Так что от поступков Моисея тут ничего не зависело.
(в Библии подробно указана родовая линия Левия- Каафа - Амрама- Моисея.
Кааф вошёл ребёнком в Египет (1-е поколение) и позже родил Амрама (2-е поколение), Амрам родил Аарона и Моисея (3-е поколение). Но ни Аарон, ни Моисей не увидели обещанной земли. В землю обетованную вошли их сыновья (4-е поколение): Елеазар, сын Аарона
Некоторые вошли в обещанную землю в пятом поколении: Есром-Арам-Аминодав-Наассон-дети Наассона; некоторые даже в шестом - (Есром- Халев- Хур- Урий- Веселеил, но никто – в третьем.
***
Моавитяне, потомки сынов Лота, поклоняются другому Богу, что в принципе невозможно, так как Бог Единый, Вездесущий и Творец Всего Мира. Или возможно, но тогда данные установки ошибочны.
(Числа, глава 25 стих 1-2)
1 И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,
2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их
3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору.
(Второзаконие, глава 4 стих 4)
3 Глаза ваши видели [все], что сделал Господь [Бог наш] с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя;
***
Моисей не отрицает существование других Богов, он только превозносит своего Бога, как наиболее близкого к своему народу
(Второзаконие, глава 4 стих 7)
7 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?
***
Моисей еще раз напоминает, что когда Господь обращался к Израильтянам, то они слышали только голос, но не видели его самого.
(Второзаконие, глава 4 стих 12)
12 И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас
И запрещает создавать себе «изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,»
(Второзаконие, глава 4 стих 15-19)
15 Твердо держите в душах ваших, чтовы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18 изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом
***
Чистому душой и верному слуге Господа - Моисею не позволяется войти в обетованную землю за чужие грехи.
(Второзаконие, глава 4 стих 21)
21 И Господь [Бог] прогневался на меня за вас, и клялся, что я не перейду за Иордан и не войду в ту добрую землю
***
Я почему-то думал, что у Всезнающего и Всемогущего Господа нет понятия ЕСЛИ.
(Второзаконие, глава 4 стих 25)
25 Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов [твоих], и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо,
Моисей, скорей всего, неправильно записал слова Господа. И на самом деле они звучали так: «КОГДА же родятся у тебя сыны и сыны у сынов [твоих], и, …,»
Или еще вот здесь, сомнения как поступят сыны Израилевы в дальнейшем
(Второзаконие, глава 11 стих 27-28)
27 благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
28 а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.
***
Нигде не сказано о необходимости посредника между Богом и людьми – первосвященника Аарона. Моисея вполне достаточно.
(Второзаконие, глава 5 стих 27)
27 приступи ты и слушай все, что скажет [тебе] Господь, Бог наш, и ты пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять.
Бог знает все помыслы и мысли человека, если Господу будет необходимо, он обратится к тебе напрямую. Зачем нужны священники? Зачем Господу играть в «испорченный телефон»?
***
Опять идет выделение одного народа среди других. Народы не есть равные друг другу.
(Второзаконие, глава 7 стих 14)
14 благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем;
(Второзаконие, глава 4 стих 19-20)
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
20 А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно.
***
Я тоже так хочу! Города не строил, виноградники не садил, а иди и будешь есть и насыщаться. Господь введет (Второзаконие, глава 9 стих 3)
3 Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою,…
Полная халява за чужой счет
(Второзаконие, глава 6 стих 10-11)
10 Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил,
11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться
***
Причем праведность евреев тут ни причем, всему виной клятва которой поклялся Господь Аврааму, Исааку и Иакову
(Второзаконие, глава 9 стих 5-6)
5 не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову
6 посему знай [ныне], что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный.
***
Здесь указано что левитам нет земли среди сынов Израильских
(Второзаконие, глава 10 стих 9)
9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой.
