I. Спасение только через веру в Сына (ст. 44)

II. Познание Отца возможно только через познание Сына (ст. 45)

III. Спасение возможно только через признание уникальности Сына (ст. 46)

IV. Спасение – основная миссия Сына (ст. 47)

V. Спасение зависит от отношения к словам Сына (ст. 48-50)



Последний призыв.

Ев. Ин. 12:44-50.

Вступление. Откроем и прочтем Ин. 12:44-50.

На протяжении всего земного служения Иисус многократно обращался с публичными призывами к иудеям.

Давайте бегло вспомним некоторые из них.

«Иисус сказал им в ответ: «Вот дело Божье: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал»» (Ин. 6:29).

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную»

(Ин. 6:47).

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»» (Ин. 7:37,38).

«Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24).

««Доколе свет с вами, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света».

Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них» (Ин. 12:36).

Все эти призывы были отвергнуты Израилем.

После некоторых из них Иисуса даже хотели убить.

И вот теперь в преддверии крестной смерти Иисус делает еще один призыв.

В Евангелии от Иоанна это последний призыв.

Начиная с 13-ой главы, Иоанн описывает заключительный этап жизни и земного служения Иисуса.

С окончанием 12-ой главы евангелист Иоанн заканчивает описание всенародного служения Христа. Последние дни и часы Своей жизни Господь проведет в наставлении учеников. Следовательно, последние слова 12-ой главы являются последним призывом, который, по сути, был отвергнут, так как никто не обратился.

Скрывшись, как сказано в 36-ом стихе, Иисус спустя какое-то время на следующий день вернулся, чтобы произнести последнее заявление в этом Евангелии, обращенное к народу.

Если говорить об Израиле, как о нации, то окончание 12-ой главы, последний призыв Христа, было той точкой в истории, после прохождения которой, народ уже обрек себя на духовную, политическую и религиозную катастрофу.

Израиль еще существовал политически и религиозно, храм был на своем месте, Иерусалим наполнялся паломниками в дни Пасхи, но большинство евреев ожесточилось, отвергло все призывы Иисуса и двигалось к суду Божьему и вечной погибели.

Отвергнув Мессию, Израиль сделал свое обращение к Богу невозможным, а суд неизбежным.




Мы знаем, что любой человек, отвергающий Евангелие при жизни, погибнет навечно, так как после смерти нет спасения.

Но вот вопрос: может ли возникнуть ситуация в жизни человека, после которой он делает свое обращение невозможным, несмотря на то, что его земная жизнь продолжается?

С Израилем, как с нацией, такое произошло, но вот вопрос: может ли это произойти с отдельной личностью?

Может ли в жизни человека прозвучать последний призыв, после которого человек, еще живя на земле, уже сделал сам себя обреченным на вечную погибель из-за того, что ожесточился в грехе неверия?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к Библии.

13-ая глава того же Евангелия повествует нам о том, как Иуда Искариот отверг последний призыв Христа и после этого еще продолжал жить.

«Сказав это, Иисус взволновался духом, и засвидетельствовал, и сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня».

Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.

Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: «Господи! Кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после этого куска вошел в него сатана.

Тогда Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее»» (13:21-27).

После описания последнего призыва, обращенного к Израилю, в 12-ой главе Евангелия Иоанн описывает последний призыв, обращенный к Иуде, в 13-ой главе.

Иисус уже омыл ноги Иуде, как и другим ученикам.

Иисус уже объявил о том, что один из них предатель.

Сердце Иуды могло дрогнуть, он мог раскаяться в неверии и в задуманном предательстве, но Иуда не делает этого. Тогда Иисус, взяв кусок и обмакнув его в лучшую чашу, подал Иуде. Такое обращение Христа с Иудой было неслучайным, оно было подобно последнему призыву.

В соответствии с обычаями того времени хозяин дома в знак особой чести, дружбы и уважения отламывал кусок пресного хлеба и, обмакнув его в блюдо, подавал почетному гостю. В дни Пасхи готовили особое блюдо из смеси горьких трав, фиников, инжира, изюма, уксуса и воды.

Скорее всего, именно в такое блюдо Иисус обмакнул кусок, подаваемый Иуде.

