Сколько лет израильтяне находились в Египте? Около 215 лет.
Вот стихи где указан период пребывания в Египте.
(Исход, глава 12 стих 40-41)40 Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет.
41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью
(Бытие, глава 15 стих 13)13 И сказал Господь Авраму:знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
…
(Бытие, глава 15 стих 16)16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
(Послание к Галатам Святого Апостола Павла, глава 3 стих 16-17)
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
(Деяния Апостолов, глава 7 стих 6) 6 И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста.
Давайте разбираться. Из этих слов (Исход, глава 12 стих 40)40 Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет.
видно, что не все прожитые на чужбине годы прошли в Египте. Этот период начинается с того момента, когда Авраам, направляясь в Ханаан, перешел через Евфрат и оказался в земле Ханаанской
В «Послание к Галатам Святого Апостола Павла», глава 3 стих 16-17 говорится
(Послание к Галатам Святого Апостола Павла, глава 3 стих 16-17)
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
Значит, закон явился через 430 лет после того, как Бог заключил завет (дал обетование) с Авраамом и семенем его. Закон был дан у горы Синай через два с лишним месяца после Исхода из Египта.
(Исход, глава 19 стих 11 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую.
Обетование было дано Аврааму, когда ему было 75.
(Бытие, глава 12 стих 4)4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана
Это означает, что от времени, когда Аврааму исполнилось 75 лет до Исхода прошло 430 лет.
Через 25 лет после заключения завета, в возрасте 100 лет, Авраам родил Исаака.
(Бытие, глава 21 стих 5)5 Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.
Еще через 60 лет Исаак родил Иакова.
(Бытие, глава 25 стих 26)26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки]
Когда Иаков вошёл в Египет, ему было 130 лет
(Бытие, глава 47 стих 9)9 Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их
Таким образом, от времени заключения завета до вхождения в Египет 25+60+130= 215 лет.
И, если от завета с Авраамом до закона – 430 лет, и 215 лет прошли до входа в Египет, значит, в Египте евреи находились 215 лет. Это время закончилось исходом евреев из Египта
(Исход, глава 12 стих 40-41)40 Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет.
Проверяем.
В Библии указаны несколько родословных которые можно использовать при расчетах. Допустим что евреи находились в рабстве у египтян 430 лет. Тогда…
В (Исход, глава 6 стих 16-20) мы находим генеалогию Каафа,
(Исход, глава 6 стих 16-20)
16 Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон и Кааф и Мерари….
18 Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года.
20 Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея [и Мариам, сестру их]. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь
который вошёл в Египет с его дедом - Иаковом и отцом – Левием
(Бытие, глава 46 стих 11)11 Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари
В Египте Кааф родил Амрама. Амрам родил Аарона и Моисея, которые во время исхода были: Аарон 83 лет, Моисей – 80 лет
(Исход, глава 7 стих 7) 7 Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону.
Если мы предположим, что Кааф вошёл в Египет, будучи годовалым младенцем, и родил Амрама в год своей смерти, в возрасте 133 лет .
(Исход, глава 6 стих 18)18 …А лет жизни Каафа было сто тридцать три года.
И Амрам, в свою очередь, родил Моисея в год своей смерти, в возрасте 137 лет.
(Исход, глава 6 стих 20) 20 …А лет жизни Амрама было сто тридцать семь
То и тогда бы мы никак бы не получили 430 лет: 132+137+80= 349 лет. Как минимум, у нас не достаёт 81 года.
Также после Амрама Кааф родил Узиила.
(Исход, глава 6 стих 18)18 Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил.
сыновья Узиила вышли из Египта с Моисеем (Лев.10:4).
(Левит, глава 10 стих 4)4 И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, …
И здесь мы получаем ту же потерю времени.
Другой пример: как мы увидим ниже, Левий вошёл в Египет в возрасте 44-45 лет. Там он родил Иохаведу, которая стала матерью Аарона и Моисея
(Числа, глава 26 стих 59)59 Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левиина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариам, сестру их
(Исход, глава 6 стих 18)20 Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея [и Мариам, сестру их]. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь.
Если мы даже представим, что Левий родил Иохаведу в год своей смерти, в возрасте 137 лет (Исход, глава 6 стих 16)16 …А лет жизни Левия было сто тридцать семь
т.е. на 137- 44= 93-ем году пребывания в Египте, затем вычтем от 430 лет пребывания в Египте эти 93 года и возраст Моисея, когда он вышел из Египта (80лет) (Исход, глава 7 стих 7) 7 Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону.
