Поклонение, приятное Богу 21
Ев. Ин. 12:1-8
(Общий план)
I. Поклонение, приятное Богу, отличается жертвенностью (ст. 1-3)
II. Поклонение, приятное Богу, отличается превосходством над служением (ст. 4-8)
Поклонение, приятное Богу.
Ев. Ин. 12:1-8.
Вступление. Какую бы книгу Библии мы ни открыли, каждая из них учит истинному поклонению. Вообще Библия – это книга, которая объясняет, как правильно поклоняться Богу. Поэтому, я надеюсь, никому из нас не должно казаться, будто бы мы касаемся этой темы слишком часто. Поверьте, мы не делаем это чаще, чем говорит Библия.
И вообще мое переживание связано с тем, что я недостаточно учу и проповедую о поклонении, а не с тем, что делаю это слишком часто.
Если вы понимаете важность этой темы, вы будете радоватся тому, что начало 12-ой главы Евангелия от Иоанна рисует нам картину прекрасного жертвенного поклонения Христу.
То, что сделала Мария, помазав ноги Христа дорогостоящим маслом редкого растения, было действительно замечательным проявлением ее любви к Господу, это было внешним отражением глубокого внутреннего, сердечного поклонения Христу как Богу.
В 11-ой главе мы видим Марию, плачущую о смерти своего брата Лазаря.
В 32-ом стихе этой же главы она признает власть Христа над болезнями и называет Иисуса Господом, однако, как и Марфа, не понимает, что Иисус обладает властью еще и над смертью.
Воскресение Лазаря было бесспорным свидетельством о Христе как о всемогущем Боге.
Смотрите, что происходит.
После воскресения Лазаря разум Марии окончательно убежден в том, что Иисус, ее учитель – всемогущий Бог.
Данное понимание (верное богословие, христология) производит огромное желание радоваться и наслаждаться поклонением такому Богу (речь идет о внутреннем, сердечном восторге, горячей любви к Господу).
Ее сердце переполнено этим.
Верное богословие, понимание величия Христа, пробуждает истинные чувства любви и радости в ее сердце.
И это сердечное, внутреннее поклонение проявляется во внешнем жертвенном действии.
Здесь отчетливо заметны три составляющие истинного поклонения:
Во-первых, истинное поклонение неотделимо от истинного знания о Боге, неотделимо от верной христологии, основано на верном богословии.
(Мария на примере воскресения Лазаря могла окончательно усвоить истину о божественности Христа – великую доктрину Библии. Если бы Мария не верила, что Иисус – Бог, ее поклонение было не более чем идолопоклонством).
Во-вторых, истинное поклонение неотделимо от глубоких чувств внутреннего восторга, любви и сердечного преклонения.
(Поклонение без искренних чувств и сердечного преклонения – это лишь мертвая религия формалистов).
В-третьих, истинное поклонение – это не только знания, это не только сердечное, внутреннее преклонение перед Богом, но это и действия – Мария действует.
(Поклонение, которое не стремится к практическим проявлениям послушания – не более чем самообман).
Наверное, для каждого читающего первые стихи 12-ой главы очевидно – Мария хотела сделать приятное Господу, Богу.
Итак, мы видим из 7-го и 8-го стихов, Иисусу было приятно то, что она сделала.
Это было действительно поклонение, приятное Богу.
Стремление к тому, чтобы поклонение было приятно Богу, – вот, что двигало многими святыми.
Поклонение Ноя в жертвоприношении после потопа было приятно Богу.
«И устроил Ной жертвенник Господу, и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание…» (Быт. 8:20-21).
Давид страстно желал, чтобы его поклонение было приятно Богу.
В 140-ом Псалме 2-ом стихе он восклицает:
«Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя».
В 5-ой главе Послания к Ефесянам крестная смерть Христа названа жертвой, приятной Богу:
«…и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2).
Размышляя об этой теме, я открыл симфонию и обнаружил следующее: более сорока раз Священное Писание говорит о поклонении (жертве), которое было или должно быть приятным Богу!
Вы знаете, это просто потрясло меня!
