Учебный курс «миссия христианина в профессии»
УЧЕБНЫЙ КУРС «МИССИЯ Христианина В ПРОФЕССИИ»
Модуль «Миссия в профессии» это обучающая программа, призванная сформировать богословские основы служения на рабочем месте, передать перспективы влияния и опыт преодоления вызовов миссии в профессии, а также практически оснастить верующих для эффективного личного служения и командной работы.
Ключевыми особенностями модуля являются его:
– фокус на личной мотивации и практическом применении библейских истин;
– ключевая информация в библейских, исторических, психологических и практически-прикладных сферах;
– набор инструментов, которые помогут построить собственную модель интеграции веры и работы;
– взгляд на человека и его профессиональную деятельность через призму Писания;
– практическая реализация движения «Миссия Христианина в профессии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Введение
ТЕМА 1: Богословие труда
Книга Бытия 2:1-3, 15
Вначале была работа
Бог – Творец
Человек – творец
Грехопадение и работа в повреждённом мире
ТЕМА 2: Слишком много работы. Слишком мало работыКнига Бытия – История Вавилонской башни. Евангелие от Луки 5:1-11
Чего я стою?
Работа показывает наших идолов и нашего Господа
Баланс работы и отдыха
ТЕМА 3: «Призвание» и «таланты»
Евангелие от Матфея 25:14-30
Трансформация терминов реформаторами
Христианская этика в профессии
Призваны к труду и Евангелию
ТЕМА 4 Вызовы профессионального мира и Господство ХристаПослание к Кол1:13-19
Карьера
Секс (и другие отношения на работе)
Женщины на работе: проблемы и трудности
ТЕМА 5 Как нам начать и откуда ждать помощи
Личная перспектива: формирование целостного мировоззрения
Община: поместная церковь
Единомышленники: инициативы христиан в профессии
Введение
Христианин на работе кто он– это не просто исполнительный и честныйсотрудник, который не имеет вредных привычек и не употребляет нецензурные слова. Быть христианином на работе означает что-то большее, чем только поиск возможностей для устной проповеди Евангелия.
Христианин на работе– это осознание своей причастности кБожьему труду по управлению миром, применение в своей жизни библейских принципов жизни, проявление Божьего образа и Его характера в своей профессии.
Мастерство, честность, взаимопомощь, дисциплина, творчество вдохновение на рабочем месте – это и есть проявление веры в Бога и реальная сила, приводящая в движение мир, а не просто зарабатывание денег с целью обеспечить себя и семью.
Если верующие не смогут найти духовного смысла своей работы, они неизбежно будут жить двойной жизнью: то, что они делают по утрам в воскресенье, останется вне связи с тем, что они делают в другие дни недели. Нам надо понять, что действия повседневной жизни духовны, и помочь людям соприкоснуться с Богом в мире, не где-то вне мира. Такая духовность выражается в принципе: «Твоя работа есть твоё служение».
Если вы христианин, стремящийся воплощать свою веру в профессиональной деятельности, вам приходится оценивать значение самых разных идей из подобного списка значений служения Богу на работе:
– Отстаивать социальную справедливость в мире;
– Быть самому честным и евангелизировать своих коллег;
– Просто умело исполнять свою работу;
– Трудиться из христианского побуждения прославлять Бога, стремясь в итоге оказывать соответствующее влияние на общество;
– Трудиться с благодарным и радостным сердцем, преображенным Евангелием, независимо от всех успехов и неудач;
– Делать то, что доставляет тебе величайшую радость и пробуждает страсть;
– Зарабатывать как можно больше денег, чтобы можно было проявлять величайшую щедрость.
Дополняют ли эти положения друг друга, или они на самом деле противоречат друг другу? Трудный вопрос, поскольку каждое из них, по меньшей мере, опирается на Библию. Если вы, допустим, христианин-сапожник или водитель – как ваше мировоззрение влияет на изготовленные вами ботинки или на то, как вы водите грузовик? Ответ не так прост.
Вывод: нам нужно построить свою модель через Священное писание интеграции веры и работы в вашей области, в наше время и на нашем месте.
Перед тем перейти к первой теме задам два вопроса на который нужно будет каждому ответить в течении дня.
1) Все ли профессии от Господа.
2) Что должен сделать Христианин чтобы впечатлить Бога когда предстанет пред ним.