(430-93-80=257) получается, что Иохаведа родила Моисея, будучи 257 лет. Такого не могло быть, потому что люди не жили в то время так долго, и рождение Исаака Саррой в возрасте 90 лет воспринималось всеми как чудо. Поэтому нам, как минимум, не достаёт 200 лет для того, чтобы заполнить 430-летний период.
Еще несколько фактов Библии:
1. Из 12 детей Иакова (Израиля) 11 были рождены в течение 7 лет. Мы знаем, что Иаков был на службе у Лавана 20 лет
(Бытие, глава 31 стих 38,40)38 Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел;
41 Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою
7 первых лет он работал, чтобы заполучить дочь Лавана, Рахиль, себе в жёны
(Бытие, глава 29 стих 18)18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.
По окончании 7 лет Иаков был обманут Лаваном и вместо младшей дочери Лавана - Рахили, он получил в жёны его старшую дочь, Лию. После этого он служил у Лавана ещё 7 лет
(Бытие, глава 29 стих 30)30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.
В течение этих 7 лет Лия родила Иакову 7 детей: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона и дочь Дину. Две служанки Лии и Рахили родили ему ещё 4-х сыновей. Позже всех Рахиля родила Иосифа. После рождения Иосифа Лаван оставил Иакова ещё на 6 лет
25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю;
Итого: 20 лет служения у Лавана
(Бытие, глава 31 стих 38,40)38 Вот, двадцать лет я был у тебя; …
Следовательно, разница в возрасте между старшим сыном Лии – Рувимом, и Иосифом была не более 7 лет, между Левием и Иосифом – не более 5 лет, между Иудой и Иосифом – не более 4 лет.
2. В 17 лет Иосиф был продан своими братьями в рабство
(Бытие, глава 37 стих 2)2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего.
(Бытие, глава 37 стих 28)28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет
Когда ему было 30 лет, он, за расшифровку сна о 7 урожайных и 7 голодных годах, был возведён фараоном в главного управляющего по всему Египту
(Бытие, глава 41 стих 46)46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской.
и женился на египтянке. В первые 7 урожайных лет, т.е. в возрасте 31-37 лет, Иосиф родил Манасию и Ефрема
(Бытие, глава 41 стих 50)50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
Во втором-третьем году голода Иаков со всем семейством пришёл в Египет.
(Бытие, глава 45 стих 6)6 ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;
(Бытие, глава 47 стих 1)1 И пришел Иосиф и известил фараона и сказал: отец мой и братья мои, с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них, пришли из земли Ханаанской; и вот, они в земле Гесем
Таким образом, во время вхождения Иакова в Египет Иосифу было (30+7 хороших лет +2 голодных года +?1) 39-40 лет. Значит, Рувиму было 46-47, Левию - 44-45 лет; Иуде - 43-44 года.
3. Иаков вошёл в Египет в возрасте 130 лет
(Бытие, глава 47 стих 9)9 Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их
со всеми своими детьми, которые к тому времени уже имели своих детей (Бытие, глава 46 стих 8-27) (Быт.46:8-27).
-Рувим (46-47лет) вошёл с четырьмя сыновьями (Бытие, глава 46 стих 9) (Быт.46:9), его второму сыну Фаллу могло быть приблизительно от 3 до 27 лет. Как мы увидим далее, Фаллу, скорее всего, было менее 10.
-Левий (44-45 лет) вошёл с тремя сыновьями (Бытие, глава 46 стих 11), его среднему сыну Каафу могло быть также от 3 до 25 лет. Как мы увидим далее, Кааф, скорее всего, был очень мал: менее 10 лет.
-Иуда (43-44 года) родил к тому времени 5 сыновей (Бытие, глава 46 стих 12) его 4-ый сын Фарес (20-23 лет) уже имел двух сыновей. Старшему сыну Фареса, Есрому, могло быть от 2 до 6 лет.
-Иосиф (39-40 лет) родил старшего сына Манассию в возрасте 31-36 лет (в течение первых 7 лет изобилия), а значит, во время прихода Иакова Манассии было от 3 до 8 лет.
Чтобы определить, как долго израильтяне были в Египте, мы рассмотрим генеалогию 4-х сыновей Иакова: Рувима, Левия, Иуды и Иосифа («род.» значит: родился; одна клеточка – это 10 лет). Если предположить, что первый сын мог быть рождён от мужчины 20-70 летнего возраста, то картина рождений могла выглядеть примерно следующим образом:
Используемые в таблице стихи:
(Бытие, глава 46 стих 8-27)
(Исход, глава 6 стих 18) 18 Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года.