Мы, обычные люди, можем радовать Бога?!
Наше поклонение может быть приятным для Него.
Да кто я такой, чтобы моя жизнь, мое мышление, мои слова и поступки могли принести радость Царю миров, Отцу духов?
Подумать только, я, маленький человек, живущий на маленькой планете Земля (масса которой в 330 тысяч раз меньше массы Солнца, а в нашей галактике более двухсот миллиардов таких звезд, как Солнце, и гораздо больших, а таких галактик уже обнаружено более нескольких миллионов, и многие из них гораздо больше нашей, и что там дальше – увидеть не могут даже самые мощные телескопы), и я, маленький человек, могу делать то, что может быть приятно Творцу бесконечной вселенной.
Вы знаете, это захватывает мой дух и пленяет мои мысли.
Здесь еще важно отметить одну деталь: поклонение не может быть нейтральным – оно либо радует Бога, либо огорчает Его. Наше поклонение может быть либо приятным Богу, либо отвратительным для Него. И нет середины.
«…Курение отвратительно для Меня… праздничных собраний не могу терпеть… праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис. 1:13,14).
Очень важно запомнить, что наше поклонение Богу не может быть нейтральным.
Хотите ли вы, чтобы ваше поклонение Богу было приятно Ему, чтобы оно было таким же приятным, как поклонение Марии?
Для этого необходимо помимо верного богословия (знаний), помимо сердечного радостного преклонения (чувств), помимо стремления к послушанию (готовность к действию) обратить внимание еще на две особенности.
Рассмотрим два отличия, две особенности поклонения, приятного Богу.
Первая особенность поклонения, приятного Богу (которую мы сегодня отметим):
I. Поклонение, приятное Богу, отличается жертвенностью.
«За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт чистого драгоценного нардового мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (стихи 1-3).
11-ая глава Евангелия от Иоанна заканчивается оскорбительными отзывами фарисеев об Иисусе Христе, решивших вместе с первосвященниками убить Сына Божьего.
В резком контрасте с этой злобной ненавистью – прекрасное поклонение Марии.
За шесть дней до последней Пасхи в земной жизни Господа Его дорогие друзья, жившие в Вифании рядом с Иерусалимом, приготовили вечерю, ужин в честь Иисуса Христа.
В те времена существовали определенные обычаи торжественных пиров в честь какого-нибудь гостя. Также было принято приглашать странствующих учителей выступить с речью, предоставляя им кров и пищу.
Итак, за несколько дней до крестной смерти уставший от противостояния с фарисеями Спаситель, не имевший даже собственного дома, где бы Он мог передохнуть, оказывается в кругу друзей, близких Ему людей. Среди прочих, рядом с Ним находится и Лазарь, которого Он воскресил, его сестры, Марфа и Мария, дорогие для Христа люди (вспомните, что сказано в Ин. 11:5:
«Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря»).
Приготовление ужина, торжественного ужина в честь Иисуса Христа было определенной жертвой для Его друзей. Если даже сегодня особый прием гостей является хлопотным делом, то можете себе представить, насколько более трудоемким процессом было приготовление пищи в те времена. Многим из нас достаточно лишь нажать кнопку или повернуть ручку печи для приготовления пищи, а тогда необходимо было разжигать дрова. Для того чтобы набрать питьевой воды, нам достаточно открыть водопроводный кран, в те времена необходимо было идти к колодцу и носить оттуда воду. Не было супермаркетов, не было вакуумных упаковок, не было холодильников. Нельзя было открыть холодильник, взять кусочек замороженного мяса, чтобы приготовить из него что-нибудь, необходимо было убить животное, затем разделать его и потом готовить, в некоторых случаях можно было купить мясо, но цена такой покупки была достаточно высокой.
В общем, вы понимаете, что ужин, приготовленный в честь Христа, был определенной жертвой, хорошей жертвой любящих сердец.
Но здесь на фоне этой прекрасной жертвы мы видим жертву еще более превосходную:
«Мария же, взяв фунт чистого драгоценного нардового мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (стих 3).
