I. Непонимание Писания (ст. 34)
II. Отвержение спасения (ст. 35-36)
III. Упорство в грехе (ст. 37-41)
IV. Любовь к миру (ст. 42-43)
Отвержение славы Христа.
Ев. Ин. 12:34-43.
Вступление. Евангелист Иоанн показывает нам последовательно явление славы Христа Израилю.
Множество чудес, совершенных Христом, раскрывают Его славу как Бога и Мессии.
Глас с небес отвечает на просьбу Иисуса:
««Отче! Прославь имя Твое». Тогда пришел с неба глас: «И прославил, и еще прославлю»» (Ин. 12:28).
Как мы уже отмечали в предыдущей проповеди, громкий глас с небес был ярким свидетельством о славе Христа как Сына Божьего, имеющего прямое общение со Своим небесным Отцом. Ко времени пришествия Господа иудеи уже слабо верили в то, что Бог говорит человеку напрямую. Они считали, что Бог теперь далек от народа, и голос, который звучал раньше к пророкам, умолк. Иудеи думали, что в их время может звучать лишь тихий отголосок Божьего гласа, отдаленный, еле слышный шепот. Однако Отец проговорил к Сыну не шепотом, а громким голосом, таким громким, что даже некоторые сочли его за раскаты грома.
Слава Христа была явлена очень ярко, но иудеи опять не увидели ее, отвергли свидетельство о славе Христа в который раз.
Еще одно свидетельство о славе Христа и еще одно отвержение.
В 20-х годах XX века американский скрипач-виртуоз, Джек Гордон, решил проверить, насколько ценят музыку высокого уровня простые люди.
Придав себе вид нищего, он стал на углу одной из улиц Чикаго и заиграл на старинной скрипке стоимостью в 40 000 долларов, исполняя самые лучшие произведения, которые только знал. Люди поспешно проходили мимо него, редко кто останавливался лишь на мгновение, бросив пару центов. Слушатели не замечали в этой музыке ничего необычного.
Точно так же и иудеи смотрели на явление славы Христа и не замечали ее.
То же самое происходит и сегодня.
Имя Иисуса Христа у всех на слуху, Его рождение и воскресение празднует множество людей, миллионы. Но большинство из них так и не видит славу Христа как Искупителя, как своего личного Спасителя и Господа.
Многие евреи по сей день продолжают ждать Мессию, считая, что Иисус из Назарета не может быть Им. Особенно им трудно понять, каким образом позорная смерть на кресте может соответствовать царственному титулу Мессии.
В их разуме крест несовместим с той славой, которой должен обладать Мессия.
Люди, находящиеся среди нас, слышащие Слово Божье и не принимающие призыв к спасению, также отвергают славу Христа в пользу мира и греха, мирской популярности.
Отвержение славы Христа как Мессии, Спасителя и Господа – печальная реальность, которую мы наблюдаем достаточно часто.
Почему это происходит?
Почему многие люди отвергают Его как личного Спасителя?
Рассмотрим четыре причины отвержения Христа и Его славы.
Первая причина отвержения Христа и Его славы:
I. Непонимание Писания.
(Речь идет о непонимании Писания из-за однобокого, несбалансированного подхода к нему).
«Народ отвечал Ему: «Мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек.
Как же Ты говоришь, что Сын Человеческий должен быть вознесен? Кто Этот Сын Человеческий?»» (стих 34).
Если посмотреть немного выше, можно заметить, как в 32-ом и 33-ем стихах Иисус говорит о Своей крестной смерти.
Слова «вознесен буду от земли» описывают не вознесение после воскресения, как может показаться, а крестную смерть, что подтверждается 33-им стихом.
Скорее всего, слушатели Христа поняли, что Он говорит о распятии, о позорной крестной смерти.
Иудеи знали из закона, из Ветхого Завета, что Мессия вечен.
(Слово «закон» использовалось в широком смысле и обозначало не только Пятикнижие Моисея, но и все Писания).
«Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его…» (Ис. 9:7).
«И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:14).
Безусловно, иудеи, толкуя эти тексты, были правы в том, что Мессия пребывает вечно, и царство Его будет так же вечным.
Знаете, в чем они были неправы?
Они были неправы в том, что не могли согласовать эти тексты Писания с другими, которые говорят о страдании Мессии.