(Исход, глава 6 стих 23) 23 Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара
(Исход, глава 7 стих 7)7 Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону.
(Исход, глава 6 стих 25) 25 Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену одну из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса. Вот начальники поколений левитских по семействам их
(Левит, глава 10 стих 4) 4 И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан.
(Числа, глава 1 стих 7) 7 от Иуды Наассон, сын Аминадава
(Числа, глава 16 стих 1) 1 Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы,
(Числа, глава 27 стих 1) 1 И пришли дочери Салпаада, сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина из поколения Манассии, сына Иосифова, и вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца;
(Числа, глава 27 стих 3) 3 отец наш умер в пустыне, и он не был в числе сообщников, собравшихся против Господа со скопищем Кореевым, но за свой грех умер, и сыновей у него не было
(Первая книга Паралипоменон, глава 2 стих 6-7) 6 Сыновья Зары: Зимри, Ефан, Еман, Халкол и Дара; всех их пятеро.
7 Сыновья Харми: Ахар, наведший беду на Израиля, нарушив заклятие
(Книга Иисуса Навина, глава 7 стих 18) 18 велел подходить семейству его по одному человеку, и указан Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина
(Первая книга Паралипоменон, глава 2 стих 9-10) 9 Сыновья Есрома, которые родились у него: Иерахмеил, Арам и Хелувай.
10 Арам же родил Аминадава; Аминадав родил Наассона, князя сынов Иудиных
Бог сказал Аврааму: (Бытие, глава 15 стих 14, 16)
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом,
…
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась
Итак, сказано, что после рабства, Бог накажет народ, у которого евреи были в рабстве (это – 10 бед, посланных на Египет). Сказано, что в Египте будут жить три поколения евреев. Четвёртое поколение возвратится на обещанную землю.
Иаков вошёл в Египет со всеми своими сыновьями. Его поколение было завершено до входа в Египет. Его сыновья все уже были женаты и имели своих детей. Даже самый последний его сын –Вениамин уже имел 3 сыновей и 7 внуков.
Значит, начать отсчёт поколений нужно с тех, кто рос и родил детей в Египте. Это в приведённой Библией генеалогии – Кааф, Фаллу, Зара и Есром.
Кааф вошёл ребёнком в Египет (1-е поколение) и позже родил Амрама (2-е поколение), Амрам родил Аарона и Моисея (3-е поколение). Но ни Аарон, ни Моисей не увидели обещанной земли. В землю обетованную вошли их сыновья (4-е поколение): Елеазар, сын Аарона
(Числа, глава 20 стих 28) 28 и снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы.
и Герсон и Елиезер – сыновья Моисея
(Первая книга Паралипоменон, глава 23 стих 15)15 Сыновья Моисея: Гирсон и Елиезер
Кааф (1-е поколение) родил Ицгара (2-е поколение), Ицгар родил Корея (3-е поколение). Корей восстал против Моисея у горы Синай и был убит, однако его сыновья (4-е поколение) остались живы и вошли в обещанную землю
(Числа, глава 26 стих 10-11)10 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и Корея; вместе с ними умерли и сообщники их, когда огонь пожрал двести пятьдесят человек, и стали они в знамение;
11 но сыны Кореевы не умерли
Кааф (1-е поколение) родил Узиила (2-е поколение )
(Исход, глава 6 стих 18)18 Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года.
Его сыновья – Мисаил и Елцафан (3-е поколение) помогали Моисею в святилище
(Левит, глава 10 стих 4)4 И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан.
Однако, поскольку только Иисус и Халев остались живы после 40-летнего хождения по пустыне
(Числа, глава 26 стих 64-65) 64 в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской;
65 ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне, — и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина.
то в обещанную землю вошли не Мисаил и Елцафан, но их сыновья (4-е поколение).
Фаллу (1-е поколение) родил Елиава (2-е поколение). Елиав родил Дафана и Авирона (3-е поколение), которые поддержали восстание Корея в пустыне. Они не вошли в обещанную землю, но их сыновья вошли (4-е поколение).
Зара (1-е поколение) родил Завдия (2-е поколение), Завдий родил Хармия (3-е поколение). Хармий родил Ахана (4-е поколение), который вошёл в обещанную землю
(Книга Иисуса Навина, глава 7 стих 18) 18 велел подходить семейству его по одному человеку, и указан Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина.