Движимая огромной любовью к Христу, Мария достает алебастровый сосуд (об этом мы узнаем от других евангелистов; алебастром называли высококачественный мрамор, добываемый в Египте и используемый для изготовления дорогостоящих сосудов, в которых хранили дорогие ароматные жидкости), разбивает его (скорее всего, она разбила только горлышко) и изливает все содержимое этого сосуда на Христа, отирая волосами Его ноги (сделать это было нетрудно, поскольку во время приема пищи возлежали, вытянув ноги).
Нардовое миро – это масло, полученное из корня особого растения, растущего в Индии.
1 фунт – это триста грамм. Стоимость такого объема данного масла была невероятно высокой, из 5-го стиха мы узнаем, что она составляла 300 динариев.
1 динарий был средней заработной платой рабочего за один день.
Так как в Израиле не работали по субботам и по святым праздникам, то триста динариев составляли среднегодовой заработок. Огромная сумма по тем временам.
Обычно такое дорогое масло не использовали в таком количестве за один раз.
Согласно традициям того времени после приема пищи голову дорогого гостя умащали небольшим количеством благовоний.
Помните, Давид говорит в 22-ом Псалме:
«Умастил елеем голову мою».
Благовония никогда не использовались для ног, ноги омывались только водой перед приемом пищи.
Итак, Мария расходует огромную сумму денег, расходует очень щедро, расточительно и крайне необычно.
И еще обратите внимание на то, каким образом она втирает это масло:
«…отерла волосами своими ноги Его».
В Палестине ни одна порядочная женщина не могла показываться в обществе с распущенными волосами. Волосы считали украшением женщины, знаком чести, вспомните 1Кор. 11:15:
«…но если жена растит волосы, для нее это честь…»
Совершенно позабыв о себе, Мария отирает ноги Господа.
Она как будто бы слагает свой венец, олицетворяющий ее женскую красоту и честь, у ног Христа.
Какое смирение!
Перед нами восхитительный пример жертвенного поклонения, приятного Богу.
Когда мы жертвуем чем-либо ради Бога, мы этим показываем, что земные ценности, которые можно приобрести на эти деньги, – ничто по сравнению с личностью Самого Бога!
Радость от поклонения бесконечно превосходит радость от пользования земными благами.
Когда мы жертвуем чем-либо дорогостоящим ради Бога, это говорит о том, что для нас наслаждение от жертвы выше наслаждения от материальных ценностей, которые можно приобрести на пожертвованные деньги.
Я бы очень хотел, чтобы пример Марии побудил каждого из нас к такому поклонению, которое бы отличалось жертвенностью, ведь оно приятно Богу!
Не просто хорошей жертвой, а жертвой лучшей – максимализмом в служении.
Я думаю, что поклонение многих христиан может не приносить особого удовольствия ни Богу, ни им самим из-за того, что в нем нет места духовному подвигу, особой жертвенности, особой посвященности.
Многие люди пытаются служить Богу, не напрягаясь, как они говорят, «по мере возможности», без страстного желания сгореть в служении, растратить, отдать самого себя. К сожалению, большинство людей не продвигается дальше этого.
Они согласны что-то делать, что-то жертвовать, но без особых усилий.
Причина – недостаток любви к Богу, недостаток поклонения в сердце.
Поклонение, приятное Богу, отличается жертвенностью, особой жертвенностью.
Самые великие поклонники Бога в истории человечества отдавали Богу все, включая собственные жизни, живя и умирая ради славы Божьей.
Смотря на жертвенное поклонение Марии, кое-кто может сказать:
«Ну, ей было хорошо. Иисус был рядом с ней, она могла послужить Господу лично, а сегодня Он на небесах. Как я могу жертвенно послужить Ему? Да, я люблю Господа и хочу послужить лично Ему, но как это сделать, если Его нет с нами? Как сегодня, живя на земле, можно проявить особую любовь к Христу, Который на небесах? Как сделать приятное Господу?»
Вот, как.
Откройте, пожалуйста, Послание к Филиппийцам 4:18:
«Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу».
Павел находится в заключении, под домашним арестом.
Смотрите, что делают филиппийцы.