ТЕМА 1: Богословие труда Книга Бытия 2:1-3, 15
Вначале была работа
Библия повествует о работе уже в тот момент, когда начинает говорить о чем-либо вообще, – вот насколько важен труд, без которого невозможно обойтись. Автор Книги Бытия говорит о работе Бога. Фактически, описывая величественный процесс создания мира, он помещает его в рамки обычной рабочей семидневной недели. А затем автор показывает нам, как люди трудятся в раю. Такое представление о работе, где она тесно связана с божественным упорядоченным творением и с замыслом человеке, уникально. Повествование о создании мира в Книге Бытия резко выделяется на фоне других древних космогоний. Во многих культурах есть мифы о том, что наш мир и история человека начались со сражения между разными космическими силами. В вавилонском рассказе о творении «Энума Элиш» бог Мардук побеждает богиню Тиамат и делает мир из частей ее тела.
Многие языческие мифы о сотворении мира повествуют о том, что существовал «первобог», который сотворил мир, но после сотворения либо устранился от своего творения, либо был устранён другими богами.
Древние греки, рассуждая о творении, в числе прочего, говорили разных «эпохах человечества», которые начинались с золотого века. Изначально люди и боги жили на земле в гармонии. На первый взгляд это напоминает историю Эдемского сада, но здесь есть одно очень яркое отличие. Поэт Гесиод говорил, что на протяжении золотого века ни люди, ни боги не трудились. Книга Бытие дает нам совершенно иную картину.
Бог – Творец
первых главах Книги Бытие Бог постоянно занят «работой».
Достойно внимания и то, что в первой главе Книги Бытия Бог не просто работает, но получает от этого удовольствие. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.… Так совершены небо земля и все воинство их» (Быт 1:31; 2:1). Бог находит плодысвоего труда прекрасными. Он отходит, оглядывает «все, что Он создал», и говорит: это «хорошо весьма». Вторая глава Книги Бытияпродолжает показывать, что работа Бога заключается не только в сотворении, но и в заботе о сотворенном. В отличие от языческих мифов, Бог продолжает трудиться, Он не устраняется и не устранён.
Это богословы называют работой «провидения». Бог создает людей, а потом заботится обо всем, что им нужно. Он создает мужчину (Быт 2:7), насаждает для него сад и поливает его (Быт 2:6, 8), творит для него жену (Быт 2:21-22). Другие главы Бытия остальные книги Библии показывают нам, что Бог продолжает заботиться о мире, что он орошает и возделывает землю (Пс.103:10-22), дает пищу всем своим созданиям, помогает страждущим и заботится о нуждах всех живых существ (Пс.144:14–16).
Человек – творец
Бог не только работает сам, но и посылает работников делать его дело. В 28 стихе 1-й главы Книги Бытия Бог призывает людей «наполнять землю и обладать ею». Слово «обладать» (или «покорять») указывает на то, что хотя все, созданное Богом, хорошо, во многом этот мир еще не завершен. Бог оставил в своем творении великий неиспользованный потенциал для его возделывания, и для его реализации нужен труд человека.
Многие места Ветхого Завета указывают на то, что шестидневная рабочая неделя с одним днем отдыха для всех, считая слуг и скот, отличали Израиль ото всех прочих народов. В Египте не было такого дня, когда бы цикл принудительных работ прерывался. Когда Моисей попросил дать людям время для поклонения, фараон ответил на это презрительно. Но Яхве «вывел их оттуда» и потому велел им соблюдать день субботний как «день остановки», который не только свидетельствует об их зависимости от Яхве, но также говорит о том, что они независимы от всех народов с их властями.
Быт.2:15 Бог помещает людей в сад, чтобы те «возделывали и хранили его». Косвенно это дает понять, что, хотя Бог трудится,заботясь о наших нуждах, мы также трудимся для него. Бог работает через нас. Псалом 126 стих 1 «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» говорит о том, что Бог строитдом (осуществляя заботу о нас) руками строителей.
