Об общественном и имущественном равенстве
Общество есть тело. Дело жизни в теле разделено между многими членами и поддерживается взаимодействием их стройным, верным, непрерывным:
Рим. 12:4. «Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,»
Рим. 12:5. «так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.»
Рим. 12:6. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;»
Рим. 12:7. «имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении;»
Рим. 12:8. «увещатель ли — увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.»
Дело жизни общественной разделено между многими, и только согласным и верным действием ее частей может созидаться общее благоденствие:
1 Кор. 12:14. «Тело же не из одного члена, но из многих.»
1 Кор. 12:15. «Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?»
1 Кор. 12:16. «И если ухо скажет: я не принадлежу к телу потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?»
1 Кор. 12:17. «Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?»
1 Кор. 12:21. «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.»
2 Тим. 2:20. «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.»
Рим. 9:20. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?""
Различных положений в обществе Слово Божие не уравнивает и различий между ними не уничтожает:
1 Кор. 7:20. «Каждый оставайся в том звании, в котором призван.»
1 Кор. 7:21. «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.»
Тит. 2:9. «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,»
Тит. 2:10. «не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.»
Христианство вводит равенство только о Христе Иисусе:
Гал. 3:27. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.»
Гал. 3:28. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.»
В гражданском же общежитии, как и в Церкви должны быть разные степени служения:
Рим. 13:1. «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога.»
1 Пет. 2:13. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,»
1 Пет. 2:14. «правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.»
Еф. 4:11. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,»
Еф. 4:12. «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.»
Христианство осуждает жестокосердых богачей, учит помогать бедным, голодным и больным людям, но требует при этом, чтобы человек все это делал добровольно:
2 Кор. 9:7. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.»
Деян. 5:3-4. «Но Петр сказал: Анания... чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?»
Если бы люди и все имение раздали или поделили между собою, все-таки на земле всегда останется неравенство. Так, видим, что и в первой христианской общине, когда было «все общее» (Деян. 2:44-45), уже начиналась неравномерность:
Деян. 6:1. «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.»
Даже и на небе, в вечной жизни будет не все одинаково:
1 Кор. 15:41. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. »
Сам Господь отказался принять участие в разделе наследства даже между двумя братьями:
Лк. 12:13. «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.»
Лк. 12:14. «Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?»
И из числа ближайших последователей Христа были не отрекшиеся совершенно от своего имения:
Лк. 8:2. «И некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,»
Лк. 8:3. «и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.»
И Закхей не все, а только половину обещал раздать нищим:
Лк. 19:8. «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.»
Лк. 19:9. «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама.»
Ради вечной жизни человек должен жертвовать всеми временными земными благами ( Лк. 14:33; Мф. 13:44; Флп. 3:7-8), но можно было угождать Господу и от имения своего (Лк. 8:3).
Если бы и удалось в земной жизни поделить все поровну, и тогда не будет между людьми равенства, его будут нарушать болезни, дурные и злые страсти людей. Ведь богачи все в избытке имеют, но и среди них не меньше несчастных, как и среди бедняков, и при богатстве, и при сытости люди отравляют друг другу жизнь изменами, грубостью, побоями, завистью, клеветою и т. п.
Не напрасно поэтому сказано Господом:
Лк. 12:15. «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.»
Заключим словами епископа Феофана Затворника:
«Господь благоустрояет на земле государства и дает им главу в царе, чтоб они, под управлением единого, согласным действованием всех, созидали свое благоденствие временное, для благоуспешнейшего достижения вечного спасения. Христианин, делаясь членом Церкви, не престает быть и членом общества и не должен. Он должен только, принявши христианство, освятить им свое служение обществу. Отсюда есть на христианах и общественные обязанности, как и во всяком государстве. Разные нужды государства поручаются разным лицам или принимаются на себя разными лицами, кои все в совокупности составляют часть общества служебную, существенную в нем. Отсюда разные общественные службы и разные должности, кои соответствуют нуждам: для внешней безопасности — воины, для благочиния — полиция, для образования умственного — учителя, на случай болезни — врачи, для удобств в жилище — мастера, для содержания — земледельцы, купцы и прочий рабочий люд». Всем нам нужно любить свое отечество (Лк. 19:41-44), чтить его и украшаться добродетелью и благочестием, ибо:
Притч. 11:11. «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. »
Только злые не уважают царей и начальство:
2 Пет. 2:9. «То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,»
2 Пет. 2:10. «а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших.»
Но за это они и осуждаются строго:
Иуд. 1:7. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -»
Иуд. 1:8. «так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Ср.: Рим. 13:3.»
Для нас, христиан православных, да будут непреложны наставления св. апостолов:
1 Пет. 2:13. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти...»
Тит. 3:1. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело,»
Тит. 3:2. «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. »
О клятве и присяге
«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» ( Втор. 6:13). «Мною клянусь, говорит Господь» (Быт. 22:16).
