего владения

Термин "города для запасов" напоминает ситуацию, которая была в Египте за некоторое время до Исхода.

(Исход, глава 1 стих 11)

11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь].

Там, чтоб ограничить рост популяции евреев, фараон придумал строить города запасов.

Сейчас же, Соломон оказавшись на месте фараона использует такую же тактику чтоб ограничить рост местного, ханаанского населения (как мы помним, строителями городов для Соломона в основном были потомки коренного населения)

(Третья книга Царств, глава 9 стих 21)

21 детей их, оставшихся после них на земле, которых сыны Израилевы не могли истребить, Соломон сделал оброчными работниками до сего дня

Ну и правильно. Ханаанцев то бог не наказывал. Под его удары попадали в основном евреи, а аморреи да ферезеи в это время спокойно размножались и усилились настолько, что стали представлять угрозу израильтянам. Для снятия этой угрозы Соломону и пришлось принять меры по притеснению коренных народов.

В общем ситуация с Египтом повторяется, но только в зеркальном отображении.

***

(Третья книга Царств, глава 9 стих 22)

22 Сынов же Израилевых Соломон не делал работниками, но они были его воинами, его слугами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колесниц и его всадников

Евреи - работящие люди и Соломонова повинность по заготовке древесины на Ливане для них настолько в радость что и за работу не считается. Так, те тридцать тысяч человек отправленных на Ливан, вряд ли ехали туда в надежде побыть вельможами

(Третья книга Царств, глава 5 стих 13)

13 И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек.
14 И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. …

да и смотрителями побыть им было не суждено. Соломон уже набрал на эти должности более трех тысяч приближенных.

(Третья книга Царств, глава 5 стих 16)

16 кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу.

да и позже, при строительстве Милло, евреи будучи как бы «вождями колесниц и всадниками» пашут на строительстве наравне с хананеями.

(Третья книга Царств, глава 11 стих 27)

27 И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего.
28 Иеровоам был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова.

Так что может кто и был вельможей, но остальные работали и на строительстве и на лесоповале. Причем в таких условиях что одной из причин народного восстания Иеровоама явилась именно трудовая повинность наложенная на Израиль.

***

Соломон хоть и считался «мирным» правителем, но не чужды были Соломону и военные походы

(Вторая книга Паралипоменон, глава 8 стих 3)

Наши рекомендации