Таким образом, в самом начале всего Бог работал.Труд небыл неизбежным злом, которое появилось позже, или чем-то таким, для чего были созданы люди, но что не относилось самому великому Богу. Нет, Бог трудился ради чистой радости труда. Можно ли было передать более возвышенные представления о работе? Также, очень важно понимать и то, что Бог создал человека для созидательного труда и труд является частью «образа и подобия» Бога в человеке.Бог –Творец. Человек также творит, поскольку Бог сделал нас своими соработниками. Как утверждал Мартин Лютер, псалом 144 говорит о том, что Бог питает все живущее, подразумевая, что Бог это делает через труд крестьян и других людей.
Баланс работы и отдыха
Сколько времени должен занимать труд? Что Библия говорит о границах для нашей работы и о правильном отдыхе?
Утверждение первое: «Сам Бог отдыхал после труда» (Быт. 2:2). Важно раскрыть сколько дней Бог работал в неделю и сколько отдыхал.
Многие люди ошибочно думают, что работа есть проклятие и что только какие-то другие вещи (безделье, семья или даже «духовный поиск») позволяют найти смысл в жизни. Библия показывает ложность этой идеи. Однако она не позволяет нам впасть и в противоположное заблуждение: считать, что работа есть единственный значимый вид деятельности человека, а что все остальное суть неизбежное зло, нечто такое, что позволяет нам «перезарядить аккумулятор», чтобы вернуться к работе. То, что мы знаем о Боге, не позволяет нам следовать этому заблуждению. Он не нуждался в восстановлении сил, но все равно отдыхал на седьмой день (Быт.2:1–3). Как существа, созданные по его образу, мы вправе думать, что отдых и те вещи, которые мы делаем на отдыхе, хороши сами по себе и дают нам жизнь. Жизнь не состоит исключительно из работы. Без работы нет осмысленной жизни, но нельзя сказать, что работа и есть смысл твоей жизни.
Вывод: Если ты сделаешь любую работу смысломсвоей жизни – даже если это служение в церкви, – ты создашь идола, который будет соперничать Богом. Твои отношения с Богом есть самая важная основа твоей жизни, и на самом деле они не позволяют ничему прочему – работе, дружбе и семье, отдыху и удовольствию – стать чем-то настолько важным, что вызовут зависимость и займут неподобающее место.
Утверждение второе: «Работа важна, но, разумеется, жизньею не ограничивается».
Крайне важно понять эту истину верно. В нашем падшем мире работа часто не приносит удовлетворения и утомляет, отсюда легко прийти к выводу, что лучше избегать труда или просто его терпеть.
Так возникает стремление, как можно быстрее завершить труд всей нашей жизни, чтобы можно было совсем забыть о работе. Такие установки в итоге только делают работу скучной и не приносящей удовлетворения. Когда я говорю: «Ненавижу работу!» – стоит помнить о том, что хотя работа с великой мощью напоминает (или даже его усиливает) о проклятии греха, лежащем на всем, сама она не проклятие. Мы были созданы для нее, она нас освобождает. Но когда мы чувствуем, что вся наша жизнь полностью поглощена работой, надо вспомнить и о должном отношении к пределам труда.
Вывод: Наилучшее начало для осмысленнойработы – это правильное Богословское представление о равновесии между работой и отдыхом. Нам важно работать много, активно, предельно вкладывая в труд все свои силы. После периода работы нам важно иметь правильный и полноценный отдых, следуя постановлению Библии о субботнем покое.
Есть мудрое правило раввинистической традиции: «Храни субботу и она будет хранить тебя». Работа – это благо. Но работа – это не Бог.
Вопросы для обсуждения:
Как наша профессия может стать препятствием для доверия Господу?(Когда придёт гордость я профессионал)
Как Бог может действовать через нашу профессию?(Творить чудеса) Что для этого потребуется от нас?(Доверится ему и делать так как он говорить)
Получается ли у вас поддерживать баланс между работой и отдыхом? Кому это сделать сложнее: человеку, который несёт служение в церкви (пастор, проповедник) или тому, кто работает на работе, которая напрямую не связана с церковным служением?
Что нам нужно, чтобы хорошо и эффективно отдыхать? (Выделить в своей жизни субботу)
ТЕМА 3: «Призвание» и «таланты» Евангелие от Матфея 25:14-30(Притча о талантах)
Карьера
«Что может сорвать миссию в профессии?», И спросив у вас ответы будут самыми разными. Но однозначно то, что существуют несколько классических угроз нашему христианскому призванию, которое мы стремимся реализовать на рабочем месте:
– карьерный рост, не ограниченный принципами,(любой ценой)
– сексуальная близость с коллегами,
– гендерное неравенство(разделение на разные социальные группы) и предвзятое отношение к сотрудникам-женщинам.