Так как Бог есть истина, любит истину и наказывает за ложь, то клятва именем Божиим имеет силу внушить тому, который произносит ее, говорить по правде, как перед Богом, одну только истину. Клятва есть не что иное, как только удостоверение в истинности сказанного с призыванием во свидетели самого Бога. Когда же клятва дается по установленной Церковью форме для поступления ли на государственную службу или на суде перед допросом свидетелей, то она получает название присяги.
Клятва установлена и освящена Самим Богом для народа израильского ( Втор. 6:13; Иер. 4:2). А пророки предсказали, что во времена Мессии и самые язычники будут клясться именем Бога истинного (Ис. 19:18; 65:16).
Основанием для употребления клятвы в судах служат слова пророка: «И будешь клясться: «жив Господь!» в истине, суде и правде» (Иер. 4:2). А пророк Иезекииль показывает основание для поднятия при клятве руки вверх (Иез. 47:13-14. Ср.: Откр. 10:5-6; Дан. 12:7).
Господь Иисус Христос Сам признавал клятву на суде:
Мф. 26:63. «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?»
Мф. 26:64. «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.»
Евр. 6:13. «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою.»
Употребляли клятву в важных случаях и св. апостолы:
2 Кор. 1:23. «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф.»
Еф. 4:17. «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего.»
Флп. 1:8. «Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа.»
2 Тим. 4:1. «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его.»
Евр. 6:16. «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.»
Клялся даже ангел:
Откр. 10:5. «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу»
Откр. 10:6. «и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет.»
Как отсюда ( Откр. 10:5-6), так и из Быт. 14:22 видно что клятва или присяга дается с поднятою рукою.
В Ветхом Завете, кроме вышеприведенных мест имеется еще очень много примеров употребления клятвы, например:
Быт. 22:16. «И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, (для Меня).»
Быт. 24:3. «И клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу.»
Быт. 24:9. «И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем.»
Быт. 25:33. «Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову.»
Быт. 31:53. «Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.»
Исх. 22:11. «Клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить.»
Втор. 6:13. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи, (и к Нему прилепись,) и Его именем клянись (ср. 10:20).»
Иер. 4:2. «И будешь клясться: «жив Господь!» в истине, суде и правде; и народы Им будут благословляться и Им хвалиться.»
Пс. 14:4. «Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет.»
И в Новом Завете немало есть мест, указывающих на примеры клятвы:
Рим. 1:9. «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас.»
Рим. 9:1. «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом.»
1 фес. 2:5. «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!»
Итак, прямые и ясные свидетельства Свящ. Писания Ветхого Завета, личное отношение Христа Спасителя к клятве, употребление клятвы апостолом Павлом, затем правила св. Апостолов и вселенских соборов, учение св. отцов и учителей Церкви, практика церковная приводят к тому убеждению, что клятва и присяга имеют божественное установление и обязательны для каждого христианина.
Клятву мы должны употреблять только в важнейших и необходимых случаях, как последнее средство удостоверить в истине ( Сир. 23:8-11; Исх. 20:7; Лев. 19:12). И ненарушимо должны исполнять ее; ибо клянущийся призывает во свидетели Бога — Судию и Мздовоздаятеля своих слов и обещаний, и следовательно, нарушая клятву, он показывает, что не имеет любви и благоговения к Всевышнему Существу, пред Которым клялся (1 Пет. 1:15-19; Евр. 12:28). Благочестивые мужи древности уважали святость клятв и верно исполняли их. Примеры этого мы видим во времена патриархальные (Быт. 21:23-33; 24:25—31; 31:44—54), во времена Моисея и Иисуса Навина (Нав. 2:12-21; 6:24; 9:15—27), во времена Судей и Царей Израильских (1 Цар. 24:22-23; 2 Цар. 21:7) и др.
О судах и судьях
Сам Бог поставляет судей:
Рим. 13:1. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.»
Притч. 8:16. «Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.»
Судьи суть Божии служители:
Рим. 13:4. «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.»
Рим. 13:5. «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.»
1 Пет. 2:13. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,»
1 Пет. 2:14. «правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, -»
1 Пет. 2:15. «ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.»
Суд есть дело Божие:
Втор. 1:17. «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.»
2 Пар. 19:6. «И сказал судьям: смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда.»
Цель установления судов — творить правое бедным и угнетенным:
Втор. 16:18. «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным. Ср.: Рим. 13:4, 11.»
Иов. 29:12. «Я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного.»
Иов. 29:16. «Отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно.»
Пс. 81:4. «Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых. Ср.: Ис. 1:17; Иер. 22:3.»
Верующие должны молиться за судей:
1 Тим. 2:1. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,»
1 Тим. 2:2. «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.»
Словами « не судите, да не судимы будете» Господь обличал фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли себя. Так, например, убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь, как прелюбодею, сами же прелюбодейничали... «оцеживали комаров, вельбудов же пожирали».