Они не понимали, что Мессии надлежит сначала пострадать, а уж затем воцариться. Иудеи не понимали Писание в панораме, у них не было общей картины относительно личности Христа, они не могли согласовать тексты о славе и царстве Мессии с текстами, описывающими страдание Господа.
В 53-ей главе книги пророка Исаии сказано:
«Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (стих 5).
«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению.
Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господа благоуспешно будет исполняться рукой Его»
(стих 10).
Иудеи не понимали Писание в целостности, не могли согласовать тексты, говорящие о страдании и славе Мессии, поэтому они говорили Иисусу:
«Писание учит, что Мессия пребывает вовек, а Ты говоришь, что Он должен быть вознесен, должен умереть»…
Обратите внимание, слушатели Иисуса поняли, что Он называет Себя Мессией.
Титул «Сын Человеческий» означает «Мессия».
«Ты называешь Себя Сыном Человеческим, то есть Мессией, а Сам собираешься умереть. Как такое может быть? Объясни это противоречие».
Иудеи были в недоумении: «Ты называешь Себя Мессией и говоришь о Своей смерти.
А мы знаем на основании Писания, что Мессия не может умереть. Кто же тогда Мессия?» –
«…Кто Этот Сын Человеческий?»
Вы видите, друзья, что происходит?
Вы понимаете, насколько опасно однобокое, несбалансированное понимание Писания? Такой подход оказался роковым для многих иудеев. Благодаря нему они отвергли Сына Божьего, отвергли славу Христа, явленную в чудесах и прозвучавшем с небес голосе Отца.
Слово Божье очень много говорит о Христе в понятиях, которые необходимо воспринимать очень сбалансированно. Нарушение баланса введет к тому, что человек не увидит истинного, библейского Христа, останется духовно слепым.
Например, Библия называет Иисуса и человеком, и Богом.
Сбалансированный взгляд на эти истины состоит в том, чтобы принять эти две истины одновременно: Иисус – 100% Бог и 100% человек. Нарушение баланса в восприятии этих истин о Христе ведет к ереси. Если воспринимать Иисуса только как Бога или только как человека, то вы будете находиться в серьезном заблуждении, которое является признаком духовно слепого, невозрожденного человека, неспособного увидеть славу Христа духовными очами.
Еще пример. Библия говорит о том, что Бог избирает и призывает к спасению независимо от заслуг человека, но человек полностью ответственен перед Богом за то, чтобы уверовать. Сбалансированный взгляд заключается в том, чтобы принять эти истины одновременно. Несбалансированный взгляд ведет к заблуждению.
· Если забыть о полновластии Бога в спасении тут же придешь к религии дел, человеческой религии, не увидишь славу Христа в спасении человека.
· Если забыть об ответственности человека, можно прийти к антиномии (отрицанию необходимости быть послушным повелениям Библии).
На Мессию следовало смотреть, как на умирающего и как на вечного одновременно. Нарушение баланса – взгляд на Христа, только как на вечного – привел к отвержению Мессии.
Однобокое понимание Писания означает отсутствие истинного понимания.
Отсутствие сбалансированного взгляда на личность и служение Христа может быть причиной Его отвержения. Оно может удерживать человека в состоянии духовной слепоты, при которой даже самый яркий свет, свидетельствующий о славе Иисуса, становится незаметным.
Вторая причина отвержения Христа и Его славы:
II. Отвержение спасения.
«Тогда Иисус сказал им: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма; а ходящий во тьме не знает, куда идет.
Доколе свет с вами, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света».
Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них» (стихи 35-36).
Вместо того чтобы еще раз повторяться и говорить о том, «Кто Этот Сын Человеческий», Иисус просто дает серьезное предупреждение.
Иудеи стояли рядом с Сыном Божьим и размышляли, как же Мессия может умереть, неужели один и тот же Человек может быть и страдальцем, и царем.
Вместо этого им нужно было спешить, торопиться, чтобы скорее уверовать в Свет, находящийся так близко к ним.
Шла последняя неделя земной жизни Господа. Свет Его личности еще сиял для них.
Но, подобно заходящему солнцу, время пребывания Мессии со Своим народом подходило к концу. Иисус знал, что после Его ухода Израиль погрузится в многовековую тьму.
Мессия знал, что неверие в Него приведет людей в вечную погибель.