Они делают сбор, собирают определенную сумму денег и отправляют ее с Епафродитом, который, рискуя жизнью, доставляет средства по опасным дорогам того времени, и преподносит в дар Павлу.
И Павел говорит: «Деньги, которые я получил от вас, были жертвой, приятной (кому?) Богу». Деньги переданы Павлу, а жертва приятна Богу!
Вот оказывается, как христианин может делать приятное Богу, Богу, Который самодостаточен и ни в чем не имеет нужды.
Служение Божьим людям – это служение Христу.
Делая приятное святым, мы делаем приятное Самому Творцу вселенной.
Если вы еще в этом не убеждены, тогда вспомните, что Господь сказал в 25-ой главе Евангелия от Матфея:
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо был голоден Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Или жаждущим – и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим – и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?»
И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне»»
(Мф. 25:34-40).
Хотя в этом отрывке речь идет о суде над народами в преддверии тысячелетнего царства, тем не менее, общий принцип, раскрытый здесь, актуален во все времена.
Служение Божьим людям – это служение Христу.
Перечисляя добрые качества благочестивой женщины в 1Тим. 5:10 Павел называет такое:
«умывала ноги святым»,
то есть выполняла самую непрестижную работу, которую поручали выполнять самым низким рабам того времени.
Ученики Христа на тайной вечере отказались выполнять такую работу, и тогда Иисус дал им урок – Он омыл Сам ноги учеников.
Сердце, поклоняющееся Господу, готово выполнять самую непрестижную работу: мыть ноги и даже отирать их волосами, и делать это с радостью, наслаждаясь поклонением Богу, проявленном внешне в таком смиренном служении.
Поклонение, приятное Богу, отличается жертвенностью, оно не может быть другим, оно не может быть ничего не стоящим.
Вспомните слова Давида:
«…не вознесу Господу Богу моему жертвы, [взятой] даром…» (2Цар. 24:24).
Давид любил Бога и поклонялся Ему от сердца, поэтому не хотел, чтобы его жертва была ничего не стоящей.
Если вы хотите, чтобы ваше поклонение было приятно Богу, будьте жертвенным человеком, подражая Марии, стремитесь не просто к жертвенности, а к особой жертвенности, отличающейся подвигом, стремлением и максимальной посвященностью Божьим целям!
Итак, первая особенность поклонения, приятного Богу, которую мы уже отметили: поклонение, приятное Богу, отличается жертвенностью.
Вторая особенность:
II. Поклонение, приятное Богу, отличается превосходством
над служением.
«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: «Почему бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вором. Он имел [при себе денежный] ящик и брал из того, что туда опускали.
Иисус же сказал: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
Ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда»» (стихи 4-6).
Увидев, какую огромную сумму денег потратила Мария в этом акте поклонения, Иуда начал возмущаться: «Какой смысл в такой огромной трате? Лучше бы продать это масло за триста динариев и вырученные деньги раздать нищим!»
Читая 5-ый стих, может показаться, будто Иуда действительно заботится о нищих.
Однако в 6-ом стихе евангелист Иоанн поясняет, что двигало Иудой.
Иуда был ответственным за пожертвования, которые делали люди, желающие поддержать служение Христа. Иуда имел при себе денежный ящик, из которого он брал средства бесконтрольно на свои личные нужды, то есть воровал.
Вот, почему возмутился Иуда, не потому что заботился о нищих, а потому что переживал о том, что не смог поживиться от такой огромной суммы денег.
Евангелист Матфей добавляет – ученики Христа поддержали возмущение Иуды, так как на тот момент еще не знали, что он вор.
Рациональные доводы Иуды о том, что помощь нищим важнее, чем такое особое проявление любви к Иисусу, видимо, показались ученикам весьма убедительными.
Реакция Спасителя расставила все по местам.
«Иисус же сказал: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда»» (стихи 7-8).
Мария совершила этот поступок просто из-за любви к Господу, однако она этим поступком приготовила Иисуса к погребению (хотя даже сама этого не осознавала). Спаситель не поддерживает возмущения Иуды и учеников, а скорее, одобряет то, что сделала Мария, указывая на ограниченность Своего земного пребывания с ними.
«Ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда» (стих 8).
Пожалуйста, не поймите Христа неправильно!
Спаситель не говорит о том, что не нужно подавать нищим, нет, нет, нет!
Господь лишь говорит о том, что поклонение превосходит любое земное служение.
Наверное, у многих из вас возникает вопрос: почему поклонение Богу превосходит любое земное служение, и помощь нищим в том числе?
Вот, почему.
Потому что Бог, а не человек, является наивысшей ценностью, потому что Христос – это Бог, а самой большой ценностью во вселенной является Бог!
Если Бог является наивысшей ценностью во вселенной, тогда более всего Бог должен ценить (кого?) Самого Себя! Следовательно, Бог поступал бы несправедливо, если бы ценил кого-то выше Самого Себя, пусть даже нищих.
Любая вещь или личность, которую кто-либо ценит наравне или выше Бога, является идолом. Следовательно, Бог был бы виновен в грехе идолопоклонства, что невозможно для Него, если бы ценил кого-то или что-то выше Самого Себя.
Односторонняя забота о нищих, больных и нуждающихся людях, сострадание к ним без преклонения перед Богом превращает служение не более чем в светское предприятие, на которое способны даже совершенно неверующие люди, работники социальных служб, гуманисты, атеисты, религиозные законники и пр.
Жертва, проявленная в заботе о людях, понятна даже неверующим, но жертва любви, направленная только к Богу, непонятна им, потому что наивысшей ценностью для них является человек, а не Бог.
Невозрожденные религиозные люди способны петь христианские песни, способны строить храмы, способны руководить, произносить разные религиозные речи, способны творить дела милосердия.
Только по-настоящему от сердца поклоняться Богу, радуясь и наслаждаясь библейским пониманием Его личности, они не могут.
Любая религиозная деятельность без поклонения или опережающая поклонение неугодна Богу.
Еще раз повторю: Иисус вовсе не против помощи нуждающимся, не против внешнего служения. Спаситель Сам все это делал: исцелял больных, кормил голодных.
Иисус лишь говорит о превосходстве поклонения над служением.
Сердечное поклонение – причина, внешнее проявление поклонения – следствие.
Служение христиан может страдать из-за непонимания того, что любовь и поклонение Богу в сердце должно опережать любое служение.
К сожалению, мне приходилось встречать тех, кто с головой погружен в религиозную деятельность. Они поют, проповедуют, евангелизируют, не понимая Бога, порой даже не зная или, что еще хуже, откровенно противясь некоторым Его атрибутам.
Конечно же, без истинного знания не может быть истинного поклонения.
Вот и получается, что внешняя деятельность опережает поклонение.
Или, например, есть у человека музыкальный талант или ораторские способности, и человек поет красиво и проповедует красноречиво, а смиренного и восторженного поклонения нет, нет глубины в понимании Бога.
Вот и получается, что талант, внешнее служение, опережает поклонение.
Конечно, вы понимаете, что такое служение неугодно Богу.
Заключение.
Проверяйте свое поклонение:
· Проявляется ли оно в особой жертвенности, посвященности, стремлении отдать Богу самое лучшее, самое дорогое, самое ценное?
Если вам незнакомы такие стремления, вряд ли ваше поклонение будет приятным Господу.
· Проявляется ли оно в превосходстве внутреннего поклонения над внешним служением?
Если же у вас все наоборот: религиозная деятельность, привычки, традиции присутствуют, а сердечное поклонение, радость и наслаждение общением с Богом отстает или отсутствует, тогда можно сказать, что такое поклонение неприятно Богу.
Я хочу, чтобы мы в заключение вернулись к той же мысли, с которой начали, потому что это прекрасная, восхитительная, захватывающая мысль: подумать только, я, песчинка во вселенной, могу своим поклонением делать приятное, угодное Создателю мироздания!!!
Не уходите от этой мысли сразу же после этой проповеди, думайте о ней, размышляйте, живите ей!
Влияние свидетеля 22
Грядущего воскресения
Ев. Ин. 12:9-11
(Общий план)