Некоторые вошли в обещанную землю в пятом поколении: Есром-Арам-Аминодав-Наассон-дети Наассона; некоторые даже в шестом - (Есром- Халев- Хур- Урий- Веселеил)
(Первая книга Паралипоменон, глава 2 стих 18-20)18 Халев, сын Есрома, родил от Азувы, жены своей, и от Иериофы, и вот сыновья его: Иешер, Шовав и Ардон.
19 И умерла Азува; и взял себе Халев [жену] Ефрафу, и она родила ему Хура. 1Пар 4:4
20 Хур родил Урия, Урий родил Веселиила.
(Исход, глава 35 стих 30)30 И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина
но никто – в третьем. В Библии подробно указана только родовая линия Левия-Каафа- Амрама-Моисея, поэтому мы можем предположить, что именно она была принята как образец для отсчёта поколений.
Следовательно, евреи находились в Египте 215 лет и вошли в землю обетованную в четвёртом поколении.
Есть и другие стихи Библии, также проливающие свет на то, что 430-летний период включал в себя не только время пребывания евреев в Египте, но весь период начиная с отправления Авраама в землю Ханаанскую до самого исхода из Египта.
Так, в (Бытие, глава 15 стих 13)13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
и в (Деяния Апостолов, глава 7 стих 6) 6 И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста.
говорится, что Бог сказал Аврааму: «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их 400 лет». Если евреи находились в Египте 430 лет, а Бог говорил о 400 лет, может Бог ошибся на 30 лет? Конечно, нет.
Это приоткрытие планов Божьих было не об Аврааме, но о его потомках. Господь говорит, что странствование потомков Авраама по земле не своей и их угнетение завершатся через 400 лет.
Однако о каких потомках Авраама шла речь? Когда пророчество было дано, у Авраама не было детей. Потом от служанки египтянки у Авраама был рождён Измаил. Потом родился его чудо-ребёнок Исаак, и Авраам не знал, считать ли ему его старшего сына своим потомком по праву первородства, или считать младшего сына своим преемником по чуду его рождения.
Только когда Исаак вырос и был отнят от груди, Бог указал Аврааму, что семя его не в Измаиле, но в Исааке
(Бытие, глава 21 стих 12) 12 Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;
(Значит, линия потомков Авраама была определена в тот день пира, который устроил Авраам в честь отнятия от груди Исаака.
(Бытие, глава 21 стих 8)8 Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди.
Итак, когда начались эти 400 лет для потомков Авраама? Если мы вычтем от данных 400 лет 215 лет египетского рабства, мы получим 185 лет. Попробуем отсчитать от входа в Египет назад 185 лет. Итак, Авраам родил Исаака. Исаак родил Иакова в 60 лет. Иаков, как уже отмечалось, вошёл в Египет в возрасте 130 лет: 60+130=190 лет, что на 5 лет более 185 лет. Значит, когда Исаак был признан Богом семенем Авраама (Бытие, глава 21 стих 12) 12 Но Бог сказал Аврааму: … в Исааке наречется тебе семя; ему было 5 лет.
5 лет кажутся довольно поздним сроком для отнятия от груди у женщины в девяностолетнем возрасте, но Сарра уж если заимела возможность воспользоваться Божьей благодатью то пользовала ее на всю катушку
таким образом, пророчество о 430 годах
(Исход, глава 12 стих 40) 40 Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет.
началось со времени, когда Бог заключил завет с Авраамом, и закончилось, когда еврейский народ вышел из Египта.
Пророчество о 400 годах
(Бытие, глава 15 стих 13) 13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
началось с того момента, когда 5-летний Исаак был признан наследником Авраама, его потомком, и завершилось также выходом из Египта.
Притеснение евреев начинается с насмехания Измаила (первого сына Авраама от служанки Агарь) над Исааком вторым сыном Авраама от Сарры
(Бытие, глава 21 стих 8-9)8 Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди.
9 И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком],
правда какое тут угнетение когда Измаил был сыном рабыни которую даже никто не спрашивал, хочет она детей от Авраама (Бытие, глава 16, стих 3)
3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, …и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
и с которой обращались как с вещью (Бытие, глава 16, стих 6)6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.
Кто посмел притеснять евреев находящихся под особым божественным контролем? Обижать евреев получили право только свои же братья и родственники. Египетский фараон которому Авраам «толкнул» Сарру был зачмырен Господом. Авимелаха, Всевышний также предупредил чтоб с уважением относился к прибывшим.
