Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро.

Это и есть явное испытание (или явная милость)»» (37 ас-Сафат, 103-106)

Ибрахим проявил свою покорность Воле Аллаха и свое послушание Ему. Он твердо вознамерился предать закланию своего сына и сделал всё для выполнения приказа Господа. Ему осталось лишь провести лезвием ножа по горлу Исмаила, но для Аллаха в этом не было никакой необходимости. Испытание, данное Господом Ибрахиму, было им выдержано и выполнено достойнейшим образом.

Согласно мнению большинства богословов, в жертву вместо Исмаила был принесён белый баран.

«Мы выкупили его (Исмаила) великой жертвой.

Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву» (37 ас-Сафат, 107-108)

В своих толкованиях некоторые комментаторы объясняют причину, из-за которой Великий Аллах решил именно так испытать Ибрахима. Они предполагают, что с появлением на свет Исмаила пророк Ибрахим воспылал к нему глубокими отцовскими чувствами, которые стали сильнее любви к Господу. Тогда Аллах пожелал с помощью такого рода испытания очистить душу Ибрахима от привязанности к земному творению. Он повелел ему принести в жертву того, кого Ибрахим любил больше всего. Когда же Пророк отдал предпочтение любви к Господу над земной любовью к сыну, вознамерившись принести того в жертву, причин для заклания Исмаила больше не было, ведь Аллах совершенно не нуждался в жертвенном даре. Так, испытание, через которое прошел пророк Ибрахим, доказало его нравственную чистоту и совершенную любовь к своему Создателю.

В иудейских и христианских Писаниях говорится, что Ибрахим приносил в жертву Исхака, своего сына от жены Сары. Исламские богословы категорически отвергают это убеждение иудеев и христиан и утверждают, что это мог быть только Исмаил. Хотя в Коране нет прямого указания имени сына, приносимого в жертву, но кто это был – легко понять из коранического контекста, где вначале говорится о вести для Ибрахима о выдержанном мальчике, потом идет рассказ о жертвоприношении этого мальчика в юном возрасте, а потом уже говорится о благой вести для Ибрахима – рождении сына Исхака. Очень интересный комментарий по этому поводу дал Мухаммад ибн Каб Аль-Карзи. Он сослался на коранический аят:

«Мы... обрадовали ее вестью о том, что она родит от своего мужа Ибрахима сына, которого назовут Исхаком. Он будет жить, и у него будет сын по имени Йакуб» (11Худ, 71)

Ученый отметил противоречие между тем, что Ибрахим вначале получил благую весть о том, что Исхак будет отцом Йакуба, а затем получил приказ принести Исхака в жертву, когда тот был в юном возрасте и, естественно, ещё не мог иметь детей. Такое противоречие в Божественном откровении исключено, а следовательно, приказ принести сына в жертву относился именно к Исмаилу.

Ангелы в гостях у Ибрахима

Весть о рождении Исхака

Предполагается, что пророки Ибрахим и Лут жили и проповедовали недалеко друг от друга, так как ангелы, посланные Всевышним Аллахом к пророку Луту, прежде чем посетить его, пришли к пророку Ибрахиму и принесли ему и его жене Саре благую весть о скором зачатии долгожданного сына.

Ангелы явились к Ибрахиму в человеческом обличии, приветствовали Пророка, и тот подумал, что это обычные путники. Будучи дружелюбным и гостеприимным хозяином, он приготовил им угощение - жирного жареного теленка. Но когда Пророк увидел, что гости даже не касаются еды, его охватил страх. Заметив тревогу Ибрахима, они успокоили его и признались, что не люди, а ангелы. Они убедили его, что нет причины бояться, и сообщили, что указанием Господа направляются к пророку Луту для наказания его безбожного народа. Жена Ибрахима стояла недалеко и слышала их разговор. Ангелы обрадовали ее благой вестью о том, что она родит от Ибрахима сына, которого назовут Исхаком, а у того будет сын по имени Йакуб. В недоумении Сара сказала, что это невозможно, ведь она уже стара, и муж – старик. Она даже стала шлепать себя руками по лицу и кричать, что у женщин, по обычаю того времени, служило выражением сильного изумления. Ангелы ответили ей, что в этом нет ничего удивительного, так как это веление Аллаха, а Его воле никто не может противостоять. В Коране эта история упоминается в нескольких сурах и описана следующим образом:

«Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть и сказали: «Мир!» Он сказал: «И вам мир!» – и поторопился, чтобы принести жареного теленка.

Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: «Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута».

Наши рекомендации