Д. Аргумент из Священного Писания

Священное Писание не старается доказать существование Бога. Оно утверждает и провозглашает, что Бог есть и, что знание о Нем универсально. Рим. 1:20 - "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так-что они безответны". Смотрите Рим. 1:19, 21, 28, 32. Писание говорит, что Бог внушил истину о Своем существовании каждому человеку и, что нигде Он не остается без свидетеля. Рим. 2:15 - "Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую". Утверждения и провозглашения Библии, что Бог есть, являются вескими доказательствами бытия Бога.

III. Единственность Бога

А. Учение Библии

Священное Писание утверждает единственность Бога. Втор. 4:35 - "...только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его". Втор. 6:4 - "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть". Ис. 43:10 - "...это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет". Ис. 44:6 - "...Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога". Ис. 44:8 - "...Есть ли Бог кроме Меня?" Ис. 45:5 - "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня". 1 Кор. 8:4 - "... нет иного Бога, кроме Единого". 1 Тим. 1:17 - "...единому, премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь", 1 Тим. 2:5 - "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус".

Б. Пояснение

Единственность Бога: это значит, что Бог единственный, что нет других богов. Существует только один Бог - един и только один. Множество богов, это - противоречие. Может быть только один Бог. Может быть только одно безусловно совершенное, высочайшее и всесильное существо. Нельзя умножить или размножить такое существо. Может быть только одна Первопричина всей вселенной - только один Бог!

Бог един в Своем Существе, хотя Он троичен в Своих лицах. Три лица Бога составляют одного неделимого Бога.

IV. Самосущность Бога

А. Учение Библии

Исх. 3:14 - "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам". Пс. 89:3 - "Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог". Ис. 43:10 - "...это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет". Ис. 44:6 - "Так говорит Господь, ... Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога". Ис. 48:12 - "...Я тот же, Я первый и Я последний".

Б. Пояснение

Когда Моисей желал знать, как звать Бога, ему Бог сказал: "Я есмь Сущий" (Исх. 3:14). Слово "сущий" происходит от глагола "существовать" - быть. Это относится к Тому, Кто имеет в Себе свойство быть. Бог всегда был. Он существует. Он всегда будет существовать. Он существует, потому что это Его свойство.

Он - Царь веков нетленный (1 Тим. 1:17). Он - Иегова, самосущий Бог. Он Сам источник Своего собственного бытия и славы. Он не зависит от кого-либо другого.

V. Атрибуты или свойства Бога

А. Неизменяемость Бога

Учение Библии.

Мал. 3:6 - "Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь". Пс. 101:28 - "Но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся". (Смотрите контекст). Иак. 1:17 - "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены".

Пояснение.

Неизменяемость Бога значит, что характер, свойства и воля Божии не изменяются. Бог не может изменяться к лучшему, так как Он бесконечно совершен. Он не может изменяться к худшему по той же причине - Он безусловно совершен. Он - полнота жизни и славы, которая не может в Нем уменьшиться.

Учение о неизменяемости Бога - богатая сокровищница упования Его святых. Его сила, могущество, Его мудрость, святость, истина и любовь пребудут неизменимыми во веки веков. Поэтому Он достоин нашего полного доверия, нашего самоотверженного посвящения Ему себя и нашего наивысшего служения Ему.

Примечание.

Те места Священного Писания (например, Быт. 6:6; Числ. 23:19; 1 Цар. 15:29), которые приписывают Богу как бы перемену, следует понимать, как описание неизменяемых Божьих атрибутов в изменяющихся обстоятельствах и условиях человечества.

Бог постоянный. Он всегда действует по известным законам и принципам: всегда ненавидит грех, но любит грешника. Если человек льнет ко греху, - наказание неизбежно, но если он оставляет грех, то всегда следует прощение и проявление любви. Когда отношение человека ко греху меняется, тогда меняется и отношение Бога к человеку. Перемена - в человеке, Бог же остается неизменным.

Примеры.

Когда человек, путешествующий против ветра, поворачивается, можно сказать, что ветер изменился. Конечно, нет. Ветер был встречным, а теперь стал попутным. На самом же деле, - человек повернулся, а направление ветра не изменилось.