(Бытие, глава 12, стих 17)
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
(Бытие, глава 20, стих 17-18)
17 И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать;
18 ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову.
Авраама даже просят поклясться что ОН не обидит (что ты не обидишь ни меня, ни сына моего) никого из принявших его
(Бытие, глава 21 стих 22-23) 22 И было в то время, Авимелех с [Ахузафом невестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь;
23 и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь
Получается что Иаков был угнетаем своим братом Исавом, из-за которого ему пришлось покинуть отчий дом на 20 лет; и дядей Лаваном, на которого он работал эти 20 лет. Потом Иосиф был продан в рабство. Можно конечно сказать, что египтяне презирали евреев
(Бытие, глава 43, стих 32)
32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян.
Однако под настоящим угнетением были только правнуки Авраама, когда после смерти Иосифа египтяне начали порабощать евреев.
мне кажется, что недостатком такого результата (215 лет проведенных евреями в Египте) является также и то, что за этот срок евреи из привилегированных гостей
(Бытие, глава 45, стих 16-18)
16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.
17 И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш [хлебом] и ступайте в землю Ханаанскую;
18 и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее [место] в земле Египетской, и вы будете есть тук земли.
сумели опуститься до угнетенных рабов которых пришлось спасать из рабства
(Исход, глава 2, стих 23)
23 Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу
Нельзя забывать что еще 70 лет после прихода семьи Иакова в Египет они жили под патронатством главного «министра» Иосифа
(Когда Иосиф предстал перед фараоном, ему исполнилось 30 лет
(Бытие, глава 41 стих 46) 46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского.
потом было семь урожайных лет, и два голодных во время которых пришла в Египет семья Иакова то есть евреи пришли в место своего будущего рабства когда Иосифу исполнилось 40лет.
По крайней мере до его смерти евреи жили в хороших условиях. Таким образом, по крайней мере еще 70 лет евреи не были рабами.
Иосиф прожил 110лет
(Бытие, глава 50 стих 22) 22 И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.
110-40=70.
а властью Иосиф был наделен неограниченной. (Бытие, глава 41 стих 44) 44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.
То есть период рабства и притеснения от египтян длился около 135 (215лет нахождения в Египте минус 70 лет жизни при Иосифе)
Также за эти 215 лет нахождения в Египте евреи умудрились размножиться с 70-75 человек потомков Иакова
(Исход, глава 1 стих 5) Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте)
до 600 000 человек одних мужчин
(Исход, глава 12 стих 37) 37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей)
Вошло — семьдесят, вышло — шестьсот тысяч. Таким образом, будучи в угнетении популяция евреев увеличилась за два столетия примерно в десять тысяч раз.
Египтяне соответственно, не будучи в рабстве, должны были также размножиться и если допустить что на момент прихода Иакова в Египет население Египта составляло хотя бы миллион человек, то во время Исхода, евреев провожало примерно десять миллиардов египтян.
Спустя четыреста лет царь Давид еще раз пересчитывает израильтян
(Вторая книга Царств, глава 24 стих 9) 9 И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч
Всех вместе евреев оказывается один миллион триста тысяч человек способных к войне. То есть за 215лет египетского угнетения израильский народ увеличился в десять тысяч раз, а в последующие 400 с лишним лет жизни на землях обетованных только в два
***
Когда всех детей убивали, Моисей спасся чудом, но как спасся его родной брат Аарон?
Наверное можно дать и ответ. Аарон был тремя годами старше брата своего, Моисея, и мог проскочить возрастное ограничение фараона
(Исход, глава 7 стих 7)7 Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону.
***
Корзинку Моисея пропитывают асфальтом J
(Исход, глава 2 стих 3) 3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки
Я понимаю что пропитывали битумом, но воображение рисует асфальтоукладчик, каток и укрепленную асфальтом корзинку J
***
Моисея, по-сути, подкидывают сердобольной дочери фараона. Его не пускали по течению как принято считать, а поставили в тростнике у берега
(Исход, глава 2 стих 3) 3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки,
да еще и под присмотром старшей сестры Моисея - Мариам.
(Исход, глава 2 стих 4) 4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.
и поставили в месте где обычно моется фараонова дочь
(Исход, глава 2 стих 5) 5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее
В дальнейшем дочь фараона, наверное, и сама уже не рада была что сжалилась над подкидышем. Она нашла Моисея брошенным трехмесячным ребенком, взяла во дворец, усыновила и воспитала его как родного сына
(Исход, глава 2 стих 6) Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова]…
(Исход, глава 2 стих 10-11) … и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его
11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым]
Однако за свое милосердие была изрядно наказана так как посредством этого ребенка были «загноблены» ее родные, внуки и ее народ.
