Еще одна мудрость из мудростей Шариата
Эта мудрость состоит в том, что у каждого народа есть день и причина, по которой собирается весь этот народ, для того, чтобы проявилось их единство и многочисленность. И поэтому стал необходим выход всех, даже детей и женщин, в том числе незамужних и тех, у кого менструация – и они не участвуют в молитве, но принимают участие в благом.
И по этой причине пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлялся на праздник одной дорогой, а возвращался другой, чтобы жители всех улиц увидели многочисленность и единство мусульман. А так как основой в празднествах является украшение и пышность, стало желательным надевать хорошую одежду и бить в барабаны»[Такълис – это битье в барабаны и мероприятия при встрече правителя на их дороге. Я (аль-Албани) говорю: этим, шейх указывает на хадис, который приводит Ибн Маджа (1/391) и др. двумя иснадами, в одном из которых передатчик по имени Шарик – это сын ‘Абдуллаха аль-Кады, его память была слабой, а в другом Абу Исхак ас-Саби’и - он же стал путаться в конце жизни, и из-за этих двух причин имам ат-Тахауи посчитал эти хадисы неприемлемыми (2/209-210) . Пусть вернется к этому источнику тот, кто желает].
Сомнение и ответ на него
Из того, что было разъяснено ранее, ты узнал: молитва двух праздников на открытой местности – это сунна, и то, что на этом сошлись все имамы (если посмотреть на вопрос с практической стороны, как это разъяснялось ранее). Также, ты узнал, что в совершении ее на открытой местности за городом много мудрости и пользы, все из которых или большинство, не претворяются в жизнь при проведении этих молитв в мечетях или мечети. Поэтому необходимо мусульманам вернуться к сунне их пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и принимать участие в этом благе, помогая тем, которые заняты оживлением сунны в этих городах. Ведь, поистине, Рука Аллаха над единством мусульман, единством на сунне, а не единством на противоречии ей.
И не пристало разумному человеку говорить: «Поистине, в деле оживления этой сунны – разделение джама’ата мусульман, так как мусульмане итак разделились, проводя эти молитвы в разных мечетях вместо одной, а тут появится еще и третья группа, в которой мы не нуждаемся, наоборот мы нуждаемся в сокращении количества джама’атов, а не в их увеличении».
Наш ответ на это: поистине, не пристало мусульманину говорить подобные слова, потому что верующий не может согласиться с тем выводом, который напрашивается из этих слов. Потому что вывод этот состоит в том, что оживление сунны, о которой говорили все имамы так, как мы это разъяснили, становится причиной разделения мусульман и подрыва их единства. И достаточно лишь только представить это, чтобы понять ложность этих высказываний.
Напротив, та реальность, посредством которой мы поклоняемся Аллаху – это то, что невозможно объединить слово мусульман и их ряды, кроме как при возвращении к сунне. Это касается и того, что относится к сунне-действия, на которой был посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всю свою жизнь, и расстался со своей уммой, оставив ее на этом, и его праведные халифы также заменили его на этом.
А если ты хочешь близкий пример к сказанному, то взгляни на то, как мы совершаем сегодня праздничную молитву. Мусульмане сегодня разделились в этой молитве на множество небольших групп, каждая в своей мечети, противореча этим сунне. Если же мы захотим объединить их в единый джама’ат, то нет у нас возможности сделать это, кроме как, выйдя на просторное поле, которое вместит всех молящихся мужчин и женщин. На этом поле они бы все вместе совершили это великое поклонение, и это то, что приказывает сунна, и как же можно сказать после этого: поистине, при выполнении этой сунны произойдет разделение мусульман.
Да, конечно, в чем нет сомнения, так это в том, что оживление этой сунны обязательно приведет к появлению нового джама’ата, который оставит все эти мелкие джама’аты разделенными в своих многочисленных мечетях. Но, учитывая то, что целью этого джама’ата является объединение всех этих джама’атов в один единый, как это было во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и времена праведных халифов, появление и существование этого джама’ата просто необходимо. Ведь единство не появляется одним скачком, и не появляется, кроме как с зарождением этого джама’ата.
В основах нашей религии утверждено – «то, без чего невозможно выполнить обязательное, само становится обязательным». И эта основа еще крепче усиливает понимание необходимости существования этого джама’ата, потому что этот джама’ат на сунне, и цель этого джама’ата претворить в жизнь все грани понятия джама’ат, чего не скажешь о тех мелких группах.