Божье отношение к ниневитянам не изменилось (Иона 3:10), но изменились они. До тех пор, пока они грешили, гнев Божий грозил им наказанием, но когда они покаялись, отвратились от греха и обратились к правде, - Его отношение к ним, по необходимости, изменилось. Бог Сам не изменился, но так как они изменились, Его. отношение к ним должно было измениться -• и изменилось.

Б. Всеведение Бога

Учение Библии.

1 Иоан. 3:20 - "Ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все". Иов 37:16 - "Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?" Пс. 146:5 - "Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим".

Пояснение.

Бог есть Дух и, как Таковой, имеет способность знать. Он - Дух совершенный, и поэтому Его знание совершенное. Слово "всеведение" значит, что Бог знает все и что Он безусловно совершен в знании.

Процесс познания или изучения несвойствен Ему. Он знает вещи такими, какими они есть на самом деле, и нет ничего вне сферы Его ведения. Люди знают о том или другом только отчасти. Подобное немыслимо относительно Бога. Его разум охватывает прошедшее, настоящее и будущее, и ничто не может исчезнуть из Его памяти.

Примеры всеведения Бога.

а. Он видит все, что происходит на всяком месте. Прит. 15:3 - "На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых". Пр. 5:21 - "Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его".

б. Он знает все во всей вселенной. Пс. 146:4 - "Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их". Человек не может делать этого. Мат. 10: 29 - "...ни одна из них (малых птиц) не упадет на землю без воли Отца вашего".

в. Он знает все человеческие мысли, поступки и переживания. Прит. 5:21 - "Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его". Пс. 138:2-3 - "Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе".

г. Он знает все слова человека. Пс. 138:4 - "Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно".

д. Он знает все человеческие скорби. Исх. 3:7 - "...Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его".

е. Он знает все мысли и намерения человека. 1 Пар. 28:9 - "...Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей".

ж. Его знание включает самые мелкие подробности. Мат. 10:30 - "У вас же и волосы на голове все сочтены".

з. Бог знает все события всей вечности. Полный план веков и человеческое участие в этом плане Бог знал от начала. Он знает все прошедшее, настоящее и будущее. Деян. 15:18 - "Ведомы Богу от вечности все дела Его". Ис. 46:10 - "Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю". Рим. 11:33 -• "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!"

Для Бога нет ни прошедшего, ни настоящего, ни будущего. Для Него все это - одно величайшее живое настоящее.

В. Всемогущество Бога

Учение Библии.

Быт. 17:1 - "Я Бог всемогущий". Быт. 18:14 - "Есть ли что трудное для Господа?" Иов. 42:2 - "Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено". Наум. 1:3 - "Господь долготерпелив и велик могуществом". Мат. 19:26 - "А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно". Отк. 19:6 - "И слышал я как-бы голос... говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель".

Определение.

Всемогущество Бога - это то свойство Бога в сфере которого Он может совершить все то, что только желает. Его сила и могущество не имеют ни границ, ни преград.

Примеры всемогущества Бога.

а. Вся природа находится в подчинении Божественной воле и слову. Быт. 1:3 - "И сказал Бог: да будет свет, И стал свет". Пс. 32:6 - "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их". Пс. 32:9 - "Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось". Пс. 106:25, 29 - "Он ре-чет, - и восстает бурный ветер, и высоко поднимает волны его. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают". Наум. 1:4 - "Запретит Он морю - и оно высыхает и все реки иссякают..."

б. Все человечество находится в подчинении Божественной воле и слову. Иак. 4:12 - "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?" Познание этого факта и покорность воле Божией принесут человеку счастье и радость.

в. Ангелы находятся в подчинении Божьим повелениям. Евр. 1:14 - "Не все ли они суть служебные духи, посланные на служение...?"

г. Сатана находится в подчинении Божественной воле и слову. Иов. 1:12 - "И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня" (Смотрите контекст Иов. 1:8-12). Иов. 2:6 - "И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги".

Примечание.

Всемогущество Бога ограничивается Его святой волей. Бог может делать все, но желает делать только то, что благоразумно и мудро. Ис. 59:1-2 - "Вот рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать".