Израилю угрожает трагедия:
· политическая – уничтожение государства, смерть сотен тысяч людей от рук
римлян,
· религиозная – разрушение храма,
· духовная – неверие в Мессию на протяжении десятков веков.
А народ при этом рассуждает о том, «Кто Это Сын Человеческий».
Они были подобны пассажирам тонущего корабля, которым предлагают сесть в шлюпку. Однако вместо того чтобы спасать свою жизнь, эти пассажиры размышляют о том, почему эта шлюпка выглядит не так, как им хотелось бы.
«Сейчас уже нет времени для долгих полемик и рассуждений», – говорит Иисус, – «Просто веруйте в свет (то есть в Него как в Мессию), и тогда вы будете сынами света (то есть обретете вечную жизнь). Если не используете данную возможность для спасения, останетесь во тьме».
После этих слов, после этого предупреждения Иисус отошел и скрылся от них.
Возможно, Своим резким уходом Иисус хотел проиллюстрировать сказанное только что.
Свет не будет с вами постоянно, совсем скоро Он скроется от вас.
Задумайтесь, как много вокруг нас сегодня людей, которые могут долго рассуждать о Библии, о христианстве, о богословских вопросах, но при этом сами лично они не живут в свете, они не спасены.
На этой неделе ко мне подошел человек и спросил: «Вы разбираетесь в Библии?»
Я ответил ему: «Не более чем Бог позволил».
Далее он продолжал: «Хорошо. Тогда ответьте мне на несколько вопросов:
первый, почему все люди на земле произошли от двух евреев;
второй, где был Иисус с двенадцатилетнего возраста до выхода на служение;
третий, где Каин взял себе жену?»
Ну, и еще несколько вопросов, подобных этим, которые я уже не помню.
Я ответил ему на все вопросы, объяснил, что Адам и Ева не были евреями, что Иисус до выхода на служение жил с родителями в Израиле, а Каин женился на своей сестре, о рождении дочерей у Адама и Евы Библия просто не сообщает.
Этот человек интересовался разными вопросами, но не интересовался самым главным, вопросом личного спасения.
Когда я предложил ему Евангелие, он не был согласен практически с каждым его положением. Он не признавал себя грешником. А когда я сказал ему о том, что Бог разгневан на него, он вообще стал иронизировать.
Он не хотел слышать о том, что Иисус умер на кресте за грехи людей.
«Я Иисуса уважаю. Иисус – красавчик, Он лучший, но не могу принять то, что Он умер за грехи людей», – говорил мой собеседник.
Человек, чье время жизни на земле не очень-то долгое, а время, данное ему, чтобы уверовать, еще более ограничено, размышляет о Христе, задает разные вопросы, но сам при этом не принимает Благой вести, отвергает спасение, не желает решить главный вопрос своей жизни.
Невозрожденный человек неспособен видеть славу Христа, истинную славу Христа, он неспособен воспринимать правильно какие-либо духовные истины.
Павел ясно пишет об этом в 1-ом послании к Коринфянам:
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом [надобно] судить духовно» (2:14).
Иудеи, с которыми говорил Иисус, не были спасены, они отвергали спасение на условиях Бога, поэтому они и отвергли славу Сына Человеческого, явленную и в чудесах, и в учении, и в гласе Отца, только что прозвучавшем с небес.
Люди отвергают библейского Христа и Его славу, потому что не хотят принять спасение на условиях Бога.
Третья причина отвержения Христа и Его славы:
III. Упорство в грехе.
«Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?» Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия: «Народ этот ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Это сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (стихи 37-41).
Я думаю, что слова 37-го стиха апостол Иоанн пишет с особой болью.
«Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него».
Почему же богоизбранный народ, ожидающий Мессию, упорствует в грехе неверия даже после стольких чудес, совершенных у них на глазах?
Неужели божественный план спасения провалился?
Неужели служение Иисуса оказалось неэффективным?
Конечно же, нет!
Трагическое упорство в грехе неверия полностью соответствует Божьему плану.
Еще более семисот лет до РХ пророк Исаия пророчествовал об этом.
53-я глава книги пророка Исаии, описывающая крестную смерть Мессии, начинается со слов:
«Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?»
(Ис. 53:1).
В 38-ом стихе апостол Иоанн цитирует Исаию, желая этим показать, что упорство иудеев в грехе неверия в своего Мессию не является случайностью, а находится в полном соответствии с пророчествами Ветхого Завета, а значит, в полном соответствии с Божьим планом.