И, возможно, кто-то скажет: «Непременно ответят этим призывающим много искренних мусульман, после того, как станет ясна им сунна, но ведь непременно останется большое количество людей, которые будут упорствовать на разделении по своим маленьким мечетям, противореча этим сунне и всем мазхабам. Этим самым цель объединения мусульман не будет достигнута».
Я отвечу им: да, действительно, так и произойдет, но в этом случае те, кто оживлял эту сунну и оставил людей перед выбором снимут с себя ответственность и порицание, и все это перейдет на тех, кто воспротивился.
А что же касается этого джама’ата, то его жизнь узаконена, ведь они на сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который, описывая качества спасшейся группы, сказал: «Это и есть джама’ат», и в другой ривае: «Это те, которые на том, на чем я и мои сподвижники»[Я (аль-Албани) говорю: иснад этого хадиса хороший из-за подобных подкрепляющих сообщений, его приводит ат-Тирмизи от Ибн ‘Амра и называет его хорошим, а ат-Табарани и другие приводят его от Анаса. И я привел это сообщение вместе с первой риваей (которая достоверна) в «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» № 204].
И тогда не повредят им те, кто будет им противиться, даже, если противящихся будет больше числом, ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не перестанет группа людей из моей общины быть явной на истине, ей не повредят те, кто оставит ее без поддержки, пока не придет повеление Аллаха, а они на этом» (Хадис достоверный, мутауатир, приведен также в «ас-Сильсиля ас-Сахиха», также см. «Мухтасар Сахих Муслим» №1095, и «Сахих аль-Джами’ ас-Сагыр» № 7166).
Ведь верующего не смущает малочисленность тех, кто идет по прямому пути, и не вредит ему многочисленность противников.
Сказал имам аш-Шатыби («аль-И’тисам» 1/11-12): «И это закон Аллаха в его творениях - то, что следующих за истиной мало в сравнении со следующими за ложью. Сказал Всевышний Аллах: «Большая часть людей не уверует, даже если ты будешь страстно желать этого»(С. Йусуф (12): 103)., а также: «Но среди моих рабов мало благодарных»(С. Саба (34): 13). И чтобы выполнил Аллах то, что Он обещал своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сказав, что возродится Ислам странным и чуждым для людей[Этим имам аш-Шатыби указывает на слова посланника Аллаха: «Появился Ислам необычным для людей, и возродится он также необычным, и Туба (дерево в раю – прим. пер.) тем странным и чуждым для людей, которые будут придерживаться этой религии». (хадис приводит Муслим и др., а также он приведен в «ас-Сахиха» № 1273).]. Ведь, поистине, не возникает чуждость, кроме как с уменьшением количества людей и их малочисленностью. И это тогда, когда благое, в глазах людей, превратится в порицаемое, а порицаемое в благое, и когда сунна превратится в нововведение (бид’а), а нововведение (бид’а) в сунну. И когда ополчатся против сторонников сунны с попреками и грубостью[Шейх аль-Альбани сказал: «Также как поступили с нами авторы книги «аль-Исаба», после того, как они запутались в своих же словах, доказывая свое мнение в нашем вопросе, сказали о нас: «И по сей день, мусульмане бережно относятся к своим молитвам и приказам своей религии, а это кучка людишек осмелилась порицать их и разделять их единство». Поразмышляй же, как призыв к сунне они превратили в разделение единства мусульман! И как сказал поэт: «Попыталась заразить меня своей болезнью, а сама от нее и померла».] также, как в первые времена ополчались против сторонников нововведений. И это из отвращения к нововведению и боязни распространения заблуждения, но Аллах не позволил заблуждению объединиться, и так будет до Судного Дня, и никогда не объединятся все эти группировки вместе в деле борьбы с сунной. Но, напротив, укрепление получат приверженцы сунны, и так, пока не придет веление Аллаха. Единственное, что постигнет приверженцев сунны, это то, что они не перестанут быть в борьбе и споре, защищая сунну на протяжении дня и ночи. И так будет каждый раз, как приверженцы заблуждений будут начинать свой бой, устанавливая вражду и ненависть, призывая приверженцев сунны смириться с нововведениями. И этим Аллах умножит многократно их награду и увеличит их почет».
Прошу Аллаха Всевышнего, чтобы Он укрепил нас на сунне и умертвил нас на ней.
Это последнее, что было облегчено мне собрать в этой спешке.
И хвала Аллаху – Господу миров!