Под всемогуществом мы не подразумеваем способности делать то, что не является намерением или целью силы. То, что противоречит Самому Богу или противоположно Божью характеру исключается. Бог не может грешить, лгать или умереть, потому что способность делать такое доказывает бессилие и слабость. Бог имеет силу делать то, что согласуется с Его бесконечным совершенством.

Г. Вездесущность Бога

Учение Библии.

Иер. 23:24 - "Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь". 3 Цар. 8:27 - "Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил". Пс. 138:7-10 - "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя". Деян. 17:28 - "Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род".

Определение.

Под вездесущностью Бога мы понимаем, что Бог всей полнотой Своей сущности наполняет всю необъятную вселенную во всех ее частях.

Примечание.

Факт вездесущности Бога нельзя отделить от Его личности, потому что это ведет к заблуждению пантеизма. Пантеизм - это мировоззрение, которое отождествляет Бога со вселенной, отрицает отдельное существование Бога вне природы. Пантеизм не признает Бога, как личность.

Д. Вечность Бога

Учение Библии.

Быт. 21:33 - "И насадил Авраам при Вирсавии рощу, и призвал там имя Господа, Бога вечного". Втор. 32:40 - "Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я вовек!" Пс. 89:3 - "Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог". Пс. 101:25-28 - "Я сказал: Боже мой! не восхить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты основал землю, и небеса - дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, - и изменятся. Но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся".

Пояснение.

а. Слово "вечность". В Библии слово "вечность" употребляется в двух смыслах. В относительном смысле оно указывает на то, что имеет начало, но не имеет конца, например; ангелы, душа человеческая. В буквальном смысле оно указывает на то, что не имеет ни начала, ни конца, - как Бог.

б. Вечность Бога. Вечность Бога обозначает, что бытие Бога не имеет ни начала, ни конца. Для Бога прошедшее, настоящее и будущее - это одно вечное "теперь". Он видит прошедшее и будущее так же ясно, как и настоящее. Бог всегда был, всегда есть и всегда будет. Исх. 3:14 - "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам".

Е. Святость Бога

Учение Библии.

Ис. 6:3 - "И взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" Пс. 98:9 - "Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его; ибо свят Господь, Бог наш". Пс. 98:5 - "Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!" Лев. 11:44 - "Ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят..." Лев. 11:45 - "Ибо Я Господь... Итак будьте святы, потому что Я свят". 1 Пет. 1:15-16 - "Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят".

Определение.

Святость Бога обозначает, что Бог в Своем существе, по Своей природе совершенно свободен от всякой нечистоты. Он безусловно совершен.

Важность.

Наши взгляды относительно нужды искупления человечества от греха, зависят от нашего понятия святости Бога. До тех пор пока мы не убедимся в совершенной святости нашего Бога и нашей, по сравнению с Ним, глубокой греховности, мы не будем в состоянии оценить великую важность и необходимость искупления от греха.

Проявление святости Бога.

а. В Божьей ненависти ко греху. Авв. 1:13 - "Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь..." Прит. 15:9 - "Мерзость пред Господом - путь нечестивого..." Прит. 15:26 - "Мерзость пред Господом помышления злых..." В самом естестве Бога есть действующий принцип святости побуждающий Бога противодействовать греху. Ис. 53:6 - "...Господь возложил на Него грехи всех нас". Слово "возложил" в подлиннике имеет значение "ударить". Он не просто положил на Христа наш грех, но взвалил его, как ужасное бремя. По причине Божьей святости, в мире вражда будет до тех пор, пока грех и сатана не будут удалены.

б. В отделении грешника от Бога. Ис. 59:2 - "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать". Смотрите Еф. 2:13. Так как Бог свят, грешнику необходимо искупление. Иначе - пусть он даже и не думает прийти в присутствие Божие. Самое глубокое значение искупления кроется в факте святости Бога. Единственный доступ к живому Богу может быть только на основании пролитой крови нашего Господа Иисуса Христа. Первой и главной причиной, почему "без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9:22) есть та, что Бог свят.

