Эзотерические школы в будущем
Эти школы станут по-настоящему эзотерическими, ибо человечество будет уже готово. Будет пробуждаться и тренироваться более высокое сознание ученика, которого будут учить работать сознательно на духовных уровнях и действовать как душа в трёх мирах человеческой эволюции посредством высокоразвитой личности. Учеников будут готовить к посвящению, а посвященных -к более высоким, главным посвящениям. Упор будет делаться на правильном обращении с энергиями и силами, на мудрости как результате прилагаемого знания, на работе и планах Иерархии. Будет развиваться интуиция и будет происходить еще более высокое слияние - между духовным человеком и универсальным Единым.
Разделим то, что я хочу рассказать о школах, на следующие темы:
1. Некоторые определения эзотеризма.
2. Как формируется эзотерическая школа.
3. Фундаментальные истины, преподаваемые в новых школах.
Изучение этих тем позволит узнать, что такое эзотерическое учение, и поможет нам работать как эзотеристам, проходя необходимый тренинг и обучаясь правильно идти по ПУТИ. Лидеры и наставники нынешних так называемых эзотерических школ обязаны видеть факты, какими бы горькими они не были. Если они честны и искренни, то будут делать это охотно, приспосабливаясь к требованиям времени; они будут правильно оценивать свое место на лестнице эволюции и решать, куда направлять усилие. Ничто не может остановить осуществления иерархических планов, описанных выше. Те, кто не способен взглянуть на себя со стороны и правильно оценить свою работу, обнаружат, что их школы отвергаются; именно это и наблюдается сегодня повсеместно. А те, кто способен постичь ситуацию и провидеть будущее, будут двигаться вперед, добиваясь роста полезности, жизненно важной перестройки и более эффективного служения.
I. Некоторые определения эзотеризма
Слова "эзотерический" и "оккультный" означают "то, что скрыто". Они обозначают то, что находится за внешней видимостью и указывает на причины, которые производят явления и следствия; они связаны с тонким миром энергий и сил, которые вуалируются и скрываются всеми внешними формами. Эти слова относятся к тому, что необходимо узнать, прежде чем может быть развито посвящённое сознание.
В прошлом акцент ставился на субъективных, но всё же материальных силах (скрытых внутри человеческого существа), а часто и на психических способностях, таких как ясновидение и яснослышание, способность к которым человек разделяет с животными. В старых школах огромное внимание уделялось физической чистоте и очищению форм, посредством которых должна проявляться душа. Такое очищение по природе своей не эзотерическое и не является признаком эзотерического, или духовного, раскрытия. Это всего лишь чрезвычайно необходимый предварительный этап, ибо пока очищение не произведено, более серьезная работа невозможна. Физические дисциплины необходимы, полезны и должны соблюдаться во всех школах для начинающих. С их помощью неофит вырабатывает привычку к чистоте и выстраивает тип тела, необходимый ученику, приступающему к настоящей эзотерической работе.
Подобный элементарный тренинг позволяет неофиту смещать свое сознание из осязаемого мира повседневной жизни в тонкие миры личностных сил. Он становится осведомленным об энергиях, с которыми должен иметь дело, смутно ощущает, что за ними стоит, - душу в её собственном мире, Царстве Божьем.
Новые школы занимаются более глубокими эзотерическими ценностями. Они тренируют ученика работать как душа в трёх мирах, готовят его работать в группе Учителя в качестве давшего обет ученика. Большинство школ, принадлежащих к старому порядку, игнорировали этап интеграции личности и обретения знания жизни в трёх мирах, этап, в котором начинающий должен наставляться. Вместо этого они рисовали начинающему соблазнительную картину контакта с Учителем и группой Учителя, прежде даже, чем он становился координированным, когда он едва ли заслуживал эпитета "мыслящий", и до того как он устанавливал контакт с душой. Упор делался и делается на преданности: преданности наставнику в центре группы, преданности истинам, провозглашаемым наставником, преданности Учителю, а также на твердой решимости неофита заслужить титул "ученика" и иметь когда-нибудь возможность сказать: "Я знаю такого-то или такого-то Учителя". В то же время начинающему не дают подлинного представления об ученичестве и соответствующей ему ответственности. Новые формирующиеся ныне школы дают учащимся совершенно другие идеи и практикуют совершенно иные техники тренинга.