- поступать не по Писанию.
Конечно, утверждение «Наша сущность формируется Христом» звучит отлично. Но как это утверждение может звучать в профессиональном мире, заявляющем, что если ты не взбираешься выше, ты вылетаешь вон? Мы живём в обществе, где действуют принципы статусности и успеха. Успех может быть измерен разными показателями: деньгами, положением, властью, учёной степенью, количеством сексуальных партнёров. Но как нам, христианам, жить в этой «ярмарке тщеславия», когда нам заповедано «почитать другого выше себя» (Фил. 2:3)?
Безработица – это провал. Если ты потерял работу – ты «лузер». «Человек человеку волк». Карьеру нужно делать не «в белых перчатках». Цель оправдывает средства. Проявлять амбиции напор нужно уже на собеседовании, если ты хочешь получить работу. Именно эти моменты определяют контекст работающего человека сегодня.
Евангелии от Луки 12:13-21 Христос рассказывает притчу о глупце – богатом человеке, который копил сокровища в надежде обрести счастье. В 90-х годах ХХ столетия один из крупных западных банков опубликовал отчёт о своём пенсионном фонде. Цифры показали, что те, кто вышел на пенсию, достигнув руководящих постов в этом банке, получали свою пенсию в среднем два-три года после завершения своей активной трудовой деятельности. Причиной было не то, что им хватало денег. Нет. Они умирали. Просто умирали...
Давайте поставим три важных вопроса относительно христианина и карьеры:
Что Писание говорит о карьерном росте?
Нужно ли верующему человеку сегодня строить профессиональную карьеру?
Какие принципы должны формировать наше отношение к возможностям профессионального роста?
Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, нам нужно внимательно вдуматься в следующие истории из Библии.
Карьерный рост не является греховным процессом.
История Иосифа (Книга Бытие, 45 глава).
История Даниила и его друзей (Книга Даниила, 1 глава).
Притча о талантах (Матфея 25:14-30).
Возможность профессионального роста и карьеры не отрицается. Более того, притча о талантах говорит о том, что мы должны развивать и преумножать те способности, которые дал нам Бог. Вспомним понимание «талантов» реформаторами. Иосиф и Даниил всё время помнили об общей картине, а не только о своей карьере. Во всём происходящем (в успехе и в неудачах) они готовы были признавать Божью волю.
Но не Иосиф, ни Даниил не отказались от возможности роста, применения своих талантов, получения очень высоких государственных постов. Наверняка примеры их жизненных историй приходили на память слушателям притчи Христа о талантах. карьерном росте, который не является греховным процессом, грехом могут быть мотивы, ценности и методы.
Первом послании к Тимофею Павел делает радикальное заявление: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».
Эти слова Павла передают нам три очень важных момента: Покой, который приносит понимание того, что Бог контролирует ситуацию, и благодарность за любые Его дары и проявления – очень серьезное качества, которыемогут быть и должны быть приобретены верующим человеком.
Невозможно страстно желать славы, успеха, денег и при этом быть последователем Христа. Более того, это безудержное ибезграничное стремление приводит человека, в итоге, только к одному – жизненному разладу и страданиям.
Преуспевание – это то, чего Бог ожидает от человека.Павел чётко указывает, в чём нам нужно преуспевать: в «правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости». Важно то, что Послание написано молодому человеку. Именно перед молодыми людьми открываются многие возможности. В том числе – возможность карьерного роста. Желание достичь высот профессионального успеха испытывает, наверное, каждый профессионал. На примере истории о талантах мы можем сделать вывод: такое желание не грех, оно способно прославить нашего Господа.
На примерах историй Иосифа и Даниила мы понимаем:
нужно стремиться к тому, что бы искать во всём руку Божью (рассказать историю как Бог Благословил новым направление картошка, капуста)
Его волю, принимая и успех, и неудачи. Нужно думать о том, как карьера вписывается в Божий замысел творения
Божий замысел относительно конкретно нашей жизни. И в словах, которые Павел адресует молодому человеку, Тимофею, мы должны видеть главные принципы:
Община: поместная церковь
Филипп Янси в своей книге «Много шума из-за церкви» приводит хорошее сравнение церкви и школьного оркестра, в котором играют любители, а не профессионалы. Они фальшивят, не всегда попадают такт, но они играют МУЗЫКУ. Точно также и с церковью. Никто не может заменить для нас церковь в том ,что касается проповеди Евангелия и духовной поддержки. Мартину Лютеры принадлежат слова: «Без церкви мы нищие».