в. В наказании грешника. Исх. 34:7 - "... но не оставляющий без наказания..." Пс. 5:5-7 - "Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь". Бог не наказывает грешника только лишь потому, что это в пользу грешнику, но потому что Бог свят и ненавидит грех. Егосвятость, как и все атрибуты Бога, - живая и действующая, и выражается посредством сильного возбуждения против греха. Как уже было сказано, в книге пророка Исайи 53:6, слово "возложил" в оригинале означает "ударить". Господь возложил или свалил "на Него грехи всех нас". Бог бесконечно свят, и по этой причине, Его Существо горит негодованием по отношению всякой неправды и всякого рода греха.

Конечно, Бог есть любовь, но Его любовь можно видеть только в горящем огне Его святости. Святость Божья открывает нам жестокость и тьму греха. Иов. 42:5-6 - "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле". Уже один реальный взгляд на святость Бога разрушает всю нашу самоправедность. Человек, увидев святого Бога, не может высоко мыслить о себе. Ис. 6:5 - "И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа".

Ж. Любовь Бога.

Учение Библии.

1 Иоан. 4:8 - "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь". 1 Иоан. 4:16 - "И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем". Бог есть любовь. Любовь - сущность Бога. Он не только любит, но Сам есть источник любви. Любовь Бога существовала от начала. Она вытекает из жизни Божественной Троицы и беспрерывно течет в Ней. 1 Иоан. 4:7 - "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога". Иоан. 17:24 - "Отче!...да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира".

Кого Бог любит.

а. Бог любит Своего Сына. Мат. 3:17 - "И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Мат. 17: 5 - "...Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Сын Божий является первым вечным объектом любви Отца. Так как Бог вечный, Его любовь вечна и должна иметь вечный объект. Вечным объектом Божьей любви, таким образом, является вечный Сын.

б. Бог любит тех, которые соединены с Иисусом Христом чрез веру. Иоан. 16:27 - "Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога". Он любит находящихся во Христе той же любовью, которой Он любит Христа. Иоан. 17:23 - "... Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня".

в. Бог любит мир - человечество. Иоан. 3:16 - "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". 1 Тим, 2:4 - "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины".

г. Бог любит грешников. Рим. 5:6 и 8 - "Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". 2 Пет. 3:9 - "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию".

Проявление Его любви.

а. В исполнении нужд и в защите Своих любимых. Ис. 48:21 - "И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их. Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды". Втор. 33:12 - "...возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его".

б. В наказании тех, которых Он любит. Евр. 12:6 - "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает". (Смотрите Евр. 12:7-8).

в. В помощи Своим в их скорбях. Ис. 63:9 - "Во всякой скорби их Он не оставлял их, и ангел лица Его спасал их (более точный перевод: во всякой скорби их Он терпел скорбь); по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние".

г. В совершении жертвы Своего Сына ради нас. 1 Иоан. 4:9 - "Любовь Божья к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него". 1 Иоан. 4:10 - "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши". Смотрите Иоан. 3:16.

д. В оживотворении нас, когда мы были мертвые по преступлениям и грехам. Еф. 2:4-7 - "Бог богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе". Он оживотворил, воскресил и посадил нас на небесах во Христе Иисусе, чтобы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей. Но это только начало. Полнота Его любви еще нам не открылась. 1 Иоан. 3:2 - "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть".

е. В соделании нас детьми Божиими. 1 Иоан. 3:1 - "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими..."

ж. В радости о Своем спасенном народе. Соф. 3;17 - "Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием". Лук. 15:10 - "Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся". Лук. 15:23-24 - "И приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться".

З. Праведность Бога.

Учение Библии.

Втор. 32:4 - "Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен". Ездр. 9:15 - "Господи, Боже Израилев! праведен Ты..." Пс. 7:10 - "... Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!" Пс. 7:12 - "Бог - судия праведный, и Бог - всякий день строго взыскивающий". Пс. 114: 5 - "Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш". Пс. 144:17 - "Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих". Иер. 12:1 -- "Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою..." Иоан. 17:25 - "Отче Праведный!.."

Определение.

Праведность Бога - это то качество Бога, которое обнаруживается в Его отношении к Его творению в соответствии с чистотой Его собственного естества.

Пояснение.

Святость Бога относится к Его характеру, к Его природе (сущности). Его праведность проявляется в Его отношении к Своему творению.

Праведность Божия требует сообразности с моральным совершенством Бога от всех моральных существ и наказывает несообразность с этим Его совершенством.

Наши рекомендации