Более того, неверие Израиля не только соответствует Божьему плану, но и является частью задуманного Богом суда над отступническим иудаизмом.
В 40-ом стихе Иоанн цитирует 10-ый стих из 6-ой главы книги пророка Исаии:
«Народ этот ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Бог многократно обращался к Израилю через пророков, но через Своего Сына решил наказать его духовной слепотой в еще большей степени, чем они пребывали до прихода Иисуса. Бог отнял Свою благодать, сдерживающую развитие зла, и евреи еще глубже упали в бездну неверия под тяжестью своей собственной греховности.
Взгляните вместе со мной на несколько стихов из 11-ой главы Послания к Римлянам:
«Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».
И Давид говорит: «Да будет трапеза их сетью, тенетами и петлей в возмездие им. Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согнут навсегда»» (стихи 7-10).
Одна из целей прихода Христа состояла в том, чтобы осудить неверный Израиль, осудить их отступническую религию.
Вспомните, что Иисус сказал религиозным лидерам Израиля:
«И сказал Иисус: «На суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы»» (Ин. 9:39).
Иудеи не видели славу Христа, потому что упорствовали в грехе неверия, и Бог позволил им утвердиться в своем неверии для того, чтобы наказать их.
Не нужно думать, что Бог разжег в сердцах израильтян злое отношение к Мессии.
«…Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13).
Сердце человеческое само по себе злое, развращенное и крайне лукавое, и стоит Богу лишь уменьшить Свою благодать, сдерживающую зло неверующих сердец, как сразу же это зло будет проявлять себя более и более.
Взгляните на 41-ый стих:
«Это сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем».
Помните небесное видение Исаии, описанное в начале 6-ой главы книги пророка Исаии?
Так вот, евангелист Иоанн говорит, что Исаия, видевший Господа Саваофа
(то есть Господа небесных воинств), окруженного серафимами, видел славу Иисуса Христа до воплощения.
Что? Иисус из Назарета – Бог, Которого видел Исаия во времена Ветхого Завета!
Иудеи отвергли не просто чудотворца, они отвергли Бога Иегову.
Когда человек упорствует в грехе и отвергает призывы Всевышнего, Он может наказать человека тем, что, отняв Свою благодать, позволит еще быстрее катиться вниз по наклонной греха и заблуждений.
Несмотря на все чудеса, сотворенные Господом, иудеи отвергли Его.
Это соответствовало Божьему плану.
Это было частью суда Божьего над отступившим Израилем.
Урок здесь очевиден: когда религиозные люди упорствуют в грехе, несмотря на все обличения Библии, когда религиозные люди противятся очевидным доктринам Писания, несмотря на все убедительные доводы, Бог может лишить Своей сдерживающей благодати, и попустить им еще больше укорениться в грехе и заблуждении.
Находясь в таком страшном состоянии, люди могут проявлять удивительное упрямство в грехе и заблуждении, что, даже страдая от него, не расстаются с ним.
Конечно, за таким упрямством не увидишь истину, не увидишь славу Христа!
Упорство в грехе – третья причина отвержения Христа и Его славы.
Четвертая причина отвержения Христа и Его славы:
IV. Любовь к миру.
«Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но из-за фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью» (стихи 42-43).
Многие из религиозных начальников Израиля убедились, что Иисус – Мессия, уверовали в Него. Однако, скорее всего, их вера не была спасающей, так как они боялись людей больше, чем Бога. Они не исповедовали Иисуса Своим Господом, боясь быть отлученными от синагоги.
Отлучение было действительно большой проблемой в те времена.
Отлученный, по сути, становился изгоем общества, терял контакт с друзьями и родственниками. Он мог потерять работу и лишиться наследства.
Некоторые из религиозных лидеров Израиля поняли, что истина у Иисуса, но ценили принадлежность к своей религиозной системе выше истины, поэтому боялись открыто исповедовать свою веру.
К сожалению, сегодня самые разные религиозные системы, союзы, братства, конфессии давят тяжелым грузом на плечи многих людей и заставляют молчать, утаивать истину из-за страха потерять популярность, влияние, уважение внутри своей религиозной системы. Наивысшей ценностью становится не истина, а угождение религиозной системе.
· Сохранение религиозной системы выше истины,
· человеческие отношения выше истины,
· желание быть принимаемым, популярным выше желания быть верным истине
и т.д.