1. Эзотерическая школа — это школа, где обучают устанавливать связь между душой, духовным человеком и личностью. Вот главная линия приближения для учащегося, и контакт с душой становится его первым великим предприятием. Он узнаёт себя как душу и старается работать как сознательная душа, а не просто
как активная личность. Он учится контролировать и направлять свою низшую природу благодаря пониманию её состава, и изливать через неё свет, любовь и могущество души. Через выравнивание, концентрацию и медитацию он устанавливает постоянный контакт со своим внутренним духовным существом и приближается к тому, чтобы стать полезным служителем человечества.
2. Эзотерическая школа — это продолжение в физическом внешнем мире внутренней группы, или Ашрама, Учителя. Как индивидуального ученика учат рассматривать себя как канал для души и аванпост сознания Учителя, так настоящая эзотерическая школа является аванпостом субъективной духовной группы, или
Ашрама, обусловливаемой и впечатляемой Учителем так же, как ученик обусловливается и впечатляется своей душой. Такая группа, следовательно, находится в непосредственной связи с Иерархией.
3. Настоящая эзотерическая школа работает на четырёх уровнях служения и накопления опыта. Это позволяет ученику осуществлять всесторонний контакт с человечеством, используя всю свою оснащённость. В настоящих духовных школах, санкционируемых и поддерживаемых Учителями, обучают служению человечеству, а не внушают ученику необходимость быть в контакте с Учителем, как происходит в большинстве эзотерических школ старой формации. Контакт с Учителем зависит от степени и качества служения ученика своим ближним. Это обстоятельство часто упускается из виду наставниками, делающими упор на личных достижениях индивидуума и индивидуальном совершенствовании. Новые, формирующиеся сейчас школы учат людей утолять мировую потребность и духовно служить на следующих четырёх уровнях сознательной деятельности:
а. На уровне внешнего мира. Ученика учат жить нормально, практично, продуктивно и духовно в повседневном мире. Он отнюдь не капризный и не эксцентричный человек.
б. На уровне мира смысла. Ученика учат, почему и по какой причине имеют место такие-то происшествия и обстоятельства - как индивидуальные, так и универсальные. Следовательно, его учат действовать в качестве интерпретатора событий и носителя света.
в. На уровне души в её собственном мире. Это превращает ученика в канал божественной любви, поскольку природа души есть любовь. Он исцеляет и несёт в мир вдохновение.
г. На уровне Ашрама, или группы Учителя. Его учат сотрудничать с иерархическим планом по мере того, как последний постепенно ему открывается, и обретать знание, которое позволяет управлять некоторыми энергиями, вызывающими мировые события. Он, следовательно, выполняет цели внутренней группы, к которой причастен. Вдохновляемый Учителем и Его коллективом действующих учеников и посвященных, он несёт человечеству конкретное знание об Иерархии.
4. Эзотерическая школа тренирует ученика в групповой работе. Он учится отказываться от личных планов в пользу групповой цели - всегда направленной на служение человечеству и Иерархии. Он втягивается в групповую деятельность и - не теряя ничего от своей индивидуализированной, особо оснащённой подлинности - становится преданным исполнителем Плана, не допуская
никакой мысли о своем отдельном "я", если она может обусловливать его мышление.
5. Эзотерическая школа не зиждется на авторитете или требованиях признания и послушания со стороны наставника. Она не базируется на притязаниях некоего, как правило, заурядного человека на то, что он посвященный и по своему статусу уполномочен давать догматические установки. Единственным признанным полномочием обладает сама истина, интуитивно воспринимаемая и подвергаемая ментальному анализу и толкованию ученика.