Несколько важных рекомендаций относительно церкви и работающего христианина:
Община учеников Христа, в которой проповедуется Евангелие, действует церковная дисциплина и совершаются таинства, является церковью. Она вмещает в себя всех людей, независимо от пола, возраста, расы, интеллекта, профессии. Это библейское понимание. Вот почему христианину-профессионалу не нужно создавать отдельную общину «евангельских христиан – учителей, или сапожников. Разнообразие внутри церкви является благословением, а не проблемой.
Мы рассматриваем нашу профессию как область нашего служения. При этом мы понимаем, что служение в церковной общине – это тоже призвание, и уважаем людей, которых Бог поставил пасторами, проповедниками, дьяконами. Мы стремимся помогать их служению в тех объемах, на которые у нас хватает компетенций, времени и сил.
Несмотря на то, что мы выбираем быть христианином «с понедельника по субботу», мы помним о важности Дня Господнего и без крайней необходимости не пропускаем воскресное богослужение.
Если ваша работа требует переезда в другой город или другой регион, сразу же думайте о церкви, частью которой вы станете на новом месте.
Мы воспринимаем церковную общину, как сообщество, в котором мы можем получать ободрение, наставление, обличение, а также и сами можем влиять на других в Иисусе Христе.
Сталкиваясь с вызовами профессионального мира, мы ищем помощи и ободрения в церкви. Мы верим, что поддержка может придти к нам через молитву в общине верующих, хлебопреломление, проповедь, беседу с нашими братьями и сёстрами во Христе, пасторскую помощь служителей церкви.
Всегда, когда у нас есть возможность и адекватный контекст, мы можем убеждать служителей церкви думать о работающих христианах и оказывать им поддержку. Почему бы, например, не сделать утренние богослужения не в 10, а в 11 утра для работающих жителей большого города?
Почему бы не делать несколько раз в году цикл проповедей призвании, профессии, служении на рабочем месте? Также мы можем говорить о группах для профессионалов в церкви.
Однако мы должны понимать, что наряду с поместной церковью, нам нужны единомышленники и поддержка «внутри» профессионального мира. Это понимание подводит нас к пониманию необходимости существования движений христиан – профессионалов и профильных сообществ. Именно поэтому и существует инициатива «Миссия в профессии», которая призвана объединить работающих христиан.
УЧЕБНЫЙ КУРС «МИССИЯ Христианина В ПРОФЕССИИ»
Модуль «Миссия в профессии» это обучающая программа, призванная сформировать богословские основы служения на рабочем месте, передать перспективы влияния и опыт преодоления вызовов миссии в профессии, а также практически оснастить верующих для эффективного личного служения и командной работы.
Ключевыми особенностями модуля являются его:
– фокус на личной мотивации и практическом применении библейских истин;
– ключевая информация в библейских, исторических, психологических и практически-прикладных сферах;
– набор инструментов, которые помогут построить собственную модель интеграции веры и работы;
– взгляд на человека и его профессиональную деятельность через призму Писания;
– практическая реализация движения «Миссия Христианина в профессии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Введение
ТЕМА 1: Богословие труда
Книга Бытия 2:1-3, 15
Вначале была работа
Бог – Творец
Человек – творец
Грехопадение и работа в повреждённом мире
ТЕМА 2: Слишком много работы. Слишком мало работыКнига Бытия – История Вавилонской башни. Евангелие от Луки 5:1-11
Чего я стою?
Работа показывает наших идолов и нашего Господа
Баланс работы и отдыха
ТЕМА 3: «Призвание» и «таланты»
Евангелие от Матфея 25:14-30
Трансформация терминов реформаторами
Христианская этика в профессии
Призваны к труду и Евангелию
ТЕМА 4 Вызовы профессионального мира и Господство ХристаПослание к Кол1:13-19
Карьера
Секс (и другие отношения на работе)
Женщины на работе: проблемы и трудности