Но истинно верующий не будет стыдиться Христа постоянно.
Он может согрешить, как Петр, но не будет жить в этом грехе все время (Ин. 3:6,9; 5:18).
Религиозные начальники своим отказом публично исповедовать Иисуса Господом показали, где находятся их настоящие ценности.
«Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью» (стих 43).
Они любили мир, его признание, людскую славу более, нежели славу Божью; это признак мирского, невозрожденного сердца.
Более ста лет назад один из толкователей Библии Джон Райл писал, комментируя эти стихи:
«К сожалению, этот случай далеко не единственный. Тысячи людей понимают куда больше в вере, чем решаются показать. Такие люди знают, что они должны выступить вперед, как убежденные христиане. Они также знают, что их жизнь не соответствует их знанию. Но страх перед людьми удерживает их.
Они боятся быть осмеянными и презираемыми миром.
Они страшатся потерять доброе имя в обществе и уважение таких же людей, как они сами. Год за годом они продолжают скрывать свои убеждения, в тайне переживая из-за этого и испытывая недовольство собой: знают слишком много о вере, чтобы быть счастливыми в мире, и слишком привязаны к миру, чтобы быть преданными вере».
Любовь к миру (надеюсь, вы понимаете, что слово «мир» включает и религиозных людей), желание выглядеть популярными в его глазах, желание оставаться любимым, принимаемым большинством – все это подталкивает к тому, чтобы стыдиться Евангелия, стыдиться Христа.
В Евангелии от Марка мы видим предупреждение Христа на этот счет:
«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мк. 8:38).
Человек стыдится Христа среди грешников (пусть даже среди религиозных грешников), он постоянно скрывает, что знает (хотя бы интеллектуально) истину; это признак невозрожденного человека, который в вечности будет отвергнут Христом.
Все очень просто: грешный человек стыдится святого Христа перед грешными людьми, святой Христос стыдится грешного человека перед святым Отцом и святыми ангелами.
Какое же это безумие – променять славу Христа на блеск этого мира!
Какое же это безумие – понимать, где истина и не посвятить себя этой истине из-за страха быть отлученным от синагоги, стать непопулярным среди религиозных неверующих людей!
Заключение.
Слава Христа была явлена Израилю могущественно.
Однако иудеи отвергли Христа и Его славу.
Ошибки Израиля должны быть поучительными уроками для нас.
В заключение отметим четыре урока.
1-ый урок: толкование текстов Писания требует их согласования со всей Библией.
Иудеи видели тексты о славе Мессии, но не обращали внимания на тексты, говорящие о страдании Мессии. В результате такого несбалансированного подхода к толкованию Писания было совершено самое ужасное преступление в истории человечества – отвержение и убийство Сына Божьего.
2-ой урок: на предложение спасения нужно реагировать незамедлительно (это касается тех, кто еще невозрожден).
Иудеи много размышляли о стоящем перед ними Иисусе, а нужно было уверовать в Него, обратиться к Нему как к Мессии и Господу.
В результате Израиль, в большинстве своем, обрек себя на вечную погибель.
3-ий урок: когда Бог обличает через Писание, не стоит упорствовать.
Иудеи упорствовали в грехе неверия, несмотря на все чудеса, поучения и обличения Иисуса Христа. Такое упорство в грехе было использовано Богом как суд над отступившим от Него Израилем.
4-ый урок: нельзя ставить мнение людей выше истины.
Религиозные начальники понимали, где истина, понимали, что Иисус – Мессия.
Однако они ценили мнение людей выше истины.
Они боялись исповедать Иисуса Мессией из-за того, что боялись быть отвергнутыми религиозной системой своего времени, боялись пойти против религиозного большинства, потому что любили славу этого мира, славу людей более, чем Бога.
Когда человеческие мнения, человеческие отношения становятся для нас выше истины, тогда поиск человеческой славы, а не славы Бога, занимает первое место в нашей жизни.
Закончим прекрасными словами Джона Пайпера:
«Бог увеличивает ценность Своей славы, скрывая ее от тех, кто гонится только за собственной славой, и открывая ее тем, кто не стремится ни к чему иному, кроме как увидеть и ощутить Его славу».
Последний призыв 27
Ев. Ин. 12:44-50
(Содержание последнего призыва)
(Общий план)