Ученик, который (работая под началом одного из Учителей) учреждает эзотерическую школу, не имеет абсолютно никаких полномочий, кроме полномочия жить жизнью, как можно более близкой к истине, которую он несёт группе. Послушание, практикуемое в его группе учащихся, есть не что иное, как признание взаимной ответственности, совместной преданности групповому намерению и групповой цели, которые указываются групповым лидером в виде предложения, а не повеления. Авторитарные заявления, исходящие от наставника группы, любые с его стороны требования признания или требования беспрекословного послушания и верности от своих последователей свидетельствуют о нём, как о начинающем, простом стремящемся, полном благих намерений и побуждений. Они показывают, что он не ученик, которому поручена работа Иерархии.
6. Эзотерическая группа — это группа, где внимание уделяется целостному развитию ученика. Выстроенный характер и бескорыстное устремление считаются уже имеющимися, и никакого особого акцента на обычных добродетелях, таких как чистота внешней жизни, добрый нрав и свобода от самоутверждения, не ставится. Эти качества полагаются базовыми, в какой-то мере присущими, но дальнейшее их развитие рассматривается как личная проблема ученика, а не как проблема наставника и группы.
Ментальное развитие подчёркивается, чтобы ученик имел интеллектуальный, аналитический (а не критический) ум и обладал богатым и хорошо скоординированным ментальным оснащением.
Голова и сердце считаются одинаково значимыми и равно божественными. Именно с состояниями сознания людей повсеместно, независимо от их положения, расы и национальности, работает Иерархия. Учеников тренируют работать так же, чтобы в конечном счёте они сами становились Учителями Мудрости. Этого они добиваются, преодолевая все трудности и препятствия могуществом собственной души. Тем самым они освобождают кого-то из Учителей, активно действующих в мире, для другой, более высокой работы.
7. Эзотерическая школа, таким образом, является посредником, благодаря которому жизненный фокус ученика утверждается в душе; ни физический, ни эмоциональный, ни ментальный миры не являются для него главными сферами активности. Для него они - просто поле служения, а личность его становится тем инструментом, посредством которого служит его душа. Он учится работать исключительно с духовных уровней, сознание его стабильно центрируется в душе и в Ашраме Учителя. Эзотерическая школа обучает, как этого добиваться, как устанавливать контакт со своей душой, жить как душа, распознавать Учителя и работать в группе Учителя. Ученик изучает техники, посредством которых он может регистрировать впечатления от Учителя, отзываться на групповое намерение и тем самым становиться всё более восприимчивым по отношению к Плану, с которым Учитель или Ашрам дали обет сотрудничать. Его обучают, как действовать, чтобы поднимать сознание расы; он это делает осознанно, непосредственно используя свой тренированный ум, свою контролируемую эмоциональную природу и свой отзывчивый мозг. Он становится искусным в том, как исполнять трудную двойственную роль ученика - жить как душа в повседневном мире и сознательно сотрудничать с Иерархией.
Существует множество других определений эзотерической школы, но я выбрала самые простые, те, что следует уяснить прежде всего, чтобы продвигаться в правильном направлении. Шаг за шагом ученика ведут вперед по Пути, пока не наступает время, когда он готов к тем большим расширениям сознания, которые мы называем "Посвящениями". Тогда он начинает сознательно прокладывать Путь Посвящения, с которым эзотерические школы будущего будут знакомить широкую публику.
Этим и занята Школа Арканов, - исполнением семи данных требований, предъявляемых ко всем эзотерическим школам. Она не занимается, да и не занималась подготовкой учеников к посвящению. Она пытается тренировать учащихся устанавливать предварительные контакты и работать как настоящие служители в мире. Сегодня не существует истинной эзотерической школы, осуществляющей тренинг на посвящение. Те, кто такое утверждает, вводят общественность в заблуждение. Тренинг на жизнь ученичества, в академическом понимании, уже может проводиться. Тренинг на жизнь посвящённого пока ещё должен осуществляться индивидуально, через контакты в мире духовного бытия.