Но в то же время израильтяне обязаны выделять им земли вокруг каждого своего города
(Числа, глава 35 стих 2-4)
2 повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам: Нав 21:2
3 города будут им для жительства, а поля будут для скота их и для имения их и для всех житейских потребностей их;
4 поля при городах, которые вы должны дать левитам, от стены города должны простираться на [две] тысячи локтей, во все стороны;
***
В который раз подчеркнуто ни в коем случае не употреблять кровь
(Второзаконие, глава 12 стих 23)
23 только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом;
***
Господь все-таки может искушать. Он специально дает возможность пророку явить знамение и осуществляет чудо чтобы проверить народ, тому ли Богу он поклоняется
(Второзаконие, глава 13 стих 1-3)
1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», —
3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей
***
Чем приглянулись евреи всемогущему Богу?
(Второзаконие, глава 14 стих 2)
2 ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле
(Второзаконие, глава 4 стих 19-20)
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
20 А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно.
Все-таки исход евреев из Египта был желанием Бога, а не самих евреев. Для чего Творцу собственный народ?
***
Если перед Богом все равны, тогда почему еврей должен оставаться чистым, а иноземец должен оскверняться мертвечиной?
(Второзаконие, глава 14 стих 21)
21 Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу,который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего.
***
Опять беспокойство по-поводу материального благополучия клана священников
(Второзаконие, глава 14 стих 21)
27 И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою.
28 По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих;
29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать
***
Раз в семь лет прощай долги ради Господа. Но только среди своих, иноземцев это не касается. Причем сказано не про иноверцев (что еще можно было бы понять), а именно - иноземцев. До чтения Библии я как то по другому воспринимал фразу «ближнему своему»
(Второзаконие, глава 15 стих 1-3)
1 В седьмой год делай прощение.
2 Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долги не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего];
3 с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.
Так что, есть различия между тем, чтобы давать деньги соплеменникам и иноземцам.
***
Господь рекомендует избранному им народу заниматься ростовщичеством для экономического господства над многими народами.
(Второзаконие, глава 15 стих 6)
6 ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, иты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать
***
Прекрасный стих о помощи ближнему своему. Прекрасный если б не приведенные в предыдущих стихах различия между своим и чужаком (Второзаконие, глава 15 стих 1-3) (Левит, глава 25, стих 39-46)
(Второзаконие, глава 15 стих 10-11)
10 дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками;
11 ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей
***
Три раза в год, евреи обязаны приносить дары.
(Второзаконие, глава 16 стих 16-17)
16 Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками,
17 но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе
***
Господь, устами Моисея, не только предостерегает о служении другим Богам, но также запрещает поклоняться и служить воинству небесному.
(Второзаконие, глава 17 стих 3)
3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
(Второзаконие, глава 4 стих 19-20)
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
Почему? Ведь это ж помощники самого Бога
(Третья книга Царств, глава 22 стих 19)
19 И сказал [Михей]: [не так; не я, а] выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;
(Евангелие от Луки, глава 2 стих 13)
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
(Псалтырь Псалом 32 стих 6)
6 Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их:
***
Слово священника – превыше всего
(Второзаконие, глава 17 стих 12)
12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, — и так истреби зло от Израиля
***
Иноземец не может быть царем над евреями, так как он не брат тебе
(опять свои – это братья, чужие – это иноземцы)
(Второзаконие, глава 17 стих 15)
15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе
***
Господь обещает приход пророков.
Пророк обязательно должен быть из среды евреев
(Второзаконие, глава 18 стих 18)
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему
***
чтоб быть Божьим пророком, знамение должно исполниться
(Второзаконие, глава 18 стих 21)
21 И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?»
22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его.
***
У Господа явная ненависть к народу Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, [и Гергесеев,].
при войне с другими народами Господь завещает только убить всех мужского пола, а остальных можно взять в плен.
(Второзаконие, глава 20 стих 13-15)
13 и когда Господь, Бог твой, предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча;
14 только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь, Бог твой;
15 так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих.
Но как только идет упоминание о народе Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, [и Гергесеев,] то не оставляй в живых ни одной души.