***
Если Моисея подобрала дочь фараона, то значит дворец фараона находится где-то недалеко от земли Гесем, где проживали евреи. И археологи не правы утверждая что фараон жил в Мемфисе (в среднем течении Нила),
***
Как охарактеризует данный поступок современный уголовный кодекс?
(Исход, глава 2 стих 12) Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.
скорей всего как «преднамеренное убийство», а не как «сделанное в состоянии аффекта».
***
Моисей (фактически беженец и уголовник) берет в жены дочь мадиамского (языческого?) священника – Рагуила он же Иофор и он же Ховав
(Исход, глава 3 стих 1)1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву
Тестя Моисея зовут Иофор в (Исход, глава 18 стих 12) принесИофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу …
(Исход, глава 2 стих 16) …[которые пасли овец отца своего Иофора].
(Исход, глава 18 стих 18)18 И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему,и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. [Спустя много времени умер царь Египетский.]
а в (Исход, глава 2 стих 18) его зовут Рагуил. И пришли они к Рагуилу, отцу своему…
(Исход, глава 2 стих 18) 18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?
и в Книге Судей упомянуты сыны тестя Моисеев, но тесть уже называется Ховавом, а национальность - кенеянин
(Книга Судей, глава 4 стих 11) Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника [тестя] Моисеева, и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса.
(Книга Судей, глава 1 стих 16) 16 И сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа
***
Иофор (он же Рагуил, он же Ховав) был мадианитянином, мадианином, потомком Авраама от его третьей (ну или второй официальной) жены Хеттуры через его сына Мадиана
(Первая книга Паралипоменон, глава 3 стих 1) 32 Сыновья Хеттуры, наложницы Авраамовой: она родила Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.
(Исход, глава 3 стих 1) 1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского.
но по Книге Судей сыны тестя Моисея называются кенеянами (Книга Судей, глава 4 стих 11) Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян,сынов Ховава, родственника [тестя] Моисеева,
(Книга Судей, глава 1 стих 16) 16 И сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа
может быть он изменил имя на Ховав, когда породнился с Израильским народом, выдав свою дочь за Моисея, и сменил национальность чтоб не попасть под горячую руку Моисеевых солдат когда они вырезали всех мадианитян
(Числа, глава 31 стих 7-9) 7 И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;
8 и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом [вместе с убитыми их];
9 а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу,
***
Далековато зашел Моисей со своими овцами от земель Мадиамских где он жил, до горы Хорив (Синай) километров двести будет.
(Исход, глава 3 стих 1)
1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву
Что он там вообще делал с овцами. Не сказать что окрестности горы Синай особо подходят для пастбищ.
***
Когда Бог заговорил с Моисеем из горящего куста то потребовал от Моисея видимых знаков поклонения
(Исход, глава 3 стих 5)
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая
***
Моисей боится смотреть на своего Бога
(Исход, глава 3 стих 6а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
6 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога
Авраам тоже пугался когда заключал сделку с Господом
(Бытие, глава 3 стих 6а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий
***
Почему Бог выбрал именно Моисея, ведь были же и старейшины – уважаемые всем племенем люди, и раввины, а Господь выбирает почему –то человека совершившего убийство.Вообще, чем руководствуется Бог при выборе того или иного пророка? Так не указывается почему был выбран Авраам или какими свойствами обладал Моисей. За что им такое предпочтение?
***
Бог все-таки может забыть, а потом вспомнить.
(Исход, глава 2 стих 24)24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом
***
Почему Бог не считает египтян своим народом. Разве не считается что все живое есть творенье Божье и пред лицом Господа все равны.
(Исход, глава 3 стих 10)10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
***
Когда Господь явился Моисею и приказал ему вывести народ Израильский, Моисей изо всех сил пытается отказаться от такой чести и не хочет быть «рупором» бога
Он «отмазывается» как может, придумывая новые и новые отговорки. Даже после демонстрации божеских чудес он отказывается говоря « я тяжело говорю и косноязычен»
(Исход, глава 4 стих 10)10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
Бог ему напоминает, что все органы чувств в его руках, и он всему научит Моисею, только иди выполни, что я тебе сказал. Но и тогда Моисей отказывается
(Исход, глава 4 стих 13)13 [Мои