Но и после такого проявления любви со стороны Христа Иуда не обратился, не покаялся. Иуда отверг еще один призыв Господа.

И это был последний призыв для него.

«И после этого куска вошел в него сатана…» (стих 27).

Отвергнув последний призыв, продолжая лицемерить в своем сердце, Иуда полностью открыл себя влиянию сатаны, который и овладел им.

В этот момент Иуда перешагнул тот рубеж, за которым он сам, ожесточившись в грехе, сделал свое спасение невозможным.

Иуда еще жил на земле, но уже был обречен на вечную погибель, так как отверг последний призыв.

С этого момента Иисус больше не призывает его к обращению, а лишь говорит замыслившему предательство:

«Что делаешь, делай скорее (то есть уходи, воплощай свои лукавые планы)»

(стих 27).

Книга Откровения предупреждает об опасности принятия начертания и поклонения антихристу в дни великой скорби, которая ожидает человечество после восхищения церкви. О том, что принимать начертание нельзя, в дни скорби будут предупреждать не только люди, но даже ангел:

«И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом:

«Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божьей, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем. И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его»» (Отк. 14:9-11).

Отвергающий предупреждения проповедников и ангела отвергает последний призыв, если примет начертание. Человек, принявший начертание и отвергнувший все призывы, будет еще жить, покупать, продавать, работать, но уже в результате своего упрямства в грехе неверия обречет сам себя на вечную погибель.

После того как Иисус совершил изгнание беса из человека, слепого и немого, который после этого стал и говорить, и видеть, фарисеи стали обвинять Сына Божьего в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны (Мф. 12).

Имея явные свидетельства чудес, фарисеи умышленно клеветали на Христа, и тогда Иисус сказал им:

«Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа не простится людям; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем» (Мф. 12:31,32).

Хула на Духа Святого – это сознательное отвержение личности Христа как святого Бога и Спасителя, несмотря на полное свидетельство Духа.

Фарисеи, сознательно подавляющие объективные истины о Христе, отвергли единственный путь спасения, поэтому Иисус и сказал им, что в таком состоянии им нет прощения ни на земле (так как прощения грехов вне Сына Божьего нет), ни в будущем веке, то есть после смерти (согласно притче о богаче и Лазаре после смерти спасения нет).

Так что, отвергающие Иисуса фарисеи оказались в ситуации физически живых, но обреченных на вечную погибель в результате собственного упорства в грехе.

В Послании к Римлянам 2:5 сказано:

«Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога».

Человек, который упорствует в нежелании покаяться перед Иисусом Христом, лишь увеличивает свою вину, увеличивая и Божий гнев против себя.

Упорствуя в грехе неверия, человек лишь движется к еще большему осуждению.

Смотря на упорствующий в грехе Израиль, некоторых фарисеев, виновных в хуле на Духа Святого, Иуду, отвергнувшего последний призыв, и принимающих начертание в дни великой скорби, мы можем заключить: в жизни человека может возникнуть ситуация, при которой он сам делает свою погибель необратимой уже при земной жизни из-за того, что среди множества свидетельств об истине отвергает их все.

Прежде чем мы двинемся дальше, необходимо сделать важную оговорку.

Пока человек жив, не может возникнуть ситуации, когда он хотел бы обратиться к Христу, но был бы отвернут Им.

«…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

Речь идет о совершенно другой ситуации, при которой человек, ожесточаясь в грехе, не желает обратиться к Богу на Его условиях.

Израиль, как нация, прошел критическую точку (конец 12-ой главы), за которой спасения уже не было.

Иуда, как отдельная личность, прошел критическую точку – отверг призыв Христа – за которой уже не было спасения.

Многие грешники подобно Израилю слышат Божий призыв и отвергают его, не понимая, что это может быть последним призывом в их жизни.

Подумайте, насколько это ужасно, еще живя на земле, ожесточиться подобно Иуде, отвергнув последний призыв, превратиться в живого мертвеца, обреченного в результате своего упрямства на вечную погибель.

Рассматривая последний призыв Господа, обращенный к Израилю, мы можем получить ответ на следующий вопрос: отвержение каких истин может быть отвержением последнего призыва?

Как узнать, отвергаю ли я призыв, который может быть для меня последним?

Отметим пять истин, отвергая которые, человек подвергает себя опасности отвергнуть последний призыв в своей жизни.

1-ая истина, отвержение которой может быть отвержением последнего призыва:

I. Спасение только через веру в Сына.

(Необходимость веры в Сына).

«Иисус же возгласил и сказал: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня»» (стих 44).

Для кого-то первый призыв «Уверуй в Иисуса Христа как Господа и Спасителя» может быть первым и последним.

Всякий, кто отвергает спасение через веру в Сына Божьего, рискует погибнуть навечно, так как без веры в Иисуса Христа спасения нет.

Иудеи думали, что имели веру в Бога Отца, в Писания Моисея, пророков, и поэтому могли недооценивать, считать неважным, необязательным веру в Иисуса как в Сына Божьего и Мессию.

Они считали, что можно спастись через иудейскую систему жертвоприношений, которая практиковалась веками, и не могли связать свое спасение только с одной верой в Иисуса из Назарета.

Вот, почему Господь в Своем последнем призыве подчеркивает необходимость веры в Него. Спаситель как бы говорит в 44-ом стихе: «Не думайте, что веровать в Меня необязательно или не очень важно. Веровать в Меня – то же самое, что веровать в Отца».

Отец и Сын настолько едины между Собой, что невозможно принимать Отца и не принимать Сына.

Иногда можно услышать, что евреи, не принимающие Иисуса Христа, поклоняются в своих синагогах только одному Отцу, а христиане и Отцу, и Сыну.

Это совершенно неверно.

Сегодня никто не может поклоняться Богу Отцу, если не принимает Бога Сына.

Человек, который имеет ясные библейские свидетельства о необходимости веры в Сына и отвергающий их в упрямстве греха неверия, возможно, сам того не зная, отвергает последний призыв к спасению в его жизни.

2-ая истина, отвержение которой может быть отвержением последнего призыва:

II. Познание Отца возможно только через познание Сына.

«И видящий Меня видит Пославшего Меня» (стих 45).

Речь идет о познании Отца, которое неотделимо от познания Сына.

Иисус Христос был самой яркой презентацией личности Отца.

Иисус пришел в мир, чтобы раскрыть человечеству сущность Бога, причем ни в коем случае речь не идет о физической сущности, так как Бог есть Дух, а о Его нравственной сущности.

Живущий рядом с Иисусом Христом, слушающий Его проповеди, замечающий особенности Его поведения, мог воспринять личность Бога Отца настолько максимально, насколько это вообще возможно для человека.

Иудеи читали о том, как видел славу Божью Моисей, Исаия и Иезекииль.

Они высоко ценили эти видения славы Божьей, считали их особыми моментами богопознания. Они хотели бы сами стать участниками подобного явления.

Но в то же самое время они недооценивали величайшее самораскрытие Бога Отца в личности Сына.

Отец и Сын совершенно едины.

Иудеи, не веровавшие в Сына, отвергали это единство.

Они рассчитывали знать Отца, иметь общение с Ним без признания Иисуса Христом и своим Спасителем.

Любой, кто пытается познать Бога вне Христа, атакует этим самым истину о единстве Отца и Сына. Отвержение истины о полном единстве Отца и Сына – опасный признак, говорящий о том, что человек неспасен.

Познание Отца неотделимо от познания Сына как своего личного Спасителя.

Отвергать эту истину – это значит отвергать призыв Бога к спасению.

А кто знает, может быть, для кого-то этот призыв звучит последний раз.

3-я истина, отвержение которой может быть отвержением последнего призыва:

III. Спасение возможно только через признание

Уникальности Сына.

«Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме»

(стих 46).

Называя Себя светом, который просвещает мир, находящийся во тьме греха, Иисус подчеркивает уникальность Своей личности, Своего служения.

«Весь мир во тьме, а единственный источник света – это Я», – говорит Господь, –

«Кроме Меня, больше нет света на этой земле».

Сегодня Иисусу бы возразили: «Вы говорите так, будто только Вы правы, а все остальные заблуждаются!»

Конечно же, народ не понимал уникальность личности и служения Иисуса, противился такой постановке вопроса. Они не считали Его единственным источником света, а себя не считали находящимися во тьме греха.

Отвергая все эти истины об уникальности Иисуса, иудеи в данный момент отвергли последний публичный призыв, обращенный к ним.

Тот, кто не верит в спасение только через Иисуса Христа, никогда не спасется!

4-ая истина, отвержение которой может быть отвержением последнего призыва:

IV. Спасение – основная миссия Сына.

«И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (стих 47).

Цель первого пришествия Христа – спасение грешников.

Евреи считали, что Мессия должен прийти для того, чтобы судить и мстить всем врагам Израиля. Иисус совершенно не вписывался в такое представление.

Он въехал в Иерусалим на осле.

Он не был вооружен.

Он не собирал армию.

Очевидно для нас, что народ Божий не понимал цель миссии Иисуса.

И даже после того как Господь объяснил ее:

«…Я пришел не судить мир, но спасти мир», –

народ продолжал упорствовать в неверии.

Иисус уже все объяснил: «Я един с Отцом, Моя миссия состоит в том, чтобы спасать, а не судить».

Но евреи отвергли спасающую цель Его миссии и продолжали ждать воинственного Мессию.

Любой, кто не понимает или отвергает, что цель прихода Иисуса в том, чтобы спасти грешников, отрицает центральную часть спасительной вести, спасительного призыва, который не будет звучать вечно и когда-то прозвучит для человека в последний раз.

И последнее:

5-ая истина, отвержение которой может быть отвержением последнего призыва:

V. Спасение зависит от отношения к словам Сына (стихи 48-50).

Слушатели Христа подходили слишком легкомысленно к Его словам, не понимая, что все Его слова очень важны по следующим причинам.

Во-первых, слова Христа станут судьей для неверующих в Него.

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (стих 48).

Великий суд у великого белого престола будет осуществляться на основании учения Христа, Его слов. Учение, которое Он провозгласил всенародно, будет свидетельствовать против неуверовавших и осудит их.

Во-вторых, слова Христа обладают особой важностью потому, что это слова, сказанные не просто от себя, но от Отца.

«Ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (стих 49).

Пренебрежительное отношение к словам Иисуса со стороны иудеев было не просто пренебрежительным отношением к словам сына плотника, но к словам Бога Отца, которые изложил Бог Сын.

В-третьих, слова Христа несли в себе спасающую силу, дарующую вечную жизнь.

«И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (стих 50).

Всякий, кто недооценивает важность слов Христа, относится к ним с пренебрежением, отвергает их, а, отвергая их, человек отвергает призыв к спасению, который может звучать в последний раз для него.

Заключение.

Итак, в Евангелии от Иоанна, Иисус обратился к жителям Иерусалима и паломникам, прибывшим для празднования Пасхи, с последним призывом.

Христос призывал:

веровать в Него,

понимать Его единство с Отцом,

осознавать уникальность Его служения,

спасающий характер Его миссии

и огромную важность Его слов, Его учения.

Но, к сожалению, этот призыв был отвергнут.

Около трех лет в течение всего земного служения Христа свет истины сиял над Израилем, но однажды он перестал сиять, и суд Божий обрушился на этот народ.

Начиная с семидесятого года I века, Бог наказывал Израиль за отвержение призывов Сына.

Александр Македонский перед взятием различных городов часто следовал определенной традиции. Перед осажденным городом зажигался огромный факел, который горел день и ночь. Жителям города объявляли: «Пока факел горит, вы можете добровольно сдаться, и тогда Александр пощадит город и жителей. Но как только огонь факела погаснет, город без милости будет разграблен, а люди убиты».

Человек, который слышит ясные истины Евангелия, находится в положении, похожем на положение жителей осажденного города.

Свет учения Христа еще светит перед ним, но упорство в грехе неверия может привести к тому, что однажды прозвучит последний призыв.

Свет погаснет, и человек обречет сам себя на вечную погибель.

Обратитесь к Христу сегодня, прямо сейчас.

Кто знает, может быть, этот призыв – последний призыв, который вы слышите в своей жизни.

Благословения смирения 28

Ев. Ин. 13:1-5

(Общий план)

Наши рекомендации