(Второзаконие, глава 20 стих 16)
16 А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души
17 но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, [и Гергесеев,] как повелел тебе Господь, Бог твой
***
Господь не только поддерживает Израильтян в войне против народов заселяющих землю обетованную, но и явно благословляет их на захватнические войны
(Второзаконие, глава 20 стих 13-14)
13 и когда Господь, Бог твой, предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча;
14 только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь, Бог твой;
***
Почему (Второзаконие, глава 21 стих 23)
…ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве],
***
Это к вопросу о многоженстве (Второзаконие, глава 21 стих 15)
15 Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой,
***
Я балдею. Только что Моисей зачитывал Божеские откровения по поводу истребления народов и тут же указания делать себе кисточки на покрывалах!
(Второзаконие, глава 22 стих 12)
12 Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься
Весьма важный закон.
Покрывалом Моисей называет талит (та́лес) молитвенное покрывало. Талес обычно делают из овечьей шерсти. Обычный размер талеса — 1 х 1.5 метра. В его 4 угла вдеты кисти цицит. Приказ понятен, смысл нет.
***
(Второзаконие, глава 22 стих 9-11)
9 Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника [своего].
10 Не паши на воле и осле вместе.
11 Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.
***
Опять Господь «чмырит» Аммонитян и Моавитян.
(Второзаконие, глава 23 стих 3-4)
3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки
Причина мягко говоря натянута, типа они плохо встретили пришедших
(Второзаконие, глава 23 стих 3-4)
4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя
хотя к египтянам (у которых евреи были в рабстве) такого предвзятого отношения нет
(Второзаконие, глава 23 стих 7)
7 Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его;
8 дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне.
причем следует напомнить что египтяне четыреста лет гнобили евреев в рабстве, поклонялись другим богам и хотели убить израильтян (если б Бог не сделал море сушею то им бы это удалось), а моавитяне всего лишь испугались этой армады
(Числа, глава 22 стих 3)
3 и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых.
4 И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую…
но ничего не смогли сделать, (единственная их надежда на волхва Валаама, провалилась по указанию Бога). Разве не дружелюбно встретили моавитяне пришедших евреев? Моавитяне (потомки Лота и его дочерей) не выступали против евреев армией и не воевали с ними и даже приглашали к жертвам богов своих.
(Числа, глава 25 стих 2)
2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их
***
Обособляются евреи от прочих народов. В очередной раз Господь подчеркивает убогость иноземцев и братство евреев
(Второзаконие, глава 23 стих 20)
20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.
***
Ничего страшного в разводе мужа и жены закон не видит
(Второзаконие, глава 24 стих 1)
1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего
Первый муж ( который дал ей развод) просто не может взять ее в жены снова если она уже стала женой другого мужчины
(Второзаконие, глава 24 стих 4)
4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена…
***
(Второзаконие, глава 24 стих 7)
7 Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя
Предки евреев, основатели племен, дети Иакова выкрали и продали в рабство своего брата Иосифа.
(Бытие, глава 37, стих 26-28)
26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?
27 Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались
28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет
***
Ну и напоминание что бывает с теми кто сомневается в избранности левитов.
(Второзаконие, глава 24 стих 9)
9 помни, что Господь, Бог твой, сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта
Хотя Мариам ставила под сомнение свои возможности (может и я слышу Господа да только не обращаю внимания) и была не одна, а с первосвященником Аароном.
(Числа, глава 12 стих 2)
1 И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку,
2 и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь.
…
4 И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы троек скинии собрания. И вышли все трое.
В том случае Господь покарал Мариам проказою (Числа, глава 12 стих 10)
(Числа, глава 12 стих 10)
10 И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом…
***
Когда мужики дерутся, а женщина подойдет и схватит мужа за половой член, то ей надобно отсечь руку.
(Второзаконие, глава 25 стих 11-12)
11 Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного [из них] подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд,
12 то отсеки руку ее: да не пощадит [ее] глаз твой
***
Господь опять натравливает один народ на другой
(Второзаконие, глава 25 стих 17-19)
17 Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта:
18 как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;
19 итак, когда Господь, Бог твой, успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь.
***
Кто такой «отец мой был странствующий Арамеянин»?
(Второзаконие, глава 26 стих 5)
5 Ты же отвечай и скажи пред Господом, Богом твоим: «отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный